Научная статья на тему 'Особенности мотивации субъектов региональной экономики к инновационной деятельности'

Особенности мотивации субъектов региональной экономики к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СТЕЙКХОЛДЕРЫ ЭКОНОМИКИ / МОТИВАЦИЯ / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / REGIONAL ECONOMY / ECONOMY STAKEHOLDERS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебрякова Н.А., Дорохова Н.В., Князева И.Ю.

Исследована важная научная и практическая проблема выявление особенностей мотивации субъектов региональной экономики к инновационной деятельности. Установлено наличие ярко выраженной корреляции между инновационной активностью стейкхолдеров и степенью их мотивации. Доказано, что для интенсификации инновационных процессов важно учитывать и диагностировать внутреннюю мотивацию групп стейкхолдеров. В ходе исследования обоснована необходимость создания условий для реализации групповых интересов стейкхолдеров при их участии в инновационной деятельности. Сделан вывод о необходимости разработки систем мотивации стекхолдеров к инновационной деятельности, максимально полно учитывающих их групповые интересы. Доказано, что эффективная инновационная деятельность в регионе невозможна без создания системы методов и приемов мотивации, адекватной интересам групп стейкхолдеров. Такая система мотивации должна выступать неотъемлемым элементом стратегии инновационных преобразований на уровне региона. Проведенное авторами исследование позволило сделать вывод о необходимости разработки и внедрения в практику методов и приемов мотивации групп стейкхолдеров к инновационной деятельности. Доказана целесообразность применения в рамках системы мотивации таких методов, как институциональный, экономический и организационный, а также выделены наиболее перспективные приемы мотивации. Важно, что выбор конкретного метода и приема мотивации зависит во многом от специфики групповых интересов стейкхолдеров. Чем более полно они смогут реализовать свои интересы в процессе инновационной деятельности, тем выше будет степень их инновационной активности. Проанализировано соответствие предложенных приемов мотивации возможности достижения групповых интересов стейкхолдеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of motivation of regional economy subjects to innovative activity

An important scientific and practical problem is investigated the identification of the peculiarities of the motivation of regional economic entities to innovative activities. The presence of a pronounced correlation between the innovative activity of stakeholders and the degree of their motivation is established. It is proved that for the intensification of innovative processes it is important to consider and diagnose the internal motivation of stakeholder groups. The study substantiates the need to create conditions for the realization of group interests of stakeholders with their participation in innovation. It is concluded that it is necessary to develop systems for motivating stackers to innovative activities that fully take into account their group interests. It has been proved that effective innovation in the region is impossible without creating a system of methods and techniques of motivation that is adequate to the interests of stakeholder groups. Such a motivation system should be an integral element of the strategy of innovative transformations at the regional level. The study conducted by the authors allowed us to conclude that it is necessary to develop and put into practice methods and techniques for motivating stakeholder groups to innovative activities. The expediency of applying such methods as institutional, economic and organizational as part of the motivation system is proved, and the most promising methods of motivation are highlighted. It is important that the choice of a specific method and the method of motivation depends largely on the specifics of the group interests of stakeholders. The more fully they will be able to realize their interests in the process of innovative activity, the higher will be the degree of their innovative activity. The correspondence of the proposed methods of motivation of the possibility of achieving the group interests of stakeholders is analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации субъектов региональной экономики к инновационной деятельности»

ВестникВГУИЖ/Proceedings of VSUET ISSN 2226-910X E-ISSN 2310-1202

DOI: http://doi.org/1Q.20914/231Q-12Q2-2Q19-4-274-279_Оригинальная статья/Research article_

УДК 338_Open Access Available online at vestnik-vsuet.ru

Особенности мотивации субъектов региональной экономики к инновационной деятельности

Надежда А Серебрякова1 nadserebryakova@mail.ru 0000-0002-9141-5580 Наталья В. Дорохова 1 nv_dorohova@mail.ru 0000-0001-7092-2623 _Ирина Ю. Князева 2 i.knyazeva@icloud.com 0000-0001-8034-234х

1 Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия

2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Воронежский филиал), ул. Карла Маркса, 67 А, г. Воронеж, 394030, Россия_

Аннотация. Исследована важная научная и практическая проблема - выявление особенностей мотивации субъектов региональной экономики к инновационной деятельности. Установлено наличие ярко выраженной корреляции между инновационной активностью стейкхолдеров и степенью их мотивации. Доказано, что для интенсификации инновационных процессов важно учитывать и диагностировать внутреннюю мотивацию групп стейкхолдеров. В ходе исследования обоснована необходимость создания условий для реализации групповых интересов стейкхолдеров при их участии в инновационной деятельности. Сделан вывод о необходимости разработки систем мотивации стекхолдеров к инновационной деятельности, максимально полно учитывающих их групповые интересы. Доказано, что эффективная инновационная деятельность в регионе невозможна без создания системы методов и приемов мотивации, адекватной интересам групп стейкхолдеров. Такая система мотивации должна выступать неотъемлемым элементом стратегии инновационных преобразований на уровне региона. Проведенное авторами исследование позволило сделать вывод о необходимости разработки и внедрения в практику методов и приемов мотивации групп стейкхолдеров к инновационной деятельности. Доказана целесообразность применения в рамках системы мотивации таких методов, как институциональный, экономический и организационный, а также выделены наиболее перспективные приемы мотивации. Важно, что выбор конкретного метода и приема мотивации зависит во многом от специфики групповых интересов стейкхолдеров. Чем более полно они смогут реализовать свои интересы в процессе инновационной деятельности, тем выше будет степень их инновационной активности. Проанализировано соответствие предложенных приемов мотивации возможности достижения групповых интересов стейкхолдеров.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, региональная экономика, стейкхолдеры экономики, мотивация

Features of motivation of regional economy subjects to

innovative activity

Nadezhda A Serebryakova 1 nadserebryakova@mail.ru 0000-0002-9141-5580 Natalia V. Dorokhova 1 nv_dorohova@mail.ru 0000-0001-7092-2623 _Irina Yu. Knyazeva_2 i.knyazeva@icloud.com 0000-000l-8034-234x

1 Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia

2 Russian University of Economics G.V. Plekhanova (Voronezh branch), Karl Marx street, 67 A, Voronezh, 394030, Russia Abstract. An important scientific and practical problem is investigated - the identification of the peculiarities of the motivation of regional economic entities to innovative activities. The presence of a pronounced correlation between the innovative activity of stakeholders and the degree of their motivation is established. It is proved that for the intensification of innovative processes it is important to consider and diagnose the internal motivation of stakeholder groups. The study substantiates the need to create conditions for the realization of group interests of stakeholders with their participation in innovation. It is concluded that it is necessary to develop systems for motivating stackers to innovative activities that fully take into account their group interests. It has been proved that effective innovation in the region is impossible without creating a system of methods and techniques of motivation that is adequate to the interests of stakeholder groups. Such a motivation system should be an integral element of the strategy of innovative transformations at the regional level. The study conducted by the authors allowed us to conclude that it is necessary to develop and put into practice methods and techniques for motivating stakeholder groups to innovative activities. The expediency of applying such methods as institutional, economic and organizational as part of the motivation system is proved, and the most promising methods of motivation are highlighted. It is important that the choice of a specific method and the method of motivation depends largely on the specifics of the group interests of stakeholders. The more fully they will be able to realize their interests in the process of innovative activity, the higher will be the degree of their innovative activity. The correspondence of the proposed methods of motivation of the possibility of achieving the group

interests of stakeholders is analyzed._

Keywords: innovation, innovation activity, regional economy, economy stakeholders, motivation

Для цитирования Серебрякова Н.А., Дорохова Н.В., Князева И.Ю. Особенности мотивации субъектов региональной экономики к инновационной деятельности // Вестник ВГУИТ. 2019. Т. 81. № 4. С. 274-279. doi: 10.20914/2310-1202-2019-4-274-279

For citation

Serebryakova N.A., Dorokhova N.V., Knyazeva I.Yu. Features of motivation of regional economy subjects to innovative activity. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2019. vol. 81. no. 4. pp. 274-279. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2019-4-274-279_

© 2019, Серебрякова Н.А. и др. / Serebryakova N.A. et al.

This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License

Серебрякова Н.А и ty Веспмик,ВТУМТ, 2019, Т. 81, № 4, Введение

Одной из стратегических целей социально-экономического развития РФ выступает переход к инновационной модели, предполагающей отказ от экспортно-сырьевой ориентации экономики в пользу экономики, основанной на знаниях. Однако несмотря на предпринимаемые усилия, наша страна существенно отстает от передовых стран в сфере развития науки, техники, технологий. Как отмечает К.В. Названова, «основные показатели национальной экономики уступают средним мировым значениям инновационного развития. По данным рейтинга Всемирного экономического форума, в 2015 г. из 140 стран Россия находилась на 45-м месте по уровню международной конкурентоспособности, на 68-м месте -по инновационному потенциалу и на 95-м -по развитости финансового рынка» [5]. При этом в РФ имеет место существенная дифференциация на региональном уровне по интенсивности инновационной деятельности. Соглашаясь с мнением И.В. Авдеева, важно отметить, что развитие инновационной деятельности в отдельно взятом субъекте РФ значительно коррелирует со степенью мотивации основных субъектов региональной экономики к инновационной деятельности [4].

Анализ практики государственного управления инновационной деятельностью на региональном уровне позволяет утверждать, что различные группы стейкхолдеров (региональные органы власти; научные организации; образовательные организации; бизнес-сообщество; население региона) существенно отличаются преследуемыми интересами, а также реакцией на стимулы инновационного развития [1].

С. 274-279 post@vestnik-vsvet.ru_

Кроме того, данные группы имеют зачастую диаметрально противоположные интересы и демонстрируют оппортунистическое поведение. При этом низкая степень мотивации стейкхолдеров к инновационной деятельности выступает существенным препятствием к эффективному развитию инновационной деятельности [3]. Напротив, их высокая степень мотивации формирует прочный базис для развития инновационной деятельности в регионе. Следовательно, для интенсификации инновационных процессов важно учитывать и диагностировать внутреннюю мотивацию групп стейкхолдеров.

Обсуждение

Высокая степень мотивации стейкхолдеров к инновационной деятельности выступает свидетельством их готовности к нововведениям, а также говорит о том, что они могут достичь своих групповых интересов. Как отмечает И.В. Авдеев, «уровень мотивированности к инновациям выступает наиважнейшим показателем оценки потенциала региональной инновационной подсистемы к развитию. Игнорирование факторов, определяющих уровень мотивированности групп стейкхолдеров к инновационной деятельности, провоцирует снижение эффективности региональной инновационной подсистемы. А также может приводить к диспропорциям между возможностями инновационного развития и их реализацией» [4]. Таким образом, достижение высокой степени мотивации стейкхолдеров к инновационной деятельности возможно лишь посредством выявления и реализации их групповых интересов. (рисунок 1).

Инновационная деятельность Innovative activity

Соответствует интересам группы meets the interests of the group

Не соответствует интересам группы Not in the interests of the group

Мотивированная к инновационной деятельности группа стейкхолдеров Motivated to innovate a group of stakeholders

Немотивированная к инновационной деятельности группа стейкхолдеров Unmotivated to innovation a group of stakeholders

Рисунок 1. Мотивированность групп стейкхолдеров к инновационной деятельности Figure 1. Motivation of stakeholder groups to innovate

Sereßryakpva N.A et al. Proceedings of VSUET, 2019, voC 81,

В зависимости от степени соответствия инновационных процессов групповым интересам стейкхолдеров последние избирают соответствующие стратегии приспособления к ним. В том случае если инновационная деятельность позволяет наиболее полно реализовать групповые интересы стейкхолдеров, в основе их поведения лежит стратегия полного признания, предполагающая активное участие стейкхолдеров в инновационной деятельности, инициативность, высокую степень заинтересованности в конечных результатах [2].

В случае частичной реализации групповых интересов избирается стратегия частичного признания, подразумевающая менее активное и заинтересованное участие групп стейкхолдеров в инновационной деятельности, их низкую инициативность, нейтральное отношение к инновациям [6, 7].

В случае невозможности удовлетворения групповых интересов в процессе инновационной деятельности стейкхолдеры избирают стратегию полного отрицания, предполагающую полное

no. 4, pp. 274-279 post@vestmk-vsuet.ru

неприятие инноваций, низкую или практически нулевую инновационную активность, полный или частичный отказ от инновационных продуктов [8].

Методы и приемы мотивации стейкхолдеров к инновационной деятельности

Для эффективного и динамичного развития инновационной деятельности в субъекте РФ необходимо обеспечить высокий уровень мотивации всех групп стейкхолдеров к инновационной деятельности на основе создания условий для реализации их групповых интересов, что будет способствовать избранию ими стратегии полного признания инновационной деятельности. Данная целевая установка может быть реализована посредством разработки механизма мотивации всех групп стейкхолдеров к инновационной деятельности, базирующегося на использовании адекватного инструментария. Считаем целесообразным в данном контексте применение следующих методов мотивации (рисунок 2).

Рисунок 2. Методы мотивации субъектов региональной экономики к инновационной деятельности Figure 2. Methods of motivating regional economic entities to innovate

Применение каждого из обозначенных методов мотивации групп стейкхолдеров к инновационной деятельности базируется на совокупности приемов. При выборе конкретного приема мотивации важно учитывать групповые интересы стейкхолдеров, которые они смогут удовлетворить путем мотивированного участия в инновационной деятельности.

Так, институциональный метод мотивации предполагает использование следующих приемов: расширение нормативно-правовой базы управления инновационной деятельностью на основе адаптации зарубежного опыта; совершенствование методического базиса инновационной деятельности; создание механизмов и инструментов

координации взаимодействия групп стейкхолде-ров в процессе инновационной деятельности; совершенствование инфраструктуры инновационной деятельности; формирование на основе использования передовых информационно-телекоммуникационных технологий условий для эффективного взаимодействия групп стейкхолдеров [9].

Важно отметить, что перечисленные приемы мотивации, применяемые в рамках реализации институционального метода, носят обобщенный характер и в разной степени соответствуют условию наиболее полного достижения групповых интересов стейкхолдеров (таблица 1).

Серебрякова Н.А и ty Веспмик,ВТУИТ, 2019, Т. 81, № 4, С. 274-279 post@vestnik-vsuet.ru

Таблица 1.

Соответствие приемов институционального метода мотивации групповым интересам стейкхолдеров

Table 1.

Compliance of the methods of institutional motivation with the group interests of stakeholders

Наименование Name Развитие нормативно-правовой базы Development of the legal framework Совершенствование методического базиса Improving the methodological basis Совершенствование взаимодействия Improving the interaction Совершенствование инфраструктуры Infrastructure improvement Формирование условий для взаимодействия Creating conditions for interaction

Органы

региональном

власти + + + + +

The regional authorities

Бизнес + + + + +

Business

Научные

институты scientific Institute + + + + +

Образовательные

организации Educational + + + + +

organization

Профсоюзы Unionists + + + +

Население + +

Population

Использование экономического метода мотивации базируется на комплексе следующих приемов: налоговые льготы; субсидирование инновационной деятельности; льготное кредитование; страхование рисков инновационной деятельности; развитие консалтинговых услуг [10].

Данные приемы мотивации также носят обобщенный характер и в разной степени отвечают интересам групп стейкхолдеров (таблица 2).

Применение организационного метода мотивации предполагает использование следующих

приемов: формирование потребности в инновациях; развитие адаптивной корпоративной культуры; формирование цифровых компетенций у населения; формирование инновационного типа поведения у представителей государственной власти; изменение типа потребительского поведения.

Данные приемы мотивации носят универсальный характер и в разной степени отвечают интересам групп стейкхолдеров (таблица 3).

Наименование Name Налоговые льготы Tax benefits Субсидии Subsidies Льготное кредитование Preferential lending Страхование Insurance Консалтинг Consulting

Органы региональной власти The regional authorities + + +

Бизнес | Business + + + + +

Научные институты scientific Institute + + + + +

Образовательные организации Educational organization + + + + +

Профсоюзы | Unionists + + +

Население | Population + + +

Таблица 2.

Соответствие приемов экономического метода мотивации групповым интересам стейкхолдеров

Table 2.

Compliance of methods of economic method of motivation with group interests of stakeholders

Serebryakova N.A. et al. Proceedings of VSUET, 2019, vol. 81, no. 4, pp. 274-279 post@vestnik-vsuet.ru

Таблица 3.

Соответствие приемов организационного метода мотивации групповым интересам стейкхолдеров

Table 3.

Compliance of organizational methods of motivation with group interests of stakeholders

Наименование Name Формирование потребности Creating a need Развитие адаптивной оргкультуры Development of adaptive organizational culture Формирование цифровых компетенций The formation of digital competencies Формирование инновационного поведения Formation of innovative behavior Изменение типа потребительского поведения Changing the type of consumer behavior

Органы региональной власти The regional authorities + + + +

Бизнес | Business + + + +

Научные институты scientific Institute + + + +

Образовательные организации Educational organization + + + +

Профсоюзы | Unionists + + + +

Население | Population + + +

Таким образом, эффективная инновационная деятельность в регионе невозможна без создания системы методов и приемов мотивации, адекватной интересам групп стейкхолдеров. Данная система мотивации должна выступать неотъемлемым элементом стратегии инновационных преобразований на уровне региона.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости разработки и внедрения в практику методов и приемов мотивации групп стейкхолдеров к инновационной

деятельности. При этом важно отметить, что выбор конкретного метода и приема мотивации зависит во многом от специфики групповых интересов стейкхолдеров. Чем более полно они смогут реализовать свои интересы в процессе инновационной деятельности, тем выше будет степень их инновационной активности. Системы мотивации стейкхолдеров к инновационной деятельности должны выступать обязательным структурным элементом стратегии развития инновационной деятельности на уровне субъекта РФ.

Литература

1 Cruz-Jesus F., Oliveira T., Bacao F., Irani Z. Assessing the pattern between economic and digital development of countries // Information Systems Frontiers. 2017. V. 19. P. 835-854. doi: 10.1007/sl0796-016-9634-l

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Porter M.E. The Economic Performance of Regions // Regional Studies. 2003. V. 37. № 6-7. Р. 549-578. doi: 10.1080/0034340032000108688

.i Synopsis of policy options for creating a supportive environment for innovative development. Economic commission for Europe committee on economic cooperation and integration. Geneva, 2008. URL: http://www.unece.org/ fileadmin/DAM/ceci/ documents/2008/session3/ECE_CECI_2008_3 .pdf

4 Авдеев И.В. Структурно-цифровая трансформация как фактор инновационного развития региональной экономической системы. URL: https://docviewer.yandex.ru

5 Названова К.В. Инновации как инструмент современной трансформации экономики: теоретический аспект // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 2. С. 251-259.

<1 Файзуллоев М.К. Формирование и развитие региональной инновационной системы: состояние и проблемы. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/121332298

Фаттахов Р.В., Низамутдинов М.М., Орешников В.В. Инструментарий обоснования параметров стратегического развития региона на базе адаптивно-имитационного моделирования // Регион: экономика и социология. 2017. № 1. С. 101-120.

N Фокеев М.А. Ключевые факторы инновационного развития регионов России // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 15. С. 900-912.

ч) Хасаншин И.А. Управление развитием инновационной активности предпринимательских структур на региональном уровне // Управление экономическими системами. 2017. № 2 (96).

Ю Шакиров Т.Р. Развитие инновационной экономики региона на основе формирования информационной инфраструктуры: автореф. дис... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2017. 20 с.

Серебрякова Н.А и др. Вестник,<ВГУМШ, 2019, Т. 81, №>. 4, С. 274-279

post@vestnik-vsuet.ru

References

1 Cruz-Jesus F., Oliveira T., Bacao F., Irani Z. Assessing the pattern between economic and digital development of countries. Information Systems Frontiers. 2017. vol. 19. pp. 835-854. doi: 10.1007/s10796-016-9634-1

2 Porter M.E. The Economic Performance of Regions. Regional Studies. 2003. vol. 37. no. 6-7. pp. 549-578. doi: 10.1080/0034340032000108688

3 Synopsis of policy options for creating a supportive environment for innovative development. Economic commission for Europe committee on economic cooperation and integration. Geneva, 2008. Available at: http://www.unece.org/ fileadmin/DAM/ceci/ documents/2008/session3/ECE_CECI_2008_3.pdf

4 Avdeev I.V. Structural-digital transformation as a factor in the innovative development of the regional economic system. Available at: https://docviewer.yandex.ru (in Russian).

5 Nazvanova K.V. Innovation as an instrument of modern transformation of the economy: theoretical aspect. Economic analysis: theory and practice. 2017. vol. 16. no. 2. pp. 251-259. (in Russian).

6 Fayzulloev M.K. Formation and development of a regional innovation system: state and problems. Available at: https://docviewer.yandex.ru/view/121332298 (in Russian).

7 Fattakhov R.V., Nizamutdinov M.M., Oreshnikov V.V. The toolkit for substantiating the parameters of the region's strategic development based on adaptive-simulation modeling. Region: economics and sociology. 2017. no. 1. pp. 101-120. (in Russian).

8 Fokeev M.A. Key factors of innovative development of Russian regions. Finance and credit. 2017. vol. 23. no. 15. pp. 900-912. (in Russian).

9 Khasanshin I.A. Management of the development of innovative activity of entrepreneurial structures at the regional level. Management of economic systems. 2017. no. 2 (96). (in Russian).

10 Shakirov T.R. The development of the innovative economy of the region on the basis of the formation of information infrastructure. St. Petersburg, 2017. 20 p. (in Russian).

Сведения об авторах Надежда А Серебрякова д.э.н., профессор, кафедра теории экономики и учетной политики, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, nadserebryakova@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-9141-5580 Наталья В. Дорохова к.э.н. доцент, кафедра торгового дела и товароведения, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, nv_dorohova@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-7092-2623 Ирина Ю. Князева к.э.н., кафедра экономики и экономической безопасности, Российский экономический университет им ГВ Плеханова (Воронежский филиал), ул. Карла Маркса 67а, г. Воронеж, Россия, i.knyazeva@icloud.com https://orcid.org/0000-0001-8034-234x

Вклад авторов Надежда А Серебрякова консультация в ходе исследования Наталья В. Дорохова обзор литературных источников по исследуемой проблеме, выполнила расчёты Ирина Ю. Князева написала рукопись, корректировала её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about authors Nadezhda A Serebryakova Dr. Sci. (Econ.), professor, theory of economics and accounting politics department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, nadserebryakova@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-9141-5580 Natalia V. Dorokhova Cand. Sci. (Econ.), associate professor, trade and commodity science department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, nv_dorohova@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-7092-2623 Irina Yu. Knyazeva Cand. Sci. (Econ.), economy and economic security department, Russian Economic University GV Plekhanov (Voronezh branch), Karl Marx str., 67a, Voronezh, Russia, i.knyazeva@icloud.com https://orcid.org/0000-0001-8034-234x

Contribution

Nadezhda A Serebryakova consultation during the study Natalia V. Dorokhova review of the literature on an investigated problem, performed computations

Irina Yu. Knyazeva wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism

Conflict of interest

The authors declare no conflict of interest.

Поступила 15/11/2019_После редакции 28/11/2019_Принята в печать 02/12/2019

Received 15/11/2019 Accepted in revised 28/11/2019 Accepted 02/12/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.