Научная статья на тему 'Особенности мотивации при продолжении профессиональной деятельности сотрудников третьего возраста: тендерный аспект'

Особенности мотивации при продолжении профессиональной деятельности сотрудников третьего возраста: тендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
958
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / МОТИВАЦИЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАНЯТОСТЬ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрова Жанна Викторовна

Статья посвящена анализу практик мотивации продолжения профессиональной деятельности при выходе на пенсию по возрасту. Проведено авторское исследование с использованием количественных методов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации при продолжении профессиональной деятельности сотрудников третьего возраста: тендерный аспект»

УДК 316.628:331.101.3-053.88-055

ПЕТРОВА Ж.В. Особенности мотивации при

продолжении профессиональной деятельности сотрудников третьего возраста: гендерный аспект

Статья посвящена анализу практик мотивации продолжения профессиональной деятельности при выходе на пенсию по возрасту. Проведено авторское исследование с использованием количественных методов исследования.

Ключевые слова: пенсионный возраст, мотивация продолжения трудовой деятельности, занятость в пожилом возрасте.

Актуальность исследования геронтоло-

гического аспекта мотивации занятости в современном российском обществе обусловлена тем, что активный образ жизни, продолжение посильной профессионально-трудовой деятельности в позднем возрасте оказывают позитивное влияние на качество жизни пожилого человека. Вследствие сохранения прежнего социального статуса, удержания прежде достигнутых высот улучшается его социальное самочувствие, повышается самооценка и значимость собственных поступков. В связи с изменяющейся демографической ситуацией, постарением общества возникает необходимость осмысления динамики содержательной и структурной составляющих рынка рабочей силы, возможности интеграционных практик включения представителей третьего возраста в профессионально-трудовую деятельность.

Российскийтип старения населения можно охарактеризовать как патологическое старение населения, затрагивающее как мужчин, так и женщин. В связи с этим возникает целый ряд проблем социально-экономического характера. В России традиционно на протяжении последних пяти лет политическими деятелями рассматривается вопрос об увеличении пенсионного возраста. Такое решение обосновывается, в частности, финансовыми проблемами пенсионной системы.

Продолжение профессиональной деятельности после выхода на пенсию дей-

ствительно очень актуально. Но данную проблему, как мы полагаем, необходимо рассматривать не с позиции увеличения пенсионного возраста, а скорее с перспективы обеспечения посильной профессиональной деятельностью вышедших на пенсию людей. Для населения в целом, а для старших возрастных когорт в особенности, это непосредственно связано с уровнем и качеством жизни1. Продолжение профессиональной деятельности представителей третьего возраста является необходимым условием их дальнейшего существования. Мизерные пенсии не обеспечивают нужд пожилых людей. Очень часто представители указанных возрастов сталкиваются с невозможностью оплаты коммунальных услуг из-за их непомерно высоких расценок. Нередко пенсионеры не имеют возможности приобретать дорогостоящие, но необходимые для дальнейшей жизнедеятельности лекарственные препараты. Многие продолжают оказывать материальную помощь детям и внукам. Испытывая финансовые сложности, пожилые люди вынуждены вновь искать работу и трудоустраиваться.

Неоднозначность, противоречивость в оценке ресурсов представителей третьего возраста объясняются отсутствием механизмов раскрытия и реализации потенциала старшего поколения, перевода ресурсов пожилых людей в капитал. О необходимости поиска направлений дея-

тельности, в том числе трудовой, для пожилых граждан свидетельствует и тот факт, что большая часть россиян (51%) приветствует корректировку социальной политики в соответствии со стратегией активной жизнедеятельности пожилых2.

Проблематизация занятости в пенсионном возрасте в гендерной перспективе может быть конкретизирована следующим образом:

- процент женщин во всех старших возрастных группах, работающих в экономической сфере, ниже процента мужчин;

- зависимость от уровня профессиональной подготовки женщин, продолжающих профессиональную деятельность, выше, чем у мужчин;

- низкая конкурентоспособность женщин на рынке труда из-за трудностей в переквалификации снижает возможность найти новое место работы в случае утраты прежнего;

- прекращение трудовой деятельности, выход из сферы занятости связан с необходимостью оказания помощи в воспитании внуков и характерен только для женской возрастной когорты;

- утрата фертильности ограничивает сферы профессиональной деятельности в большей степени женского населения (если ранее женщина работала диктором на телевидении, секретарем в офисе и т.д., то с наступлением пенсионного возраста данные профессии становятся для нее недоступны);

- общество посредством социальных норм и установок формирует для пожилых женщин вдвойне зависимые, дискриминационные по полу и сегрегационные по возрасту статусы, что влечет за собою деваль-вированность их социального опыта и разрушение экономического потенциала.

Гендерная асимметрия в сфере занятости проявляется и в том, что среди продолжающих профессиональную деятельность большинство составляют мужчины. Это доказывают результаты исследования, проведенного автором в 2008-2009 гг в городах Саратове и Энгельсе, посвященного особенностям мотивации продолжения профессиональной деятельности сотрудников третьего возраста. Исследование

проводилось методом анкетного опроса с применением методики многоступенчатого квотно-пропорционального отбора. При формировании выборочной совокупности учитывались пол и возраст респондентов. Объем выборки составил 1120 респондентов. При анализе ответов респондентов были выявлены следующие различия3.

Продолжение профессиональной деятельности после выхода на пенсию считают необходимым фактором дальнейшей жизнедеятельности 83,9% опрошенных. Именно трудовая занятость позволяет пожилым людям самостоятельно материально себя обеспечивать. Такой вывод был сделан по результатам анализа ответов респондентов на вопрос «Каковы предполагаемые источники дохода после выхода на пенсию?». Среди предложенных 6 позиций лидируют следующие: «продолжение трудовой деятельности» - 72,8%, «государственная пенсия» - 53,2%, «помощь детей и родственников» - 21,6%, «личные сбережения, страхования» - 11,6%, «создание частного бизнеса, развитие «своего дела» - 11,1%4. При этом женщины составляли 39,8% опрошенных. 34% из них придерживались мнения, что после выхода на пенсию дополнительным источником дохода для них станут заработки в сфере трудовой деятельности, и рассчитывали на продолжение деятельности по профессии. Большинство пенсионеров рассматривают трудовую активность как составляющую своей жизни. При этом в мотивации продолжения работы были выявлены следующие результаты: количество ответов на вопрос «Каковы основные мотивы продолжения Вашей профессиональной деятельности?» изменялось в зависимости от возраста и пола респондентов от 37,3 % в группе 35-45-летних до 72,6 % среди опрошенных старше 55 лет. При этом число выбравших ответ «работаю,чтобы жить» превалировало над другими категориями и составляло 61,7%. На второе и третье место вышли ответы «источник благополучия» -12,3%, «способ повышения своего социального статуса» - 7,2%.

Среди причин, побуждающих продолжать профессиональную деятельность в

№ 2 2010 г.

пенсионном возрасте, респонденты так же отмечают «материальную заинтересованность» - 91,2%, «желание быть нужным, востребованным» - 41,1%, «сохранить положение и статус в обществе» -26,3%, «потребность передать накопленный опыт» - 15,4%. При этом можно фиксировать следующую мотивационную дихотомию. Если 19,8% мужчин сочли для себя необходимым «сохранить положение и статус в обществе», то среди женщин этот показатель составил лишь 6,5%. С высказыванием «передать накопленный опыт» согласилось, напротив, 9,1% женщин и 6,3% мужчин. Это объясняется исторически сложившейся установкой на то, что мужчина является кормильцем в семье и соответственно ориентирован на карьеру и зарабатывание денег. Процесс обучения вновь поступивших на работу кадров, передача опыта и накопленных годами профессиональных знаний оказывается более болезненным для мужчин, так как обостряет ситуацию незаслуженной социальной отставки, при которой пожилой наставник сначала обучает более молодого сотрудника, а потом, становясь ненужным, вынужден оставить прежнее место работы. Женщина же является хранительницей домашнего очага и в меньшей степени ориентирована на продвижение по карьерной лестнице. Для нее процесс передачи накопленного опыта проходит менее болезненно, так как она ориентирована на семью и чаще всего может реализовать себя в последующем в семейно-бытовых практиках, помощи детям и внукам.

С точки зрения наших респондентов, в качестве факторов, стимулирующих трудовую активность, преобладают «комфортные условия труда» и «благоприятный морально-психологический климат». Количество респондентов, выбравших отмеченные варианты, составляет 38,7% и 34,1% соответственно. Причем для женщин этот показатель гораздо важнее, чем для мужчин. Если среди респондентов-мужчин эти показатели сочли для себя значимыми 31,5%, то среди опрошенных респондентов, отметивших для себя данное высказывание, доля женщин состав-

ляет 29,6%, что связано с более высокой степенью чувствительности эмоциональной составляющей общения.

Подавляющее большинство участвующих в анкетировании указывают в качестве предпочтительных для них видов деятельности на пенсии продолжение работы по профессии. Ответы на вопрос «Какими, на Ваш взгляд, должны быть занятия пожилых людей на пенсии?» распределились следующим образом: ответ «продолжение профессиональной деятельности» выбрали 64% опрошенных, «работу, соответствующую возрасту и статусу» считают приемлемой для себя 54,1% респондентов, «любимому делу, творчеству» отдают предпочтение 18,4%. Это еще раз подтверждает то, что центральное место в структуре ценностных предпочтений представителей третьего возраста занимает трудовая деятельность. Интересным представляется тот факт, что приоритет в ответе на вопрос «помощь детям, воспитание внуков» определили для себя 71,9% опрошенных, и женщины среди них составляли 49,6%5, что подтверждает тезис об ориентированности представительниц третьего возраста на семью и помощь в воспитании внуков.

Большинство сотрудников третьего возраста отрицают резкое снижение профессиональной трудоспособности, обусловленное возрастом, и считают, что если это и происходит, то непременно компенсируется накопленным опытом и профессиональными знаниями. Они справедливо подчеркивают, что профессионализм личности предполагает ее социальную и профессиональную активность, способность к постоянному совершенствованию, а именно это и является важным гарантом стабильности ее социально-профессионального статуса. Об этом свидетельствуют следующие ответы респондентов на вопрос «С какими утверждениями о работниках пенсионного возраста вы согласны?». Среди опрошенных 32% представителей третьего возраста все же соглашаются с высказыванием, что «при наступлении пенсионного возраста работоспособность у людей снижается», но при этом 29,7% уверены, что «снижение

работоспособности в пенсионном возрасте компенсируется накопленным опытом». 13,2% респондентов считают, что пожилые люди создают, как правило, хороший психологический климат в коллективе, предотвращая конфликтные ситуации среди более молодых сотрудников посредством советов и рационального решения возникших проблем и препятствий на предприятиях. Они своим накопленным опытом подавляют экстремизм, свойственный молодежи, и сдерживают молодое поколение, не позволяя совершить ошибки и «нарубить с плеча».

Представляет интерес распределение рассматриваемого показателя возможностей пожилых сотрудников для работающих и неработающих пенсионеров. Ответы респондентов, продолжающих трудовую деятельность, разделились следующим образом: на указанный выше вопрос ответ «пожилые сотрудники - самые ценные кадры в трудовом коллективе» выбрали 3,6% продолжающих трудовую деятельность и 5,8% ушедших на пенсию респондентов; с тем, что «пожилым работникам нельзя доверять ответственную и квалифицированную работу», согласились 2,1% работающих и 1,3% безработных пенсионеров. Эти цифры находят объяснение в нестабильном положении работающих пенсионеров на предприятиях и определенной доле обиды за невостребованный потенциал среди неработающих.

Продолжение профессиональной карьеры, повышение квалификации, переквалификацию при этом рассматривает лишь 1/8 часть от принявших участие в анкетировании. Это подтверждают ответы на вопросы «Думаете ли Вы о перспективе Вашего карьерного роста после выхода на пенсию?» и «Хотели бы Вы после выхода на пенсию пройти переподготовку или переквалифицироваться?». Утвердительный ответ на первый вопрос дали 1,2% рес-понденов. Возможность переквалифицироваться или пройти переподготовку считают для себя возможным 2,6% опрошенных. Планируют удержаться на своих местах 1,7% респондентов.

С практиками эйджизма, ситуацией, при которой одна или несколько возраст-

ных групп проводят дискриминационную политику по отношению к другим возрастным группам, в той или иной мере сталкивались 91,6% опрошенных. Об этом свидетельствуют ответы респондентов на вопрос «Известна ли Вам практика «вытеснения» с работы желающих продолжать профессиональную деятельность пенсионеров?». Вариант ответа «да, на личном опыте» отметили 63,9% опрошенных, вариант «да, знаю об этом» подтвердили 27,7%. И лишь 8,4% анкетированных заявили категоричное «нет». Данные ответы подтверждают предположение, что с наступлением пенсионного возраста сотрудника предприятия отношение к нему меняется и руководство стремится как можно быстрее избавиться от такого работника.

Уход на пенсию, прекращение профессионально-трудовой деятельности по-разному воспринимается представителями третьего возраста. При этом наблюдаются гендерные различия в представлениях о собственном социальном статусе среди мужчин и женщин. Об этом свидетельствуют ответы респондентов на вопрос «Что означает статус человека, вышедшего на пенсию по возрасту?». Тезис «снижение уровня благосостояния» отмечают для себя 82% опрошенных. Среди них женщины составляют 38,7%, «потерю связей с бывшими коллегами» и «сужение круга социальных связей» отмечают 18,2% и 14,9% респондентов, причем среди женщин преобладает первое высказывание - 9,6% опрошенных. Понижение социального статуса беспокоит в основном мужчин и составляет 28,4% соответственнно; одиночеством и невостребованностью озабочены в основном женщины - 17,2%. «Расцвет профессиональных и творческих сил» после выхода на пенсию считают возможным 3,8% опрошенных. Гендерная асимметрия проявляется в том, что среди согласившихся с данным высказыванием 2,2% мужчин и 1,6% женщин. Характерным моментом является то, что и мужчины, и женщины практически в равной степени оценивают «мудрость и жизненный опыт» - 38,5% и 36,9% соответственно.

В связи с тем, что наблюдается гендерная асмметрия в сфере профессио-

№ 2 2010 г.

нальной занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, необходима адресная работа по их трудоустройству. Это подтверждают ответы респондентов на вопрос «Что должно сделать государство для людей третьего возраста, выходящих на пенсию по старости?». Вариант «трудоустройство, возможность выбора форм и видов трудовой деятельности» выбрали 61,4% респондентов, «законодательное запрещение дискриминации по возрасту - 38,6% опрошенных.

Как показали результаты нашего исследования, среди сотрудников предпенсионного и пенсионного возрастов преобладает позитивная установка на продолжение профессиональной деятельности. Респонденты отметили сохранение человеческого капитала, профессионального опыта, знаний и полагают, что даже если и присутствуют нарушения физиологических функций, то они в полной мере компенсируются за счет мастерства и опыта.

При продолжении профессиональной деятельности сотрудников третьего воз-

раста были выявлены определенные тендерные различия в содержании мотива-ционных структур. Для женщин значимы благоприятный климат, условия труда, поддержание социальных связей и контактов на прежнем уровне. Для мужчин наиболее важно материальное стимулирование. Играющим огромную роль фактором в ситуации, когда женщина выходит на пенсию, является семья, близкое социальное окружение. Для мужчин таких «запасных вариантов» нет.

1 В.Г. Доброхлеб. Изменение демографической структуры населения и социальные стереотипы. Народонаселение. М., 2007. № 1. С. 79.

2 Писарев А.В. Образ пожилых в современной России // Социологические исследования. - 2004. № 4. С. 52.

3 Исследование проводилось методом анкетного опроса автором в 2008 году в городах Саратове и Энгельсе совместно с Центром социальных исследований «РОСС-ХХ1 век».

4 Респондентам предлагалось выбрать несколько ответов, поэтому сумма процентов больше 100.

5 Респондентам предлагалось выбрать 4-5 ответов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.