ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 6 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 201 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
Первое
экономическое издательство
особенности мотивации креативных специалистов в россии
Литвинюк А.А. 1, Охременко И.В. 2, Кузуб Е.В. 1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова - Волгоградский филиал, Волгоград, Россия
аннотация:_
В статье приведены результаты научных исследований, связанных с изучением особенностей мо-тивационного профиля молодых специалистов, ориентирующихся на деятельность в креативных и инновационных сферах экономики. Исследования были проведены на основе использования авторской методики Литвинюка А.А., позволяющей в автоматизированном режиме определить характер мотивационных предпочтений респондентов. Полученные результаты позволили поставить под сомнение эффективность административных мер, направленных на омоложение научных кадров в современной России, так как большинство лиц, поступающих или имеющих намерение поступить в аспирантуру, в большей степени имитируют свой интерес к креативной и инновационной деятельности и, после окончания обучения, не планируют выстраивать свою карьерную траекторию в сфере науки, высшего образования и высоких технологий. По-настоящему же талантливая молодежь предпочитает трудоустраиваться в коммерческом секторе, в органах государственной и муниципальной службы и др.
ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00168\19.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мотивационный профиль, высшая школа, наука, сфера высоких технологий, кадровый потенциал.
Features of motivation of creative professionals in Russia
LitvinyukA.A. 1, Okhremenko I.V. 2, Kuzub E.V. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
2 Volgograd Institute (branch) of PRUE, Russia
Введение
Развитие инновационных сфер экономики всегда должно опираться не на творческие способности и мотивацию отдельных личностей, а на некую «критическую массу» специалистов, способных и желающих заниматься креативной профессиональной деятельностью. Если рассматривать науку, высшее образование и сферу высоких технологий, то несмотря на все «административные усилия», молодежь избегает подобной карьерной траектории своего профессионального разви-
тия из-за сложившейся в российском обществе непрестижности этих сфер деятельности и низкого уровня оплаты труда занятого в них персонала [1] (Litvinyuk, Kuzub, Liventseva, 2019).
Согласно исследованием Краснова А.Ю. «на престиж профессии, прежде всего, влияют такие факторы, как длительность и сложность обучения, значимость трудовой функции для стабилизации общества, приближенность профессии к власти и управлению, возможность распоряжаться подконтрольным занятию ресурсом, сделать реальную карьеру, получать значительное вознаграждение и льготы, иметь уважение, доверие и положительную репутацию в глазах общества» [2] (Krasnov, 2018).
Опрос, приведенный в конце 2018 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что «в современной России более четверти респондентов (26%) считают, что профессия врача наиболее престижна на момент сбора данных. Наиболее «экономически выгодными» профессиями 15% опрошенных назвали профессию юриста, адвоката и прокурора. Примерно 13% россиян считают очень доходными профессии, связанные с занятостью в государственной и муниципальной службе, кроме того, высокооплачиваемыми признаются профессии врача и нефтяника (по 12%)»1.
Аналогичные исследования, проведенные нами три года назад, показали примерно аналогичные результаты. Так, в первую тройку критериев престижной и популярной
1 См. https://ria.ru/20181024/1531341162.html. (дата обращения 07.08.2019).
abstract:_
The article presents the results of research related to the study of the features of the motivational profile of young professionals focused on activities in the creative and innovative sectors of the economy. The research was carried out on the basis of A.A. Litvinyuk's methodology allowing to determine the nature of motivational preferences of respondents in an automated mode. The obtained results allowed to question the effectiveness of administrative measures aimed at the rejuvenation of scientific personnel in modern Russia, as the majority of people entering or intending to enter graduate school to a greater extent imitate their interest in creative and innovative activities and, after graduation, do not plan to build their career trajectory in the field of science, higher education and high technologies. Really talented young people prefer to be employed in the commercial sector, in the state and municipal service, etc.
keywords: motivational profile, high school, science, high technologies, human resources JEL classification: i23, M59, o31 Received: 09.08.2019 / published: 30.12.2019
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Litvinyuk A.A. (Litvinuk-2OOO0mai[.ru)
citation:_
Litvinyuk A.A., Okhremenko I.V., Kuzub E.V. (2019) Osobennosti motivatsii kreativnyh spetsialistov v Rossii [Features of motivation of creative professionals in Russia]. Ekonomika truda. 6. (4). - 15331544. doi: 10.18334/et.6.4.40958
работы молодежь, опрошенная на улице и в Центрах занятости г. Москвы, поставила: высокую заработную плату (44%), возможность быстрого карьерного роста (21%) и наличие дополнительных льгот и расширенного социального пакета (20%) [3, с. 153— 154] (ЫМпуик, 2015, р. 153-154). По мнению опрошенных респондентов в возрасте до 35 лет, этим критериям отвечают следующие профессии (табл. 1).
Таблица 1
наиболее привлекательные профессии на рынке труда (группировка по возрасту)
Возраст Варианты профессий
14-17 лет 1. Диспетчер
2. ИР-менеджер
3. Экономист
18-22 лет 1. ИР-менеджер
2. Экономист
3. Юрист
23-30 лет 1. Маркетолог
2. Менеджер
3. Финансовый директор
Источник: [4, с. 157-158] (ИМпуик х йт., 2016, р. 157-158).
На наш взгляд, можно предположить, что в условиях современной России молодые специалисты ориентированы на получение от трудовой деятельности быстрого экономического результата. В этой связи перспектива профессионального развития в таких областях деятельности, как наука, сфера высоких технологий и высшее образование не кажутся им, из-за низкой стартовой зарплаты и большого временного лага развития, перспективными и привлекательными. Все это обуславливает актуальность изучения таких аспектов рассматриваемой проблемы, как исследование и выявление значимых факторов в формировании мотивационных установок, способствующих закреплению молодежи в науке, сфере высоких технологий и высшем образовании.
Практическое решение этой проблемы позволило бы актуализировать появление новой «технологической волны» в экономическом развитии России. Все это даст
об авторах:_
ЛитвинюкАлександр Александрович, профессор базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала», доктор экономических наук, профессор (иЫпик-2000й mai1.ru)
Охременко Ирина Владимировна, декан факультета экономики и управления, кандидат социологических наук (vo1gograd.rea.ru)
Кузуб Екатерина Васильевна, старший преподаватель базовой кафедры торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» (kuzub_ev0mai1.ru)
цитировать статью:_
Литвинюк А.А., Охременко И.В., Кузуб Е.В. Особенности мотивации креативных специалистов в России // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 4. - С. 1533-1544. doi: 10.18334М.6.4.40958
возможность стране войти в группу мировых технологических лидеров, не тратя уже интеллектуальные, финансовые и временные ресурсы на развитие индустриального сектора, на базе которого ранее происходило развитие мировой экономики. При этом если в ближайшем будущем политика изоляции России будет продолжаться, надо опираться только на собственный интеллектуальный потенциал, так как в ситуации старта цифровой экономики никто не будет не только с нами, но и с любыми другими потенциальными конкурентами делиться знаниями, ноу-хау и готовыми технологиями.
В контексте вышеизложенных положений авторами была сделана попытка определить специфические особенности мотивационного профиля молодых специалистов, которые сознательно выбрали для себя карьерную траекторию профессионального развития в вузе связанную с творческой, инновационной деятельностью и выявить значимые различия между данными представителями молодежи и их ровесниками, которые предпочитают иные сферы профессиональной деятельности. В качества инструментария данного исследования была выбрана методика автоматического формирования мотивационного профиля трудовой деятельности, разработанная профессором Литвинюком А.А. [5, 6] (Litvinyuk, Smirnova, Shirvanov, 2018; Litvinyuk, 2019).
При исследовании поставленной выше проблемы в качестве респондентов выступили более 300 работников, аспирантов и студентов ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», включая Смоленский, Кемеровский, Волгоградской филиалы, а также студенты и аспиранты ряда других вузов Москвы, Волгограда и Кемерово. Общий объем выборки составил 520 человек.
Интерпретация полученных результатов базировалась на общеизвестных положениях «Теории мотивационного комплекса трудовой деятельности» [7, с. 213-237] (Litvinyuk, 2015,). Полученные авторами усредненные мотивационные профили имеют следующие конфигурации (табл. 2).
Ориентируясь на основные положения «Теории мотивационного комплекса трудовой деятельности», можно сделать следующие выводы из данных, приведенных в таблице 2.
Молодые специалисты, которые сознательно выбрали для себя карьерную траекторию развития, связанную с креативной, творческой деятельностью, и успешно развиваются в этой сфере деятельности, в большей степени подвержены влиянию на характер их трудового поведения мотивов удовлетворения (размах вариации по мотивам удовлетворения +4). Иными словами, они всегда предпочитают выполнять те трудовые операции, которые приносят им положительные эмоции.
Их трудовое поведение более эластично от дифференциации объема материальных вознаграждений, полученных за результаты их профессиональной деятельности (размах вариации по мотивам приобретения +2).
Они больше придерживаются установленных регламентов выполнения трудовых операций (размах вариации по мотивам безопасности +2), иными словами, стараются
Таблица 2
усредненные мотивационные профили трудовой деятельности успешно работающих молодых специалистов (респондентов)
категории респондентов наименование мотивов трудовой деятельности и сила их влияния на трудовое поведение в условных баллах
приобретения удовлетворения Безопасности подчинения Энергосбережения
ППС 3,0 6,0 4,0 0,0 -2,0
АУП 1,0 2,0 2,0 2,0 0,0
Размах вариации (Усредненные показатели для ППС минус усредненные показатели для АУП): +2,0 +4,0 +2,0 -2,0 -2,0
Источник: авторские исследования.
избежать санкций со стороны администрации за неправильное трудовое поведение, что говорит о повышенном желании сохранить свои рабочие места.
Эта группа респондентов менее склонна к формированию сплоченных неформальных групп (размах вариации по мотивам подчинения -2), а также более ориентированы на творческий характер трудовой деятельности (размах вариации по мотивам энергосбережения -2).
Поскольку характер и структура мотивационного профиля, как показали наши исследования [8, с. 72-75] (Litvinyuk i dr., 2009, р. 72-75), носит больше врожденный, чем приобретенный характер, можно сделать следующие практические выводы при формировании критериев отбора талантливой молодежи для работы в сфере науки, высоких технологий и высшего образования.
Необходимо уже на стадии высшего образования выявлять потенциальных кандидатов среди студентов младших курсов и ориентировать их на поступление в аспирантуру по следующим мотивационным признакам: высокая сила действия на их организационное поведение мотивов удовлетворения; выраженная сила действия мотивов приобретения; низкая сила действия мотивов подчинения и энергосбережения.
Ориентируясь на подобные показатели при отборе кандидатов на обучение в аспирантуре, можно целенаправленно привлекать кадры, которые будут успешно закрепляться в сфере науки, высоких технологий и высшего образования, повысить уровень защищаемости выпускников аспирантуры и, наконец-то приступить к практическому омоложению кадрового состава высшей школы и научных учреждений.
Теперь, чтобы оценить реальное положение дел в подготовке кадров для инновационной деятельности в современной России имеет смысл сопоставить мотивацион-ные профили бакалавров и магистрантов, которые:
• желают продолжать обучение в аспирантуре (A);
• еще не определились со своей карьерной траекторией (B);
• явно не желают развивать себя в науке, высшем образовании и сфере высоких технологий (С) (табл. 3).
Таблица 3
усредненные мотивационные профили трудовой деятельности опрошенных
бакалавров и магистрантов
наименование мотивов трудовой деятельности и сила их влияния на трудовое поведение в условных баллах категория респондентов
А В c
Приобретения +5 +6 +3
Удовлетворения +3 +3 +5
Безопасности +3 +4 +4
Подчинения +1 -2 +1
Энергосбережения -1 -3 -5
Источник: авторские исследования.
Таблица 4
результаты стандартного расчета с применением коэффициента спирмена
Теснота связи между группами респондентов Значение показателя (Р)
Успешно работающие молодые специалисты в сфере науки, высшего образования и высоких технологий = бакалавры и магистранты желающие продолжать обучение в аспирантуре (А) 0,675
Успешно работающие молодые специалисты в сфере науки, высшего образования и высоких технологий = бакалавры и магистранты, еще не определившиеся со своей карьерной траекторией (В) 0,600
Успешно работающие молодые специалисты в сфере науки, высшего образования и высоких технологий = бакалавры и магистранты, явно не желающие развивать себя в науке, высшем образовании и сфере высоких технологий (С) 1,000
Источник: авторские исследования.
Если сопоставить данные таблиц 2 и 3, можно сделать в некотором роде парадоксальное заключение, используя результаты стандартного расчета с применением общеизвестного коэффициента Спирмена (р) (табл. 4)2.
Результаты расчетов, проведенных в таблице 4, явно свидетельствуют, что студенты, которые не планируют для себя поступление в аспирантуру, явно подходят по своим мотивационным установкам к этому роду деятельности. И, наоборот, те лица, которые планируют обучение в аспирантуре, имеют выраженные и неподходящие для этого целевые мотивационные признаки. Иными словами те, кто объективно не способен заниматься креативной деятельностью, стремятся работать в сфере науки, высоких технологий и высшего образования. И именно они должны в ближайшем будущем развивать инновационную экономику в нашей стране.
2 Методика расчета изложена в работе [9, с. 124] (ВаяЫпа, $ртп, 2007, р. 124).
Рассмотрим причины подобной ситуации. Неэффективность российской системы подготовки научных кадров - бесспорный факт, на который указывали многим известные ученые в своих публикациях. Так, например, по данным Резника С.Д. основными причинами нежелания большинства выпускников аспирантуры остаться работать в вузе являются:
• зарплата молодого ученого элементарно не позволяет выживать (96,6% опрошенных);
• полученный в аспирантуре опыт и знания гораздо выше будут оценены в коммерческих структурах (91,1% респондентов).
Анализ результатов опроса, проведенный Резником С.Д., показал, что материальное положение большинства аспирантов недостаточно стабильное:
• 25,4% респондентов декларировали, что доходов им хватает только на питание, одежду и обувь, но они не могут позволить себе купить, например, телевизор, холодильник и другие товары длительного пользования;
• у 14,5% респондентов на питание денег хватает, но уже покупка одежды вызывает серьезные материальные проблемы;
• денег не хватает даже на питание у 6,4% опрошенных аспирантов;
• доходов хватает на все, кроме приобретения жилья, только у 16,2% респондентов;
• не испытывают каких-либо материальных затруднений только 23,4% опрошенных аспирантов [10] (Reznik, 2015).
На подобные проблемы материального толка обращали внимание и другие специалисты: Леднева С.А., Иванова-Швец Л.Н. [11, 12] (Ledneva, Kuzub, 2018; Ledneva, Ivanova-Shvets, 2018, Ильина Е.Н. [13] (Ilyina, 2017) и др. Аналогичная ситуация имеет место быть и в других странах, образовавшихся на месте бывшего Советского Союза [14-16] (Denisova, 2018; Voronetskaya, 2018; Tkalenko, Kholiavko, Hnedina, 2017). Во многом эти специалисты правы. Если, например, в настоящее время стипендия аспиранта в Российской Федерации в среднем составляет от 3120 до 8755 руб. в месяц3, то в СССР, где подготовка научных кадров осуществлялась на несравненно более высоком и качественном уровне, она была 120 руб. в месяц, что по покупательной способности соответствует примерно 24000 российских рублей4. Комментарии в этой ситуации излишни.
Между тем имеются и более глубинные причины, по которым креативной и инновационной деятельностью начинаю заниматься лица явно к ней не тяготеющие. В рамках нашего исследования мы провели закрытый опрос 127 студентов, которые по тем или иным причинам решили поступать в аспирантуру. Распределение ответов, о причинах подобного решения, по частоте их высказывания, было следующим:
3 См. http://posobie-help.ru/subsidii/obrazovanie/stipendija-aspirantam.html (Дата обращения 07.08.2019).
4 См. https://zen.yandex.ru/media/mamin_sibiryak/kakoi-kurs-sovetskogo-rublia-sssr-k-rossiiskomu-5c318a322fe7ad00aa076b4d. (Дата обращения 07.08.2019).
• сложно быстро найти по-настоящему хорошую и перспективную работу, аспирантура позволяет увеличить deadline (40,6%);
• во время обучения в аспирантуре можно параллельно работать, а диплом кандидата наук может ускорить профессиональную карьеру (27,5%);
• хочу заниматься наукой (15,0%);
• не знаю зачем (9,7%);
• можно отсрочить призыв в армию или вообще его избежать (7,2%);
Следовательно, можно предполагать, что часто аспирантуру многие молодые специалисты рассматривают не как возможность заниматься в будущем креативной и инновационной деятельностью, а как некое «временное пристанище» до лучших времен. В итоге все попытки омолодить кадровый состав научных учреждений и вузов путем административного давления или использования неконкурентных преимуществ молодых специалистов не дадут своего результата, так как это будет способствовать только временному трудоустройству молодежи с последующим ее уходом в более престижные для нее сферы деятельности.
Единственным вариантом омоложения научных кадров, на наш взгляд, является повышения социальной престижности работы в креативных и инновационных сферах деятельности (подобная компания уже была небезуспешно реализована по отношению к военной службе) и совершенно иная политика материальных вознаграждений в сфере науки, высоких технологий и высшего образования не только для молодых специалистов, но и для всех занятых здесь работников, что стратегически позволит удерживать одаренных людей в этой сфере профессиональной деятельности.
заключение
Результаты проведенного нами исследования в рамках выполнения работ по научному проекту (Грант РФФИ) № 19-010-00168\19 дают основания сделать следующие выводы:
• несмотря на все административные меры по омоложению научных кадров и привлечению к креативной и инновационной деятельности талантливой молодежи, профессиональная карьера в области науки, высшего образования и высоких технологий до сих пор не является престижной в глазах наиболее талантливых бакалавров и магистрантов высших учебных заведений;
• большая часть лиц, поступающих в аспирантуру, руководствуются чаще всего мотивами, не связанными с желанием реализовать себя в инновационных и креативных сферах деятельности;
• до тех пор пока профессиональная карьера в сфере науки, высшего образования и высоких технологий не будет восприниматься молодежью социальной престижной и экономически выгодной, все административные меры по омоложению научных кадров хотя и могут привести к снижению среднего возраста лиц, занятых в креативной и инновационной деятельности, но не будут способствовать реальному, а
не статистическому омоложению научных кадров в плане замещения выбывающих кадров реально талантливыми молодыми специалистами.
благодарности:
Авторы благодарят всех преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова» и высших учебных заведений Волгограда, Кемерово и Смоленска за добровольную помощь и содействие в проведении опроса по изучению мотивационных предпочтений лиц, ориентирующих на трудоустройство в сфере науки, высшего образования и высоких технологий.
источники:
1. Литвинюк А.А., Кузуб Е.В., Ливенцева И.С. О влиянии мотивационного профиля
на выбор карьерной траектории в вузе // Организационно-экономические и инновационно-технологические проблемы модернизации экономики России: Статья в сборнике трудов научной конференции. Пенза, 2019. - с. 120-124.
2. Краснов А.Ю. Престиж профессии и современные трудовые предпочтения росси-
ян // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 9. - с. 29-33. -10.24158/зрр.2018.9.5 .
3. Литвинюк А.А. Отчёт об оказании услуги по проведению комплексного исследова-
ния положения молодёжи на рынке труда города Москвы. / Отчёт о НИР/НИОКР., 2015. - 376 с.
4. Литвинюк А.А. и др. Российская молодёжь на рынке труда: экономическая актив-
ность и проблемы трудоустройства. / Коллективная монография. - М.: Издательство «ООО Русайнс», 2016. - 228 с.
5. Литвинюк А.А., Смирнова М.Е., Ширванов Р.А. О методике прогнозирования ор-
ганизационного поведения персонала организации // Инновации в менеджменте. - 2018. - № 2(16). - с. 42-57. - иг1: Ь«р8://еНЬгагу.гиЛ:ет.а8р?1а=35214935.
6. Литвинюк А.А. Маркетинг персонала. / Учебник. - М.: КноРус, 2019. - 244 с.
7. Литвинюк А.А. Организационное поведение. - М.: Юрайт, 2015. - 528 с.
8. Литвинюк А.А. и др. Актуальные проблемы управления персоналом в российских
высших учебных заведениях. / Коллективная монография. - М.: Издательство Российского государственного торгово-экономического университета, 2009. - 236 с.
9. Башина О.Э., Спирин А.А. Общая теория статистике. - М.: Финансы и статистика,
2007. - 347 с.
10. Резник С.Д. Аспирантура: как повысить её эффективность // Университетское управление: практика и анализ. - 2015. - № 4(98). - с. 106-116. - иг1: Ьйр8://еНЬгагу. ги/йет.а8р?1а=25147375.
11. Леднева С.А., Кузуб Е.В. Мотивы выбора преподавательской деятельности в вузе молодыми специалистами // Страховое дело. - 2018. - № 5(302). - с. 51-56. - иг1: ЬИ:р8://еНЬгагу.ш/И:ет.а8р?1а=34954333.
12. Леднева С.А., Иванова-Швец Л.Н. Привлечение и удержание молодых специалистов в составе научно-педагогических работников вуза // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2018. - № 3(99). - с. 114-122. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=35095340.
13. Ильина Е.Н. Молодёжь в науке: взгляд на проблему в условиях современного существования регионального вуза // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: гуманитарные, общественные, педагогические науки. - 2017. -№ 4(7). - с. 5-7. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=30450515.
14. Денисова Н.Ф. // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверсггэта iмя Яню Купалы. Серыя 5: Эканомжа. Сацыялопя. Бiялогiя. - 2018. - № 3. - с. 104-112. - url: https:// elibrary.ru/item.asp?id=36385654.
15. Воронецкая Л.Г. // Вестник Прикамского социального института. - 2018. - № 1(69). - с. 62-71. - url: https://elibrary.ru/download/elibrary_34908773_69391763.pdf.
16. Tkalenko N.V., Kholiavko N.I., Hnedina K.V. // Науковий вкник Полкся. - 2017. -№ 4-1(12). - p. 44-49. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=3242650.
references:
Bashina O.E., Spirin A.A. (2007). Obschaya teoriya statistike [General theory of statistics] M.: Finansy i statistika. (in Russian). Denisova N.F. (2018). Professii uchyonogo i prepodavatelya vysshey shkoly v otsen-kakh predstavleniyakh odaryonnoy molodyozhi [The profession of a scientist and high school teacher in the estimates of the performances of gifted youth]. Vesnik Grodzenskaga dzyarzhaynaga yniversiteta imya Yanki Kupaly. Seryya 5: Ekanomika. Satsyyalogiya. Biyalogiya. 8 (3). 104-112. (in Russian). Ilyina E.N. (2017). Molodyozh v nauke: vzglyad na problemu v usloviyakh sovremennogo suschestvovaniya regionalnogo vuza [Youth in science: a look at the problem in the conditions of modern existence at a regional University]. Vestnik Vologodskogo go-sudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye, obschestvennye, pedagogicheskie nauki. (4(7)). 5-7. (in Russian). Krasnov A.Yu. (2018). Prestizh professii i sovremennye trudovye predpochteni-ya rossiyan [The occupational prestige and modern labor preferences of the Russians]. Obschestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. (9). 29-33. (in Russian). doi: 10.24158/spp.2018.9.5 . Ledneva S.A., Ivanova-Shvets L.N. (2018). Privlechenie i uderzhanie molodyh spet-sialistov v sostave nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov vuza [Attracting and retaining young professionals in scientific and pedagogical employees of the University]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (3(99)). 114122. (in Russian).
Ledneva S.A., Kuzub E.V. (2018). Motivy vybora prepodavatelskoy deyatelnosti v vuze molodymi spetsialistami [Motives for Selection of Teaching Activities at the University by Young Specialists]. Strakhovoe delo. (5(302)). 51-56. (in Russian).
Litvinyuk A.A. (2015). Organizatsionnoe povedenie [Organizational behavior] M.: Yurayt. (in Russian).
Litvinyuk A.A. (2015). Otchyot ob okazanii uslugi po provedeniyu kompleksnogo issle-dovaniya polozheniya molodyozhi na rynke truda goroda Moskvy [Report on the provision of services to conduct a comprehensive study of the situation of youth in the labour market of Moscow city] (in Russian).
Litvinyuk A.A. (2019). Marketing personala [Marketing staff] M.: KnoRus. (in Russian).
Litvinyuk A.A. i dr. (2009). Aktualnye problemy upravleniya personalom v rossiyski-kh vysshikh uchebnyh zavedeniyakh [Actual problems of personnel management in Russian higher educational institutions] M.: Izdatelstvo Rossiyskogo gosudarstven-nogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta. (in Russian).
Litvinyuk A.A. i dr. (2016). Rossiyskaya molodyozh na rynke truda: ekonomicheskaya aktivnost i problemy trudoustroystva [Russian youth in the labour market: economic activity and unemployment] M.: Izdatelstvo «OOO Rusayns». (in Russian).
Litvinyuk A.A., Kuzub E.V., Liventseva I.S. (2019). O vliyanii motivatsionnogo prof-ilya na vybor karernoy traektorii v vuze [On the influence of motivational profile on the choice of career paths at the University] Organizational-economic and innovative-technological problems of modernizing the Russian economy. 120-124. (in Russian).
Litvinyuk A.A., Smirnova M.E., Shirvanov R.A. (2018). O metodike prognozirovaniya organizatsionnogo povedeniya personala organizatsii [The methodology of forecasting the organizational behaviour of the personnel of the organization]. Innovatsii v menedzhmente. (2(16)). 42-57. (in Russian).
Reznik S.D. (2015). Aspirantura: kak povysit eyo effektivnost [The graduate school -ways of improving efficacy]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (4(98)). 106-116. (in Russian).
Tkalenko N.V., Kholiavko N.I., Hnedina K.V. (2017). Vektors of higher education sector transformation in conditions of the information economy formation HayKoeuü eio-huk noniooH. (4-1(12)). 44-49.
Voronetskaya L.G. (2018). Sravnitelnyy analiz finansirovaniya nauki i oplaty truda nauchnyh rabotnikov v Rossii, Belorussii i drugikh stranakh [Comparative analysis of the financing of science and remuneration of scientific workers in Russia, Belarus and other countries]. Bulletin of Prikamsky Social Institute. (1(69)). 62-71. (in Russian).