Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВА ЧУДЕСНОГО РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕКСТАХ, СОЗДАННЫХ НА ОСНОВЕ ОЛОНХО'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВА ЧУДЕСНОГО РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕКСТАХ, СОЗДАННЫХ НА ОСНОВЕ ОЛОНХО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО / ТРАДИЦИЯ / СЮЖЕТ / МОТИВ / ЧУДЕСНОЕ РОЖДЕНИЕ / АВТОРСКИЕ ОЛОНХО / ТРАНСФОРМАЦИЯ / YAKUT HEROIC EPIC OLONKHO / TRADITION / PLOT / MOTIVE / MIRACULOUS BIRTH / AUTHOR'S OLONKHO / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилова Анна Николаевна

В данной статье проанализированы и выявлены основные особенности мотива чудесного рождения главного героя, как одного из основных сюжетообразующих мотивов в современных текстах, созданных на основе олонхо в сравнении с традиционными олонхо. В настоящее время в эпической традиции интенсивно формируются новые произведения по мотивам традиционных текстов олонхо, повествующие о важнейших событиях в жизни эпического богатыря. В результате сравнительного изучения их текстов можно отметить, что современное олонхо по сюжетообразованию иногда отступает от канонов. Мотив рождения главного героя тоже претерпел некоторые изменения. В большинстве текстов данная тема не получает дальнейшего развития. Наряду с традиционными компонентами мотива чудесного рождения героя появляются новые - рождение близнецов и их особое воспитание. В рассмотренных текстах отсутствуют мотивы чудесного зачатия, божественного происхождения героя, которые характерны для канонического олонхо; описывается только чудесное рождение героя у престарелых родоначальников, тогда как в традиционных текстах олонхо эпический сюжетный мотив «рождение богатыря у престарелых родителей» является одним из основных и связан с мифологическими воззрениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE HERO'S MIRACULOUS BIRTH MOTIF IN THE MODERN TEXTS BASED ON OLONKHO

This article analyzes and identifies the main features of the motif of the miraculous birth of the main character, as one of the main plot-forming motifs in modern texts created on the basis of Olonkho in comparison with traditional Olonkho. Currently, new works based on traditional Olonkho texts are being intensively formed in the epic tradition, telling about the most important events in the life of the epic hero. As a result of a comparative study of their texts, it can be noted that modern Olonkho sometimes deviates from the canons in terms of plot formation. The motive for the birth of the main character has also undergone some changes. In most texts, this motif does not get further development. Along with the traditional components of the hero's miraculous birth motif, new ones appear - the birth of twins and their special upbringing. In the considered texts, there are no motives for the miraculous conception, the divine origin of the hero, which are characteristic of the canonical Olonkho; only the motif of the hero's miraculous birth among elderly ancestors is described, whereas in traditional Olonkho texts, the epic plot motif "the birth of a hero among elderly parents" is one of the main ones and is associated with mythological views.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВА ЧУДЕСНОГО РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕКСТАХ, СОЗДАННЫХ НА ОСНОВЕ ОЛОНХО»

Чарина О.И. Записи фольклора, произведенные Д.И. Меликовым в Нижнеколымском крае в 1893 г. // Из истории русской фольклористики. - СПб.: Наука, 2013. - Вып. 8. - С. 419-437.

Чикачев А.Г. О фольклорных записях С.И. Боло в Русском Устье // Якутский архив. - 2006. - № 2. -С. 62-65.

Чикачев А.Г. Русские в Арктике: полярный вариант культуры: историко-этнографические очерки // Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск: Наука, 2007. - Т. 12. - 303 с.

Шенталинская Т.С. Андыльщина - местный песенный жанр русских колымчан // Сохранение и воз-

рождение фольклорных традиций. - М., 1995. -Вып. 6. - С. 140-151.

Шенталинская Т. С. Андыльщина (жанр-эндемик) // Экспедиционные открытия последних лет. Народная музыка, словесность, обряды в записях 1970-х -1990-х годов: статьи и материалы. - СПб., 1996. -С. 97-115. Серия «Фольклор и фольклористика».

Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. - М.: Наука, 1974. - 404 с.

Якутия. Историко-культурный атлас. Природа. История. Этнография. Современность. - М.: Фео-рия, 2007. - 272 с.

O.I. Charina

Records of the Russian Folklore of S.I. Bolo in the Nizhnekolymsky Region of Yakutia

In article is considered the records of folklore materials in dialectological expedition to northern areas in 1939-1941. Working conditions in which it was necessary to travel and work as S.I. Bolo is specified. Special attention is paid to a number of songs and bylinas which were recorded earlier. Texts of bylinas and "a street song" about Tan-Bogoraz are provided. Results of the comparative analysis based on comparison of records of songs which were made by V.G. Bogoraz, S.I. Bolo, Yu.I. Smirnov are presented. The novelty of a research seems that earlier work on collecting the Russian folklore by the collector of the Yakut folklore - S.I. Bolo in Nizhnekolymsky district in 1940 was not shown. The relevance of a research is caused by the general latest approach to a research of work of expeditions to the period of live existing of genres of folklore.

Within studying of historical interaction of communications of the Russian folklore on the example of some bylinas and historical songs attention is paid to some local features created for the long period of time in the village of Pokhodsk on the coast of the Arctic ocean. Thus, experience of record of folklore during work of the Northern expedition of 19391941 is described.

Keywords: archives, collectors, storytellers, Russian folklore, features of fixing, bylina, historical songs, S.I. Bolo, tradition

А.Н. Данилова

DOI: 10.25693/SVGV.2020.01.30.15 УДК 398.22(=512.157)

Особенности мотива чудесного рождения героя в современных текстах, созданных на основе олонхо

В данной статье проанализированы и выявлены основные особенности мотива чудесного рождения главного героя, как одного из основных сюжетообразующих мотивов в современных текстах, созданных на основе олонхо в сравнении с традиционными олонхо. В настоящее время в эпической традиции интенсивно формируются новые произведения по мотивам традиционных текстов олонхо, повествующие о важнейших событиях в

© Данилова А.Н., 2020

жизни эпического богатыря. В результате сравнительного изучения их текстов можно отметить, что современное олонхо по сюжетообразованию иногда отступает от канонов. Мотив рождения главного героя тоже претерпел некоторые изменения. В большинстве текстов данная тема не получает дальнейшего развития. Наряду с традиционными компонентами мотива чудесного рождения героя появляются новые - рождение близнецов и их особое воспитание. В рассмотренных текстах отсутствуют мотивы чудесного зачатия, божественного происхождения героя, которые характерны для канонического олонхо; описывается только чудесное рождение героя у престарелых родоначальников, тогда как в традиционных текстах олонхо эпический сюжетный мотив «рождение богатыря у престарелых родителей» является одним из основных и связан с мифологическими воззрениями.

Ключевые слова: якутский героический эпос олонхо, традиция, сюжет, мотив, чудесное рождение, авторские олонхо, трансформация

Устное народное творчество является важным источником передачи информации о прошлом. Передаваемые из поколения в поколение эпические сказания и мифы, легенды и предания предшествовали письменной истории, выступая самой ранней формой исторического сознания общества. Но и с появлением письменности устные источники остались важным свидетельством прошлого [Орлов, 2006, с. 136].

Вопросы изучения мифологических сюжетов, связанных с мотивом чудесного рождения, божественного происхождения были затронуты в трудах якутских исследователей И.В. Пухова [1962], Н.В. Емельянова [1980], В.В. Илларионова [2006], А.П. Решетниковой [2005], А.А. Кузьминой [2015]. Основные особенности мотива чудесного рождения главного героя в традиционных текстах якутских олонхо были рассмотрены в статьях автора [Данилова, 2016, 2017 а, б, 2019].

Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего тем, что в настоящее время вопросы о специфической природе сюжетных мотивов эпических произведений и методах их интерпретации продолжают оставаться в центре внимания современных исследователей. Сейчас в эпической традиции интенсивно формируются современные произведения, созданные на основе традиционных олонхо, повествующие о важнейших событиях в жизни эпического богатыря. Известный исследователь Ю.И. Шейкин отметил, что «... специфика творческой жизни фольклора в разные исторические эпохи, вероятно, содержала некоторые отличия. Этот процесс документально может быть исследован по фольклорно-этнографическим наблюдениям и

записям Х1Х-ХХ1 вв.» [Никифоров, 2012, с. 24]. Он считает, что в именно в XIX - начале XX в. существовала «естественная среда» для носителей профессиональных повествовательных жанров фольклора - олонхо.

Якутский героический эпос олонхо стал особо популярным, востребованным в обществе после провозглашения его ЮНЕСКО в 2005 г. шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Но все это должно происходить в пределах строгого соблюдения устойчивых канонов классического олонхо. Основные особенности художественно-изобразительных средств сюжета, мотивов, образной системы текстов современных олон-хо и специфика сказительского мастерства были затронуты в исследованиях В.В. Илларионова [2006], В Н. Иванова [2014], А.А. Кузьминой [2019], Е.А. Архиповой, К. Д. Уткина, Ю.И. Шейкина, Р.Н. Анисимова [Никифоров, 2012]. Изучение феномена современных сказителей олонхо, издание и популяризация их текстов стали одними из направлений деятельности Научно-исследовательского института Олонхо при СВФУ. Сотрудниками данного института в рамках научного проекта «Эпико-фольклорное наследие народов арктической и субарктической зоны Северо-Востока России: трансформация культурного пространства, цифровые архивы, информационная система» были написаны статьи по проблемам изучения современных текстов олонхо [Корякина, Герасимова, 2017; Корякина, 2018]. А.Ф. Корякина, Л.Н. Герасимова проанализировали сюжетно-композиционную структуру и основные образы текстов олонхо трех олонхосутов - В.О. Каратаева, К.Н. Ники-

форова и В.И. Иванова - и пришли к выводу, что «эпическая традиция развивается во времени, испытывает разнообразные его влияния и вбирает нечто новое, текст олонхо претерпевает трансформации. Но все это не влияет на общий фон современного олонхо. Современные олон-хосуты перенимают и продолжают сказитель-ские традиции своих предшественников - легендарных олонхосутов» [Корякина, Герасимова, 2017, с.116].

В настоящее время начали создаваться и активно внедряться в репертуар исполнителей олонхо авторские произведения, созданные на основе традиционных олонхо. В.Т. Петров, исследовав роль эпических традиций в формировании стиля якутской прозы, отметил: «... неотложной задачей исследования фольклорных традиций в младописьменных литературах можно считать, в частности, выявление влияния устно-поэтических приемов на средства изображения персонажей, композицию, манеру повествования, сюжетосложения» [Петров, 1982, с. 4]. Как пишет А.А. Кузьмина, «... после угасания аутентичной эпической традиции пришла современная ее модификация в виде авторских произведений по мотивам или в стиле олонхо» [Кузьмина, 2019, с. 100].

В данной статье мы попытались проследить и выявить основные особенности мотива чудесного рождения главного героя, как одного из основных сюжетообразующих мотивов.

В текстах олонхо представлены архаические сюжеты, бытовавшие во многих эпических традициях. Наибольшей стабильностью обладает мотив чудесного рождения героя, который является центральной частью эпоса. Мотив божественного происхождения эпического героя, его чудесное зачатие, рождение у престарелых родителей входят в комплекс мифологических мотивов героического типа. Это один из архаичных фольклорных сюжетов, в котором ярко выражены мифологические корни. С него начинаются многие олонхо и мифы разных народов. Существующие в эпических текстах такие образы, как божества, духи, шаманки, чудовища-абаасы, говорящие животные, а также перевоплощение героев являются проявлением мифологического сознания.

Анализ основных мотивов, связанных с рождением главного героя, показал, что в текстах

олонхо мотив чудесного зачатия, чудесного рождения у престарелых родоначальников и божественное происхождение героя являются традиционными [Данилова, 2019, с. 125]. Чудесное рождение долгожданного наследника передается в сказаниях следующим образом: бездетная пара Среднего мира обращается к божествам с просьбой наделить их наследником. В олонхо «Тебет Мэник бухатыыр» вымаливание души ребенка описано следующим образом: «Орто дойдуга Айыы Ча§аан о§оннъор, Аан Дархан эмээхсин о§ото суох олороллор. Биир сарсыарда эмээхсин о§оннъоругар YPдYкY тойотторгут-тан о§ото кврдвс диэн Аар Кудук Хатык-нарыгар утаарар. О§оннъор Аар Кудук Хатык ма^ггар ыттан, нуо^ай солко ситимиттэн тардан, YPдYKY тойотторуттан ытаан-сокоон кврдвhвр. Онуоха илин диэкиттэн тыа-лырбыт, онтон самыыр тYспYт. Ар§аа халла-ан аартыга а^гллыбыт. Онуоха о§оннъор кврдв^нэ YPYK квmyc киhи вквйвн турар эбит. Ол киhи аата YрYK Кыырт диэн эбит. Кини YрдYKY ба^шыктар ааттарыттан о§оннъорго анды сымыытын са§а илгэни биэрэр. О§оннъор илгэни ылан акаарын сиэн баран, дъиэтигэр тиийэн акаарын эмээхсинигэр биэрэр. Сотору эмээхсин ^нэ-ыйа кэлэн уол о§ону тврвтвр» [Еремеев, 2017, с. 152] / «В Среднем мире живет бездетная пара старик Айыы Джагаан и старуха Аан Дархан. В одно утро старуха велит старику вымолить у Верховного божества душу ребенка. Для этого старик идет к священному дереву Аар Кудук Березе, соединяющей все три эпических мира. Взбирается на её вершину. На вершине этого дерева была шелковая веревка. Старик, потягивая эту веревку, просит небожителей помочь ему. После этого с восточной стороны подул ветер, пошел дождь, и открылся проход на Западное небо. Появился богатырь в серебряном одеянии по имени Юрюнг Кыырт; он дает старику божественную влагу илгэ. Старик, выпив половину, другую дает старухе. Старуха в скором времени рожает сына, будущего богатыря» [перевод наш - А.Д.]. Этот волшебный напиток обладает многими свойствами, он способен придавать героям богатырскую силу, оживлять мертвого, и представлен в олонхо как «дар богов». Так, у престарелых пар только после вмешательства верховных божеств рождается будущий богатырь. Позднорожденный нео-

бычный ребенок сразу после рождения убегает от родителей: «Ус хос муостаны дъвлв тYhэн, Аллара мэлис гынан хаалла» [Еремеев, 2017, с. 49] / «Насквозь проткнув трехслойный пол, Ускользнул в нижний мир» [перевод наш -А. Д.]. Родители пытаются достать ребенка, но безуспешно. Он возвращается уже взрослым и просит назвать его высокое имя. Как пишет А.П. Решетникова, «сюжетный мотив «бегство-исчезновение новорожденного», связанный с героями второго поколения, обычно таков: младенец с шумом падает на пол при рождении, проламывает его, убегает от отца (иногда на четвереньках) на улицу, исчезает» [Решетникова, 2005, с. 116]. В исследовании П. А. Ойунско-го подробно описаны приготовления к рождению ребенка-богатыря. Оказывается, родители должны заранее подготовиться: «. роют широкую и глубокую яму, дно и стенки которой устилаются каменными плитами. Женщина за три дня до родов спускается туда с запасом пищи на шесть дней; затем яму закрывают, засыпают камнями и землей. Этим предотвращается бегство ребенка-богатыря» [Ойунский, 2013, с. 41].

Сегодня тексты созданных в последние годы олонхо имеют существенные отличия от ранних. Преобразование мифологического мировосприятия в художественной канве современного олонхо создает своего рода авторское новое произведение, в котором прослеживаются образы и сюжеты традиционных текстов.

В большинстве современных текстов мотив чудесного рождения героя отсутствует, либо этот мотив детально не описывается, либо повествует о взрослом богатыре. Для сравнительного изучения были просмотрены несколько современных текстов олонхо, в которых данный мотив описан более подробно: К.Н. Никифорова-Лекечеен «Хабытта Бэргэн» [2012], В. И. Иванова-Чиллэ «КYн ^бээдьэ бухатыыр» [2008], Г.И. Ивановой-Айтыына «Элэмэс аттаах Эрэли бухатыыр» [2017], Ю.П. Борисова «Баабый Баатыр» [2014].

Современный олонхосут Кирилл Никонович Никифоров-Лекечеен является одним из последних хранителей и носителей эпического знания; детство его прошло в период, когда еще была жива эпическая традиция. К.Н. Никифоров родился в 1938 г. в местности Лекечеен Ви-люйского улуса. Он слушал живое исполнение олонхо известными сказителями Вилюйского

улуса. Известно, что его родители были олонхо-сутами, и их дар перешел к нему. Кроме исполнения олонхо, К.Н. Никифоров является известным алгысчитом-благопожелателем.

Олонхо «Хабытта Бэргэн», состоящее из 11872 стихотворных строк, повествует о защитнике племени айыы. Чудесное рождение главного героя описывается, как и в традиционных олонхо, - он тоже родился у престарелых Кыыс Кылаарытта и Моруот Боотура, жителей Среднего мира, но, в отличие от традиционных олон-хо, где при рождении героя помощь его престарелым родителям приходит от верховных божеств, в данном тексте мотив рождения описан более реалистично: Ус тYYннээх ^н Увкээ уостарыттан Ус акаар хамыйах, Аллараа уостарыттан Алта акаар хамыйах хаан Тахсыар дылы

Омуннаахтык ооннъоотулар.

[Никифоров, 2012, с. 65].

В течение трех дней и ночей С верхних губ Три с половиной ковша, С нижних губ

Шесть с половиной ковшей крови До появления Играли, резвясь.

(Перевод наш. - А.Д.).

В результате этих игр девяностолетняя родоначальница Среднего мира Кыыс Кылаарытта беременеет и по истечении срока становится матерью близнецов: у нее рождаются сын, будущий богатырь, и дочь-красавица. В данном олонхо рождение детей у престарелых родоначальников занимает с 1140-й по 1950 строки. Когда пришло время рожать, старуха велит старику отправить посыльного и привести бабку-повитуху по имени старуха Далбардаан. Роды проходят, как и в жизни реальных людей. Ойун-ский писал, что «в олонхо женщина рожает не лежа, а в полусидячем положении, для чего земляной пол юрты устилают сеном, а в землю вбивают кол, разветвляющийся на верху на две части, за которые роженица и держится обеими руками» [Ойунский, 2013, с. 41]. В данном

олонхо родоначальница Кыыс Кылаарытта рожает не полусидя, а в лежачем положении, и ее детей принимает на руки повитуха. Таким образом, с течением времени, переходя от поколения к поколению, олонхо подвергалось определенным изменениям, но сохранило в своей структуре отражение некоторых обрядов и традиций. Отдельные эпизоды, образы, мотивы со временем хоть и подвергаются определенным обновлениям, но при этом основа произведения не изменяется.

В другом современном тексте олонхо «КYн ^бээдьэ бухатыыр» исполнителя В.И. Ивано-ва-Чиллэ из Нюрбинского улуса мотив чудесного рождения не получил развития. О рождении богатыря ^н ^бээдьэ в олонхо не говорится, он описывается как уже состоявшийся богатырь и что он сын родоначальников Среднего мира Айыы Сээн Тойона и Аан Чангыйа Хотун.

В третьем современном олонхо -«БЛыр^астаах аттаах Баабый Баатыр» Ю.П. Борисова - описывается рождение сестры главного героя у престарелых родителей: Кэм кэрдии ааспытын кэннэ, Илин астара Элэмэстийэрин сажана, Кэлин астара Кэрэмэстийэрин сажана, Тахсан эрэр ^н Сардакатын курдук, Киирэн эрэр ^н Килбиэнин курдук Кэрэ бэйэлээх кыыс о§ону КYн сирин кврдврвн Дъоллоро вссв Yрдээбит.

[Борисов, 2014, с. 21].

По истечении времени, Когда передняя частъ волос Становиласъ белесой, Задняя часть волос Становиласъ белой, Подобно лучам Восходящего солнца, Подобно лучам Садящегося солнца Красивую девочку Родив на свет, Счастье их еще возвысилось.

(Перевод наш. - А.Д.)

Здесь главный герой - богатырь по имени Баабый Баатыр родился у родоначальников, когда они были молодыми. В данном олонхо мотив чудесного рождения героя также не получил развития.

В олонхо «Элэмэс аттаах Эрэли бухатыыр» Г.Н. Ивановой-Айтыыны из Усть-Алданского улуса мотив рождения героя представлен иначе. Так, в начале олонхо описывается, как женщина родила двух близнецов-мальчиков. Один из детей сразу после рождения исчезает: КYYтYYлээх кYндY о§о КYн сирин кврвр Кэмэ кэрдиитэ кэлэн Орто туруу бараан дойдуга Оройунан тYhэн Омуннаахтык ытаабыта YhY. О§о квтв§ввччY эмээхсин Баччыр уол о§ону ЫтъЛыгар тYhэрэн ылбыта, Биир диэбитэ икки буолан Уолуйан укан хаалбыт, OйYн сутэрэн охтон тYспYт. Бу сытан вйYн быыЛыгар Ойдввн кврбутэ, Иккис уол о§ото Игирэтин акаара Кыым са§а кыра, Эрбэх са§а эрэ эбит... Сака тврввб^ о§о Сака таhааран ытаабатах, Ус твгYл твхтурYйэн Oрутэ ыстаммыт да Мэлийэн-сутэн хаалбыт.

[Иванова, 2017, с. 14].

Пришло время

Появления долгожданного

Дорогого ребенка

На Средний свет.

Головой ударившись,

Сильно заплакал, говорят.

Бабка-повитуха

Крепкого мальчика

На ладонь приняла,

Вместо одного двоих рассмотрев.

От испуга, потеряв память, в обморок упала.

Очнувшись,

Увидела вдруг:

Второй мальчик-близнец

Был маленький, как уголек, Как большой палец руки. Новорожденный ребенок Не плакал,

Три раза одновременно Вскочив вверх, Растворился в воздухе.

(Перевод наш. - А. Д.) Так начинается развитие сюжета данного олонхо. В результате выясняется, что этот исчезнувший сын-близнец воспитывается у верховного божества Юрюнг Айыы Тойона, и ему предопределено стать великим богатырем, защитником племени айыы. Данный мотив имеет некоторые параллели с сюжетами отверженных потомков айыы и мотивом рождения уродца и воспитания его старухой Симэхсин.

Таким образом, из сравнительного изучения текстов современных олонхо можно отметить, что по сюжетообразованию оно иногда отступает от канонов. Во многих текстах нет устойчивых конструкций: нет описания богатыря айыы, страны героев, очень коротко говорится о езде на коне и т.д. Мотив рождения главного героя тоже претерпел некоторые изменения. Наряду с традиционными компонентами мотива чудесного рождения героя появляются новые - рождение близнецов и их особое воспитание. Так, в рассмотренных выше текстах отсутствуют мотивы чудесного зачатия, божественного происхождения героя. Описывается только мотив чудесного рождения богатыря у престарелых родоначальников.

Упрощенные и сокращенные современные тексты олонхо обусловили определенные условия для различных трансформаций мотива чудесного рождения героя, устойчивых для традиционных олонхо. Данные мотивы получили новое освещение в разрешении жизненного вопроса - в продолжении рода айыы аймака.

Литература

Борисов Ю.П. Баабый Баатыр: олонхо. - Дьокуу-скай: Сайдам, 2014. - 80 с.

Данилова А.Н. Чудесное рождение богатырки как архаический мотив в якутских олонхо о женщинах-богатырках // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016.- № 11 (65). - Ч. 3. -С.30-34.

Данилова А.Н. Мотив чудесного рождения героя в текстах олонхо Вилюйского региона // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017 а. -№ 12 (78). - Ч. 4. - С. 17-20.

Данилова А.Н. Мотив чудесного рождения и перерождения в текстах олонхо Вилюйского региона // Эпическое наследие народов мира: традиции и этническая специфика: матер. Междунар. науч. конф. (г. Якутск, 6-8 июля 2017 г.) - Якутск, 2017 б. - С. 20.

Данилова А.Н. Роль божеств в рождении эпического героя (на материале вилюйских текстов олонхо) // Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: матер. конфер. (14-16 июня 2017 г.). - Астана: КазНУИ, 2018. -С.134-138.

Данилова А.Н. Мотив чудесного рождения главного героя в якутском олонхо // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Ам-мосова: Серия «Эпосоведение». - 2019.- 4 (16). -С. 125-135.

Емелъянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. - М.: Наука, 1980. - 375 с.

Еремеев С.И.-Дэдэгэс. Тебет-Мэник бухатыыр: олонхо. - Якутск: Бичик, 2017. - 176 с.

Иванов В.Н. Олонхо - уникальное явление в мировой эпической культуре. - Якутск: Изд-й дом СВФУ, 2014. - 175 с.

Иванов В.Н.-Чиллэ. КYн ^бээдьэ бухатыыр: олонхо. - Ньурба: ГУП «Нюрбинская улусная типография», 2008. - 88 с.

Иванова Г.И.-Айтыына. Элэмэс аттаах Эрэли бухатыыр: олонхо. - Дьокуускай: Смик-Мастер. Полиграфия, 2017. - 112 с.

Илларионов В.В. Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо. - Новосибирск: Наука, 2006. - 191 с.

Корякина А. Ф. Устойчивые мотивы олонхо трансформация во времени // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия «Эпосоведение». - 2018. - 3 (11). - С. 138145.

Корякина А.Ф., Герасимова Л.Н. Особенности современного олонхо // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 113-117.

Кузъмина А.А. Мифологические образы в олонхо нюрбинских сказителей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - Вып. 12-2 (54). - С. 108-110.

Кузъмина А.А. Вопросы жанровой номинации якутского героического эпоса и авторских произведений в стиле олонхо // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия «Эпосоведение». - 2019. - 3 (15). -С. 99-113.

Никифоров К.Н. Хабытта Бэргэн: олонхо. -Якутск: Изд-й дом СВФУ, 2012.

Ойунский П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание [ред. колл.: В.Н. Иванов, М.Т. Го -голева, Н.А. Николаева]. - Якутск, 2013. - С. 41.

Орлов И.Б. Устная история: генезис и перспективы развития // Отечественная история. - 2006. - № 2. -С. 136-148.

Петров В. Т. Традиции эпического повествования в якутской прозе. - Новосибирск: Наука, 1982. - 82 с.

Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 256 с.

Решетникова А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. -Якутск: Бичик, 2005. - 408 с.

A.N. Danilova

Features of the Hero's Miraculous Birth Motif in the Modern Texts Based on Olonkho

This article analyzes and identifies the main features of the motif of the miraculous birth of the main character, as one of the main plot-forming motifs in modern texts created on the basis of Olonkho in comparison with traditional Olonkho. Currently, new works based on traditional Olonkho texts are being intensively formed in the epic tradition, telling about the most important events in the life of the epic hero. As a result of a comparative study of their texts, it can be noted that modern Olonkho sometimes deviates from the canons in terms of plot formation. The motive for the birth of the main character has also undergone some changes. In most texts, this motif does not get further development. Along with the traditional components of the hero's miraculous birth motif, new ones appear - the birth of twins and their special upbringing. In the considered texts, there are no motives for the miraculous conception, the divine origin of the hero, which are characteristic of the canonical Olonkho; only the motif of the hero's miraculous birth among elderly ancestors is described, whereas in traditional Olonkho texts, the epic plot motif "the birth of a hero among elderly parents" is one of the main ones and is associated with mythological views.

Keywords: Yakut heroic epic Olonkho, tradition, plot, motive, miraculous birth, author's Olonkho, transformation

Ж.В. Бурцева

DOI: 10.25693/SVGV.2020.01.30.16 УДК 398.221(571.56)

Путевой очерк Тэки Одулока «На Крайнем Севере»: проблемы жанра и литературного картирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена первому путевому очерку зачинателя юкагирской литературы Тэки Одулока «На Крайнем Севере», в котором отчетливо проявляется картирующая функция, так как текст написан по следам реального путешествия, сформировавшего ранние традиции геокультурного описания образа Крайнего Севера как обособленного культурно-географического региона. Это один из первых опытов документально-художественной путевой прозы, композиционно построенной по модели путевого дневника, что позволяет охарактеризовать его как жанровую форму травелога.

В статье впервые рассматриваются характерные черты травелога с точки зрения жанрового своеобразия и как уникального источника информации о пространственных образах территорий, о культуре и жизни народов Севера в самых разных формах и проявлениях (этнографическом, историческом, социальном, ценностно-философском и др.). Наблюдения, сделанные автором в процессе поездки, опираются на его собственные внутрен-

© Бурцева Ж. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.