Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
112
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / АНТРОПОМЕТРИЯ / ANTHROPOMETRY / КАРДИОРЕСПИРАТОРНАЯ СИСТЕМА / CARDIORESPIRATORY SYSTEM / АЭРОБНАЯ И АНАЭРОБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / AEROBIC AND ANAEROBIC EXERCISE / АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА / ADAPTATION / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колесникова О.Б., Алтынова Н.В.

В статье представлены результаты исследования показателей морфофизиологического статуса у студентов 1 -2 курсов, определена их зависимость от разных уровней двигательной активности и адаптации организма к двум типам физической активности аэробной и анаэробной. Результаты, полученные в ходе эксперимента, отражают характер изменений соматометрических и физиометрических показателей, свидетельствуя о положительном влиянии дополнительной двигательной активности аэробной направленности на процесс адаптации организма обучающихся. Установлено, что ответная реакция ССС на нагрузку у студентов, получающих дополнительную физическую активность в секции легкой атлетики, сопровождается достаточно эффективной реализацией, что говорит о лучшей степени функционирования кардиореспираторной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колесникова О.Б., Алтынова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES MORPHOFUNCTIONAL STATE OF THE BODY STUDENTS IN DIFFERENT MODES OF MOTOR ACTIVITY

The article presents the results of the study of morphophysiological status in students of 1-2 courses, their dependence on different levels of motor activity and adaptation of the body to two types of physical activity aerobic and anaerobic. The results obtained during the experiment reflect the nature of changes in somatometric and physiometric parameters, indicating the positive impact of additional motor activity of aerobic orientation on the adaptation of the body of students. It is established that the response of the SSS to the load in students receiving additional physical activity in the athletics section is accompanied by a sufficiently effective implementation, which indicates a better degree of functioning of the cardiorespiratory system.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

DEVELOPMENT OF STANDARD TIME FOR THE VETERINARY LABORATORY

RESEARCH

Kluchnikova A.I., Vasiliev M.N., Trofimova E.N.

Summary

The article presents the results of the authors ' research on the development of scientifically based standards of time for veterinary work carried out in veterinary laboratories of three subjects of the Russian Federation: a total of 2223 standards of time for veterinary laboratory research.

УДК 612+573

ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Колесникова О.Б. - к.б.н., доцент, *Алтынова Н.В. - к.б.н., доцент

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова» *ФГБОУ ВО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

Ключевые слова: студенты, антропометрия, кардиореспираторная система, аэробная и анаэробная физическая нагрузка, адаптация организма.

Key words: students, anthropometry, cardiorespiratory system, aerobic and anaerobic exercise, physical activity, adaptation

В настоящее время человечество столкнулось с существенными экологическими изменениями, резким снижением двигательной активности, несбалансированным рационом питания, большим потоком информации, который нужно изучить в кратчайшие сроки для того, чтобы быть социально грамотным и находиться «на плаву» современного общества [2].

Человек, как биологическое существо, подвержен воздействию законов природы, и любое изменение условий среды или воздействие специфической нагрузки дают, как следствие, изменения в его организме в пределах нормы реакции [3]. Таким образом, возрастает необходимость реализации технологий, сосредоточенных на поддержании здоровья. Эту задачу, в первую очередь, помогают решить занятия физической культурой и спортом. Рациональная деятельность в данном направлении призывает к

оценке эффекта влияния физической нагрузки, адаптационных и морфофунк-циональных возможностей человека. Физическое развитие, функциональная подготовленность и состояние здоровья человека коррелируют друг с другом. Регулярно получая физическую нагрузку, увеличивая свои морфофункциональные возможности, человек напрямую «умножает» потенциал своего здоровья. И, наоборот, - низкая двигательная активность снижает функциональные возможности организма, что не может не отразиться на общем состоянии и здоровье [1, 4].

Период обучения в вузе является сложным и длительным процессом, предъявляемым высокие требования к гибкости физиологических перестроек организма обучающихся, в первую очередь, для студентов младших курсов. В этой связи целью нашего исследования явилось изучение состояния организма студентов младших курсов при различ-

ных режимах двигательной активности [5-6]. Исходя из поставленной цели исследования, для решения были выдвинуты следующие задачи:

1. Исследовать морфофизиоло-гический статус студентов в зависимости от разных уровней двигательной активности.

2. Выявить особенности антропометрического профиля организма.

3. Определить реакцию кардио-респираторной системы студентов на физические нагрузки.

Материалы и методы исследований. Работу выполняли на базе ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н.Ульянова». В исследовании приняло участие 60 студентов в возрасте 18-19 лет, разделенных на три группы (по 20 человек в каждой). Студенты всех исследуемых групп занимались физической культурой в соответствии с учебной программой для основной медицинской группы, юноши 2-й группы получали дополнительную физическую нагрузку в секции пауэрлифтинга и 3-й - в секции легкой атлетики. Таким образом, студенты 2-й группы имели нагрузку преимущественно анаэробной, а студенты 3-й группы - аэробной направленности. Занятия для обучающихся 2-й и 3 -й групп проводились три раза в неделю по 90 минут и включали следующие физические упражнения:

1. Разминка.

2. Общая физическая подготовка.

3. Специальная физическая подготовка.

4. Комплекс восстановительных и дыхательных упражнений.

Для выявления особенностей антропометрического профиля у юношей всех исследуемых групп изучали показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки (ОКГ, см), и на основании полученных результатов были подсчитаны индексы Кетле (ИК, кг/м2), Брока (у.е.), Эрисмана (у.е.), Бругша (у.е.). Для изучения состояния дыхательной системы определяли

жизненную емкость легких (ЖЕЛ, мл) с применением сухого спирометра. Исследование состояния сердечнососудистой системы (ССС) заключалось в определении частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин), измерении систолического и диастолического артериального давлений (САД и ДАД, мм рт. ст.) в покое и после нагрузки. В качестве нагрузки применяли бег в течение 12 минут (тест Купера). На основании проведенных измерений подсчитывались двойное произведение (ДП) и индекс физического состояния (ИФС).

Результаты исследований. В

ходе экспериментов установлено, что рост у исследуемых студентов во всех группах медленно увеличивался от начала к концу учебного года (171,2±1,8-179,6±5,1 против 171,9±1,4-179,9±3,1см). Причем юноши из 3-й группы во все сроки исследований были выше сверстников 1 -ой (контроль) и 2-й групп соответственно на 1,9-1,7 и 3,7-3,5% (Р<0,05).

Характер изменений массы тела у студентов сравниваемых групп соответствовал динамике их ростовых показателей, но наибольшие показатели были зафиксированы у 2-й группы. Юноши этой группы превосходили ровесников 1 и 3-й групп на 14,9-22,9% (Р<0,05). Масса тела обучающихся составляла 65,3±3,1-84,0±3,2 кг - в начале учебного года, и 65,9±2,2-84,9±2,8 кг - в конце.

Выяснено, что показатели ОГК у исследуемых студентов так же увеличивались в возрастном аспекте (86,4±2,9-120,0±1,6 против 81,9±1,1- 121,4±1,2 см). Причем следует отметить, что студенты, занимавшиеся дополнительно в секции пауэрлифтинга по данному антропометрическому параметру превосходили группу студентов-легкоатлетов на 28,0 и 28,1% (Р<0,05).

Промежуточное положение по показателям ОГК между юношами 2-й и 3-й групп занимали сверстники контрольной группы.

Аналогичная закономерность выявлена и в характере колебаний ИК. При этом его максимальное значение в конце учебного года было отмечено у студентов 2-й группы (28±3,6), а минимальное - у ровесников 3 -й группы (21±2,1 кг/м2).

Значения индекса Брока у исследуемых групп составляли: у 1-й -72±3,1; 2-й - 64±2,2 и 3-й группы -73±4,4 у.е. Индекс Эрисмана соответственно был равен - 1±0,1; 35±2,2 и 2±0,2 у.е. Индекс Бругша - 50±2,8; 72±3,1 и

В результате проведенных исследований выявлено снижение показателей ЧСС у студентов всех групп в течение года, как в покое, так и после нагрузки. Если ЧСС в покое в начале года в 1-й группе составляла 78,4±3,4, во 2-й -84,3±4,3и в 3-й - 67,1±2,5, то к концу года она была равна - 78,0±2,7, 82,3±2,9, и 62,1±2,9 уд/мин соответственно. Причем, студенты 3 -й группы по данному параметру имели самые низкие показатели.

Показатель САД в покое во всех анализируемых группах снижался в течение года с 115,3±2,1-133,2±6,0 до 113,0±1,5-130,2±4,3 мм рт. ст. Динамика САД после нагрузки у юношей сравниваемых групп соответствовала характеру изменений САД в покое.

В течение учебного года ДАД в покое варьировало от 78,1±2,0-93,1 ±4,7 до 75,2±1,8-89,6±4,9 мм рт. ст. После

48±2,9 у.е. в первой, второй и третьей группах соответственно.

При изучении состояния дыхательной системы были получены следующие результаты: ЖЕЛ у студентов 1-й группы составила 3758±246, у 2-й -3802±187, у 3-й - 4766±124 мл в начале исследования, и 3760±239; 3800±189; 4805±111 мл в анализируемых группах в конце учебного года соответственно.

Результаты исследования состояния сердечно-сосудистой системы представлены в таблице 1.

нагрузки в начале первого семестра уровень ДАД 1 -й группы колебался от 103±2,1 до 100±2,0 мм рт. ст. к концу второго семестра. Во 2-й группе - от 124±3,9 до 121±3,1 и в 3-й - от 89±1,9 до 85±1,6мм рт. ст. Результаты ДП у юношей 1-й группы - 100,62±3,2 у.е., 2-й

- 111,72±4,6 и 3-й - 77,05±2,2 у.е. Расчетные показатели ИФС были равны у студентов 1-й группы - 0,5±0,02 у.е., 2-й

- 0,3±0,01 и 3-й - 0,66±0,01 у.е.

Заключение. Таким образом, установлено, что у студентов, занимавшихся физической культурой только в рамках учебного расписания, а также у юношей, получавших дополнительную физическую нагрузку аэробной направленности, параметры сердечно-сосудистой и дыхательной систем, адаптационные показатели были более высокими, по сравнению со сверстниками, занимавши-

Таблица 1 - Состояние сердечно-сосудистой системы студентов

Гру ппа Период проведен ия исследований В покое После нагрузки ЧСС в покое ЧСС после нагрузки

САД ДАД САД ДАД

сентябрь 129,3±1,9 84,9±1,2 144,5±1,6 103±2,1 78,4±3,4 93,1±2,3

май 123,3±1,2 84, 1± 1,2 140,1±0,9 100±2,0 78,0±2,7 91,4±2,4

сентябрь 133,2±6,0 93,1 ±4,7 153,4±4,3 124±3,9 84,3±4,3 107,4±4,4

май 130,2±4,3 89,6±4,9 150,1±3,7 121±3,1 82,3±2,9 106,4±3,9

сентябрь 115,3±2,1* 78,1±2,0* 121,1±2,2* 89±1,9* 67,1±2,5* 82,9±1,9*

май 113,0±1,5* 75,2±1,8* 118,2±2,0* 85±1,6* 62,1±2,9* 80,1±1,4*

* - (Р<0,05)

мися дополнительно в секции пауэрлиф-тинга. Причем, реакция ССС студентов 3-й группы на физическую нагрузку была наименее выраженной, что свидетельствует о лучших адаптационных характеристиках организма.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алтынова, Н.В. Анализ особенностей респираторной системы студенток младших курсов в условиях селе-нодефицита / Н.В. Алтынова // Результаты научных исследований: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во ООО «Аэтерна», 2015. -С. 29-32.

2. Алтынова, Н.В. Корреляционный анализ физиологических показателей студенток / Н.В. Алтынова // Сборник статей международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки», 2017. -С.10-13.

3. Колесникова, О.Б. Особенности физиологического состояния организма при различных режимах двигательной активности/ О.Б. Колесникова, А.И. Орлов // Мат. III Всеросс. науч.-

практ. конф. с междунар.участ. (1-2 декабря 2017). -Изд-во КНИТУ-КАИ, Казань, 2017. - С. 500-503.

4. Колесникова, О.Б. Средства и методы коррекции параметров телосложения студентов в процессе занятий физической культурой / О.Б. Колесникова,

A.И. Орлов, С.А. Эриванова // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: мат. Всеросс. с междунар.участ. науч.-практ. конф. (21 февраля 2018). - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, Изд-во «Печать-Сервис XXI век», Казань, 2018. - С. 671-674.

5. Тихонов, В.Ф. Внешнее дыхание человека как система автоматического управления легочной вентиляцией /

B.Ф. Тихонов // «Наука и спорт: современные тенденции». - 2017. - №1. (Том 14). - С. 94-99.

6. Тихонов, В.Ф. Особенности показателей жизненной емкости легких и результирующего вектора возбуждения желудочков сердца у спортсменов-гиревиков различной квалификации // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 2-3. - С. 575-579.

ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМАХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ

Колесникова О.Б., Алтынова Н.В.

Резюме

В статье представлены результаты исследования показателей морфофизиологического статуса у студентов 1 -2 курсов, определена их зависимость от разных уровней двигательной активности и адаптации организма к двум типам физической активности аэробной и анаэробной. Результаты, полученные в ходе эксперимента, отражают характер изменений соматометрических и физиометрических показателей, свидетельствуя о положительном влиянии дополнительной двигательной активности аэробной направленности на процесс адаптации организма обучающихся. Установлено, что ответная реакция ССС на нагрузку у студентов, получающих дополнительную физическую активность в секции легкой атлетики, сопровождается достаточно эффективной реализацией, что говорит о лучшей степени функционирования кардиореспираторной системы.

FEATURES MORPHOFUNCTIONAL STATE OF THE BODY STUDENTS IN DIFFERENT

MODES OF MOTOR ACTIVITY

Kolesnikova O. B., Altynova N. V.

Summary

The article presents the results of the study of morphophysiological status in students of 1-2 courses, their dependence on different levels of motor activity and adaptation of the body to two types of physical activity aerobic and anaerobic. The results obtained during the experiment reflect the nature of changes in somatometric and physiometric parameters, indicating the positive impact of additional motor activity of aerobic orientation on the adaptation of the body of students. It is established that the response of the SSS to the load in students receiving additional physical activity in the athletics section is accompanied by a sufficiently effective implementation, which indicates a better degree of functioning of the cardiorespiratory system.

УДК619:616.153.281:493.

ИЗУЧЕНИЕ РАЗДРАЖАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ПРЕПАРАТА ГЕНЕЗИС (АГРОБИОИНТЕНСИВ)

Леткин А.И. - к.в.н., доцент, Зенкин А.С. - д.б.н., Василькин В.М. - к.с/х.н, доцент

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет им. Н.П. Огарёва»

Ключевые слова: общетоксические свойства, раздражающий эффект, кролики, морские свинки, конъюнктивальная проба, препарат Генезис (Агробиоинтенсив).

Keywords: generaltoxic properties, irritating effect, rabbits, guinea pigs, conjunctival test, Genesis (Agrobiointensive) preparation.

Микроорганизмы являются неотъемлемой частью всех живых организмов на Земле. В экосистемах они существуют в виде многокомпонентных биоценозов, в которых могут ярко проявляться как их синергизм, так и антагонизм. Однако внутри живых организмов чаще наблюдаются симбионтные взаимоотношения. Различные факторы окружающей среды негативно воздействуют на организм животных, его микрофлору и приводят к синдрому нарушений микроэндокологии пищеварительного тракта - дисбактерио-зам [3; 4].

Основная часть резидентной микрофлоры теплокровных животных представлена строгими анаэробными, не образующими спор микроорганизмами, та-

кими как лактобациллы, бифидобакте-рии, энтерококки, бактероиды, и факультативно-анаэробными микроорганизмами - сальмонеллами, эшерихиями, дрожже-подобными грибами.

Препарат Генезис (Агробиоинтен-сив) разработан сотрудниками кафедры морфологии, физиологии и ветеринарной патологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» и ООО «Сигма Плюс» (г. Саранск), и представляет собой комплекс специально отобранных природных анаэробных и аэробных микроорганизмов различных видов, обладающих сильными ферментативными свойствами: молочнокислые, фотосинтезирующие, азотфикси-рующие и другие виды бактерий, дрожжи, актиномицеты, грибы, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.