Рис.4. Изменение фаз (рис.4,а) и разности фаз (рис.4,6) сигнала ВРЧ, образованного в результате взаимодействия различных компонент в многокомпонентном сигнале накачки на расстоянии z- 5ld.
ЛИТЕРАТУРА
1. Eller A.J. Application of the URSD type F.-8 transducer assan acoustic parametric source / J. Acoust. Soc. Amer., 1974. - №56. - P. 1735-1739.
2. Куценко Т.Н. Исследование параметрических антенн с многокомпонентным сигналом накачки. - Автореферат на соискание ученой степени кандидата технических наук. - Таганрог: ТРТУ, 2000.
ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ПРИМОРСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДОВ.
Н.Н. Чернов (ТРТУ, г. Таганрог)
It is considered peculiarities of pollution scatter mathematical model construction for the case of point and continuous industrial sources. It’s represented the ways of moving pollution sources’ registration in common picture of cities’ atmosphere pollution.
В промышленных городах загрязнители, выбрасываемые в атмосферу различными стационарными и передвижными источниками, рассеиваются над территорией города в зависимости от преобладающих направлений и скоро-
154
Всероссийская научная конференция с международным участие.»
сти ветров. При наличии данных о выбросах от отдельных источников воз-можн
о построение математической модели рассеяния и карт концентрации различных загрязнителей в городе [1]. Для приморских городов, особенно имеющих большую береговую зону, использование модели рассеяния загрязнений от точечного источника невозможно, т.к. промышленные предприятия, порты, автомагистрали и железнодорожные пути с интенсивным движением транспорта располагаются, как правило, вдоль побережья и занимают протяжённую территорию. В данном случае источники зафязнения можно моделировать в виде непрерывного бесконечного линейного источника. При этом промышленные предприятия и порты, моделируемые линейным источником, имеют ограниченную длину, поэтому при их рассмотрении необходимо учитывать краевые эффекты, поскольку по мере удаления от источника в направлении ветра область влияния источника будет расширяться. При рассмотрении вклада подвижных источников загрязнения, в частности автотранспорта, доля которого в общем объёме загрязнения атмосферы городов достигает 70% и имеет тенденцию к росту [2], в картину загрязнения атмосферы города, моделирование загрязнения удобно осуществлять в виде непрерывного бесконечного линейного источника. В качестве источника загрязнения в этом случае рассматриваются не отдельные подвижные источники, а их совокупность в виде протяжённой автомагистрали с известной среднесуточной интенсивностью движения автотранспорта.
Все загрязнители атмосферы, выбрасываемые точечными и распределёнными источниками, переносятся, рассеиваются и концентрируются в атмосфере в зависимости от метеорологических и топографических условий. Для приморских городов эти условия во мног ом схожи и, как правило, определяют процессы накопления загрязнителей в приземном слое воздуха. Поэтому при разработке карт расчётных концентраций для различных загрязнителей необходимо учитывать перенос и распределение загрязнителей основываясь на локальных атмосферных математических моделях.
Для оценки и корректировки моделей обычно используют результаты реальных измерений загрязнения в нескольких точках города. Полученные модели полезны как для контроля норм выбросов от источников, так и для прогноза влияния новых источников на качество воздуха и оптимального, с точки зрения экологии, распределения транспортных потоков внутри города.
ЛИТЕРАТУРА
1. Уорк К., Уорнер С. Загрязнение воздуха. Источники и контроль. М.: Мир, 1980 г.
2. Государственный доклад “О состоянии окружающей природной среды Ростовской области в 1998 году” г. Ростов-на-Дону, 1999 г.
Всероссийская научная конференция с международным участием