Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОДИФИКАЦИИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВЫХ ФОРМ В АВТОРСКОЙ ЦИКЛИЗАЦИИ ЯКУТСКИХ ПОЭТОВ'

ОСОБЕННОСТИ МОДИФИКАЦИИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВЫХ ФОРМ В АВТОРСКОЙ ЦИКЛИЗАЦИИ ЯКУТСКИХ ПОЭТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поэзия / жанр / цикл / цикл-поэма / фольклорная модификация / poetry / genre / cycle / cycle poem / folklore modification

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Посельская В.Д.

В задачу статьи входит рассмотрение модификаций (трансформаций, интерпретаций) фольклорных жанровых форм в авторских циклах наиболее значимых якутских поэтов А. Е. Кулаковского, П. А. Ойун-ского, И. М. Гоголева. Выявлено, что на основе фольклорных источников авторами созданы модификации следующих видов: сатирический, публицистический и философский тексты. Условно можно предположить о жанровой эволюции в циклизации в якутской поэзии, обретающей постепенное усложнение поэтической мысли в плане развития содержания от сатирической зарисовки до исторического и гражданско -философского осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MODIFICATION OF FOLKLORE GENRE FORMS IN THE AUTHOR'S CYCLIZATION OF YAKUT POETS

The task of the article is to consider modifications (transformations, interpretations) of folklore genre forms in the author's cycles of the most significant Yakut poets A.E. Kulakovsky, P.A. Oyunsky, I.M. Gogolev. It was revealed that on the basis of folklore sources, the authors created modifications of the following types: satirical, journalistic and philosophical texts. It is conditionally possible to assume genre evolution in cyclization in Yakut poetry, which is acquiring a gradual complication of poetic thought in terms of the development of content from satirical sketches to historical and civic-philosophical reflection.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОДИФИКАЦИИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВЫХ ФОРМ В АВТОРСКОЙ ЦИКЛИЗАЦИИ ЯКУТСКИХ ПОЭТОВ»

словосполучень, що допомагають рекламодавцю передати всю необх1дну шформацш читачев^ на-зиваючи найважлив1ш1 характеристики дешлька раз1в Таким чином, рекламний текст стае бшьш привабливим 1 щкавим для споживач1в, виклика-ючи бажання отримати товар, що рекламуеться [Го-родецька, с.158]. Повторения сл1в та словосполучень у реклам! сприяе переконанню: не змогли пе-реконати з першого разу, переконали з двадцять першого, 1 не важливо чи то мозок втомився чинити отр, чи то справд1 товар сподобався.

Шдсумовуючи наше дослщження, можемо сказати, що мова е одним 1з найважливших еле-менпв впливу в рекламному повщомленш. За допо-могою р1зномаштних прийом1в та стилютичних за-соб1в, рекламш компанп приваблюють читача, фжсують його увагу на оголошеш, тим самим непомггно здшснюючи вплив на шдсввдомють по-тенцшного покупця та його кутвельний виб1р.

Список лггератури

1. Березова В. Г. Специфика рекламных текстов: особенности перевода [Електронний ресурс]. - Режим доступу:

http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/

2. Городецька 1рина Васил1вна. Англшсько-мовний рекламний текст косметичних засоб1в: структура, семантика, прагматика [Текст]: дисерта-щя. канд. фшол. наук, спец.: 10.02.04 - германсьш мови / Городецька I. В. - Чершвщ, 2016. - 203 с.

3. Желтухина М. Р. Комплексное суггестивное воздействие языка СМИ [Електронний ресурс]. -Режим доступу: http://www.philol.msu.ru/~slavphil/books/jsk 25 ^ rasnych.pdf

4. 1ванченко Р . Г. Реклама: словник термшв / Р. Г. 1ванченко. - К. : Патент, 1998. - 208 с.

5.Куликова Е. В. Лингвистические парадигмы и лингодидактика: материалы XII международной научно-практич. конференции. - Иркутск, 15-15 июня 2007г. - С. 83-88.

6. Кучин Д. В. Лингвосемиотические средства речевого воздействия в рекламе банковских услуг [Електронний ресурс]. - Режим доступу: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/

7. Шелестюк Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования: Монография [Текст] / Е.В. Шелестюк. Челяб. гос. ун-т - Челябинск: ООО «Энцциклопедия», 2008. - 232с.

ОСОБЕННОСТИ МОДИФИКАЦИИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВЫХ ФОРМ В АВТОРСКОЙ

ЦИКЛИЗАЦИИ ЯКУТСКИХ ПОЭТОВ

Посельская В.Д.

к.филол.наук, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

FEATURES OF MODIFICATION OF FOLKLORE GENRE FORMS IN THE AUTHOR'S

CYCLIZATION OF YAKUT POETS

Poselskaya V.D.

Candidate of Philology, Researcher at the Institute of Humanitarian Studies and Problems of Indigenous Peoples of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

Аннотация

В задачу статьи входит рассмотрение модификаций (трансформаций, интерпретаций) фольклорных жанровых форм в авторских циклах наиболее значимых якутских поэтов А. Е. Кулаковского, П. А. Ойун-ского, И. М. Гоголева. Выявлено, что на основе фольклорных источников авторами созданы модификации следующих видов: сатирический, публицистический и философский тексты. Условно можно предположить о жанровой эволюции в циклизации в якутской поэзии, обретающей постепенное усложнение поэтической мысли в плане развития содержания от сатирической зарисовки до исторического и гражданско-философского осмысления.

Abstract

The task of the article is to consider modifications (transformations, interpretations) of folklore genre forms in the author's cycles of the most significant Yakut poets A.E. Kulakovsky, P.A. Oyunsky, I.M. Gogolev. It was revealed that on the basis of folklore sources, the authors created modifications of the following types: satirical, journalistic and philosophical texts. It is conditionally possible to assume genre evolution in cyclization in Yakut poetry, which is acquiring a gradual complication of poetic thought in terms of the development of content from satirical sketches to historical and civic-philosophical reflection.

Ключевые слова: поэзия; жанр; цикл; цикл-поэма, фольклорная модификация

Keywords: poetry; genre; cycle; cycle poem, folklore modification

В якутской поэзии в целом наблюдается установка на жанровый эксперимент в русле активного использования моделей фольклорных текстов. При этом формально-содержательные параметры тра-

диционных жанров фольклора обретают новое качество в зависимости от эстетической рефлексии автора. В результате модификации малых жанров фольклора вырисовывается объективно закодированная в тексте авторская интенция и его картина

мира. С данной точки зрения актуальными и новыми представляются нам исследования в области персональной творческой модели. В современном якутском литературоведении специфика влияния фольклора, его трансформации и модификации не раз становились объектом исследования с разных ракурсов и аспектов. Отдельный интерес представляет научная статья Романовой Л.Н. о природе зарождения поэтического жанра на базе фольклора [4, с. 99-110]. Интенсивные изменения фольклорных жанров на раннем этапе формирования «младописьменной» литературы начала ХХ века проанализированы в работе Н. В. Покатиловой [5, с. 4850] на примере поэтического творчества А. Е. Ку-лаковского.

Интерпретация фольклорного источника в авторском тексте, где основное внимание поэта сосредоточено на критическое воспроизведение реальности и глубокое проникновение в бытовую реальность народа, встречается в поэтическом цикле основоположника якутской литературы А. Е. Кула-ковского «Портреты якутских женщин». Данный цикл является одной из главных основ возникновения и развития жанра лирического цикла, в котором наблюдаются идейно-тематическое и образное объединение составных частей. По жанрово-стилисти-ческим критериям стихотворения цикла аналогичны форме народных песен-импровизаций -туойуу, туойсуу (воспевание), в которых традиционно воспеваются внешняя красота и благородство якутских женщин. В тексте цикла по замыслу автора происходит обновление содержания песен-портретов, представляющих собой социально-обусловленные гиперболизированные образы-персонажи. Каждый портрет строится из эпитетов-перечислений как и в народной песне, но приобретает другой, сатирический подтекст. Одним из стилистических приемов в данном цикле выступает слоговая аллитерация, которая является одним из традиционных ритмико-интонационных свойств фольклорных текстов:

Санарарын дьаабытын

Сахаураанхай

Сатаан саба§алаабатах... («Иккис мэти-риэт»)

(Словоизверженья ее поток

Ни один якут уловить не сумел...(«Второй портрет») (Пер. В.Солоухина)

Таким образом, заимствуя жанровую модель песен-туойсуу, А. Е. Кулаковский, создает новую модификацию фольклорного источника, с иным, сатирическим наполнением смысловой структуры. Выстраивая иронически обыгранные портреты-туойсуу как составные звенья в структуре поэтического цикла, автор актуализирует «надтекстовый», обобщенный смысл - воспроизведение реальных типических образов женщин, порочные черты которых встречаются в жизни независимо от времени и эпохи.

Именно этот модификационный процесс нашел отражение в поэтическом цикле другого основоположника якутской поэзии П. А. Ойунского «Старые танцы - новые песни» ярко выраженного

публицистического характера, также организованного на единстве идейно-тематического и образного критериев. В цикле наблюдается формальная общность компонентов, восходящих к поэтике народных коллективных песен-импровизаций -осуохай, исполняющихся во время хороводных танцев на летнем «кумысном» празднике Ысыах, которые преобразованы автором в стихотворные тексты с ярко-выраженным революционно-романтическим пафосом. Данный метод актуализируется автором в названии цикла «Старые танцы - новые песни». Здесь определения «старые»-«новые» к ключевым словам указывают на модификацию смысловой направленности якутских народных песенных мотивов в актуальный на тот период революционный призыв молодежи. Традиционно, главными организующими и связующими звеньями этих песен являются поэтические образы, постоянные эпитеты, формообразующие элементы, которые повторяются из песни в песню. Так, в цикле каждое стихотворение начинается с устойчивых формульных призывов песен-осуохай в их неизмененном виде: «Чэйик, чэйик, чэкийдээр!..» или «Тэтим-чэгиэн сэгэрдээр!...», «Эчий-эчий, до±оттоор!...» и др. Однако содержание в стихотворных текстах трансформируется в агитационные призывы лозунгового характера, прославление коммунизма, в целом адаптируется и адресуется передовой молодежи того времени. В художественной обработке автора они имеют жанровую основу песен-осуохай, проникнутых ярко выраженным публицистическим пафосом. Фольклорная установка заявлена также в названиях компонентов цикла, которые представляют собой обозначения (наименования) якутских народных танцев: «Оhуохай», «Кулун куллу-руhуу», «Дьиэрэнкэй», «Илии аннынан эргийии», «Атах тэпсиитэ», «Чохчоохой» и др.). Основным организующим фактором ритмики стихотворений в цикле является слоговая аллитерация в сочетании с семисложником, характерным для народных песенных мотивов.

Таким образом, произведение П.А.Ойунского «Старые танцы - новые песни» является циклом публицистического характера, организованным на единстве идейно-тематического и образного критериев. Авторская интенция выражается в смене адресата (передовая молодежь нового времени) и обновлении содержательной формы (гражданско-публицистическое наполнение) фольклорного источника. Авторская интенция выражается в смене адресата (передовая молодежь, человек нового времени) и обновлении содержательной формы (граж-данско-публицистическая интерпретация) фольклорного источника.

Одним из ярких произведений конца ХХ в. якутской поэзии, где стихотворный цикл претендует на системность и целостность поэмного жанра, то есть содержит авторскую установку к переработке от цикла в поэму, является произведение И. Гоголева «Песнь о Лене». Тенденция к жанровому синтезу и органическая связь с фольклором в аспекте трансформаций и модификаций в индивидуально-авторском творчестве поэта как научная

проблема была отмечена М. Н. Дьячковской в работе «К постановке проблемы художественного стиля и метода в поэтическом творчестве Ивана Гоголева» [1, с. 160-173]. В области исследований по прозе И. Гоголева интересна монография Ноевой С. Е. [3], в которой также затрагивается проблема трансформации, индивидуализированности фольк-лорно-мифологических элементов, составляющих авторскую концепцию его романов. Мифопоэтиче-ская картина мира в поэзии И. Гоголева с точки зрения авторских интерпретаций фольклорных мотивов и сюжетов раскрывается в статье Ефремовой Е.М. [2].

Индивидуально-авторская установка на новаторство в аспекте содержания и формы, ориентация на расширение лирического переживания, глобальности, глубокой философичности, поэтической мысли, обуславливают обращение И. М. Гоголевым к сложной синтетической жанровой форме цикла-поэмы, новому сверхтекстовому единству. Основным скрепляющим, организующим ядром данной метажанровой формы является циклизация, так как части поэмы до окончательного варианта не раз издавались как самостоятельные поэтические циклы, которые впоследствии были объединены в новое художественное целое с глубоким философским подтекстом. Жанрово-стилевые искания приводят якутского поэта к творческому опыту философского осмысления фольклорно-мифологиче-ского наследия народа саха. Например, в седьмой части поэмы-цикла «Отблески волн реки Лены» одним из основных систематизирующих факторов является модификация малых жанров фольклора - в частности, вкрапление якутских пословиц в структуру канонизированных составных частей - четверостиший. При использовании традиционных форм интерпретируется в зависимости от эстетической рефлексии автора: паремии дополняются иными факторами, обыгрываются в тексте в качестве антитезы, употребляются в новой функции), в итоге, образуются логически замкнутые индивидуально-авторские пословицы-афоризмы с социально-нравственной направленностью. В структуру заключительной части цикла-поэмы «Легенды Лены» заключены три легенды «Сэргэ Элляя Бо-отура», «Тыгын и Таас Уллунах», «Волшебная сила слова», сюжетная основа которых переплетена с элементами фольклорного жанра исторической легенды-мифа о жизни древних предков якутского рода в их авторской модификации. Так, ключевые фольклорные сюжеты и предания о Элляе Боотуре и Омогой Бае (в первой легенде), о Тыгын Дархане и его сыне Таас Уллунах (во второй легенде), о Голове Додоре (третья легенда) преломлены через идею автора донести до потомков нравственные идеалы народа в их общефилософском осмысле-

The scientific heritage No 29 (2018) нии. В сюжетике циклов сохраняется сочетание достоверного и вымышленного, переплетение реалистических элементов с мифологическими, что характерно для жанра легенды.

Фольклорная модификация - повторяющийся художественный прием в циклах стихотворений в якутской поэзии. В зависимости от индивидуально -авторского замысла модификации бывают сатирического, публицистического и философского подтекста, чему способствуют и использующийся тро-пеический арсенал, ритмико-интонационные особенности, мотивы. На примере циклов основоположников якутской поэзии мы установили что фольклорная модификация в рамках циклизации (обращение к фольклорным жанровым формам, стремление к их трансформации и обновлению) как художественное явление наблюдается с самого начала развития письменной якутской литературы, начиная с 20-х гг. XX в. В основном трансформируется содержание фольклорных источников, при сохранении отдельных формальных признаков. На современном временном этапе наблюдается тенденция отхода от сатирической формы в сторону философского переосмысления, что и прослеживается при анализе фольклорных модификаций в стихотворной циклизации, в развитии которой прослеживается стремление к усложнению и углублению индивидуально-авторского сознания. Так, у И. Гоголева основной авторской задачей является создание метажанрового текста, позволяющего воплотить всю сложность и многогранность внутреннего мира, через призму взаимосвязи фольклора и литературы, синтез жанровых форм: цикла и поэмы.

Список литературы

1. Дьячковская М. Н. Избранные работы: Вопросы якутского стихосложения. - Якутск: ИГИи-ПМНС СО РАН. - 2015. - 262 с.

2. Ефремова Е. М. Мифопоэтическая картина мира в поэзии И. М. Гоголева: специфика архети-пических образов (Великая гора, Мировое дерево) //Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. -2018. №8(86). Ч.1. С.21-23.

3. Ноева С. Е. Поэтика времени и пространства в романах И. М. Гоголева. - Новосибирск: Наука. - 2009. - 119 с.

4. Романова Л. Н.Фольклор как жанрообразу-ющий фактор якутской поэзии Ггрети XX века (на материале поэзии А. Е. Кулаковского, А. И. Софро-нова) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -СПб: РГПУ им. Герцена.- 2012. - №»133. - С. 99-110.

5. Покатилова Н. В. Трансформация малых жанров фольклора в литературе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. - 2016. - №1(55): в 2-х ч. Ч.1. С.48-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.