Научная статья на тему 'Особенности модели социального государства Украины'

Особенности модели социального государства Украины Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1018
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хома Н. М.

В статье затрагиваются актуальные вопросы построения национальной модели социального государства в Украине. Анализируется мировой опыт модернизации социального государства, который необходимо учесть при конструировании национальной модели. Определяются социальные приоритеты для Украины в условиях глобализационных вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности модели социального государства Украины»

УДК [323:316.334.3](477)

ХОМА Н.М. Особенности модели социального

государства Украины

В статье затрагиваются актуальные вопросы построения национальной модели социального государства в Украине. Анализируется мировой опыт модернизации социального государства, который необходимо учесть при конструировании национальной модели. Определяются социальные приоритеты для Украины в условиях глобали-зационных вызовов.

Ключевые слова: социальное государство, модель социального государства, социальная модель, социальное партнерство.

Украина в 1996 г приняла первую Конституцию независимого государства, где в ст. 1 закрепила норму о социальном характере государства. Однако на сегодняшний день можно констатировать декларативный характер этой нормы: отечественной политической, правовой наукой и практикой не создано целостной модели социального государства. Трансформационные процессы требуют формирования новой социальной модели государства и развития качественно новых социальных институтов. На современном этапе развития декларируемые идеологические убеждения политических сил, находящихся у власти, существенно влияют на государственные решения, но не определяют реформы в социальной сфере. Украине нужно определить и на законодательном уровне зафиксировать выбранную модель социального государства, что актуализирует исследование перспективных моделей для молодого независимого государства в условиях как глобализационных вызовов, так и внутригосударственной экономической нестабильности.

Глобальные вызовы заставляют искать новые пути преодоления системных противоречий социальной сферы, которые должны достигаться путем глубокого реформирования отечественной социальной политики. А это предполагает модерниза-

цию как ее парадигмы и приоритетов, так и механизмов реализации. Новая политика предусматривает решение проблем социальной сферы с учетом имеющихся бюджетных и общих ресурсных ограничений при активном содействии вхождению Украины в число конкурентоспособных социальных государств с высокими качеством и уровнем жизни. Должны быть обеспечены равные возможности для самореализации личности в обществе, базовые социальные гарантии, жизненно важные интересы всех слоев населения. Рост инвестиций в человеческий капитал, развитие социальной инфраструктуры, через которую происходит формирование кадрового, социального, интеллектуального потенциала общества, способны превратить социальную политику в один из ведущих факторов обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в современных условиях1. Вектор реформ должен быть направлен на последовательное интегральное привлечения человеческого капитала нации в экономические процессы и установку четкой связи между экономическими и социальными результатами развития.

Социальное государство связано с введением демократии в сферу экономических и социальных отношений и является технократическим, технологическим, а теперь еще - инновационным государ-

ством. Современная социальная модель - это понимание политической ценности защиты от социальных и других рисков на различных уровнях; она должна стать выражением идеи социальной справедливости и соответствующего набора политических механизмов для воплощения этой идеи на практике. Современная модель социального государства должна базироваться на понимании ведущей роли инвестиций в человеческий капитал. Только выполняя свою новую роль, государство может успешно реагировать на растущие социальные вызовы людей, их коллективов, групп.

Перед социальным государством XXI века стоят задачи обеспечения условий для нормального развития социума: демографический баланс, необходимые масштабы и качество рабочей силы, сохранение и улучшение исторически сложившегося стиля жизни, удержание социальной дифференциации на уровне, который не провоцировал бы конфликты между социальными группами, недопущение нищеты как массового явления. Для реализации таких задач необходимо создать разветвленную сеть, элементами которой являются системы здравоохранения, образования, контроля за трудовыми отношениями, социального страхования, социальной поддержки, пенсионного обеспечения, и реформировать социальное законодательство2. В основе отечественной модели социального государства должно быть социальное законодательство и развитое гражданское общество.

Экономический фундамент украинской модели социального государства должна составлять высокоразвитая, социально ориентированная смешанная экономика, которая обеспечивает как удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, так и сохранение окружающей среды, гармонию природы и общества. При таком подходе неизбежно встает вопрос о значительном, закрепленном в Конституции повышении роли и ответственности государства в экономической сфере. Государство должно всячески поощрять производительный, социально полезный труд, его справедливую оплату и стремление

граждан к росту своего благосостояния законными средствами.

Важной функцией социального государства в ее отечественной модели должно стать направление действия рыночных сил так, чтобы защитить граждан от стихийной случайности, обеспечить экономическую стабильность. Механизм действенной модели социального государства призван обеспечивать оптимальные условия для реализации способностей, интересов граждан, предоставлять условия для соблюдения социальной справедливости, достижения социального мира и национального согласия в обществе.

Украинская модель социального государства должна строиться на принципах солидарности и субсидиарности, соблюдение которых обусловливает возникновение нового качества государственной власти и политических институтов, от отношений господства и подчинения с гражданами осуществляет переход к солидарным отношениям на основе баланса интересов, равноправного социального контракта и настоящего партнерства3.

Модель социального государства Украины должна базироваться на принципе солидарной социальной ответственности путем привлечения бизнеса к решению части социальных проблем. Государство как стратегически ориентированный субъект должно активно стимулировать процесс формирования и развития корпоративной социальной ответственности, что будет выражаться в реализации бизнесом социальных программ, развития персонала. Такими поощрениями могут быть: фискальные меры, что должно быть предусмотрено Налоговым кодексом Украины; активная пропаганда ценностей и стандартов социально ответственного бизнеса; государственная поддержка национальных и международных инициатив, связанных с социальной ответственностью, и др.

Итак, основой отечественного социального государства может стать социально ответственный бизнес, который сам осуществляет корпоративную социальную политику. В Украине еще не сформированы институты всесторонней оценки деятельности

154 № 1 2013 г.

компаний, которые учитывают социальное, экономическое и экологическое влияние их деятельности (как положительное, так и отрицательное) и связывают такое влияние с национальной стратегией устойчивого развития, только крупные компании делают первые шаги в направлении социальной ответственности. Социально ответственный бизнес надо поощрять, иначе не будет никакой инновационной экономики и у нас не сформируется человеческий капитал. Это целесообразно учесть Украине при конструировании отечественной модели социального государства.

Отечественная модель социального государства должна опираться на консолидацию усилий трех составляющих общества - власти, бизнеса и общественности: установление партнерских отношений между властью и бизнесом, активизация диалога между государством и обществом. Эффективное взаимодействие социальных партнеров, достижение оптимального баланса и распределения сфер ответственности между государством, бизнесом и обществом должно ускорить развитие. То есть неотъемлемым современным индикатором социального государства является социальная ответственность - моральная обязанность бизнеса помогать развитию страны, ее регионов, создавать для работников благоприятные условия, помогать низкооплачиваемым и обездоленным людям и т.п.

В условиях новой экономики возрастает значение человеческих ресурсов, интеллектуального капитала, способного освоить высокотехнологичное производство, инновации, обеспечить конкурентоспособность предприятий. Инвестиции в человеческие ресурсы должны стать одним из главных факторов конкурентоспособности как отдельного предприятия, так и государства в целом. Современные подходы к человеку и человеческому развитию выдвигают на первое место необходимость пересмотра содержания всей шкалы измерений эффективности и целесообразности экономической политики4. Только тогда, когда результаты экономического роста направлены на достижение целей человеческого развития, можно говорить о решении социальных проблем. Опыт экономи-

чески развитых стран показывает, что только благодаря существенным государственным инвестициям в человеческий капитал и прогрессивной системе социальных мероприятий можно уменьшить неравенство в распределении доходов и прийти к согласию в обществе. Социальное развитие - это следствие и решающий фактор экономического роста. В то же время повышение уровня жизни является стимулом к труду, источником платежеспособного спроса, гарантией доверия граждан к государственной власти. Отсюда возникает еще одна стратегическая задача, которая стоит перед будущей социальной системой: не преодоление бедности, а содействие механизмам восходящей социальной мобильности и формирования социального лифта для всех групп населения5.

Современное социальное государство призвано осуществлять профилактику негативных устойчивых социальных тенденций; социальное инвестирование, что обеспечивает сокращение численности нуждающихся; инициирование и развитие механизмов самоорганизации, самообеспечения граждан (интерактивность). По своей природе современная модель социального государства должна выступить социально-политическим арбитром в отношениях между социальными слоями; система социального законодательства должна предусматривать арбитраж государством отношений между различными группами. Однако социальное государство не может выступить абсолютно беспристрастным арбитром, ибо, как и всякое государство, оно прежде всего выражает и защищает интересы доминирующих слоев общества. При этом новые подходы требуют, чтобы социальное государство обеспечивало лишь основные потребности человека (инфраструктуру, прожиточный минимум, образование, здравоохранение), а человек сам должен заботиться о себе и своей семье.

Украина должна использовать опыт реформ европейских моделей социального государства в построении активного социального государства, которое активирует и предотвращает определенные явления. В центре социальной политики в будущем должны стоять вопросы равен-

ства шансов, равного доступа к ресурсам и солидарности. Поскольку современная социальная политика базируется на решении уже существующих проблем, то будущая политика должна иметь активный характер, активировать определенные явления, а некоторые явления предотвращать. Она должна быть направлена на то, чтобы с самого начала предотвращать болезни, безработицу, необразованность и бедность, чтобы больше инвестировать в людей и их потенциал6.

Для современной Украины актуальна задача формирования и дальнейшего развития системы социального партнерства. Из-за неразвитости в Украине социального партнерства налаживание диалога представителей гражданского общества с различными уровнями государственной власти является приоритетной задачей. Без построения эффективной системы социального сотрудничества общественный порядок в эпоху информационно-технологического развития способен обернуться социальной, а затем и политической нестабильностью, иметь уязвимые последствия для Украины7. Процессы, развивающиеся сегодня в Украине под лозунгом социального партнерства, существенно отличаются от тех, которые декларируются: если в развитых странах коллективный договор -это документ, позволяющий рабочим достичь значительного улучшения своего социально-экономического положения, то в украинских реалиях это в основном формальный документ. Это обусловлено тем, что сейчас в Украине окончательно не определились реальные субъекты, которые представляют и защищают интересы наемных работников, с одной стороны, и собственников и работодателей - с другой. Объединение отечественных работодателей тоже есть, но они сформированы прежде всего для лоббирования интересов работодателей в органах исполнительной и законодательной власти, а не для переговоров с персоналом8.

Украине необходимо выработать стратегию социальной политики для поступательного развития общества, перейти от практики "латания дыр" в социальной сфере или принятия "пожарных решений" для

предотвращения социальных конфликтов к продуманной, комплексной и долговременной социальной стратегии развития общества. Образование, здравоохранение, повышение профессиональных знаний, обучение на протяжении всей жизни, а также ликвидация препятствий в доступе на рынок труда приобретают ключевое значение. Развитие человеческого потенциала не только необходимо для создания общества, основанного на знании, но также выступает ключевым этапом социальной интеграции и улучшения качества жизни всех граждан. Рост инвестиций в человеческий капитал и его мобилизацию повышает также качество и количество трудовых ресурсов. Это аспект исключительно важен для экономического роста в той мере, в которой индивидуальные знания и компетенция повышают производительность и способность общества производить новые технологии и адаптироваться к ним. Ускорение возникновения и распространения новых технологий такое, что нужно, как никогда, срочно обеспечить повышение компетенции всех граждан посредством образования и обучения на протяжении всей жизни, что повысит их шансы в борьбе с вызовами мировой конкуренции со стороны экономик, все более основанных на знаниях.

По-новому должен ставиться вопрос и об участии населения в социально-экономическом развитии. Акцент с благотворительности и социальной поддержки беднейших групп населения переносится на предоставление каждому возможности участвовать в создании общественного богатства и пользоваться его плодами в условиях инновационного этапа развития. Социальное государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, поощряя социальную функцию частной собственности. Сегодня можно констатировать факт изменения наполнения задач социального государства - не только поддержка малообеспеченных, но и предоставление возможностей каждому реализоваться, внести свой вклад в создание общественного богатства, имея гарантии обеспечения своих интересов. К сожалению, пока что задача построения единого социального пространства, комфортного

№ 1 2013 г. 156

для всех, в Украине не решена. Отечественная социальная модель должна быть суммой ценностей равенства, недискриминации, солидарности и перераспределения доходов. Наряду с необходимостью решения традиционных социальных проблем актуализируются проблемы, связанные с инновациями: проблемы социальной безопасности, социальной экологии, нейтрализации негативных последствий глобализации.

Реализация украинской модели социального государства предусматривает усовершенствование структуры общества и управления им. Новый тип управления базируется не на иерархии и давлении, а на диалоге и взаимодействии. Этот новый уровень социального диалога предполагает наличие толерантности всех участников, их готовности к компромиссам. Важную роль играют усилия как институтов государственной власти, так и политических партий, профсоюзов, неправительственных организаций.

В отечественной модели социального государства должны быть четко закреплены основные социальные права работников: право на труд и справедливое вознаграждение за него, право на улучшение условий жизни и труда, право на социальную защиту, свободу объединений и коллективных переговоров, право на профессиональную подготовку; гендерное равенство, право на информирование, консультации и участие в управлении, право на охрану здоровья и безопасность на рабочем месте, защиту детей и подростков, право пожилых людей на достойные жизненные стандарты; интеграция инвалидов в общество и производственные отношения и др.

Нужно придавать одинаково важное значение безопасности на рабочем месте и условиям повседневной жизни, окружающей среде, установлению баланса между профессиональной и семейной жизнью, то есть всем, что называют качеством жизни и что является необходимым для сохранения человеком своей социальной и профессиональной активности. Особое внимание должно уделяться борьбе с социальным отторжением и беднос-

тью, созданию возможностей для предоставления равных шансов для всех.

Для повышения эффективности механизма реализации социального государства в Украине уместны такие мероприятия:

- правовые (нормативные): разработка и внедрение соответствующих общегосударственных программ, в которых был бы конкретизирован гарантированный государством (в том числе государственным финансированием) объем бесплатной медицинской помощи всем гражданам в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, введено обязательное медицинское страхование; проведение кодификации социального законодательства; последовательное соблюдение адресности социальной помощи, замена (при возможности) социальных льгот и пособий на денежные выплаты, стимулирование и поощрение деятельности общественных институтов в социальной сфере; ратификация Европейской социальной хартии без существенных оговорок;

- организационно-правовые: упрощение процедуры регистрации благотворительных организаций; введение института конституционной жалобы; введение института специализированного омбудс-мена по социальным вопросам (например, омбудсмена по правам пожилых людей, омбудсмена по вопросам равных возможностей) или введение должности представителя уполномоченного Верховной Рады Украины по социальным вопросам (обратим внимание, что в 2011 г. уже создан институт Уполномоченного Президента Украины по правам ребенка), создание специализированных коллегий в судах общей юрисдикции (в дальнейшем, возможно, и специальных социальных судов) для решения споров по социальным вопросам с целью повышения профессионализма судей при рассмотрении жалоб по поводу нарушения социальных прав;

- экономические: внедрение гибкой налоговой политики и рациональных социальных трансфертов, уменьшение налога на прибыль, защита прав мелких акционеров и др.9.

Для Украины очень важно не отдавать предпочтение экономическому развитию

без учета в единой, целостной модели экологической и социальной составляющих. Ключевым направлением деятельности социального государства должно стать не расширение мер социальной помощи для самообеспечения, а развитие человеческого потенциала, повышение его качества как основы экономического роста и общественной динамики на длительную перспективу. Это может обеспечиваться за счет роста инвестиций в развитие человеческого потенциала и развитие социальной инфраструктуры, через которую происходит формирование потенциала общества.

Ценностями украинской модели социального государства должны стать демократия и права человека, свободная рыночная экономика, равенство возможностей для каждого, благополучие и социальная защищенность для всех, сплочение и солидарность. Все это, включая принцип солидарности и социального сплочения, должно определять современный вариант социальной модели, которую необходимо реализовать для успешного строительства государства.

Особое внимание в процессе конструирования отечественной модели социального государства, которая бы эффективно функционировала в условиях глобализации, необходимо уделить созданию условий для установления устойчивого и конструктивного консенсуса между обществом, бизнесом, государством и гражданином.

Социальное государство призвано способствовать обеспечению возрождения и приумножения социальных и культурных ценностей, кардинальному повышению роли знания и труда в развитии общества, усилению ответственности граждан за соб-

ственное благосостояние и развитие страны, формированию социальной структуры общества европейского образца, обеспечению длительного здорового образа жизни граждан. Отечественная модель социального государства должна стать ответом на стратегические вызовы, дать адекватную оценку современному социальному положению, определить предпосылки и границы возможностей социальных изменений, установить принципиальные подходы к долгосрочному социальному развитию.

1 УкраУна XXI сташття. Стратепя реформ i суспты-юУ консолщацп. Експертна доповщь На-цюнального шституту стратепчних доа^джень до Послания Президента УкраУни В. Янукови-ча до УкраУнського народу // Стратепчш прю-ритети. 2010. № 2 (13). С. 59.

2 Четверкова Л. 1деолопчш детермшанти формування (зо^альноУ держави в УкраУш на сучасному етагл // Вюник Лывiв. ун-ту. Серiя фшос. 2011. Вип.14. С. 154.

3 Сковронський Д.М. КонцепщУ со^ально правовоУ держави та Ух реалiзацiя в сучасних умовах // Проблеми правознавства та право-охоронноУ дiялыиостi. 2011. № 4. С. 8.

4 Юрженко Л., Шепто Ю. Конструювання моделi сощальноУ держави // Пол™чний менеджмент. 2003. № 1. С. 74-83.

5 Ярова Л.В. Створення людського капiталу як прюритет сучасноУ сс^ально'! полiтики // Держава i право. Вип. 49. С. 728.

6 Штдла В. Яка со^альна полiтика потрiбиа Gвропi? /Фонд iм. Фрiдрiха Еберта, Репональ-не представниитво в УкраУш та Бшоруск КиУв.: Заповiт, 2008. 20 с.

7 Кудряченко А.1. Соuiалыие партнерство: европейський досвiд i УкраУна // Стратепчш прюритети. 2008. № 3 (8). С. 132-141.

8 Там же.

9 Якубенко В.М. Принципи сощальноУ держави: стан i перспективи Ух реалiзаuiУ в УкраУш: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. КиУв, 2005.21 с.

158 № 1 2013 Г-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.