Научная статья на тему 'Особенности миссий ООН в странах Африки сквозь призму подготовки миротворцев'

Особенности миссий ООН в странах Африки сквозь призму подготовки миротворцев Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1296
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / ГОСУДАРСТВА АФРИКИ / ПОДГОТОВКА МИРОТВОРЦЕВ / PEACEMAKERS’ TRAINING / PEACEMAKING OPERATION / UN MISSION / AFRICAN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тамбовцев Андрей Иванович

Автором анализируются материалы эмпирического исследования и собственный опыт с позиции выявления и устранения или минимизации воздействий отрицательных факторов на личность миротворца. Рассматривается возможность использования полученных знаний в процессе подготовки и обучения кандидатов для участия в миротворческих операциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of UN Missions in African Countries through Peacemakers’ Training

The article presents empirical data and the author’s own experience from the perspective of revealing and eradicating or minimizing negative factors’ influence on the peacemaker’s individuality. The researcher considers it possible to use the acquired knowledge in training and teaching candidates for peacemaking activities.

Текст научной работы на тему «Особенности миссий ООН в странах Африки сквозь призму подготовки миротворцев»

Глубокий анализ показывает, что данная группа респондентов сотрудников ГИБДД в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций будет более надежной в силу обладания выраженными адаптивными функциями. Проявляются такие качества в стабильности психических процессов и выраженном точном и оперативном реагировании на возникшую экстремальную ситуацию.

Исследование силы нервных процессов позволило установить, что качества внимания сотрудников ДПС ГИБДД наиболее близки к нормативным показателям, для них характерны высокая точность в совершении моторной деятельности и достоверно более выраженная устойчивость внимания. Это позволяет определить их степень надежности в деятельности как высокую. Соответственно в экстремальных условиях это будет выражаться в меньшем количестве ошибок и отказов.

Подвижность нервных процессов водителей ГИБДД определенным образом отражается на значениях пере-ключаемости внимания, что проявляется в ситуациях совершения однотипных действий. В данных условиях у водителей-сотрудников ДПС ГИБДД теряется способность комплексно воспринимать и анализировать ситуацию на дороге, что приводит к увеличению числа ошибочных действий и нарастанию состояний утомления. Исследование значений воспроизведения временных интервалов также подтверждает данный вывод: выявлены достоверно высокозначимые различия по параметру «уровень утомления».

Возможности коррекционного воздействия определяются совокупностью выявленных статистически значимых корреляций между значениями показателей силы и подвижности нервных процессов, качеств внимания, показателями объема ошибок, а также определением интегральных комплексов, в наибольшей степени обеспечивающих надежность деятельности сотрудников.

1 Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996. 176 с. ; Крук В. М. Психология обеспечения личностной надежности специалиста: монография. М., 2012. 404 с. ; Васильев В. Л. Юридическая психология: учебник для вузов. 6-е изд. СПб., 2009. 608 с. ; Крук В. М., Караваев А. Ф. Совершенствование психологической работы с личным составом в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности: актуальные вопросы и пути решения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 74-78 ; Евтихов О. В., Караваев А. Ф. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 128-131 ; Крук В. М. Актуальные проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 100-105.

2 Шарапов Ю. А. Психолого-юридический взгляд на современную стратегию развития правоохранительной деятельности в свете реформы органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3 (55). С. 215.

УДК 341

ОСОБЕННОСТИ МИССИЙ ООН В СТРАНАХ АФРИКИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПОДГОТОВКИ МИРОТВОРЦЕВ

А. И. Тамбовцев

Автором анализируются материалы эмпирического исследования и собственный опыт с позиции выявления и устранения или минимизации воздействий отрицательных факторов на личность миротворца. Рассматривается возможность использования полученных знаний в процессе подготовки и обучения кандидатов для участия в миротворческих операциях.

Ключевые слова: миротворческая операция, миссия Организации Объединенных Наций, государства Африки, подготовка миротворцев.

Конец ХХ — начало XXI вв. ознаменовались масштабным участием международного сообщества в миротворческой деятельности в мире вообще и в странах Африканского континента в частности. Это отмечается рядом российских и зарубежных авторов '. В настоящее время значительное число международных гуманитарных организаций, таких, как Организация Объединенных Наций, Международный комитет Красного Креста, Высший ко-

миссариат Организации Объединенных Наций по делам беженцев, Всемирная пищевая программа, а также многочисленные неправительственные организации направили свои миротворческие, посреднические и благотворительные усилия в страны Африки, находящиеся на грани социальной катастрофы после многолетних гражданских войн и нуждающиеся в экстренной помощи мирового сообщества. Миротворческие миссии ООН действуют в Либерии, Конго, Сьерра-Леоне, Судане (Дарфур и Джуба) и других странах. Россия в числе десятков других стран-участниц имеет в названных регионах воинский, полицейский контингент и гражданских специалистов.

В этой связи неоспоримой представляется точка зрения, что «международное сотрудничество в области подготовки полицейских кадров становится новым перспективным направлением сотрудничества государств и их правоохранительных органов» 2. Однако специфика подготовки кандидата, направляемого ООН в одну из африканских стран, по нашему мнению, должна предусматривать не только его профессиональное обучение (специализацию), отвечающее специфическим задачам, предусмотренным мандатом конкретной миссии, но также и интенсивный теоретический курс, дающий достаточно полное представление о соци-

альной, экономической, религиозной и других ситуациях в конкретных регионах, странах, городах, где планируются пребывание и работа миротворца. Аналогичного мнения придерживаются исследователи, утверждающие, что возрастающее участие МВД России в совместных операциях по защите и поддержанию правопорядка с зарубежными коллегами сопряжена с поиском новых путей формирования личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимая его ценности и смыслы, воплощая их в личностной позиции и достойных образцах цивилизованного поведения в процессе взаимодействия с представителями профессиональных сообществ на международном уровне 3.

Следует отметить, что, в отличие от ряда стран, на территориях которых проводились и проводятся миротворческие миссии ООН (Босния и Герцеговина, Македония, Косово, Грузия, Восточный Тимор, Гаити и др.), пребывание и непосредственная деятельность миротворцев на территории африканских государств имеет свои особенности, обусловленные исключительно «местной» спецификой — образом жизни, мировоззрением, культурой, религией и пр.

Специфика подготовки и деятельности миротворцев в социально нестабильной и психологически агрессивной среде нами уже рассматривалась ранее 4. Основываясь на личном опыте участия в миротворческих миссиях ООН в Косово и Судане, считаем возможным выделить некоторые, типичные именно для африканских стран, особенности уклада жизни, экономики, религии, менталитета и общей культуры. Знание миротворцем упомянутой специфики позволит ему не только легче физически адаптироваться к географическим, климатическим, температурным условиям новой для него окружающей среды, но также свободнее и быстрее социализоваться в незнакомой (иногда враждебной) обстановке, новом коллективе, понять психологию и поступки местного населения и в итоге максимально эффективно выполнять широкий круг задач по обеспечению мира в регионе. В то же время тенденции и закономерности, выявленные путем системного анализа упомянутой специфики, должны быть положены в основу разработки практических рекомендаций по подготовке соответствующих специалистов к деятельности в особых условиях. К особенностям, присущим странам Африканского континента, можно отнести следующее.

Представители силовых ведомств страны пребывания, призванные осуществлять правоприменительные функции, в большинстве своем являются бывшими комбатантами — участниками перманентных гражданских войн и иных военных конфликтов, длившихся на территории африканских государств на протяжении продолжительного времени. Характер боевых действий исключал применение каких бы то ни было правил ведения войны 5 как по отношению к противной стороне, так и по отношению к некомбатантам. Имеются многочисленные задокументированные факты применения пыток, издевательств, массовых изнасилований, расстрелов пленных и мирного населения, использования раб-

ского труда представителями всех враждующих сторон во время гражданских войн в Конго, Либерии, Судане, Мозамбике 6. Экстремальное, не нормальное для мирного времени, но отчасти объяснимое войной, а потому гипотетически ситуативно допустимое или, возможно, крайне необходимое поведение становилось для них нормальным и в постконфликтной (мирной) обстановке. В послевоенное время данные лица, не изменившись ментально, считают себя вправе использовать ранее применявшиеся ими на войне методы и средства по отношению к гражданам при осуществлении полицейских (и иных правоохранных или военных) функций. Правоприменительная и военная практика изобилует фактами нарушений представителями силовых структур норм уголовного, процессуального, административного законодательств и прав человека. Наиболее часто встречаются следующие злоупотребления и нарушения:

— использование принудительного труда лиц, доставленных на полицейские участки для выяснения каких-либо обстоятельств;

— избиение задержанных (доставленных);

— нарушение сроков задержания (а также содержания под стражей в качестве меры пресечения);

— задержание (арест) лиц, необходимых для выполнения полицейскими подразделениями своих функциональных задач — понятых, вероятных очевидцев, потерпевших;

— «ультимативный» арест — фактически задержание в качестве заложника ближайших родственников скрывшегося подозреваемого на неопределенный срок, без предъявления какого-либо обвинения, до добровольного возвращения разыскиваемого;

— антисанитарные и опасные для жизни и здоровья условия содержания задержанных (доставленных).

Принимая активное участие с малолетнего возраста (10-14 лет) в боевых действиях и партизанской войне, а также в силу ряда иных объективных причин, многие из сотрудников полиции и армии не получили даже элементарного первоначального образования и полностью неграмотны. Так, проведенное автором в 2009-2010 гг. исследование свидетельствует, что примерно 15-20% сотрудников полиции Южного Судана не умеют писать и читать, но при этом несут службу 7. Кроме того, приходится констатировать, что система первоначальной селекции в полиции Южного Судана и некоторых иных стран Африки находится в зачаточном состоянии и направлена не столько на тщательный отбор из общей массы кандидатов физически, психологически и интеллектуально пригодных к службе, сколько на немедленное заполнение всех имеющихся в полиции вакансий любыми претендентами, независимо от их возраста, состояния здоровья, уровня общего развития, интеллекта и иных профессионально значимых качеств. В результате в полицию попадают люди, не соответствующие общепринятым во всем мире критериям, предъявляемым к кандидатам на службу в правоохранительных органах, — беременные, кормящие грудью матери, лица старше предельного возраста, физически немощные, истощенные, не имеющие начального образования и пр.

Вероятным объяснением изложенного (кроме объективной необходимости быстро создать правоохранительную структуру) является субъективное мнение претендентов на службу, полагающих, что они, как бывшие борцы за свободу, независимость и пр., имеют право требовать и получать от государственных, общественных, частных структур и даже отдельных лиц те социальные, материальные, духовные и иные блага и льготы, за которые они длительное время воевали и которые они сами считают возможным или необходимым иметь, — работу, независимо от имеющегося образования и квалификации; супруга, независимо от его желания и уже имеющегося семейного статуса; возможность безнаказанно нарушать общепризнанные нормы административного, уголовного, гражданского права и морали и пр. Подобная ситуация была свойственна Косово в постконфликтный период 1999-2005 гг 8. Бесспорно, что такая ситуация не будет сохраняться, и в ближайшие годы в кадровой политике указанных правоохранительных структур произойдут позитивные изменения. Однако в настоящее время приведенные факторы являются весьма значимыми, они не должны игнорироваться и требуют соответствующего внимания при анализе обстановки, оценке действий представителей местной полиции, стратегическом и оперативном планировании. В контексте нашей тематики представляется целесообразным обучение кандидатов в миротворцы теоретическим основам психологии общения и конфликтологии, а также проведение практических занятий (деловых игр, имитаций и т. п.) по выработке коммуникативных навыков в конкретных ситуациях, связанных с мониторингом действий местной полиции, оценкой их эффективности и правомерности и пр.

Особо следует отметить устоявшееся и практически официальное использование в правоприменении и судопроизводстве не только правовых уголовных или уголовно-процессуальных норм, но и альтернативных — местных обычаев, традиций и норм (например, шариата, что характерно для Северного Судана) как самостоятельно, так и в совокупности с действующими законами. По нашему мнению, альтернативная действующему закону норма может трактоваться ее примените-лем крайне субъективно и пристрастно. Следует учесть, что многие из правоприменителей (в том числе руководители силовых подразделений и судей, принимающие конечное решение о степени виновности и мере наказания лица) являются носителями и приверженцами мусульманских традиций и обычаев, часто не соответствующих нормам действующего законодательства. При этом случается, что они не обладают достаточными знаниями в уголовном, гражданском, процессуальном законодательстве, а некоторые не имеют даже первоначального юридического образования и специальной профессиональной подготовки. В связи с этим представляется целесообразным в процессе домиссионной подготовки и непосредственно по приезде кандидатов в страну пребывания изучение ими хотя бы общих основ уголовного судопроизводства, а также альтернативных норм, используемых в качестве уголовных и уголовно-процессуальных.

В последние годы произошло деление бывших единых государств (например, Республики Судан) на несколько провинций, а фактически — на независимые государства. Следует признать, что вышеназванные провинции, являясь составными административными образованиями, казалось бы, единого государства, тем не менее, имеют значительно различающиеся этнические, религиозные, культурные, экономические и иные характеристики. В условиях служебной необходимости многократного пересечения административных границ и пребывания на территории Северного или Южного Судана осуществление миротворческих (наблюдательных, консультативных, обучающих, административных и др.) функций полицейским и гражданским персоналом ООН обоих полов может вызывать некоторые трудности. Так, значительную часть населения Северного Судана (Хартум, Дарфур) составляют этнические арабы. Официальная религия — ислам, причем для многих приверженцев — в его радикальных толкованиях. Поэтому большинство местного населения придерживается традиционных для этой религии взглядов и обычаев. В некоторых же случаях, касающихся взаимоотношения полов, прав и свобод женщин, употребления спиртного, ношения одежды, поведения в общественных местах, фотографирования (!!!) и прочего, местные религиозные воззрения приобретают крайне фанатичные и радикальные формы, а адепты представляют собой агрессивных, нетолерантных, непримиримых с иными взглядами догматиков. Данный фактор представляется весьма конфликтогенным и должен серьезно учитываться как на предварительных этапах при подготовке кандидата в миротворцы, так и в последующем, непосредственно при осуществлении миротворческих функций и во внеслужебной обстановке на территории государства пребывания.

Важной особенностью африканского континента является огромное количество обособленных племен (трайбов), ведущих примитивный образ жизни, проживающих, как правило, на «собственной» территории, вне границ основных населенных пунктов. Они говорят на разных наречиях, не имеют сведений о социальных, государственно-правовых, административно-территориальных инфраструктурах и, соответственно, трудно поддаются официальному учету, регистрации и влиянию со стороны государственных органов, в том числе правоохранительных.

Такие племена живут в основном «с земли», или примитивным натуральным хозяйством. Один из основных видов жизнедеятельности — разведение крупного рогатого скота. Ввиду этого очень распространенными являются попытки захвата стад животных (до 1500-2000 голов) соседних племен и угона их на «свою» территорию. Как правило, подобные акции сопровождаются убийством или причинением тяжкого вреда здоровью пастухов. Если происходит нападение на поселение, то сжигают все постройки, насилуют женщин, независимо от возраста, похищают малолетних детей. Принимая во внимание, что за длительное время военных действий на территориях многих африканских государств подобные

племена научились пользоваться современным стрелковым оружием и по понятным причинам имеют его в достатке, следует признать, что описываемые выше нападения фактически носят характер непрекращающихся локальных боевых действий, с десятками убитых и раненых. Данные факты подтверждаются многочисленными полицейскими рапортами, однако происходящее не становится достоянием средств массовой информации и не доводится до широкой общественности.

Проведенный автором анализ оперативной обстановки на обслуживаемой территории позволяет констатировать, что до недавнего времени (2008-2010 гг.) ни полиция, ни армия объективно не оказывали влияния на племена, получали информацию о совершенных нападениях исключительно «постфактум», а в сезон дождей не имели даже возможности регулярно патрулировать по земле или по воздуху территорию проживания племен. Очевидно, что в подобной ситуации основные задачи сотрудников как полицейских, так и миротворческих подразделений представляются физически и психологически трудновыполнимыми. Это, в свою очередь, требует особого порядка расстановки и использования имеющихся сил и средств, а также разработки определенных, возможно, нестандартных подходов к решению обозначенных проблем.

Кроме того, распространенными, хотя и не связанными с племенами, но совершаемыми вне населенных пунктов, являются разбойные нападения на отдельные автомобили и небольшие (3-5 автомашин) колонны. Примерно в половине случаев группа нападающих состоит из вооруженных автоматическим оружием несовершеннолетних, малолетних (12-14 лет) лиц или имеет смешанный состав. Подобные действия часто характеризуются агрессивным, нервозным состоянием нападающих, что отчасти объясняется их возрастом, подростковой психологией, обесцененностью человеческой жизни, расовыми или этническими причинами. Приходится констатировать, что в некоторых случаях нападения на сотрудников миссии ООН в генезисе подобных преступлений лежат нарушения требований по обеспечению собственной безопасности, совершаемые миротворцами в служебное и неслужебное время, пренебрежение ими запретами и ограничениями, а также слабое знание правил поведения (выживания) при попытках ограбления, захвата заложников и т. п. Изложенное свидетельствует о насущной необходимости разработки и введения подобного курса в процесс подготовки и обучения кандидатов в миротворцы.

Особо следует отметить, что нестабильность в социальную обстановку вносит гипернасыщенность региона оружием. Многочисленные освободительные движения, военизированные формирования, армейские и полицейские подразделения до сих пор, более чем через пять лет после окончания активных военных действий, продолжают иметь на вооружении не только легкое стрелковое оружие, но и крупнокалиберные пулеметы, минометы, гранатометы, безоткатные орудия и даже бронемашины и танки. В условиях многомесячных задержек и невыплат государством жалования предста-

вители названных выше структур, имея опыт военных операций, совершают вымогательства и разбойные нападения на отдельных граждан и даже автоколонны с гуманитарным грузом на контролируемых ими участках местности.

К тому же поствоенная политика некоторых провинций была направлена на поддержание высокой степени мобилизационной готовности. Для этого всему мужскому населению под личную ответственность официально было выдано оружие (в основном АК-47), с которым при объявлении мобилизации необходимо было прибыть на сборный пункт. Следствием этого является присутствие на улицах огромного количества людей (в униформе армии, полиции и иных формирований и в гражданской одежде), имеющих при себе автоматическое оружие, что, в свою очередь, не может не вызывать обоснованных подозрений и тревоги как местных полицейских, так и международных наблюдателей и обычных граждан.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что знание представителями воинских и полицейских контингентов типичных культурных, социально-демографических, религиозных и иных специфических особенностей в регионе проведения миротворческой операции вообще и в странах Африканского континента в частности является залогом их психологической устойчивости, быстрой адаптации к новым условиям службы, а в целом — успешной деятельности по решению миротворческих задач. Это должно учитываться при разработке целевых программ и курсов специальной подготовки (переобучения, повышения квалификации) сотрудников, направляемых в миротворческие миссии ООН.

1 См., напр.: Земсков Ю. В. Международно-правовые проблемы организации и деятельности российских полицейских наблюдателей в операциях ООН по поддержанию мира: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 3-5 ; Стовер Э., Шигекане Р. Лица, пропавшие без вести в результате войны: когда сталкиваются интересы семей жертв войны и международных трибуналов по расследованию военных преступлений // Пропавшие без вести: международный журнал Красного Креста. М., 2003. С. 162 ; и др.

2 Алексеева Т. О. Международное сотрудничество в области подготовки полицейских кадров: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 3.

3 См., напр.: Авдеева М. В. Межкультурная коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел в сфере международного сотрудничества: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3 ; Алексеева Т. О. Международное сотрудничество в области подготовки полицейских кадров: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 3-4 ; и др.

4 См. напр.: Тамбовцев А. И., Зверев В. О. Особенности полицейской службы в составе международных сил в зонах локальных конфликтов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 1 ; и др.

5 См., напр.: Законы и обычаи войны // URL: http://slovari. уапс1ех.ги/~книги/БСЭ/Законы и обычаи войны (дата обращения: 27.11.2013).

6 См., напр.: Нарушения прав человека в Африке // URL: http://protivpytok.org/wp-content/uploads/2012/01/AI_Report_ 2011_ Rus.pdfнарушения прав человека (дата обращения: 27.11.2013).

7 В то же время ряд опрошенных автором сотрудников российского миротворческого контингента полицейских сил ООН в Судане полагают, что в полиции Южного Судана число лиц, полностью неграмотных, составляет более 30%.

8 В 2001-2002 гг. автор, находясь в составе российского миротворческого контингента в Косово, неоднократно на-

блюдал ситуации, когда косовские албанцы, принимавшие ранее участие в боевых действиях, требовали на этом основании от местной администрации предоставить им высококвалифицированную, хорошо оплачиваемую работу врачей, педагогов, юристов, но при этом не имели ни специального образования, ни профессиональной подготовки.

УДК 343.8-053.6

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ УИС К РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Н. П. Ким

В статье рассматриваются задачи профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с осужденными несовершеннолетними, требования к сотрудникам. Излагаются педагогические условия, способствующие формированию профессиональной готовности данной группы сотрудников УИС.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, пенитенциарное учреждение, осужденные несовершеннолетние, компетентностный подход.

В исправлении несовершеннолетних осужденных к лишению свободы важная роль принадлежит предусмотренной уголовно-исполнительным законодательством воспитательной работе. Воспитательный процесс в пенитенциарном учреждении принято называть исправлением осужденных. Наряду с понятием «воспитательная работа с осужденными несовершеннолетними», по нашему мнению, необходимо рассмотреть понятие «коррекционная работа с осужденными несовершеннолетними». Исходя из задач воспитательно-коррекционной работы, перевоспитание осужденных несовершеннолетних строится с учетом индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетнего, конкретных обстоятельств, неблагоприятных условий среды и воспитания. Как показывает анализ нормативных источников и практических занятий, в ведомственных вузах недостаточно разработаны основы подготовки будущего сотрудника УИС к работе с осужденным несовершеннолетним.

Под профессиональной готовностью сотрудника уголовно-исполнительной системы к работе с осужденными несовершеннолетними мы понимаем интегра-тивное личностно-деятельностное новообразование, представляющее собой сбалансированное сочетание соответствующих знаний, умений и навыков, важных социально-психологических качеств личности, позволяющее самостоятельно и качественно выполнять основные профессиональные функции '.

Анализ психолого-педагогической литературы, а также изучение результатов анкетирования практических работников позволили нам разработать следующие требования к работе с осужденными несовершеннолетними, которые будущий сотрудник должен усвоить.

1. Воспитательно-коррекционную работу с осужденными несовершеннолетними нельзя понимать толь-

ко как устранение, искоренение недостатков или пороков. Воспитательно-коррекционная работа с осужденными несовершеннолетними — это формирование положительных привычек, черт и качеств, развитие здоровых нравственных тенденций.

2. Необходимо вовлечь несовершеннолетнего в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками. Раскрывая систему воспитательного воздействия на трудных подростков, следует понимать, что здесь формирование личности есть сочетание перевоспитания с обычными мерами воспитания и самовоспитания. Иначе говоря, подросток не должен быть пассивным объектом воспитательных воздействий, требуется активизация самого человека, использование его здоровых нравственных сил для борьбы с собственными недостатками.

3. Воспитательно-коррекционная работа с осужденными несовершеннолетними не может быть эпизодичной.

4. Общение с осужденными несовершеннолетними должно быть доброжелательным. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость.

5. Сотруднику необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого осужденного несовершеннолетнего, и опираться на эти положительные качества в работе по его перевоспитанию.

6. Строить работу на доверии к несовершеннолетнему. Осужденные несовершеннолетние очень ценят, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию. Существуют три условия, при которых ставка на доверие оказывается оправданной:

а) доверие должно быть естественным и непринужденным, а не явно искусственным приемом. Несовершеннолетний должен поверить в искренность сотрудника и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия 2;

б) сотрудник должен быть более или менее уверен в том, что дурные черты у несовершеннолетнего не укоренились настолько, чтобы совершенно заглушить здоровые нравственные тенденции;

в) сотрудник, оказав доверие несовершеннолетнему, не должен занимать позицию пассивного созерцателя процесса своего эксперимента, а терпеливо и тактично помогать несовершеннолетнему освоиться с новой ролью, постоянно держать такого подростка в центре внимания, вовремя оказывать ему помощь и поддержку.

Обобщая задачи и принципы воспитательной деятельности в пенитенциарном учреждении, можно дать следующее определение: воспитательно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.