УДК - 94(73)"1800/1850"
ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ РАДИКАЛОВ В США И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АМЕРИКАНСКОГО РАДИКАЛИЗМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
В.В. Прилуцкий
В статье рассмотрены особенности мировоззрения радикалов в США и основные направления американского радикализма в первой половине XIX в. Протестный электорат делился в зависимости от политических предпочтений на левый и правый. Общим для всех протестующих было стремление к изменениям, понимаемым, однако, по-разному.
Ключевые слова: радикализм, протестное движение в США, политическая философия радикалов, протестный электорат, основные направления американского радикализма в первой половине XIX в.
Особое значение для политического развития Соединенных Штатов имели различные протестные движения. Периодически возникавшие в Америке радикальные группировки оказывали большое влияние на формирование ее партийно-политической системы. Под радикалами понимают сторонников коренных, решительных политических мер. Часто радикализм приводил к экстремизму - приверженности к крайним взглядам, политическим действиям, как правило, насильственного характера. Протестные движения в США вынуждены были действовать в условиях системы двух ведущих партий (демократов и вигов), с которыми они боролись и взаимодействовали. Эта партийная система оформилась в условиях «джексоновской демократии» (1828-1840 гг.).
Условия для политики в Соединенных Штатах в первой половине XIX в. определялись передовой для своей эпохи, самой развитой в мире на тот момент демократией, толерантностью в политической жизни, так как в стране смешались многие традиции и культуры, отсутствовали феодализм и сословное неравенство, как в Европе, господствовали индивидуалистические представления и формы поведения. Преобладающий характер носила ориентация американцев на либерально-демократические ценности и антиэтатизм. Распространены были настроения против активного вмешательства государства в экономику и в конечном итоге - в иные сферы социальной жизни (laissez faire, принцип неограниченной свободы предпринимательства). Такие понятия, как «свобода», «права человека», «принципы Конституции», «идеалы Революции», «республиканские ценности» разделялись практически всеми политиками и имели устойчивую поддержку в общественном мнении США. Все эти обстоятельства оказывали воздействие на особенности американского радикализма.
Американцев XIX в. объединяла устойчивая активистская политическая культура. Она предполагает активное участие граждан в политике. Граждане осознают свои права и обязанности, уважают и защищают конституционный строй. Они стремятся делать сознательный выбор и оказывать воздействие на политические процессы законными, демократическими способами. В результате формируется правовое государство и представление о том, что народ является непосредственным источником политической власти [1].
Характерной чертой политической жизни Соединенных Штатов была склонность всех партийно-политических сил к сотрудничеству, диалогу, достижению компромиссов, договоренностей. Взаимодействие между партиями осуществлялось в рамках правового, демократического, парламентского процесса. Но исключения из этого правила все же были. Надо вспомнить первое покушение на президента, совершенное в отношении Джексона (1835 г.), часто случавшиеся локальные предвыборные бунты и даже вооруженные восстания, а также иные акты насилия. Если в первой четверти XIX в. подобных инцидентов почти не было, то уже в 1828-1835 гг. было зафиксировано более семидесяти мятежей и бунтов. В последующие годы их количество только возрастало, что позволило говорить некоторым историкам о довоенной эре (до 1861 г.) как о «беспокойном веке».
Несомненно, американский радикализм XIX в. отличался от европейского приверженностью к демократическим методам решения политических вопросов. Для США в целом не была характерна распространенная в Европе террористическая практика. Она была присуща русским народовольцам, французским, испанским, итальянским анархистам, устраивавшим акты индивидуального терроризма и «немотивированного» террора (взрывы в кафе, в театрах и т.п.). Правда, имели место покушения на президентов, совершавшиеся, как правило, одиночками. Исключение из общей мирной традиции протеста составляли и действия некоторых экстремистских групп нативистов и Ку-клукс-клана -порождения Гражданской войны, продолжившей ее террористическими методами.
Большое влияние на протестующих американцев оказывал так называемый «аграрный миф»,
то есть идея о существовании якобы в прошлом некой идеальной, патриархальной страны, образ «старой доброй Америки» в их сознании. В «аграрном мифе», ностальгии о «потерянном Эдеме» отразились воззрения «средних американцев», народные представления об идеальном устройстве мира и даже религиозные верования.
По мнению Р. Хофстедтера, представление об идиллии в деревне были первоначально все же не народной, но литературной идеей. О деревенской жизни, о праве на труд на земле, об огромном значении сельского хозяйства рассуждали Дж. Локк, Т. Джефферсон, Б. Франклин, несмотря на то, что был «горожанином-космополитом». Даже А. Гамильтон, несмотря на жесткую оппозицию аграрным интересам, отдавал должное земледелию, считая его важнейшим фактором экономического развития. В 1840 г. консервативные виги организовали «кампанию бревенчатой хижины», воспевая преимущества фермерства и жизни на лоне природы [2].
Еще в эпоху Джефферсона фермеры вели самостоятельное, «докапиталистическое», почти натуральное хозяйство. Но между 1815 г. и 1860 г. характер американского сельского хозяйства изменился. Менялась жизнь вообще. Уходили в прошлое пионеры, жившие в бревенчатых хижинах, исчезали трапперы на границе, промышлявшие исключительно охотой и рыбалкой. В «американскую Аркадию» проникала, набирая обороты, коммерция. Железные дороги способствовали интенсификации торговли. Коммерциализация сельского хозяйства, рост продаж товаров на городских рынках привели к исчезновение «старого типа независимых йоменов». Каналы и грунтовые дороги, а также железнодорожная сеть вовлекали в рыночные отношения западного фермера и южного плантатора. С каждым годом увеличивался из Соединенных Штатов экспорт хлопка и продуктов питания. Началось применение первых сельскохозяйственных машин. Разрушалась традиционная сельская жизнь, основанная на взаимопомощи и кооперировании, способствовавших минимизации аграрных рисков. Американский фермер, во многом бывший «буржуа и протестантом-евангелистом», испытывал тревожное ощущение надвигавшегося кризиса
[3].
Коммерческий дух, развитие рыночных отношений, приведших к безудержной спекуляции, миграционные потоки, быстрая индустриализация и растущая урбанизация вызывали раздражение консервативной части населения. Уехавшие в города сыновья фермеров испытывали ностальгию по «хорошему прошлому», по независимой, счастливой, благополучной, «здоровой» жизни в сельской местности [4]. Подобное мышление стало составной частью мировоззрения многих американских радикалов.
Значимым компонентом в мировоззрении радикалов являлось их негативное отношение к «другим». С точки зрения психологии в «чужих» видели угрозу. Исследователи отмечали, что в философской антропологии и культурологии различение «своего» и «чужого» - это проблема положения человека в окружающем мире. Человек не просто приспосабливался к среде, как это свойственно всему живому. Он сам создавал свой собственный микрокосм, отделенный от других миров. Но сформировавшиеся «природные свойства народов» способствовали возникновению в массовом сознании предрассудков. Примерно до конца средневековья фундаментальная противоположность «своего» и «чужого» имела формы устойчивого противопоставления -социального, культурного и более всего религиозного, делающего это разделение особенно резким [5]. Протестующих в Америке объединяла неприязнь и даже острая вражда к отдельным этноконфессиональным меньшинствам и социально-профессиональным группам.
В. Райх и другие сторонники применения психоанализа к истории общества обращали внимание на иррациональную психологическую структуру народных масс. Эта структура существовала за счет противоречия между стремлением людей к свободе и одновременным страхом перед ней. Тревожность проявлялась, в первую очередь, в беспокойстве сельских и городских средних слоев в кризисных условиях за свое будущее в социально-экономическом плане («чувство страха мелкой буржуазии перед пролетаризацией») [6].
Отдельно следует остановиться на конспиративистском менталитете радикалов. Исследователи справедливо отмечали, что в представлениях о заговорах, известных еще с эпохи античности, большое значение имела психологическая составляющая. Архаические пласты психики, устойчивые бессознательные архетипы приводили конкретные факты и события к мифологическим парадигмам. Формировался особый конспиративистский менталитет. Ключ к пониманию популярности подобных концепций находится в глубинных социально-психологических потребностях человека.
Термин «теория заговора» иногда применяется как синоним понятий «мифология» и «мифотворчество», как безосновательное, фантастическое понимание тех или иных исторических
событий, возникавших якобы под влиянием разнообразных тайных сил. Но из истории известны действительно имевшие место, настоящие заговоры, повлиявшие в той или иной степени на исторический процесс [7]. Иногда поведение людей в происходивших событиях определял и собственно миф, который оказывался сильнее доказательств. Мифологическое сознание влияло на действия субъектов политического процесса. Концепции заговора давали выход хаотичной деструктивной социальной энергии. Это делало конспиративистские теории одним из наиболее эффективных инструментов манипуляции массами в кризисных обществах [8].
Существует множество оснований для классификации политических партий и движений [9]. Политологи, как правило, выделяют по месту в партийном спектре левые, ультралевые, центристские, правые и ультраправые партии и движения. Подобное разграничение существует со времен Великой французской революции 1789 г. Однако деление на политической шкале группировок, парламентских фракций, направлений и флангов на «левые» и «правые» в современной политике и политической мысли носит достаточно условный, формальный, ситуативный и даже субъективный характер.
В реальной политической жизни «правые» и «левые» нередко меняются местами, что порождает неопределенность и затруднения в понимании данных терминов. Нельзя не забывать и о существовании «центристов», стоящих на умеренных позициях. Определение той или иной партии и движения зависит от исповедуемой идеологии, преобладания в них консервативно-охранительных или радикально-преобразующих сил, либо от актуальной политической ситуации, тактических соображений, стиля политического поведения отдельных групп, а также от самоидентификации.
Первоначально «правыми» называли сторонников сохранения существующего положения, режима, статус-кво, Традиции, ориентированных на прагматизм, иерархичность. Под ними понимают консерваторов, охранителей, религиозных людей, традиционалистов, фундаменталистов и даже реакционеров. Правые, впрочем, не исключают борьбу за консервативное преобразование политического режима [10]. Правые изначально ориентируются на абсолютные, сакральные, надчеловеческие ценности, задающие в обществе определенную систему власти и господства, соответствующую иерархию людей, которые, в свою очередь, порождают право на дискриминацию и сегрегацию (национализм, расизм). Правые апеллируют к традиционному образу жизни, к патриотизму, к прошлому «золотому веку», когда люди были якобы лучше во всех отношениях.
Левые - те течения, которые выступают за необходимость перемен, против существующего общественного строя, за равноправие всех людей и улучшение условий жизни для наименее привилегированных социальных слоев, то есть радикалы, реформаторы и прогрессисты, оппозиция в широком смысле [11]. Исторически левые поддерживают идеал французской революции: «Свобода, равенство, братство». Левые, в отличие от правых, утверждающих ценность личности, подчеркивают приоритет общества и государства, нацелены на равенство, коллективизм и интернационализм. Но, как правило, либеральное крыло левых - последовательные сторонники Модерна, свободы, индивидуализма, антиклерикализма, толерантности, гражданского общества и доктрины прав человека. Либералы ориентированы на трактовку человека как суверенной личности, нуждающейся в безопасности, в защите собственности и в обеспечении законности.
В экономических платформах правых и левых в США в XIX в. существенной разницы не было. Оба политических фланга отстаивали принципы свободной саморегулирующейся экономики, невмешательства государства, либерализма и индивидуализма. Но левые и крайне левые часто выступали с инициативами, направленными на ограничение рынка и капитализма, на утверждение экономического эгалитаризма (равенства).
Применительно к США первой половины XIX в. справедливо говорить о наличии массовых национальных (народных) партий и движений, как правящих, так и оппозиционных, среди которых было много радикальных. Существовали малые и региональные партии, охватывавшие несколько штатов. К последним можно отнести аболиционистов, фрисойлеров, нуллификаторов, а также с известной долей допущения - антимасонов. Действовали также партии меньшинств и мелкие организации, ограниченные территорией одного штата, вроде Партии закона и порядка Род-Айленда. Последняя возникла после бунта 1841-1842 гг. бедных граждан и ирландских иммигрантов, требовавших отмены имущественного ценза и введения всеобщего избирательного права. Интересными примерами подобных мелких партий являлись также Партия веротерпимости Коннектикута (1816-1827 гг.), объединившая религиозные меньшинства в борьбе против
официальной конгрегационалистской церкви, и Антимормонская партия Иллинойса (1841-1844 гг.).
Протестные движения в США в зависимости от их социально-экономических и политических устремлений можно классифицировать применительно к тому или иному идеологическому концепту,
течению или направлению. К правым и ультраправым американским радикалам следует отнести нативистов (от оранжистов, националистических орденов, «ничего не знающих» до Ку-клукс-клана), а также южных секционалистов и сецессионалистов - апологетов рабовладения. Трезвенники и проповедники «сухого закона» исторически были тесно связаны с правыми, религиозноконсервативными кругами, но одновременно выступали против рабства и поддерживали проведение некоторых социальных реформ. Левые и ультралевые движения - это «локофоко», «рабочие партии», сторонники политических прав для женщин, утопические социалисты, коммунисты, профсоюзы и фермерские организации (грейнджеры, гринбекеры, популисты - Народная партия) [12].
В то же время, возникают трудности при определении идеологического облика тех протестных движений, группировок, в программах которых смешались элементы правых и левых идеологий. Сложно однозначно отнести к одному из политических флангов, к какому-либо из течений антимасонов, отчасти «народников»-популистов, прогрессистов, националистически настроенные профсоюзы («Рыцари труда», АФТ), трезвенничество и связанную с ним тематическую партию прогибиционистов - Партию запрета. Следует также учитывать влияние на протестные движения религиозных социальных реформаторов. Особое место занимал самобытный американский социализм, отстаиваемый национализаторами, антимонополистами, некоторыми популистами, а также журналистом и писателем-фантастом Эдвардом Беллами (1850-1898) [13].
В Соединенных Штатах в первой половине XIX в. сформировалась специфическая политическая культура протеста. Массовой социальной базой протестных движений (как левых, так и правых) являлись фермеры, рабочие, мелкие предприниматели, часть среднего класса и городской интеллигенции, а также маргинальные и люмпенизированные слои. Протестующие обращались к демократическим традициям, заложенным «отцами-основателями» США, что свидетельствовало об относительной стабильности и прочности политической системы страны. Возникновение радикальных движений сигнализировало о появившихся тяжелых проблемах, назревших кризисных ситуациях в тех или иных сферах жизни общества, о нарушении прав граждан. При этом протестующие не просто критиковали власть, но и корректировали ее действия. Радикалы предлагали свои рецепты решения возникавших вопросов, многие из которых давали возможность позитивного решения социальных проблем и поэтому принимались правящими партиями.
В американском политическом сознании глубоко укоренилась популистская традиция, выражавшаяся в постоянных апелляциях политиков к массам, к народу, его эмоциям, принятии мер в интересах народа и с целью получения его поддержки для решения последующих задач. Важно отметить, что популизм, присущий протестным движениям, инициировавшийся «снизу», был также характерной чертой деятельности двух ведущих партий, стремившихся осуществлять заботу о людях «сверху».
The article describes the features of radical ideology in the United States and the main directions of American radicalism in the first half of the XIX century. Protest electorate was divided according to the political preferences of the left and right. Common to all of the protesters was the desire for change is understood, however, in different ways. The key words: radicalism, the protest movement in the U.S., radical political philosophy, protest electorate, the main lines of American radicalism in the first half of the XIX century.
Список литературы
1. Политология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.И. Аверьянова.- М., 1993.- С. 264-265.
2. Hofstadter R. The Age of Reform. From Bryan to F.D.R.- N.Y., 1955.- P. 25-29.
3. Ibid.- Р. 37-38, 45.
4. Ibid.- Р. 24. См. также: Idem. The Paranoid Style in American Politics and Other Essays.- N.Y., 1965.
5. Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре.- М., 1994.- С. 5-6, 14-15. См. также: Шапинская Е.Н. Образ Другого в текстах культуры.- М., 2012.
6. Райх В. Психология масс и фашизм.- СПб.- М., 1997.- С. 64-71, 309-312.
7. Victor O.J. History of American conspiracies: a record of treason, insurrection, rebellion, & c., in
the United States of America, from 1760 to 1860.- N.Y., 1863.- P. vii-x. Текст на
сайте :URL: http://archive. org/stream/historyofamerica0 0vict/historyofamerica00vict_djvu.txt (дата
обращения 21.10.2012). Автор этой книги описал множество политических заговоров, в той или иной степени повлиявших на американскую историю, а также опубликовал документы заговорщиков. В работе нашли отражение, в частности, восстание Шейса 1786-1787 гг., авантюра генерала Джеймса Уилкинсона 1787-1790 гг., стремившегося в союзе с испанцами осуществить отделение от США западных территорий, французская интрига Эдмона Жене 1793-1794 гг. (попытки втянуть Америку в
европейскую войну и поднять мятеж жителей Луизианы), фермерская «война из-за виски» 1794 г., заговор Бэрра 1806-1807 гг., движение сепаратистов Новой Англии 1809-1814 гг., восстание Ната Тернера 1831 г., выступление нуллификаторов Южной Каролины 1832-1833 гг., мятежи 1840-х гг. в отдельных штатах, война в Канзасе 1854-1858 гг., заговор Джона Брауна 1859 г.
8. Barkun M. A Culture of Conspiracy: Apocalyptic Visions in Contemporary America.- Berkeley (Calif.), 2003.- P. 3-14.
9. См.: Гамбаров Ю. С. Политические партии в их прошлом и настоящем.- СПб., 1903, 1905 (репринт - 2012); Даниленко В.Н. Политические партии и буржуазное государство.- М., 1984; он же. Правовой статус политических партий буржуазных стран.- М., 1986; Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партия в буржуазных политико-правовых учениях.- М., 1988; Евдокимов В. Б. Правовое регулирование политических партий в буржуазных странах.- Свердловск, 1990; он же. Партии в политической системе буржуазного общества.- Свердловск, 1991; он же. Политические партии в зарубежных странах (политико-правовые аспекты).- Екатеринбург, 1992; Дюверже М. Политические партии.- М., 2000, 2007; Основы теории политических партий / Под ред. А.Ю. Ашкерова, М.А. Бударагина, Н.В. Гараджа и др.- М., 2007.
10. Новая философская энциклопедия. В 4 т.- М., 2010.- Т. 3.- С. 316.
11. Там же.- Т. 2.- С. 381.
12. См.: Куропятник Г.П. Фермерское движение в США: От грейнджеров к Народной партии.- М., 1971; Волкова И. В. Популизм и консерватизм: к истории американской политической мысли конца XIX века.- М., 1992; Петров С.В. Популисткая традиция в политической системе (конец XIX века - первая треть XX века): исторические корни и генезис // Альманах современной науки и образования.- 2010.- № 7 (38).- C. 34-41.
13. См.: Согрин В. В. Э. Беллами и его место в развитии утопического социализма в США // История социалистических учений.- М., 1982.- 64-87; Lipow A. Authoritarian Socialism in America: Edward Bellamy and the Nationalist Movement.- Berkeley, 1991.
Об авторе
Прилуцкий В.В. - кандидат исторических наук, доцент Брянского государственного универитета имени академика И.Г. Петровского.
THE FEATURES OF RADICAL IDEOLOGY IN THE UNITED STATES AND THE MAIN DIRECTIONS OF AMERICAN RADICALISM IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY V.V. Prilutskiy
Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky,
241036, Bryansk, Bezhitskaya str., 14, e-mail: vitaliypr@ya.ru