КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
ABSTRACTS
© Г А. Санеева, 2014 УДК 616.72:612.015.31
DOI - http://dx.doi.org/10.14300/mnnc.2014.09027 ISSN - 2073-8137
ОСОБЕННОСТИ МИНЕРАЛЬНОГО ГОМЕОСТАЗА ПРИ СИНДРОМЕ ГИПЕРМОБИЛЬНОСТИ СУСТАВОВ
Г. А. Санеева
Ставропольский государственный медицинский университет
Широкое распространение синдрома гипермобильности суставов (СГМС) в общетерапевтической практике, часто возникающие вопросы дифференциальной диагностики клинических его проявлений с ревматическими заболеваниями и моногенными синдромами наследственных нарушений соединительной ткани придают актуальность изучению данной проблемы.
Клиническая симптоматика при СГМС обычно связана с поражением костно-мы-шечной системы [2]. Важнейший орган опорно-двигательного аппарата - кость, помимо структурных и кинематических функций, обеспечивает поддержание гомеостаза остео-тропных минералов кальция и фосфора и их резервирование.
Изучение показателей костно-минерально-го метаболизма - неотъемлемый компонент диагностики локомоторных осложнений и ассоциированных состояний при дисплазии соединительной ткани.
Целью нашего исследования явилась оценка фосфорно-кальциевого гомеостаза у пациентов с синдромом гипермобильности суставов.
Материал и методы. Показатели костного минерального обмена изучены у 80 пациентов (34 мужчин и 46 женщин) с СГМС в возрасте от 18 до 30 лет (средний возраст 22,9±3,8 лет). Гипермобильный синдром диагностировали по шкале Р. Beighton согласно действующим критериям [5]. В исследование не включались больные с классифицируемыми наследственными заболеваниями. У всех обследуемых изучали уровни кальция и фосфора в сыворотке крови, проводили расчет кальций-фосфорного соотношения, суточной экскреции кальция и фосфора с мочой, а также остеоденситометри-ческое определение минеральной плотности
Санеева Галина Александровна,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры эндокринологии, детской эндокринологии и диабетологии Ставропольского государственного медицинского университета; тел.: (8652)752464; e-mail: [email protected]
костной ткани (МПКТ) периферического отдела скелета — предплечья недоминирующей руки. В контрольную группу были включены 25 человек, сопоставимых по полу и возрасту (средний возраст 22,3±3,6 лет), без внешних признаков дисплазии соединительной ткани, в том числе гипермобильного синдрома.
Полученные результаты статистически обработаны. Количественные данные представлены в виде средней и стандартной ошибки средней. Достоверность межгрупповых различий устанавливали с помощью критерия Ньюмена - Кейлса. Достоверными считали различия при р<0,05.
Результаты и обсуждение. Выраженность гипермобильности в суставах по шкале Ве1дИ-ton чаще всего (43,8 %) соответствовала 5 баллам. У 16 (20 %) обследуемых данный показатель составил 3 балла, у 26,2 % — 4 балла. Крайние степени гипермобильности — 7 и 9 баллов, выявлены соответственно у 2,5 и 7,5 % пациентов. Особенности костного минерального обмена в группе пациентов с СГМС характеризовались незначительно сниженными или низконормальными показателями общего кальция крови на фоне сохраненного референсного значения фосфатемии. Гипо-кальциемию при этом имели 23,8 % пациентов с СГМС.
Случаи гипокальциемии при СГМС в основном носили характер умеренно выраженных: 2,07±0,13 ммоль/л у больных и 2,2±0,1 ммоль/л в контроле (р<0,05). Различия в уровнях фосфора в крови отсутствовали, составив 1,48±0,12 ммоль/л в группе СГМС и 1,46±0,18 ммоль/л в контрольной.
Оценка суточной кальций-фосфатурии не выявила каких-либо отклонений по сравнению как с контролем, так и референсными показателями. Это позволило исключить повышенную почечную экскрецию электролитов как непосредственную причину развития гипокальциемии у пациентов с СГМС.
Для полноценного обеспечения процессов остеогенеза оптимальным считается соотношение основных остеотропных минералов
МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
2014. Т. 9. № 1
MEDICAL NEWS OF NORTH CAUCASUS
2014. Vоl. 9. Iss. 1
кальция и фосфора 1,5:1. Преобладание фосфатов приводит к образованию малоусвояемой фосфатной соли кальция. У пациентов с СГМС отмечалось снижение кальций-фосфорного соотношения по сравнению с группой контроля, однако характер выявленных изменений не достигал статистической достоверности.
Денситометрическое исследование продемонстрировало значительную распространенность остеопенического синдрома у пациентов с СГМС (64,8 %), более чем в 5 раз превышающую его частоту в контроле. Доказанная ассоциация с риском развития осте-опороза классифицируемых наследственных заболеваний, таких как синдромы Марфана, Элерса - Данло, повышает интерес к изучению состояния минеральной костной плотности при СГМС.
Особую значимость обеспеченность организма кальцием имеет у лиц молодого возраста, являясь важнейшим условием достижения удовлетворительной костной плотности
и одним из модифицируемых факторов осте-опении и остеопороза [3, 4]. При дефиците кальция рост кости в длину и ширину не уменьшается, однако страдает качество костной ткани. Это повышает риск переломов даже у молодых людей и создает предпосылки для раннего развития и тяжелого, осложненного течения остеопороза. При этом сочетание низкой МПКТ с недостаточным обеспечением кальцием обусловливает высокий кумулятивный эффект совокупных основных факторов риска [1].
Заключение. Установлены гипокальцие-мия, отчетливая тенденция к снижению кальций-фосфорного соотношения и значительная распространенность остеопенического синдрома у больных СГМС. Изучение показателей фосфорно-кальциевого гомеостаза представляется необходимым при синдроме гипермобильности суставов для выявления пациентов группы риска снижения костной плотности и целенаправленной коррекции минерального обмена.
Литература
1. Лесняк, О. М. Остеопороз / под ред. О. М. Лесняк, Л. И. Беневоленской. - 2-е изд. - М. : ГЭОТАР-Ме-диа, 2012. - 272 с.
2. Наследственные нарушения соединительной ткани в кардиологии. Диагностика и лечение. Российские рекомендации (I пересмотр) // Российский кардиологический журнал. - 2013. Приложение 1. - № 1 (99). - 32 с.
3. Bartl, R. Osteoporose / R. Bartl, Georg Thieme Verlag K.G. - Stuttgart, 2008. - 287 p.
4. Bone, C. Overview of osteoporosis: pathophysiology and determinants of bone strength / C. Bone, T. Einhorn // Eur. Spine J. - 2003. - Vol. 12. - P. 90-96.
5. Grahame, R. The revised (Brighton, 1998) criteria for the diagnosis of benign joint hypermobility syndrome (BJHS) / R. Grahame, H. A. Bird, A. Child // J. Rheu-mat. - 2000. - Vol. 27(Suppl.7). - P. 1777-1779.
References
1. Lesnyak O. M., Benevolenskaya L. I. Osteoporos. M.: «GEOTAR-Media»; 2012. 272 p.
2. Nasledstvennye narushenya soyedinitelnoy tkani v car-diologii. Diagnostika i lechenie. Rossiyskie recomen-datsii. Rossiysky cardiologichesky zhurnal. - Russian Journal of Cardiology. 2013;1(99):32.
3. Bartl R., Georg Thieme Verlag K. G. Osteoporose. Stuttgart; 2008. 287 p.
4. Bone C., Einhorn T. Eur. Spine J. 2003;12:90-96.
5. Grahame R., Bird H. A., Child A. J. Rheumat. 2000;27(7):1777-1779.
ОСОБЕННОСТИ МИНЕРАЛЬНОГО ГОМЕОСТАЗА ПРИ СИНДРОМЕ ГИПЕРМОБИЛЬНОСТИ СУСТАВОВ
Г. А. САНЕЕВА
Ключевые слова: синдром гипермобильности суставов, костный минеральный обмен
MINERAL HOMEOSTASIS PECULIARITIES IN JOINT HYPERMOBILITY SYNDROME
SANEYEVA G. A.
Key words: joint hypermobility syndrome, bone mineral metabolism