«REHABILITATION AND SECONDARY PREVENTION IN CARDIOLOGY»
X RUSSIAN CONFERENCE
циях, а сведения о выборе режима и препарата антибактериальной профилактики (АБП) оказались весьма расплывчатыми и ограничивались применением одного-двух антибиотиков.
Исходя из изложенного, совместными усилиями стоматологов и кардиологов разработаны конкретные меры по реализации рекомендаций по профилактике ИЭ в амбулаторной практике. Алгоритм организационных мероприятий включает:
1. Лекции по теме ИЭ для студентов стоматологического факультета, профильно адаптированные к будущей практической работе.
2. Учебный план постдипломного обучения врачей, содержащий вопросы современного учения об ИЭ.
3. Целевые выступления преподавателя-кардиолога на научно-практических стоматологических конференциях и съездах ассоциации врачей-стоматологов.
4. Совместные публикации по вопросам конкретной роли стоматолога в первичной и вторичной профилактике ИЭ.
5. Выпуск информационных писем для реализации рекомендаций по профилактике ИЭ в различных формах: общегигиенические мероприятия по поддержанию здоровья органов ротовой полости; отбор диспансерной группы по согласованию с территориальным кардиологом; АБП при выполнении стоматологического пособия; санация ротовой полости как этапа подготовки пациентов к кардиохирургическому лечению и диспансерное наблюдение в послеоперационном периоде.
Выводы. Следование рекомендуемому алгоритму поможет стоматологу избежать врачебных ошибок при оказании помощи больным, имеющим риск развития ИЭ.
Особенности микроциркуляторного русла у пациентов с артериальной гипертензией и сочетанием артериальной гипертензии и хронической обструктивной болезни легких
Шлык С.В., Разумовский И.В., Хаишева Л.А., Гарина И.А. ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава РФ, Ростов-на-Дону
Цель. Изучить изменения показателей микроциркуляторного русла (МЦР) исходно и после воздействия функциональных проб у пациентов с артериальной гипертензией (АГ) и сочетанием АГ и хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ).
Материалы и методы. В настоящем исследовании приняли участие 140 человек. Были сформированы две группы: 1-я - 95 пациентов, страдающих АГ, 2-я - 45 пациентов, страдающих АГ и ХОБЛ. Средний возраст пациентов с АГ составил 66,1±5,8 года, средний возраст пациентов с АГ и ХОБЛ - 68,4±7,8 года (р>0,05). По уровню артериального давления (АД) обе группы пациентов были сопоставимы. Так систолическое (САД) и диастолическое АД (ДАД) в 1-й группе составили в среднем 167,17±7,86 и 96,51±3,82 мм рт. ст., во 2-й - 156,13±6,24 и 88,47±4,32 мм рт. ст. Изучения МЦР проводили с использованием аппарата «Минимакс-допплер-К» датчиком 20 МГц. Были проведены две пробы: холодовая проба с погружением, изучали редукцию кожного кровотока на 1, 3, 5-й минутах, процент редукции кожного кровотока (Q%) выражали как: Q .=Q -Q . /Q х 100, где Q - исходный кровоток в коже, Q . - минимальный кровоток в
^-%сниж ^-исх. xmm' ^-исх. ' ^ ^-исх. ^ £ ' ^min £
коже, и проба с реактивной гиперемией, проводившаяся по методике C.Celermayer (1999 г.).
Результаты. Максимальная систолическая скорость кровотока по кривой средней скорости (Vas) среди пациентов 1-й группы варьировала от 0,06 до 1,51 см/с и составила в среднем по группе 0,549±0,040 см/с, причем она достоверно не отличалась от пациентов 2-й группы, у которых максимальная систолическая скорость кровотока варьировала от 0,07 до 1,72 см/с и составила 0,76±0,15 см/с. У пациентов с АГ в ответ на холодовое воздействие на 1, 3 и 5-й минутах происходила вазодилатация, максимальные значения которой достигались к 5-й минуте (в среднем по группе 8,9%). Следовательно, реакция в ответ на холодовое воздействие у пациентов с АГ слабая, изменения объемной скорости кровотока от исходной не более чем на 10%. У пациентов 2-й группы максимальные значения вазодилатации достигаются также к 5-й минуте, в среднем по группе 6,2%, (р<0,05). В пробе с РГ среди пациентов с АГ наблюдается прирост кровотока, который в среднем по группе составил 18,2%, и к 3-й минуте от начала пробы он начал снижаться до 11,4%, практически не изменившись на 5-й минуте - 10,8%. Среди пациентов с АГ и ХОБЛ прирост кровотока в среднем по группе составил лишь 14,6%, к 3-й минуте от начала пробы он начал снижаться до 10,2%, не изменившись на 5-й минуте - 9,9%.
Вывод. Пациенты с АГ и ХОБЛ имеют нарушенную реакцию МЦР в ответ на функциональные пробы, которая проявляется в виде медленного и неадекватного ответа на раздражители.