Научная статья на тему 'Особенности микроэлементного статуса у школьников'

Особенности микроэлементного статуса у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
361
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ / МАКРОИ МИКРОЭЛЕМЕНТЫ / ВОЛОСЫ / SCHOOL CHILDREN HEALTH STATUS / MACRO-ELEMENTS / TRACE ELEMENTS / HAIR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Львов Сергей Николаевич, Хорунжий Вячеслав Владимирович, Земляной Дмитрий Алексеевич, Александрович Ирина Валерьевна, Горбачев Владимир Ильич

Авторами проведен анализ концентрации микроэлементов в волосах школьников Санкт-Петербурга. У 95% детей выявлен значительный дефицит железа, более чем у 20% участников исследования отмечено повышение концентрации кобальта. Выявленные различия содержания микроэлементов в зависимости от места проживания, свидетельствуют как об экологическом неблагополучии в районе проживания, так и о дефиците определенных микроэлементов в пищевом рационе детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Львов Сергей Николаевич, Хорунжий Вячеслав Владимирович, Земляной Дмитрий Алексеевич, Александрович Ирина Валерьевна, Горбачев Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of trace element status in school children1Th e St.Petersburg State Pediatric Medical Academy

An analysis of trace element concentration in St. Petersburg school children hair was performed. Signifi cant iron defi ciency was revealed in 95 % of children. Over 20 per cent of the children tested showed increased concentration of cobalt. Several diff erences in the trace elements contents depending on the place of residence were discovered. Th ese fi ndings indicate both environmental disbalance in the region and defi ciency of certain trace elements in the childrens diet.

Текст научной работы на тему «Особенности микроэлементного статуса у школьников»

6. Рукавишников В.С. Медико-экологические проблемы Иркутской области // Региональные экологические проблемы и здоровье населения: мат. науч.-практ. конф. — Ангарск, 1999. — С. 65-67.

7. Физиология человека. / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. — В 3-х т. Т. 2. — Пер. с англ. — М.: Мир, 1996. — 313 с.

8. Azizi F Changes in pituitary and thyroid function with increasing age in yang male rats // Endocrinology and Metabolism. — 2004. — Vol. 237. — Issue 3. — E224-E226.

9. Brown K.M., Arhtur J.R. Selenium, selenoproteins and human health: a review // Public. Health. Nutr. — 2001. — Vol. 4 (2B). — P. 593-599.

10. Chen H.J., Walfish P.G. Effects of age and ovarian function on the pituitary-thyroid system in female rats // Journal of Endocrinology. — 1979. — Vol. 78. — P. 225-232.

11. Chen H.J. Walfish P.G. Effects of age and testicular function on the pituitary-thyroid system in male rats // Journal of Endocrinology. — 1979. — Vol. 82. — P. 53-59.

12. Faber J., Perrild H., Johansen J. etal. Serum bone Gla-protein (BGP) during treatment of hyperthyroidism and hypothyroidism // Norm. Metab. Res. — 1991. — Vol. 23. — P. 135-138.

13. Papp L.V., Holmgren A., Khanna K.K. Selenium and selenoproteins in health and disease // Antioxid Redox Signal. — 2009. — Nov 11. [Epub ahead of print] http://www.ncbi.nlm.nih. gov/pubmed (2 февраля 2010).

14. Yamada T., Naka M., Komiya I., Ichikawa K. et al. Age-related alterations of pituitary-Thyroid function in normal female subjects and in female patients with simple goiter // Acta Endocrinologica. — 2005. — Vol. 107. — Issue 3. — P. 346-351.

Информация об авторах: 664003 г. Иркутск ул. Борцов Революции, 1, тел. (3952) 29-03-50 Родионова Любовь Владимировна — к.б.н., старший научный сотрудник, Кошкарева Зинаида Васильевна — к.м.н., ведущий научный сотрудник, Сороковиков Владимир Алексеевич — д.м.н., профессор, заместитель директора по научной работе — директор, заведующий кафедрой, Скларенко Оксана Васильевна — к.м.н., старший научный сотрудник.

© ЛЬВОВ С.Н., ХОРУНЖИЙ В.В., ЗЕМЛЯНОЙ Д.А., АЛЕКСАНДРОВИЧ И.В., ГОРБАЧЕВ В.И., ПШЕНИСНОВ К.В. — 2011 УДК 616-008.9-053.5-02:504.5

ОСОБЕННОСТИ МИКРОЭЛЕМЕНТНОГО СТАТУСА У ШКОЛЬНИКОВ

Сергей Николаевич Львов1, Вячеслав Владимирович Хорунжий1, Дмитрий Алексеевич Земляной1, Ирина Валерьевна Александрович2, Владимир Ильич Горбачев3, Константин Викторович Пшениснов1 ^Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия, ректор — д.м.н., проф.

В.В. Леванович, кафедра общей гигиены, зав. — профессор В.И. Баев, кафедра неорганической химии, зав. — к.м.н., доц. В.В Хорунжий, 2Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования, ректор — д.м.н., проф. О.Г. Хурцилава, кафедра педиатрии с курсом неонатологии, зав. — д.м.н., проф.

Ф.П. Романюк, 3Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф.

В.В. Шпрах, кафедра анестезиологии и реаниматологии, зав. — д.м.н., проф. В.И. Горбачев)

Резюме. Авторами проведен анализ концентрации микроэлементов в волосах школьников Санкт-Петербурга. У 95% детей выявлен значительный дефицит железа, более чем у 20% участников исследования отмечено повышение концентрации кобальта. Выявленные различия содержания микроэлементов в зависимости от места проживания, свидетельствуют как об экологическом неблагополучии в районе проживания, так и о дефиците определенных микроэлементов в пищевом рационе детей.

Ключевые слова: состояние здоровья школьников, макро- и микроэлементы, волосы.

SPECIFIC FEATURES OF TRACE ELEMENT STATUS IN SCHOOL CHILDREN

S.N. Lvov1, V.V. Horunzhy1, D.A. Zemlyanoy1, I.V. Alexandrovich2, V.I. Gorbachеv3, K.V. Pshenisnov1

(1The St.Petersburg State Pediatric Medical Academy, 2The St.Petersburg Pediatric Medical Academy of Postgraduate Education, 3Irkutsk State Institute of Postgraduate Medical Education)

Summary. An analysis of trace element concentration in St. Petersburg school children hair was performed. Significant iron deficiency was revealed in 95 % of children. Over 20 per cent of the children tested showed increased concentration of cobalt. Several differences in the trace elements contents depending on the place of residence were discovered. These findings indicate both environmental disbalance in the region and deficiency of certain trace elements in the children’s diet.

Key words: school children health status, macro-elements, trace elements, hair.

Состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации является наиболее острой проблемой современной педиатрии, поскольку отмечается неуклонная тенденция к росту заболеваемости, увеличивается число хронических форм патологии. Это особенно актуально для детей старшего школьного возраста, что подчеркивает медико-социальную значимость рассматриваемой проблемы.

В основе ухудшения состояния здоровья детей лежат многочисленные факторы, основным из которых является экологическая характеристика региона проживания, которая в последние годы значительно ухудшилась, причем это справедливо практически для всех регионов Рф [2, 3, 9].

Кроме этого, значительный вклад в состояние здоровья школьников вносит и пищевой рацион детского населения, который в настоящее время характеризуется несбалансированностью и дефицитом потребления

полноценных белков, полиненасыщенных жирных кислот и эссенциальных микронутриентов, к которым относятся витамины и микроэлементы [4, 8, 11, 14].

В тоже время, не только дефицит, но и избыток ряда микроэлементов является маркером неблагоприятного состояния здоровья и требует проведения комплексной коррекции, поскольку рост и развитие ребенка в целом во многом определяются состоянием статуса микроэлементов [7, 9, 16, 17]. Существующие на сегодняшний день многочисленные работы детально освещают указанную проблему у взрослого населения, в то время как аналогичные работы у детей единичны и носят обзорный или поисковый характер, что и явилось основанием для проведения настоящего исследования.

Цель исследования: Изучить особенности статуса микроэлементов у школьников Санкт-Петербурга в зависимости от возраста и района проживания.

Материалы и методы

Всего было обследовано 63 школьника, постоянно проживающих в двух районах Санкт-Петербурга, которые были разделены на две группы: первая группа — дети из Калининского района и вторая — из Невского района. Такой выбор объясняется тем, что доля загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в этих районах, составляет более 30% от общего объема городских выбросов. Невский район входит в экологически неблагоприятную зону, составляющую до 12% от всей территории города, в пределах которой имеются превышения санитарно-гигиенических максимально разовых и среднесуточных критериев качества воздуха по различным загрязняющим веществам в соответствии с критериями директив Европейского Союза 2008/50/ЕС «О качестве атмосферного воздуха и чистом воздухе для Европы» от 21.05.2008 г. и 2004/107/ЕС от 15.12.2004 г. по содержанию кадмия, мышьяка, никеля, ртути и полициклических ароматических углеводородов в атмосферном воздухе.

Распределение детей по полу и возрасту представлено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение школьников по полу и возрасту

Из возможных биологических объектов исследования нами были выбраны волосы, поскольку они являются одним из мест активного депонирования микроэлементов [1, 12, 18]. Для исследования отбирали пробы волос с затылочной части головы массой 0,2-0,5 г и длиной не более 3-4 см. При отборе проб для исключения загрязнения образцов использовали стандартную методику для взятия биоматериалов. В процессе исследования проводили изучение концентрации таких микроэлементов, как цинк, марганец, железо, медь, кобальт и кадмий. Анализ осуществляли методом атомно-абсорбционной спектрометрии с электрохимической атомизацией на приборе «МГА-915» в соответствии с общепринятыми требованиями [15]. На основании литературных данных, свидетельствующих о существенных различиях в содержании микроэлементов в волосах в зависимости от региона проживания, были определены референтные значения микроэлементов, на которые мы ориентировались при выполнении настоящей работы.

Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета прикладных программ 81а1М1са 6.0. Учитывая, что большинство полученных данных не соответствовали закону нормального распределения, все результаты представлены в виде медианы, 25 и 75 перцентилей. Анализ достоверности различий между группами осуществляли с использованием методов непараметрической статистики (и-тест Манна-Уитни). За критический уровень значимости было принято значение р<0,05.

Результаты и обсуждение

В результате проведенного анализа установлена значительная распространенность как гипо-, так и гиперэ-лементных состояний. Средние концентрации микроэлементов в волосах детей, включенных в исследование, представлены в табл. 2.

Снижение концентрации марганца было характерно для 40 (63,5%) обследованных детей, железа — у 60 (95,2%), меди — у 52 (82,5%), цинка — 12 (19%), кобальта — 3 (4,8%) детей. Содержание марганца в пределах нормальных значений было характерно для 21 (33,3%)

Таблица 2

Содержание металлов в волосах обследованных детей, мкг/г

Микро- элементы Концентрация Норма

Мп 0,85 (0,48-1,67) 2,55±1,51

са 0,024 (0,013-0,045) 0,11±0,08

7п 147,41 (124,47-170,98) 168,0±49,0

Ре 5,62 (4,28-10,93) 44,7±20,7

Си 5,55 (4,27-6,91) 10,1±2,2

Со 0,04 (0,02-0,09) 0,07±0,03

ребенка, цинка — у 44 (69,8%), кобальта — у 46 (73,0%).

Концентрация железа и меди в диапазоне оптимальных значений была определена лишь у 3 (4,8%) и 8 (12,7%) школьников соответственно. Обращает на себя внимание повышенное содержание кобальта, которое было выявлено у 14 (22,2%) обследованных. Содержание кадмия не превышало нормы у 62 (98,4%) детей.

Изучение концентрации железа позволило установить, что для этого биоэлемента характерно значительное снижение у подавляющего большинства (95,2%) школьников, что явилось статистически значимым (р<0,05). При этом у 85,1% детей уровень содержания его в волосах лежал в диапазоне ниже 10 центиля шкалы референтных значений.

Также тревожно выглядит ситуация с обеспеченностью организма детей медью. У 82,5% школьников содержание её в волосах не достигало интервала средних (нормальных) значений, а 34,9% случаев также находились в коридоре “низкий уровень” центильного распределения. Полученные данные свидетельствуют о массовом (“тотальном”) дефиците железа и меди в организме обследованных детей.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению содержания железа, меди, марганца и цинка и соотношения их концентраций в организме [12, 11, 15].

Всасывание данных микроэлементов в ЖКТ преимущественно связано с транспортным белком DMT-1, основным транспортным белком Fe2+. Он обеспечивает направленный внутрь поток двухвалентного железа, при этом цинк, медь, марганец конкурентно взаимодействуют с железом в данном процессе. По данным разных авторов, соотношение данных микроэлементов (Те:Си:Мп^п) колеблется в широких пределах — от 1,00:0,20:0,04:2,81 до 1,00:1,12:0,02:8,17 и зависит от возраста, пола и имеющейся нозологии [17, 18].

В проведенном нами исследовании данное соотношение составило 1,00:0,98:0,15:26,22, что, вероятно, связано с выявленным значительным дефицитом железа и меди у обследованных школьников.

В табл. 3 представлены данные о содержании микроэлементов у детей в зависимости от пола. Всего обследовано 30 мальчиков и 33 девочки.

Таблица 3

Концентрация микроэлементов в волосах детей в зависимости от пола, мкг/г

Микро- элемент Мальчики Девочки

Мп 0,93 (0,42-2,09) 0,81 (0,48-1,53)

са 0,03 (0,02-0,06) 0,02 (0,01-0,03) а

7п 145,43 (127,30-154,36) 156,63 (124,47-187,89)

Ре 5,60 (3,92-10,93) 5,97 (4,31-10,76)

Си 6,21 (4,71-6,61) 4,79 (4,08-6,91)

Со 0,05 (0,03-0,08) 0,04 (0,02-0,13)

“ — уровень различий между группами (р<0,05).

Концентрация марганца у мальчиков составила 0,93 мкг/г, а у девочек — 0,81 мкг/г (0,48-1,53) мкг/г, статистически значимых отличий между группами выявлено не было. Анализ индивидуальных элементограмм показал, что дефицит марганца в волосах характерен

Характеристика I группа (п=36) II группа (п=27)

Возраст, лет (М±б) 9,58±1,7 11,4±0,5

Мальчики, абс. число, % 19,65 10,35

Девочки, абс. число, % 17,50 17,50

Длительность проживания в районе, лет 6,64±0,7 10,8±0,4

для 72,7% девочек и 53,3% мальчиков, при этом у 20% мальчиков концентрация данного металла находится на нижней границе нормы.

Концентрация цинка у мальчиков составила 145,43 мкг/г, а у девочек — 156,63 мкг/г (р>0,05).

Нормальные концентрации цинка были характерны для 45,5% девочек и 9,1% мальчиков. Дефицит цинка выявлен у 20% мальчиков и 18,2% девочек, при этом минимальная концентрация данного элемента была характерна для 21,2% девочек и 57,6% мальчиков. Повышенные концентрации цинка (более 217 мкг/г) были характерны для 15,2% девочек и 6,7% мальчиков.

Анализ элементограмм показал, что у 97% девочек и 93,3% мальчиков выявлен значительный дефицит железа. Содержание железа в волосах школьников обоих полов оказалось существенно ниже минимальных значений нормы: у мальчиков — 5,60 мкг/г, а у девочек — 5,97 мкг/г. Только у 3,0% девочек и 6,7% мальчиков концентрация железа оказалась чуть выше предела референтных значений.

Содержание меди в волосах мальчиков составило 6,21 мкг/г, а у девочек 4,79 мкг/г, при этом выявленные различия были статистически незначимы (р>0,05).

Распространенность дефицита данного элемента была примерно одинакова у девочек и мальчиков: 75,8% и 90,0% соответственно. Избыток меди (свыше 12,2 мкг/г) был отмечен у 9,1% девочек; у мальчиков избытка меди в волосах не обнаружено.

У 16,7% обследованных мальчиков и у 27,3% девочек было выявлено увеличение концентрации кобальта, средняя концентрация которого в организме школьников составила 0,05 мкг/г, а школьниц — 0,04 мкг/г, при этом достоверных различий между группами выявлено не было (р<0,05).

Концентрация кадмия у мальчиков составила 0,03 мкг/г, а у девочек — 0,02 мкг/г, что составило только лишь 67% от показателей мальчиков. Выявленные различия были статистически значимы (р<0,05) и сопоставимы с результатами других исследований [32].

Также нами был проведен сравнительный анализ содержания химических элементов в зависимости от района проживания (табл. 4).

Таблица 4

Концентрация микроэлементов в зависимости от района проживания, мкг/г

Концентрация кадмия у детей I группы составила 0,03б мкг/г, а II — 0,017 мкг/г, что было ниже показателей детей первой группы на б3% и явилось статистически значимым (p<0,01). Содержание цинка у детей I группы составило 141,84 мкг/г, а у II — 15б,б3 мкг/г (p<0,05).

Концентрация железа у школьников Калининского района составила 4,72 мкг/г, что было ниже показателей II группы (8,92 мкг/г) на 48% и явилось статистически

Tаблuuа S

Уровень микроэлементов в зависимости от возраста, мкг/г

Микро- элемент 7-9 лет 10-12 лет

Mn 1,00 (0,64-2,15) 0,82 (0,40-1,53)

Cd 0,04 (0,03-0,06) 0,02 (0,01-0,03) a

Zn 135,46 (117,45-163,74) 151,75 (140,19-174,75) а

Fe 5,12 (4,25-7,71) 6,03 (4,47-14,53)

Cu 5,79 (4,50-6,95) 5,31 (4,17-6,90)

Co 0,05 (0,03-0,13) 0,04 (0,02-0,08)

а — уровень различий между группами (р<0,01)

достоверным (р<0,001). Статистически значимых различий по концентрации марганца, кобальта и меди у детей I и II групп выявлено не было (р>0,05).

В табл. 5 представлены данные о концентрации микроэлементов у детей в зависимости от возраста. Двадцать пять детей в возрасте от 7 до 9 лет были включены в I группу, а 38 школьников 10-12 лет вошли во II группу.

Концентрация кадмия у учеников младшей школы составила 0,04 мкг/г, что превысило показатели II группы на 50% и явилось статистически значимым (р<0,01). В тоже время содержание цинка в волосах школьников

I ступени составило всего лишь 135,46 мкг/г, что было ниже аналогичного показателя школьников II группы (151,75 мкг/г) на 11% и явилось статистически значимым (р<0,05).

Статистически значимых различий в содержании марганца, меди, железа и кобальта у школьников обеих возрастных групп выявлено не было (р>0,05).

В похожем по дизайну исследовании, проведённом на 46 детях, проживающих на Таймыре, в провинциях, характеризующихся выраженным дисбалансом микро-элементного состава почвы, природных вод, растительного мира, установлено повышение содержания алюминия, железа, кобальта, хрома и меди. Часто избытки микроэлементов сочетались с витаминодефицитами [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, к основным причинам, способствующим нарушению микроэлементного статуса школьников Санкт-Петербурга можно отнести несоблюдение фундаментальных основ рационального питания (дисбаланс пищи по основным питательным веществам и источникам эссенциальных элементов) и экологическое неблагополучие мест проживания, что в совокупности способствует формированию специфических отклонений в состоянии здоровья учащихся. Полученные результаты соотносятся с данными других авторов [8, 9].

Таким образом, регион проживания и его экологические особенности являются основными факторами, определяющими содержание микроэлементов у детей, проживающих в данном районе. Дефицит железа, меди и марганца характерен более чем для 80% школьников Санкт-Петербурга, независимо от района проживания, что свидетельствует о необходимости коррекции выявленных нарушений путем дотации указанных микроэлементов составе пищевого рациона учащихся. Увеличение содержания в волосах кадмия свидетельствует об экологическом неблагополучии зоны проживания и высоком риске развития заболеваний мочевыделительной системы, опорно-двигательного аппарата и системы крови, что требует проведения комплексных медико-экологических мероприятий, направленных на улучшение условий обитания и укрепление состояния здоровья школьников.

Микро- элемент Район I Район II

Mn 0,83 (0,41-1, 60) 0,87 (0,64-1,69)

Cd 0,036 (0,017-0,060) 0,017 (0,012-0,023) a

Zn 141,84 (121,83-160,48) 156,63 (137,84-188,98) а

Fe 4,72 (3,82-5,82) 8,92 (5,58-16,70) а

Cu 6,27 (4,55-7,08) 4,79 (4,08-6,26)

Co 0,05 (0,03-0,12) 0,03 (0,02-0,05)

a — уровень различий между группами (p<0,01)

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.В., Янушанец О.И., Храмов A.B., Серпов В.Ю. Элементный дисбаланс у детей Северо-Запада России. — СПб. — 2001. — 128 с.

2. Баранов A.A. Профилактические основы развития приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в интересах детей // Материалы X Всероссийского съезда ги-

гиенистов и санитарных врачей. Книга 1. — М. — 2007. — С. 470-473.

3. Камилова Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов и условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития // Гигиена и санитария. — 2001. — №6. — С. 52-55.

4. Колесникова С.А., Колесникова С.А., Решетникова С.Л., Ленкова Т.С. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях города Санкт-Петербург / // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. Книга 1. — М. — 2007. — С. 591596.

5. Львов С.Н., Баев В.И., Хорунжий В.В. и др. Возможности изучения адаптационных изменений детского организма // Материалы науч.-практ. конф. «Результаты научных исследований, проведенных в ВУЗах СЗФО». — СПб: АНТТ-Принт, 2009. — С. 113-115.

6. Львов С.Н., Земляной Д.А., Хорунжий В.В. и др. Гигиеническая оценка влияния внутришкольных факторов на состояние здоровья учащихся / // Вестник Педиатрической академии. Вып. 8. — СПб. — 2009. — С. 130-138.

7. Маймулов В.Г., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С. и др. Возрастно-половые различия микроэлементного дисбаланса у детей Санкт-Петербурга// Микроэлементы в медицине. — 2005. — Т. 6, выпуск 1. — С. 21-26.

8. Доценко В.А., Мосийчук Л.В., Власова В.В., Мощев А.Н. Особенности алиментарно-зависимых заболеваний у взрослого и детского населения // Питание здорового и больного человека: материалы IV Межрегиональной науч.-практ. конф. — СПб., 2006. — С. 77-78.

9. Онищенко Г.Г. Итоги и перспективы санитарноэпидемиологического благополучия населения Российской Федерации // Здравоохранение Российской Федерации. — 2008. — № 1. — С. 2-5.

10. Панин Л.Е., Прахин Е.И., Терещенко С.Ю. Клеточные

критерии реакции организма ребёнка на дисбаланс микроэлементов в регионе Таймырского Севера // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2000. — №1. — С. 65-67.

11. Рахманова Г.Ю., Бережная С.В. и др. К вопросу охраны здоровья детей и подростков области // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. Книга 1. — М. — 2007. — С. 674-678.

12. Скальный А.В. Референтные значения концентрации химических элементов в волосах, полученные методом ИСП-АЭС (АНО «Центр биотической медицины») // Микроэлементы в медицине. — 2003. — Т. 4, вып. 1. — С. 55-56.

13. Способ оценки состояния здоровья детей I группы здоровья. Патент Российской Федерации RU2256401 / Л.В. Транковская, В.Н. Лучанинова, Е.В. Крукович, Е.А. Косницкая. — Владивосток. — 2003.

14. Тутельян В.А. и др. Микронутриенты в питании здорового и больного человека. — М.: Колос. — 2002. — 423 с.

15. Хорунжий В.В., Львов С.Н., Земляной Д.А., Макарова Т.П. Микроэлементные нарушения у детей и подростков // Вестник СПбГМА им И.И. Мечникова. — СПб. — 2007. — С. 147.

16. Alimonti A., Bocca B., Mannella E., et al. Assessment of reference values for selected elements in a healthy urban population // Ann. 1st. Super. Sanit?. — 2005. — V 41(2). — pp. 181-187.

17. Caroli S., Senofonte O., Violante N. Assessment of reference values for in human hair of urban schoolboys // J. Trace Elements Med. Biol. — 2000. — V 14. — pp. 6-13.

18. Caroli S., Senofonte O., Violante N., Fornarelli L., et al. Assessment of reference values for elements in hair of urban normal subjects // Microchem. J. — 1992. — V 46. — Р. 174-183.

Информация об авторах: 664079, Иркутск, м-н Юбилейный 100., ИГИУВ, кафедра анестезиологии и реаниматологии, тел. 89025666389, e-mail: gorbachev_vi@iokb.ru; Львов Сергей Николаевич — профессор кафедры, к.м.н., доцент;

Хорунжий Вячеслав Владимирович — заведующий кафедрой, профессор кафедры, к.х.н., доцент;

Земляной Дмитрий Алексеевич — ассистент;

Александрович Ирина Валерьевна — к.м.н., доцент;

Горбачев Владимир Ильич — заведующий кафедрой, д.м.н., профессор,

Пшениснов Константин Викторович — к.м.н., доцент.

© ВЛАСЕНКО А.В., МАШАНСКАЯ А.В., ДОЛГИХ В.В. — 2011 УДК 615.8-7, 616.43

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КАПСУЛЫ В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ У

ПОДРОСТКОВ С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ

Анастасия Вячеславовна Власенко1, Александра Валерьевна Машанская1-2, Владимир Валентинович Долгих1 ('Клиника Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, г. Иркутск, гл. врач — д.м.н, проф. В.В. Долгих, 2Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор — д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра физиотерапии и курортологии,

зав. — д.м.н., проф. С.Г. Абрамович)

Резюме. На базе Клиники Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека СО РАМН коррекцию в физиотерапевтической реабилитационной капсуле, совместно с традиционным лечением, получили 30 подростков с метаболическим синдромом в возрасте с 12 до 17 лет (средний возраст 15,0±0,3), из них 19 девочек и

11 мальчиков. В процессе лечения выявлено достоверное снижение артериального давления и веса, регресс жалоб. Ключевые слова: метаболический синдром, подростки, реабилитационная капсула.

THE USE OF REHABILITATION PHYSIOTHERAPEUTIC CAPSULES IN COMPLEX THERAPY IN ADOLESCENTS WITH

METABOLIC SYNDROME

A.V. Vlasenko, A.V. Mashanskaya, V.V. Dolgikh (Clinic of Scientific Center of Family Problems and Human Reproduction of SD RAMS

Summary. On the basis of the Clinic of Research Center of RAMS PRSRCH correction in the physical therapy rehabilitation capsule, along with traditional treatment were conducted in 30 adolescents with metabolic syndrome aged from 12 to 17 years (average age 15,0 ± 0,3), among them there were 19 girls and 11 boys . The treatment significantly decreased blood pressure and weight, regression of complaints.

Key words: metabolic syndrome, adolescents, rehabilitation capsule.

Распространение метаболического синдрома среди молодого населения, в том числе и у подростков, вызывает тревогу у медицинской общественности. Столь очевидному увеличению данной патологии среди под-

ростков способствует не соблюдение так называемого «здорового образа жизни» [5]. Под этим термином понимают: рациональное питание, поддержание нормальной массы тела, регулярную и соответствующую возра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.