ОСОБЕННОСТИ МИКРО-, МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДОНЕЗИИ В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Сахфитри Нунинг, магистрант Российский университет дружбы народов (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11262
Аннотация. Роль цифровых технологий в развитии микро-, малого и среднего предпринимательства является в значительном росте производительности труда, диверсификации форм обмена товарами и капиталом, повышении уровня интеграции компаний на международных рынках. В статье определены сущность и особенности проявления цифровой экономики в Индонезии, которая развивается с высокой скоростью и демократизирует все отрасли национальной экономики, выявлено ее влияние на условия экономического роста микро-, малых и средних предприятий. Была очерчена государственная деятельность по поддержке данных видов бизнеса, обоснованы задачи и мероприятия местного правительства Индонезии по изменению приоритетов построения качественно новых моделей управления предприятиями на основе современных цифровых технологий, что обеспечит переход от культа эффективности и рациональности до ориентира на открытость, демократизацию, социализацию, креативность организационных процессов, неравновесность и нелинейность управленческих иерархических цепей, непредсказуемость и разнообразие траекторий успешного развития макро-, малых и средних предприятий. Наконец, было выявлено, что большая численность населения, быстрый рост пользователей интернета и телефона являются потенциальными факторами успешного развития цифровой экономики Индонезии.
Ключевые слова: четвертая промышленная революция, цифровые технологии, электронная коммерция, микро-предприятия, малые и средние предприятия, Индонезия.
В настоящее время мир находится на таком историческом этапе, когда происходит четвертая промышленная революция. Она создает возможности для будущего экономического развития. С одной стороны, цифровизация в экономической деятельности повысит производительность и эффективность современного производства, а также обеспечит удобство и комфорт для потребителей. Цифровые технологии также помогают процессу развития в различных областях, включая развитие микро-, малых и средних предприятий (ММСП) по мере развития электронной коммерции. Но с другой стороны, это может привести к потере рабочих мест во многих предприятиях во всем мире [1].
Огромное внимание стоит обратить на быстрый рост популярности информационных технологий. Факторы, которые влияют на эту деятельность, такие как расширение зон покрытия интернета, использование интернет-технологий и но-
вейших средств связи, которые становятся все быстрее и эффективнее, развитие смартфонов, появление различных видов социальных сетей и электронной коммерции, а также рост числа людей, которые понимают и активно пользуются интернетом.
Согласно результатам исследования Hootsuite Wearesocial, опубликованного в январе 2019 года, 5,112 миллиарда человек при общей численности населения мира (7,676 миллиарда человек) используют мобильные устройства (смартфоны и планшеты) и лишь 3,256 миллиарда из них - активные пользователи мобильных социальных сетей [2].
Что касается Индонезии, то по исследованиям данного агентства общая численность населения страны составляет 268,2 миллиона человек, при этом из них используются 355,5 миллиона устройств, поскольку на одного человека приходится два или более устройств (гаджетов) или
смартфонов. Между тем, интернет-пользователи составляют 150 миллионов человек (56% от общей численности населения) или на 13% (17,3 миллиона человек) больше, чем в 2018 году. Этот рост ставит Индонезию на четвертое место в рейтинге по объему мобильного рынка в мире после Индии, Китая и Соединенных Штатов. Активные пользователи социальных сетей составляют 150 миллионов, или на 15% больше, чем в 2018 году, а пользователи мобильных социальных сетей - 130 миллионов (48% населения), что на 8,3% больше, чем в 2018 году. Целых 79% он-лайн-пользователей имеют доступ к Интернету каждый день [3].
Большая численность населения, быстрый рост пользователей интернета и телефона являются потенциальными факторами успешного развития цифровой экономики Индонезии. Поэтому в стране появляются электронная коммерция, онлайн-перевозки, интернет-магазины, которые чуть позже станут важной экономической силой в регионе Юго-Восточной Азии.
Индонезийские предприятия все больше осознают возможности Интернета и цифровых устройств в повышении эффективности бизнеса. Сайты, социальные сети и мобильные приложения для обмена сообщениями являются очень важным средством взаимодействия с потребителями и для микро-, малых и средних предприятий. Изменения в поведении индонезийцев при использовании цифровых технологий стимулируют рост электронной коммерции в Индонезии.
Рост числа интернет-пользователей, пользователей мобильных устройств и пользователей социальных сетей способствует движению индонезийского покупателя цифровых товаров в сторону покупок в Интернете. Тенденция продаж через Интернет усиливается, поэтому, кажется, что поведение индонезийских потребителей привыкает к покупкам в Интернете. Тенденция онлайн-шоппинга в Индонезии будет еще ярче в будущем. Электронная коммерция, реклама и финансовые услуги являются тремя основными факторами роста цифрового потребления в Индонезии.
Согласно данным Wearesosial Hootsuite, активность индонезийцев в поиске продукта для покупки достигла 93%, прямо пропорционально посещаемости интернет-магазинов, которая достигла 90%. Это связано с 86% покупок через интернет-магазины. Общее число пользователей электронной коммерции в Индонезии достигло 107 миллионов человек, или 40% населения Индонезии, и на 5,9% больше, чем в 2018 году. Объем продаж электронной коммерции составил 9,536 миллиарда долларов США [4].
Микро-, малые и средние предприятия играют большую роль в экономике народа в разных странах мира, особенно в Индонезии. В настоящее время они развиваются вместе с меняющимися временами и потребностями общества. Мы можем видеть и чувствовать это в нашей повседневной деятельности, а также в обществе в целом, которое нельзя отделить от различных услуг и товаров, являющихся результатом деятельности многих предприятий, таких как питья чашки чая или кофе и других.
Правительство Индонезии поощряет развитие цифровой экономики через промышленную базу и электронную коммерцию. Одним из ключей к ее успешной реализации является необходимость освоить информационные и коммуникационные технологии. Конкурентоспособность производства и цифровой экономический потенциал должны быть сбалансированы технологическими инновациями, чтобы поддержать улучшение человеческих ресурсов, промышленный прогресс и рост новых предпринимателей [5].
Для развития микро-, малых и средних предприятий правительство Индонезии предпринимает различные усилия, чтобы побудить этот сектор бизнеса адаптироваться к эпохе. Интернет становится чем-то неотделимым, в котором уже большое количество продавцов, отвечающих за свои онлайн-магазины [6]. Во-вторых, они могут использовать цифровые рыночные площадки для выхода на более широкий рынок посредством электронного бизнеса, социальных сетей, облачных технологий и мобильных телефонов или смартфонов.
Эти предприятия могут расти быстрее с точки зрения доходов и занятости, и становятся более инновационными и конкурентоспособными в отношении развития глобальных рынков, в том числе Экономического сообщества АСЕАН.
Число микро-, малых и средних предприятий в Индонезии продолжает расти с каждым годом. Эти предприятия вносят значительный вклад в экономическое развитие страны. Однако осведомленность данных организаций о том, что они могут использовать электронные услуги по купле-продаже и продавать товары через цифровой рынок, все еще остается низкой.
Согласно данным Министерства кооперации, малого и среднего бизнеса Индонезии, до 2018 года в Индонезии насчитывалось 64,1 миллиона микро-, малых и средних предприятий, которые внесли вклад в национальный валовой внутренний продукт (ВВП) Индонезии в размере 60,34%. Из всех этих чисел только 20% или 12,82 млн. предприятий знают используют цифровую экономику, а 51,28 млн. еще нет [7].
Таким образом, правительство Индонезии нацелено на то, чтобы 50% микро-, малых и средних предприятий были оцифрованы к 2024 году, как указано в Национальном среднесрочном правительственном плане на 2020-2024 годы. Оно продолжает поощрять микро-, малые и средние предприятия проникать на рынки в цифровом или онлайн-режиме. В период 2017-2020 годов правительство Индонезии через Министерство кооперации, малого и среднего бизнеса совместно с Министерством связи и информации стремится к формированию 8 млн. микро-, малых и средних предприятий. Эти предприятия проходят обучение, начиная с онлайн-процесса и заканчивая менеджментом и онлайн-продвижением. Самому процессу продвижения помогают специалисты, начиная с фотографий продуктов, описаний
id, а также бесплатного хостинга. Зарегистрированные продукты микро-, малых и средних предприятий затем рекламируются и размещаются на таких крупных рыночных площадях, как Tokopedia, Blibli.com, Е^аша и другие.
Традиционно рекламные расходы обходятся дороже и может быть сделано через веб-сайты, социальные сети, видеомаркетинг и цифровую рекламу. Использование цифровой экономики также может упростить и сократить пространство и время. Например, человек может сэкономить время, не выходя из дома или офиса, чтобы отправиться на рынок или в магазин, но достаточно найти и приобрести товары в интернете дома, на работе или еще где-нибудь. Если за один день кто-то экономит 1 час времени, то в год может сэкономить до 360 часов, или почти год за 20 лет для семьи или других важных дел.
Различные усилия по продвижению продукции микро-, малых и средних предприятий на зарубежных рынках продолжают предприниматься в том числе при государственной поддержке. Продвижение на российский рынок включает участие микро-, малых и средних предприятий Индонезии в различных выставках в России, таких как Индонезийский фестиваль в Москве, организованный посольством Индонезии в Российской Федерации. Первый фестиваль проводился 21-22 августа 2016 года, а четвертый - 2-4 августа 2019 года. Здесь предприятия продвигают свою продукцию, такую как одежда, аксессуары, сумки, изделия ручной работы и продукты питания. Россия является не только самой большой страной в мире по площади, но и страной с широким использованием Интернета и социальных сетей. Это может стать возможностью для сотрудничества между Индонезией и Россией, в том числе в области электронной коммерции.
продуктов, цен, а также получения домена
Библиографический список
1. Гохберг Л.М., Абдрахманова Г.И., Кевеш М.А., Ковалева Г.Г., Шувалова О.Р. Индикаторы информационного общества: 2010 // Статистический сборник. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2010. - 314 с.
2. Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества. Опыт Европейского Союза. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2015. - 160 с.
3. Hootsuite (We are Social): Indonesian Digital Report 2019. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://andi.link/hootsuite-we-are-social-indonesian-digital-report-2019/ [Дата обращения: 26.10.19.]
4. Indonesia Digital 2019: E-Commerce analysis. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://websindo.com/indonesia-digital-2019-e-commerce [Дата обращения: 26.10.19.]
5. Kementerian Kominfo Ajak Pelaku UMKM Kembangkan Ekonomi Masyarakat Melalui ECommerce. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kominfo.go.id/content/detail/20070/kementerian-kominfo-ajak-pelaku-umkm-kembangkan-ekonomi-masyarakat-melalui-e-commerce/0/sorotan_media [Дата обращения: 26.10.19.]
6. Pemerintah Kembangkan Ekonomi Digital Berbasis Industri dan e-Commerce. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kemenperin.go.id/artikel/18169/Pemerintah-Kembangkan-Ekonomi-Digital-Berbasis-Industri-dan-e-Commerce [Дата обращения: 25.10.19.]
7. Rancangan Pembangunan Jangka Menengah Nasional 2020-2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://komisiinformasi.go.id/wp-content/uploads/2019/07/Buku-Lampiran-RPJMN-2020-2024-kc.pdf [Дата обращения: 25.10.19.]
FEATURES OF MICRO-, SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN
INDONESIA IN THE CONTEXT OF THE EPOCH OF DIGITAL TECHNOLOGIES
Sahfitri Nuning, Graduate Student Peoples' Friendship University of Russia (Russia, Moscow)
Abstract. The role of digital technologies in the development of micro, small and medium-sized enterprises is a significant increase in productivity, diversification of forms of exchange of goods and capital, increasing the level of integration of companies in international markets. The article defines the essence and features of the digital economy in Indonesia, which is developing at a high rate and democratizing all sectors of the national economy, reveals its impact on the conditions of economic growth of micro, small and medium-sized enterprises. Was outlined the state work to support these types of business, justified by the objectives and activities of the local government of Indonesia to change priorities and aspirations of building a qualitatively new patterns of management the enterprises on the basis of modern digital technologies, ensuring the transition from the cult of efficiency and rationality to the landmark on openness, democratization, socialization, creativity, organizational processes, disequilibrium and nonlinearity management hierarchical circuits, the unpredictability and the diversity of the trajectories of successful development of a macro-, small and medium enterprises. Finally, it was revealed that a large population, rapid growth of Internet and phone users are potential factors for the successful development of Indonesia's digital economy.
Keywords: fourth industrial revolution, digital technologies, e-Commerce, micro, small and medium enterprises, Indonesia.