Научная статья на тему 'Особенности миграционной политики. Проблемы и их решения'

Особенности миграционной политики. Проблемы и их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1485
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАНТЫ / БЕЖЕНЦЫ / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / MIGRATION / LEGAL POLICY / MIGRANTS / REFUGEES / MIGRATION PROCESSES / REGULATION / IMPLEMENTATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Додонов К. Д.

Статья посвящена исследованию проблем, возникающих в связи с реализацией миграционной политики, в совокупности с анализом особенностей правового регулирования отношений в данной сфере. Выводы и предложения, сделанные в статье, могут способствовать повышению эффективности реализации миграционного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MIGRATORY POLICY. PROBLEMS AND THEIR DECISIONS

The article investigates the problems arising in connection with the implementation of migration policy, together with an analysis of legal regulation of relations in the fi eld. Conclusions and suggestions made in the article, can improve the effi ciency of the immigration laws.

Текст научной работы на тему «Особенности миграционной политики. Проблемы и их решения»

4. Zakharova N.N. Purchase and sale contract of house, apartment, part of a house or apartment. Bulletin of the Ministry of Justice of the Russian Federation 2001; 12: 33-37.

5. Kryukova Е.S. Consequence in law of withdrawal of land plots and demolition of the houses for owners of premises in the light of the new Housing code of the Russian Federation. Юрист 2005; 9: 37.

6. Rudnev V.I. Corruption in local self-government authorities. Corruption: political, economic, organizational and legal problems. Moscow: Lawyer, 2001. P. 297.

7. Suslova S.I. «Accommodation»: place in housing legal relationship. Magazine of the Russian right 2013;6: 50-51.

8. Hovanskaya G.P. «Painful points» of new Housing code of Russia. Legal consultant 2006; 4: 6.

9. Shishkin V.V. The housing legislation - realization problems. Family and housing right 2011; 1: 47.

УДК 347.92

UDC 347.92

К.Д. ДОДОНОВ

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail: deirekX@yandex.ru

K.D. DODONOV

postgraduate student of the department of the constitutional and municipal law at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: deirekX@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ политики. проблемы и их решения FEATURES OF MIGRATORY POLICY. PROBLEMS AND THEIR DECISIONS

Статья посвящена исследованию проблем, возникающих в связи с реализацией миграционной политики, в совокупности с анализом особенностей правового регулирования отношений в данной сфере. Выводы и предложения, сделанные в статье, могут способствовать повышению эффективности реализации миграционного законодательства.

Ключевые слова: миграция, правовая политика, мигранты, беженцы, переселенцы, миграционные процессы, правовое регулирование, реализация, глобализация.

The article investigates the problems arising in connection with the implementation of migration policy, together with an analysis of legal regulation of relations in the field. Conclusions and suggestions made in the article, can improve the efficiency of the immigration laws.

Keywords: Migration, legal policy, migrants, refugees, migrants, migration processes, regulation, implementation, globalization.

Россия - страна большая, граничит со множеством государств. Проблема миграционных процессов всегда была и остается актуальной. Огромной проблемой миграционной политики является то, что вопросы миграции часто затрагиваются только в рамках политической рекламы, а не всерьез, основания для этого есть: десять лет назад правительство ставило вопрос миграции одним из приоритетных, время прошло и ничего не изменилось, об этом говорит статистика. Борьба с мигрантами осложнена из-за того, что многие из них получают гражданство, регистрируя официальные браки на территории России. Пойманных иностранцев, незаконно пребывающих в РФ, приходится возвращать на родину, что вызывает дополнительные расходы на борьбу с данной проблемой. [См.: 3, с. 93]. Это обстоятельство сильно затрагивает бюджет государства. В настоящее время, на наш взгляд, государство должно вести пропаганду патриотизма: многие талантливые граждане,

становясь высококвалифицированными специалистами, уезжают в другие страны. Некоторую часть преступлений совершают именно мигранты.

Однако на сегодняшний день наблюдаются лишь попытки компетентных органов государственной власти, направленные на приведение миграционного законодательства в соответствие с быстро меняющимися тенденциями в этом направлении. Остаются нерешенными и задачи, связанные с разработкой и принятием правовых мер, направленных на предупреждение, раскрытие, и наказание лиц - мигрантов, допускающих различного рода правонарушения, в том числе и совершение тяжких уголовных преступлений.

Анализ результатов практической деятельности правоохранительных органов России показывает, что количество преступлений, совершенных на территории нашей страны иностранными гражданами и лицами без гражданства, за последние 10 лет увеличилось в

© К. Д. Додонов © K.D. Dodonov

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (54), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 54. 2013

2,5 раза. [См.: 1, с. 100] Тем не менее, необходимо признать, что по сравнению с прежним законодательством действующая правовая база миграционной политики сделала в своем развитии принципиальный шаг вперед, установив строгий порядок миграционного учета с применением эффективных мер противодействия нелегальной миграции. Однако, несмотря на положительные тенденции в данной сфере деятельности государственных органов, миграционное законодательство нуждается в пересмотре и совершенствовании.

До сих пор не выработано единого подхода к вопросам: какова должна быть миграционная политика - либеральная или ограничительная; какое миграционное законодательство необходимо России - федеральное или региональное; какими должны быть принципы миграционной политики?

Эти факты свидетельствуют не только об актуальности выбранной проблематики, но и о том, что миграционная политика должна стать мощной структурной составляющей современной правовой политики России. Следует согласиться с мнением профессора А.В. Малько о том, что «правовая политика - это прежде всего, системная деятельность по оптимизации юридического ресурса, это набор мер и действий, которые должны отвечать на проблемы и вызовы юридической жизни общества» [См.: 7, с. 34].

Сегодня миграция населения продолжает оставаться одним из приоритетных направлений политической стратегии Российской Федерации. Проблемы правового регулирования процессов миграции тесно связаны с вопросами обеспечения законного въезда и пребывания на территории РФ. Как известно, сам предмет международного права прав человека (Human Rights Law) предполагает взаимодействие и сочетание права государства и права индивида. Если мы применим этот общий подход к миграции, то право государства будет выражаться в установлении и соблюдении иммиграционных норм. Право же индивида состоит в установленной системе определения правового статуса иммигрантов и его гарантий в государстве пребывания. Как правило, существует несколько типов правового статуса иммигрантов: обычные иностранцы, лица без гражданства, лица, ищущие убежища, беженцы, трудящиеся-мигранты и т.д.

Непоследовательность миграционной политики отражается на состоянии миграционного законодательства, страдающего от внутреннего противоречия между фактической направленностью на борьбу с незаконной миграцией и очевидной необходимостью либерализации. [См.: 4, с. 10] Фактически общепризнанной является необходимость принятия рамочного федерального закона в сфере миграционной политики, который устанавливал бы общие начала правового регулирования в сфере правового статуса иностранных граждан, правового режима «транснациональных коридоров и транзитного проезда иностранных граждан через территорию России, порядка добровольного переселения соотечественников из-за рубежа, правового режима приграничных территорий.

Перспективное законодательство по миграцион-

ной проблематике уже на данном этапе может быть насыщено рядом юридических инструментов, которые позволили бы ввести миграционную ситуацию в правовое русло. Общим пожеланием специалистов является создание единой сети баз данных, содержащих информацию по различным аспектам миграции. Опыт Нидерландов, европейской страны, одной из первых столкнувшейся с проблемой аккультурации большого числа инокультурных иммигрантов, показывает приоритетное значение объединения в единую сеть баз данных различных органов публичной власти (налоговых органов, службы иммиграции и натурализации, муниципалитетов) . Информационный подход к решению проблемы следует применять, возможно, более широко, в том числе создавать компьютеризированные базы данных на ведомственном, межведомственном, федеральном и международном (в рамках СНГ) уровнях. Предметная наполненность данных информационных массивов должна отражать такие направления, как целевые потребности в трудовых ресурсах определенных специальностей в различных регионах и государствах, опыт соприкосновения лиц, находящихся за границей государства своего гражданства с правоохранительными и иными органами власти принимающих государств, обобщенная информация о происшествиях с участием иностранцев, информационные банки об иностранцах-правонарушителях и т. д.

Отметим принципиальное положение, которое может быть применено к любому правовому подходу в рамках глобализации международной миграции. Исследователи опираются на тезис о том, что возможности «управления миграцией «сверху» весьма ограничены, ибо существуют объективные факторы, влияние которых можно учитывать и прогнозировать, но которым едва ли можно противодействовать». Действительно, иммиграционная стратегия строится на соотношении целого ряда условий, начиная от социально-экономических возможностей страны приема и оценок демографической ситуации. Баланс многих факторов определяет и основные принципы, которые использует законодатель в области миграции.

Что касается современного миграционного регулирования в России, то здесь идет постепенный процесс формирования такой отрасли национального законодательства, как миграционное право. Как считает Ю.А.Тихомиров, эта отрасль «отражает сложные процессы в сфере миграционных отношений и, естественно, обладает комплексным характером. «Опорный слой» системного регулирования составляют принципы и нормы международного права, включая акты международных организаций и межгосударственных объединений, а также международных миграционных институтов».

Когда мы говорим об основах иммиграционной политики, это подразумевает, что проблемы первичного приема, пересечения государственной границы, правильного и своевременного заполнения миграционных карт, определения места пребывания, постановки на миграционный учет занимают первое место по

значимости. [См.: 2, с. 17] С соблюдения этих процедур начинается процесс цивилизованной миграции. Миграционный учет, представляющий собой взаимные обязанности государственных служащих и иммигрантов, дает возможность установить данные статистики, намерения, основания, цели и период пребывания таких лиц на территории РФ.

Не менее важным моментом становится собственная безопасность иммигрантов, которая состоит в оформленном документально правовом статусе, доступе к социальному обслуживанию, наличии трудовых контрактов и страховых полисов, получении нормальных условий быта и отдыха, семейных гарантиях. Индивидуальное стремление к указанным условиям также является составляющей правового регулирования миграции. Сложность незаконного пребывания этих лиц заключается в отсутствии каких бы то ни было гарантий (правовых, социальных, медицинских, бытовых, трудовых) по отношению к ним со сто-

роны государства. Следовательно, они должны сделать свой выбор в пользу легальных условий иммиграции еще до момента въезда на территорию принимающей страны.

Оценивая опасности незаконной миграции, западные эксперты отмечают: «Неуправляемая миграция зачастую может приводить к неизмеримым социальным, финансовым и политическим издержкам для отдельных людей, общества и правительства в любой точке миграционного спектра, т.е. в стране происхождения, транзита или назначения. Определение основных составляющих национальной миграционной политики является важным шагом в разработке стратегии управления миграционными потоками. Помимо этого политика должна стремиться учитывать влияние одних составляющих на другие и по возможности интегрировать их в единое целое»1.

1 Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции / Под ред. Г. Витковской. —М.: Гендальф, 2006. С.11-12.

Библиографический список

1. Права человека: итоги века, перспективы. Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002. С.100.

2. Тихомиров Ю.А. Правовое положение мигрантов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. №6. С.17.

3. Бобырев В.В. Актуальные проблемы правового обеспечения противодействия незаконной миграции // Право и экономика. 2009. №1. С.92-96.

4. Правовая политика: учебное пособие.Под ред. А.В. Малько, Р.В. Пузикова. Тамбов:, 2012. С. 10.

5. Андреев Е.М., Вишневский А.Г., Мкртчян Н.В. и др. Перспективы миграции и этнического развития России и их учет при разработке стратегических направлений развития страны на длительную перспективу. М.: ИЭПП, 2004. С. 43-44.

6. Балашова Т.Н. Вынужденная миграция в Российской Федерации: проблемы и перспективы правового регулирования: монография. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2006. 143 с. (9,0 п.л.).

7. Дмитриев А. В. Конфликты миграции. // Закон. 2006. 304 с.

References

1. Human rights: conclusions of the century, prospects, ed. E.A. Lukasheva. M., 2002. P.100.

2. Tikhomirov Y.A. Legal status of migrant // Journal of foreign legislation and comparative jurisprudence. 2008. №6. P.17.

3. Бобырев V.V. Actual problems of legal support of counteraction to illegal migration // Law and Economics. 2009. №1. Pp.92-96.

4. Legal policy: textbook / edited. A.V. Malko, R.V. Puzikau. Tambov:, 2012. With. 10.

5. Andreev E.M., A.G. Vishnevsky., Mkrtchyan, NV, etc. Prospects for migration and ethnic development of Russia and their account in developing strategic directions of development of the country in the long term. M.: IET, 2004. With. 43-44.

6. Balashova, so-CALLED. Forced migration in the Russian Federation: problems and perspectives of legal regulation: monograph / TN. Balashova. Elets: YSU them. And. A. Bunin, 2006. 143. (9,0 L.P.).

7. Dmitriev A. In. Conflicts migration. / AV. Dmitriev. // The law. 2006. 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.