Научная статья на тему 'Особенности мифологической коммуникации в ранних формах сознания'

Особенности мифологической коммуникации в ранних формах сознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
514
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФ / КОММУНИКАЦИЯ / РИТУАЛ / ТАБУ / СОЗНАНИЕ / MYTH / COMMUNICATION / RITE / MENTALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Высоцкая Александра Леонидовна

Статья посвящена рассмотрению коммуникативных процессов в мифологическом сознании, анализируются функции мифологических познавательных форм. Предложены оригинальные идеи, касающиеся мифологической коммуникации с применением параметрического варианта системного подхода в качестве методологического средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about communicative processes in mythological mentality. Functions of mythological knowable forms are analyzed. The author gives original ideas about mythological communication. Methodological basic is parametrical technique of general system.

Текст научной работы на тему «Особенности мифологической коммуникации в ранних формах сознания»

УДК 008

А.Л. Высоцкая ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В РАННИХ ФОРМАХ СОЗНАНИЯ

Статья посвящена рассмотрению коммуникативных процессов в мифологическом сознании, анализируются функции мифологических познавательных форм. Предложены оригинальные идеи, касающиеся мифологической коммуникации с применением параметрического варианта системного подхода в качестве методологического средства.

Ключевые слова: миф, коммуникация, ритуал, табу, сознание.

Мифологическое сознание, как и неотделимая от него коммуникация,

. возникают в период формирования общинно-родовой организации общества, когда доминантой, определяющей образ жизни, становятся именно родственные отношения. Поэтому известный «свой» мир представляется как всеобщая родовая община, т.е. происходит упорядочивание коммуникации в нем через всеобщее одушевление жизненно-родовых элементов, создается, творится упорядоченный, понятный мир, а средством его создания является коммуникация. Упорядочивание и объяснение окружающего мира-хаоса через миф невозможно без установления какой-то абстрактной структуры окружающей действительности. Но структура и окружающая реальность еще неразделимы, тождественны. Эта структура определяется установлением сходства и различий, множества и единства. Тем самым начинает рождаться коммуникация.

Но все же основными моментами, доминирующими в сознании, являются физическое рождение и смерть (рождение-смерть-возрождение). Следовательно, главенствующую роль играет воспроизводство самой жизни, продолжение рода. И это тоже коммуникация, причем, вероятно, одна из ее первых форм. Сильный отпечаток на это накладывают природные ритмы, которые человеческое сознание того этапа не вычленяет, а как бы сливает с собой в единое целое, образуется некое био-социальное коммуникативное единство. Род и природа, являясь нерасчлененными, сливаясь, подчинены идее возрождения, т.к. род не выделяет себя как биологическую, тем более социальную, единицу природы (мира) в том числе, еще не может быть полностью сложившегося родового языка как формы вербальной коммуникации и родового сознания, отдельного от языка природы (звуки, шумы и т.д.).

На данном этапе основной целью является воспроизводство той единственно возможной

организации (коммуникативной системы), которой стал род, т.е. биологическое воспроизводство поколений рода.

Главенствует идея рождения (возрождения) жизни, причем не только человеческой, но и природной. Следовательно, функционирует природ-но-родо-коммуникативный единый организм. Освоенный, известный роду мир, не представляющий опасности мир, с которым он неразделим (един), получает черты, характеристики, связи и отношения, присущие роду, поэтому известная часть природы включается в состав родовой коммуникативной системы - общины, становясь биосоциальным целым. В свою очередь, род как бы отражается в природе. Окружающая среда неминуемо накладывает на род свой отпечаток через природные циклы, тем самым замыкается коммуникативный комплекс: [род-природа « природа-род]. Они становятся едиными, генетически тождественными, между ними устанавливается как бы «кровная связь», а не подчиненная или соподчиненная коммуникация.

Но если человеческий род находится в таком положении, то ему грозит опасность раствориться в природе, он не может осознать себя именно человеческим родом, оставаясь в «полуприрод-ном» состоянии.

В дальнейшем, для того, чтобы род стал принципиально отличаться от стада, нужен сильный эмоциональный толчок - опасность, направленная на разрушение природно-родо-коммуника-тивной системы.

Кровнородственная община значительно отличается от праобщины стадного человеческого коллектива, в первую очередь тем, что сознательно владеет единственными механизмами воспроизводства потомства и включает их в природные ритмы. Между природными ритмами и воспроизводством общины производится регуляция, которую осуществляет коммуникативный регулятор - природно-родовой первопредок. Это

мировоззренческий регулятор, сущность которого в единстве и тождестве рода с природой. Поскольку род и природа представляют био-соци-альное тождество, то первопредок как бы находится и в теле отдельного человека, и в каждом природном объекте, и в теле всего рода, и в освоенной родом или общиной природной среде. Он осуществляет коммуникативную связь между ними.

Не менее важна в ходе этого природного процесса возможность существования, сохранения и функционирования коммуникации в еще не нарушенном био-социальном организме в окружающей среде. Это процесс коммуникации, проходящий через сопоставление и сознательное включение воспроизводства рода в циклы и ритмы природы.

На данном этапе должен появиться какой-то моральный регулятор, а в дальнейшем - целая мировоззренческая система. На наш взгляд, дошедшие до нас мифы и ритуалы ранних языческих религий дают возможность говорить о такой коммуникативно-этической системе. Это система табу и тотемов, действующая через запреты и разрешения поступков по образцу первопредка. Ее основой является природно-родовая взаимо-организация коммуникативной системы через единство природно-родового первопредка. Причем он находится везде: и в теле отдельного человека, и всего рода, и в земле, и в животных и т.д., он представляет собой тот мир, который подчинен закону воспроизводства, следовательно, тождественен жизни.

В то же время, он приобретает наглядный образ (медведь, камень, дерево и т.д.), который выступает как родовой тотемный знак. Это свидетельствует о появлении родового сознания и языка как вербальной коммуникации.

Дать точное определение того, что мы называем первопредком, почти невозможно. Такая «фигура» есть в мифологии всех народов. У некоторых народов она не столь яркая, но именно она является базовой, ключевой для понимания сущности мифологического сознания и происходящей коммуникации.

Первопредок - это и целая система и отдельный элемент, он чрезвычайно многофункционален, он имеет множество имен и безымянен, он -что-то очень конкретное (например, пещерный медведь) и включает в себя бесконечность, он и антропоморфен и зооморфен и гибрид, он и родители и дитя, он - идея и тело, образ, первооб-

раз, первознак, первомиф и первый коммуникативный регулятор.

Он базируется, возникает и функционирует повсеместно, поскольку связан со смертью и рождением, а они значимы для любого сообщества людей.

Тотемный знак настолько универсален, что может менять свою полярность, он и разделитель и объединитель. Он закрепляется в каждом отдельном представителе рода, в тотемной маске и т.д. Родовой человек мыслит и чувствует свой родовой знак (что тождественно первопредку) непосредственно в самом себе и в окружающей жизни природы.

Учитывая это, попытаемся рассмотреть некоторые существенные характеристики первопредка в контексте коммуникативной взаимосвязи рода и природы.

Рассмотрим взаимодействие системы: природа, род, первопредок. Их генетическая тождественность порождает некоторую гомогенность, кроме того, они и субстанционально тождественны, исходя из био-социально-коммуникативного единства рода и природы. Они находятся в отношении друг друга как [единое-многое].

Природно-родовой организм получает как бы триединую сущность: природа, первопредок и род. Они субстанционально и генетически тождественны, поэтому порождают друг друга в единстве и множестве. Первопредок порождает род как единое и его индивидов как многое, в свою очередь род и первопредок порождают друг друга как единое и многое.

Первобытный человек должен был хорошо ориентироваться в природных ритмах. Это выражается через сочетание различных органов живых существ, занимающих ту или иную нишу в природе в неком зооантропоморфном существе. Его облик передает структуру, поведение -ритм жизни и коммуникации родовой общины как природно-родового мира. Это сочетание различных органов природных существ буквально формирует структуру и создает язык (коммуникацию) родового человека, который передает вертикальную структуру рода, природы и первопредка как трехчастную: верх (небо), центр (земля), низ (подземный уровень). Природная ритмика смены холода и тепла создает бинарность и цикличность времени, которая выражается в умирании и возрождении природы. Хотя число в раннеродовом мировоззрении еще не представ-

ляет собой самостоятельной мыслительной области. Архаичный человек знает количество, но не знает числа. Это приведет к появлению бирочного счета по частям тела, что представляет собой наглядно-образное количество и проявление рождающейся мифокоммуникации. Каждая часть тела означает только единицу и больше ничего, такой счет не дает числа. Первобытный человек раскладывает некоторое множество на единицы и видит как много этих единиц, но не знает сколько. В дальнейшем бирочный счет породит двоичный. Числительное «один» обычно передается словами «человек» или «мужчина», «два» - «женщина». Собственно, слово «человек» передает не столько число «один», сколько способность человека быть «отдельно взятым». Но осознать свое общество как множество, состоящее из отдельно взятых людей, человек сможет, лишь выделившись из мира природы и став частью социального организма, т.е. на более позднем этапе формирования коммуникации. В качестве счетного знака «один» могли выступать фигурки и без указания пола, т.е. человек вообще. Вероятно, женщина стала олицетворять число «два» после возникновения экзогамии, т.е. запрета на браки внутри рода. Следствием этого стал тот факт, что женская часть общины стала двуединой. Часть женщин родилась здесь, другая часть пришла извне по браку. Женщина как часть двуединого целого, по-видимому, стала восприниматься, тогда как двуединое существо. Возможно, так появилась предметная основа для числа «два». Мужская часть рода осталась единой, и «единицу» стал обозначать «мужчина», а не просто человек. Из этого следует вывод о тесной связи числа с полом.

Природно-родовой мир имеет границы соответствующие занимаемой и освоенной им территории, т.е. он имеет конечные размеры. Небо и земля смыкаются, образуя круг, ритм которого подчинен природному ритму. Его наглядным проявлением являются изменения фаз Луны и смена дня и ночи, движение Солнца. Природно-родовой организм живет в солнечных и лунных ритмах, поскольку Солнце и Луна включены в него как одни из проявлений первопредка. Каждая «точка» природно-родового организма, будь она антропоморфна или зооморфна, способна к воспроизводству себя через поедание и прикосновение. Через прикосновение происходит передача генетической потенции внутри всего природно-родового мира. Но она передается не толь-

ко от природы человеку, но и от человека природе, что делает ее антропоморфной. При поедании природных вещей, человек поедает себя, а в момент смерти поедается природой, первопредком, который, став вновь вещью-первопред-ком, вновь приходит в соприкосновение с человеком или поедается им. В этом состоит суть бессмертия природно-родового организма, суть его цикличной коммуникации.

Образ первопредка несет в себе человеческую символику ритмов круговращения природы. Он исторически подвижен, меняет свою форму, атрибуты, функции, наполняется новыми смыслами. Первобытный образ первопредка трансформируется в символ. Его образ и имя создают мыслительное поле. Но люди еще не выделяют себя из природы ни как хозяева, ни как ее рабы. При этом предмет деятельности, субъект и сама деятельность не имеют строгой дифференциации, присваивающий человек повторяет ритмы природы и следует ее естественному развитию. Отдельный человек не в состоянии выделить себя ни из рода, ни из природы, таким образом, в родовом обществе господствует экономическая и биологическая слитность. Природа представляет собой органическое и социальное тело рода, а род, в свою очередь, природное тело, подчиненное ее ритмам. Следствием этого становится антропоморфизм, который на первоначальной стадии и приобретает природные характеристики, а в дальнейшем выражается в вещи и в виде приданной ей человеком формы.

Сознание, коммуникация и язык еще не имеют специальной физической или мыслительной, абстрактной области. Они движутся в объективных природно-родовых ритмах жизни. Сознание в своем физическом воплощении подчинено жизненным реакциям и ощущениям человека. Сознание и язык природно-родового тела сливаются с сущностью мира, который выступает как природно-родовой первопредок. Он является носителем всех смыслов природной человеческой жизни, коммуникативным регулятором и концентрированным родовым сознанием. Его обобщающая сущность распространяется на каждого индивида и индивидуализируется в нем, то же самое происходит с вещами. Первопредок представлялся каждому человеку одновременно и самим собой, и родом, и природой в целом. Он -тело, и чувственный образ, и имя. Первопредок обобщает всю природу и одновременно сам

обобщается со всей природой, родом, с каждой природной вещью, с каждым родовым человеком. Следовательно, все явления - есть порождение первопредка. Тождество человека, первопредка и вещи выражается в том, что человек переносит на природу родовые начала жизни, отчего природно-родовой первопредок представляется обладающим бесконечно порождающей способностью, вследствие чего каждая порожденная им вещь наполняется его сущностью и сущностью человека и осмысляется в сочетании своих генетических противоположностей. Получается, что сущность (образ и подобие) человека и первопредка одинакова.

Совокупность идей, важных для жизнедеятельности рода, закреплена в образе первопредка, поскольку первопредок отождествляется родом и природой, поскольку субъектом сознания в первобытном мышлении одновременно является человек и природа, а структура идей сознания повторяет структуру упорядоченности природно-родового мира. Связь между идеями аналогична функциональной связи между органами тела и родственной связи родителей и детей. Движение сознания происходит под воздействием природно-родовых ритмов жизни. Идеи закрепляются с помощью мифов, ритуалов и табу во всем роде в целом и в каждом отдельном человеке, наполняются смыслами и снова выводятся на циклы природы, изменение которых, в свою очередь, меняет и сознательную ориентацию рода. Род фиксировал в природных образах свои идеи, он как бы уподоблял себя природе-первопредку, выбирал нужную идею и запечатлевал ее в слове, движении, заклинании (мифе, ритуале, табу). Чтобы отобразить какой-нибудь полный цикл или идею определенный набор вещей или частей слагался в некоторое чувственное единство, так возникал мифологический образ; его могли рисовать, в дальнейшем он, возможно, превратился в тотемный знак. Это было начало появления вербальной коммуникации, родового языка, который передавал значение родовой деятельности из поколения в поколение. Образы-идеи или смысло-образы, закрепленные в природно-родовом теле, играли роль понятий первобытного сознания. С изменением контуров и связей этих образов изменится смысл заложенных в них идей и вообще мировоззрение. На ранней стадии мифологического сознания языковой образ и идея им означаемая слиты с телом природы и рода, следователь-

но, с первопредком. Язык самой природы, ее звуки, вероятно, воспроизводились человеком и составляли основу его языка, тогда, и язык тождественен первопредку. Сознание и язык первобытной коммуникации характеризуются тождеством идеи и языкового знака с природой и телом рода. И языковой знак и идея - это вещь-первопредок. Сознание и язык приводятся в движение природно-родовыми циклами и текут в генетических связях вещей от одной формы к другой [1].

Род как динамичная система проходит три стадии: возникновение, этап наивысшего развития, этап старения (перехода). Род - подвижный эволюционирующий организм. Если род подвержен глубоким изменениям, то они неизбежно повлекут изменения двух других компонентов био-социального мира. Взаимодействуя с родом, природа и первопредок пройдут стадии: телесную (вещную), духовную (образы, свойства), идеальную (отношения). Развиваясь, эта система превратится из био-социального организма, в био-социально-идеальный коммуникативный комплекс, изменяя структуру и функции в соответствии с доминантной ролью того или иного компонента трех частного комплекса в зависимости от целей и условий сохранения и функционирования сверхзадачи рода - продолжения жизни (борьбы со смертью). Следовательно, в соответствии с родовыми ценностями, первопредок начнет играть главную роль в формировании структуры и в выражении функций первобытного сознания.

В дальнейшем развитии этой системы первопредок приобретает черты бога (богов). Из родового организма начнут медленно, но неуклонно, выделяться и обособляться отдельные индивиды, а природа, приобретая дуальную характеристику, породит дуализм в сознании. Ее тождество с первопредком станет приобретать временные характеристики, что приведет к понятиям «начала» и «конца творения». Появление первопредка (как тотемного знака) породит вектор времени. Он разделит мир (природу) на «то, что было» и «то, что есть» «по вертикали»; а «по горизонтали» - природа приобретет характер целого, разделенного на две противоположности, причем, «природа настоящего» не повторяет субстанциальное и генетическое тождество с первопредками, а приобретает черты мира, созданного им, и в то же время, инородного ему. Разорвется связь природы и первопредка (бога).

Он окажется на грани (между добром и злом, белым и черным) бинарных оппозиций. Через него проходит связь между живым и мертвым, их взаимопереход. Возникшая тройная оппозиция: [«Я» - свой (бог) - чужой (враг)] будет порождать мотив борьбы, который станет центральным во многих мифологиях. Дробление био-социаль-ного организма на био-социально-идеальный комплекс (систему) создает возможность не только горизонтального и вертикального деления мира, но и для появления развитого мифологического сознания, вербального языка и разных видов и моделей коммуникации. Начнется про-

цесс медленного появления абстракций, первого счета. Возникает ядро базовых символов культурно-коммуникативного кода.

Первопредок чрезвычайно многозначим для первобытного человека. Возможно, он - первый миф, т.е. первая попытка систематизации окружающего мира и объяснения его и себя в нем.

Библиографический список

1. ЛукьяновА.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). - М.: Русслит, 1992. - С. 33.

А.В. Шаповал О ВЛИЯНИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА СОВРЕМЕННУЮ ИНДУСТРИАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ

Рассматриваются результаты исследования особенностей становления искусственного интеллекта в современной индустриальной культуре. На основе понимания эстетической оценки, как производной от двух факторов — от соответствия состава и структуры композиции стратегиям анализаторов человека и от соотношения смыслового содержания произведения эталонам памяти человека, — определено место и суть решаемых машинами композиционных задач.

Ключевые слова: искусственный интеллект, индустриальная культура, эстетическая оценка, композиционная задача.

Сфера общественного художественного сознания и творчества никогда не остается вне воздействия на неё научнотехнического прогресса. В этой связи искусственный интеллект, сориентированный на процессы художественного творчества, на мир художественных ценностей, представляет особый интерес как потенциальный инструмент сохранения и развития культуры. На современном этапе ясно прослеживается возрастающая динамика постиндустриальных технологий в создании новой культуры. Вычислительная техника, техника связи и программное обеспечение нового поколения, благодаря автоматизированному машинному переводу и ликвидации языкового барьера открывшие глобальный доступ к культурным ценностям для всех жителей планеты, существенно меняют ситуацию в эстетическом воспитании и росте уровня культуры.

Исследования композиций кино-, теле-, архитектурных и дизайнерских произведений длительное время представляли собой научное направление, в котором существовал объяснительноописательный период, прослеживалась морфо-

логическая рыхлость понятий, явно просматривалось досадное отставание не только от точных наук, но и от некоторых гуманитарных, преуспевших в применении точных методов.

В середине 60-х годов прошлого века оказалось невозможным удовлетворить запросы практики, в частности потребности зодчества, дизайна, кинорежиссуры, квалиметрии, стандартизации, патентоведения, без резкого расширения исследований в области теории композиции и привлечения в круг исследователей специалистов с математической, технической, психофизиологической подготовкой.

Одной из причин столь необычного смещения интересов общества стало осознание визуально воспринимаемой композиции как средства общения, как средства контакта человека со сложными и дорогостоящими техническими объектами в любых системах обработки, анализа и контроля, в том числе и в системах военного назначения. Неудачи в проектировании ряда систем в конце концов заставили понять, в какой степени априорные стратегии зрительного восприятия панелей управления технических объектов, на кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.