Научная статья на тему 'Особенности межполушарного взаимодействия при образной и вербальной креативности в группах абсолютных правшей и левшей'

Особенности межполушарного взаимодействия при образной и вербальной креативности в группах абсолютных правшей и левшей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
808
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВШИ И ПРАВШИ / ЭЭГ / МЕЖПОЛУШАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / LEFT-HANDED / RIGHT-HANDED / INTERHEMISPHERIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каразаева А. Ю.

С помощью многоканальной регистрации ЭЭГ оценивали особенности межполушарного взаимодействия в маргинальных группах студентов (5 левшей, 5 правшей) в фоне и при решении задач на образную и вербальную креативность. Анализ показателей когерентности биопотенциалов в шести частотных диапазонах показал достоверные различия в полушарном взаимодействии между левшами и правшами для тета1, альфа2 и бета2 ритмов. Межгрупповые различия были наиболее выражены в состоянии функционального «покоя» и характеризовались более тесным межполушарным взаимодействием в передних отделах коры у правшей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каразаева А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES INTERHEMISPHERIC COOPERATION AT FIGURATIVE AND VERBAL CREATIVITY IN GROUPS OF ABSOLUTELY RIGHT-HANDED AND LEFT-HANDED PERSONS

By means of multichannel registration of the EEG estimated features interhemispheric cooperation in groups of absolutely right-handed and left-handed students (5 persons in the each group) in a condition of functional "rest" and at the decision of problems on figurative and verbal creativity. The analysis of indicators of coherence biopotentials in six frequency ranges has shown authentic distinctions in the interhemispheric cooperation between left-handed and right-handed persons for tetal, alfa2 and beta2 rhythms. Intergroup distinctions have been most expressed in a condition of functional "rest" and characterised by closer interhemispheric cooperation in frontal area for right-handed persons.

Текст научной работы на тему «Особенности межполушарного взаимодействия при образной и вербальной креативности в группах абсолютных правшей и левшей»

ятия, созданием действующих моделей для практического освоения, наличием специальных рабочих зон для творческого труда), во-вторых, особыми формами культурно-образовательной деятельности (использованием ролевых игр, диалоговых форм музейных занятий, активным социальным проектированием и пр.).

2. Направления деятельности детского музея охватывают все сферы развития личности ребёнка. Поэтому детский музей

предстаёт в роли универсального института, в котором воспитанники музея получают возможность и социальной адаптации, и реализации своих интересов в самых разных областях. Это позволяет рассматривать данный образовательный институт как площадку инновационного развития системы дополнительного образования детей и источник позитивного опыта для музеев других образовательных учреждений.

Библиографический список

1. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). - М.: Педагогика, 1982; Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.И. Журавлёва. - М.: Просвещение, 1988; Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982.

2. Свиридова, Н.В. Опыт социального проектирования в учебном музее // Профессионал: Рабочая тетрадь заместителя директора учреждения дополнительного образования детей: Центр развития учреждений многопрофильного типа (ОЦОДОД), 2005. - Вып. 7-Н.

3. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб: Речь: Сфера, 2001.

4. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998.

5. Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000.

Статья поступила в редакцию 29.03.10

УДК 612.821

А.Ю. Каразаева, соискательНГПУ, г. Новосибисрк, Е-mail: kkk. [email protected]

ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБРАЗНОЙ И ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ГРУППАХ АБСОЛЮТНЫХ ПРАВШЕЙ И ЛЕВШЕЙ

С помощью многоканальной регистрации ЭЭГ оценивали особенности межполушарного взаимодействия в маргинальных группах студентов (5 левшей, 5 правшей) в фоне и при решении задач на образную и вербальную креативность. Анализ показателей когерентности биопотенциалов в шести частотных диапазонах показал достоверные различия в полушарном взаимодействии между левшами и правшами для тета1, альфа2 и бета2 ритмов. Межгрупповые различия были наиболее выражены в состоянии функционального «покоя» и характеризовались более тесным межполушарным взаимодействием в передних отделах коры у правшей.

Ключевые слова: левши и правши, ЭЭГ, межполушарные взаимодействия.

Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга, которая в большей степени определяет особенности восприятия, мышления и эмоциональных переживаний человека. Индивидуальные профили асимметрии разнообразны, однако можно выделить группы абсолютных правшей или левшей. Существуют противоречивые данные об особенностях когнитивных функций в этих маргинальных группах. С одной точки зрения леворукость сопровождается более низкими умственными способностями и худшими показателями нервно-психической деятельности по сравнению с правшами [1]. Согласно другой, напротив - более высокими адаптационными возможностями [2]. С левшеством связывают также более выраженную интеллектуальную и творческую одаренность [3; 4]. Успешность мыслительных операций у левшей может опираться на функциональное доминирование у них правого полушария.

Предпринятые в последнее время психофизиологические исследования активности мозга при решении творческих задач выявили специфику межполушарного взаимодействия [5] и особое значение правого полушария при успешной творческой деятельности [6; 7]. Установлено, что высококреативные персоны характеризуются большей правополушарной активностью ЭЭГ [6], а также двусторонней лобной активацией коры головного мозга, чем низкокреативные [8]. Менее выраженная у левшей асимметрия полушарного и корково-подкоркового взаимодействия может быть нейрофизиологической основой их большей креативности вследствие расширенных возможностей для эффективного принятия нестандартных решений по типу озарения («инсайта») [9].

Вследствие этого целью исследования стало определение особенностей полушарного взаимодействия по показателям ЭЭГ в маргинальных группах правшей и левшей в функциональном состоянии «покоя» и при экспериментальной творческой деятельности.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие абсолютные левши и абсолютные правши (по 5 человек в каждой группе), которые были выделены на основе результатов предварительного определения профиля функциональной

асимметрии у студентов Новосибирского государственного педагогического университета (250 человек).

Для определения профиля функциональной асимметрии использовали батарею сенсомоторных проб: 4 пробы для оценки функциональной асимметрии зрения, 3 пробы для оценки функциональной асимметрии слуха, 11 проб для оценки функциональной асимметрии рук и 6 проб - для оценки асимметрии ног [10].

В качестве экспериментальных творческих заданий использовали образный субтест Торренса «Неоконченные фигуры» и модифицированный вариант вербальной задачи «Когнитивный синтез» [11]. В первой серии - образном эксперименте необходимо было, используя элемент, предъявляемый на мониторе персонального компьютера в течение 1 минуты, создать в своем воображении образы, включающие данный элемент, во второй - придумать предложение с использованием триады слов - существительных из отдаленных семантических категорий. Каждая серия эксперимента включала предъявление пяти фигур-стимулов или - пяти триад слов. Согласно инструкции испытуемым необходимо было стремиться придумать наиболее оригинальный образ (или предложение). Предъявлению образных или вербальных стимулов предшествовала стадия записи фонового состояния.

Регистрацию и анализ ЭЭГ выполняли при сотрудничестве с лабораторией физиологии когнитивной деятельности НИИ физиологии СО РАМН. ЭЭГ регистрировали в фоне (с открытыми и закрытыми глазами) и при выполнении заданий в отведениях Fр1, Fр2, F3, F4, F7, F8, C3, C4, Т3, Т4, Т5, Т6, Р3, Р4, 01, 02 с объединенным референтным ушным электродом. Аналого-цифровое преобразование сигнала проводили с частотой дискретизации 256 Гц. Расчет параметров спектра мощности и когерентности биопотенциалов ЭЭГ выполняли по программе «Нейрокартограф» фирмы МБН (Москва). Для анализа выбирали 29 эпох длительностью 2 сек (с перекрытием в 50 %) в период поиска решения проблемы или на стадии покоя (с открытыми глазами). Для каждого отведения методом быстрого преобразования Фурье были получены значения спектральной плотности ЭЭГ в частотных диапазо-

нах: тета1 (4-6 Гц), тета2 (6-8) Гц, альфа1(8-10 Гц) и аль-фа2(10-13 Гц), бета1(13-20 Гц) и бета2 (20-30 Гц). Показатели когерентности ЭЭГ определяли для всех 120 возможных комбинаций меж- и внутриполушарных пар отведений.

Статистический анализ показателей когерентности после их усреднения по пяти пробам в образном или в вербальном эксперименте проводили методами непараметрической статистики. Межгрупповое сравнение данных выполняли отдельно для каждого частотного диапазона.

Результаты и их обсуждение

Наиболее выраженные межгрупповые различия показателей межполушарной когерентности обнаружены в тета1, альфа2 и бета2 диапазонах. На частоте тета1 ритма достоверные различия в когерентности биопотенциалов, зарегистрированных в гомологичных отведениях левого и правого полушария, были представлены в фоне с закрытыми глазами. В этом случае правши характеризовались большими значениями межполушарной когерентности для биопотенциалов, зарегистрированных в передних отделах коры (отведения Е7-Р8, С3-С4) (0.02<р<0.04) и на уровне тенденции - для пар отведений Е3-Р4 и Т3-Т4 (р<0.08). Для биопотенциалов центральной части коры это соотношение показателей когерентности сохранялось во всех экспериментальных ситуациях, тогда как в других указанных парах отведений различия между левшами и правшами и в фоне с открытыми глазами, и при выполнении креативных заданий исчезали.

На частоте альфа2 диапазона правши также отличались достоверно большими значениями когерентности биопотенциалов в гомологичных отведениях по сравнению с левшами. В фоновом состоянии с закрытыми глазами этот эффект был достоверен для передне-лобных отведений, с открытыми глазами различия исчезали, а при выполнении творческих заданий вновь появлялись: в образной серии экспериментов - для передневисочной части коры, а в вербальной - для всех трех пар отведений (Бр1-Ер2, Е3-р4, Е7-Р8) (табл.1).

Таблица 1

Результаты сравнения показателей межполушарной когерентности альфа2 ритма в гомологичных отведениях в фоне и при выполнении творческих заданий в группах правшей и левшей

Пары отведений Фон Образная задача Вербальная задача

Z p- level Z p- level Z p-level

Fp1-Fp2 2,193 0,028 1,837 0,0бб 2,236 0,025

F3-F4 1,4б2 0,144 1,347 0,178 2,236 0,025

C3-C4 1,358 0,175 0,122 0,903 1,043 0,297

P3-P4 1,044 0,29б 0,3б7 0,713 0,59б 0,551

O1-O2 0,104 0,917 0,000 1,000 0,745 0,45б

F7-F8 1,77б 0,07б 2,327 0,020 2,087 0,037

T3-T4 0,83б 0,403 0,857 0,391 1,193 0,233

T5-T6 1,253 0,210 1,347 0,178 0,298 0,766

Примечание. Жирным шрифтом выделены отведения, где значения когерентности достоверно различаются по критерию Манна-Уитни

о О

Рис. Карта когерентных связей, различающихся между группами правшей и левшей (толстые линии - р<0.05, тонкие -р<0.08).

На частотах альфа2 диапазона множественные межгруп-повые различия в показателях межполушарной когерентности для биопотенциалов в негомологичных отведениях были отмечены для фона с закрытыми глазами. Правши отличались большими тесным взаимодействием полушарий в передних областях коры с «фокусами» в отведениях Е7 и Т3 (рисунок). В экспериментальных ситуациях эти различия сглаживались: при выполнении вербального задания большие значения меж-полушарных связей были отмечены в Т3-С4 и Т5-Р8, а для образного - только в Т5-Р8.

На частоте бета2 диапазона различия между группами левшей и правшей были достоверны только в ситуации фона (как с открытыми, так и с закрытыми глазами). Большие значения когерентности высокочастотных биопотенциалов в задневисочных отведениях Т5-Т6 были характерны для левшей в сравнении с правшами.

Таким образом, можно заключить, что выявленные различия в полушарном взаимодействии между правшами и левшами наиболее выражены в состоянии функционального «покоя» и свидетельствуют о более тесных связях передних областей левого и правого полушарий у правшей. Наиболее информативны для дифференциации корковых связей правшей и левшей альфа2 колебания.

Библиографический список

1. Доброхотова, Т.А. Левши / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина. - М.: Книга, ЛТД. 1994.

2. Безруких, М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

3. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы / А.А. Фингелькурц, А.А. Фингелькурц // Вопросы психологии. - 2000. - № 5.

4. Differences between left- and right-handers on a measure of creativity / Newland, G. A. // Perceptual and Motor Skills. -1981.

5. Differences in cognitive processes between gifted, intelligent, creative, and average individuals while solving complex problems: An EEG study / Jau-sovec Norbert // Intelligence-2000. - vol. 28, #3.

6. Разумникова, О.М. Мышление и функциональная асимметрия мозга. -Новосибирск: Издательство СО РАМН, 2004.

7. Brain correlates underlying creative thinking: EEG alpha activity in professional vs. novice dancers / Andreas Fink, Barbara Graif and Aljoscha C Neubauer // Neuroimage. - 2009.

8. On the neurobiology of creativity. Differences in frontal activity between high and low creative subjects / Ingegerd Carlsson, , a, Peter E. Wendta and Jarl Risberga, b // Neuropsychologia - 2000. - 38 (6).

9. Жаворонкова, Л.А. Правши-левши: межполушарная асимметрия электрической активности мозга человека. - М.: «Наука», 2006.

10. Леутин, В.П. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. - Новосибирск: Наука, 1988.

11. Разумникова, О. М. Способы определения креативности: методические материалы по психологии. - Новосибирск: НГТУ, 2002.

Статья поступила в редакцию 29.03.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.