ятия, созданием действующих моделей для практического освоения, наличием специальных рабочих зон для творческого труда), во-вторых, особыми формами культурно-образовательной деятельности (использованием ролевых игр, диалоговых форм музейных занятий, активным социальным проектированием и пр.).
2. Направления деятельности детского музея охватывают все сферы развития личности ребёнка. Поэтому детский музей
предстаёт в роли универсального института, в котором воспитанники музея получают возможность и социальной адаптации, и реализации своих интересов в самых разных областях. Это позволяет рассматривать данный образовательный институт как площадку инновационного развития системы дополнительного образования детей и источник позитивного опыта для музеев других образовательных учреждений.
Библиографический список
1. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). - М.: Педагогика, 1982; Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.И. Журавлёва. - М.: Просвещение, 1988; Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982.
2. Свиридова, Н.В. Опыт социального проектирования в учебном музее // Профессионал: Рабочая тетрадь заместителя директора учреждения дополнительного образования детей: Центр развития учреждений многопрофильного типа (ОЦОДОД), 2005. - Вып. 7-Н.
3. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб: Речь: Сфера, 2001.
4. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998.
5. Основы психологии. Практикум / ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000.
Статья поступила в редакцию 29.03.10
УДК 612.821
А.Ю. Каразаева, соискательНГПУ, г. Новосибисрк, Е-mail: kkk. [email protected]
ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБРАЗНОЙ И ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ГРУППАХ АБСОЛЮТНЫХ ПРАВШЕЙ И ЛЕВШЕЙ
С помощью многоканальной регистрации ЭЭГ оценивали особенности межполушарного взаимодействия в маргинальных группах студентов (5 левшей, 5 правшей) в фоне и при решении задач на образную и вербальную креативность. Анализ показателей когерентности биопотенциалов в шести частотных диапазонах показал достоверные различия в полушарном взаимодействии между левшами и правшами для тета1, альфа2 и бета2 ритмов. Межгрупповые различия были наиболее выражены в состоянии функционального «покоя» и характеризовались более тесным межполушарным взаимодействием в передних отделах коры у правшей.
Ключевые слова: левши и правши, ЭЭГ, межполушарные взаимодействия.
Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга, которая в большей степени определяет особенности восприятия, мышления и эмоциональных переживаний человека. Индивидуальные профили асимметрии разнообразны, однако можно выделить группы абсолютных правшей или левшей. Существуют противоречивые данные об особенностях когнитивных функций в этих маргинальных группах. С одной точки зрения леворукость сопровождается более низкими умственными способностями и худшими показателями нервно-психической деятельности по сравнению с правшами [1]. Согласно другой, напротив - более высокими адаптационными возможностями [2]. С левшеством связывают также более выраженную интеллектуальную и творческую одаренность [3; 4]. Успешность мыслительных операций у левшей может опираться на функциональное доминирование у них правого полушария.
Предпринятые в последнее время психофизиологические исследования активности мозга при решении творческих задач выявили специфику межполушарного взаимодействия [5] и особое значение правого полушария при успешной творческой деятельности [6; 7]. Установлено, что высококреативные персоны характеризуются большей правополушарной активностью ЭЭГ [6], а также двусторонней лобной активацией коры головного мозга, чем низкокреативные [8]. Менее выраженная у левшей асимметрия полушарного и корково-подкоркового взаимодействия может быть нейрофизиологической основой их большей креативности вследствие расширенных возможностей для эффективного принятия нестандартных решений по типу озарения («инсайта») [9].
Вследствие этого целью исследования стало определение особенностей полушарного взаимодействия по показателям ЭЭГ в маргинальных группах правшей и левшей в функциональном состоянии «покоя» и при экспериментальной творческой деятельности.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие абсолютные левши и абсолютные правши (по 5 человек в каждой группе), которые были выделены на основе результатов предварительного определения профиля функциональной
асимметрии у студентов Новосибирского государственного педагогического университета (250 человек).
Для определения профиля функциональной асимметрии использовали батарею сенсомоторных проб: 4 пробы для оценки функциональной асимметрии зрения, 3 пробы для оценки функциональной асимметрии слуха, 11 проб для оценки функциональной асимметрии рук и 6 проб - для оценки асимметрии ног [10].
В качестве экспериментальных творческих заданий использовали образный субтест Торренса «Неоконченные фигуры» и модифицированный вариант вербальной задачи «Когнитивный синтез» [11]. В первой серии - образном эксперименте необходимо было, используя элемент, предъявляемый на мониторе персонального компьютера в течение 1 минуты, создать в своем воображении образы, включающие данный элемент, во второй - придумать предложение с использованием триады слов - существительных из отдаленных семантических категорий. Каждая серия эксперимента включала предъявление пяти фигур-стимулов или - пяти триад слов. Согласно инструкции испытуемым необходимо было стремиться придумать наиболее оригинальный образ (или предложение). Предъявлению образных или вербальных стимулов предшествовала стадия записи фонового состояния.
Регистрацию и анализ ЭЭГ выполняли при сотрудничестве с лабораторией физиологии когнитивной деятельности НИИ физиологии СО РАМН. ЭЭГ регистрировали в фоне (с открытыми и закрытыми глазами) и при выполнении заданий в отведениях Fр1, Fр2, F3, F4, F7, F8, C3, C4, Т3, Т4, Т5, Т6, Р3, Р4, 01, 02 с объединенным референтным ушным электродом. Аналого-цифровое преобразование сигнала проводили с частотой дискретизации 256 Гц. Расчет параметров спектра мощности и когерентности биопотенциалов ЭЭГ выполняли по программе «Нейрокартограф» фирмы МБН (Москва). Для анализа выбирали 29 эпох длительностью 2 сек (с перекрытием в 50 %) в период поиска решения проблемы или на стадии покоя (с открытыми глазами). Для каждого отведения методом быстрого преобразования Фурье были получены значения спектральной плотности ЭЭГ в частотных диапазо-
нах: тета1 (4-6 Гц), тета2 (6-8) Гц, альфа1(8-10 Гц) и аль-фа2(10-13 Гц), бета1(13-20 Гц) и бета2 (20-30 Гц). Показатели когерентности ЭЭГ определяли для всех 120 возможных комбинаций меж- и внутриполушарных пар отведений.
Статистический анализ показателей когерентности после их усреднения по пяти пробам в образном или в вербальном эксперименте проводили методами непараметрической статистики. Межгрупповое сравнение данных выполняли отдельно для каждого частотного диапазона.
Результаты и их обсуждение
Наиболее выраженные межгрупповые различия показателей межполушарной когерентности обнаружены в тета1, альфа2 и бета2 диапазонах. На частоте тета1 ритма достоверные различия в когерентности биопотенциалов, зарегистрированных в гомологичных отведениях левого и правого полушария, были представлены в фоне с закрытыми глазами. В этом случае правши характеризовались большими значениями межполушарной когерентности для биопотенциалов, зарегистрированных в передних отделах коры (отведения Е7-Р8, С3-С4) (0.02<р<0.04) и на уровне тенденции - для пар отведений Е3-Р4 и Т3-Т4 (р<0.08). Для биопотенциалов центральной части коры это соотношение показателей когерентности сохранялось во всех экспериментальных ситуациях, тогда как в других указанных парах отведений различия между левшами и правшами и в фоне с открытыми глазами, и при выполнении креативных заданий исчезали.
На частоте альфа2 диапазона правши также отличались достоверно большими значениями когерентности биопотенциалов в гомологичных отведениях по сравнению с левшами. В фоновом состоянии с закрытыми глазами этот эффект был достоверен для передне-лобных отведений, с открытыми глазами различия исчезали, а при выполнении творческих заданий вновь появлялись: в образной серии экспериментов - для передневисочной части коры, а в вербальной - для всех трех пар отведений (Бр1-Ер2, Е3-р4, Е7-Р8) (табл.1).
Таблица 1
Результаты сравнения показателей межполушарной когерентности альфа2 ритма в гомологичных отведениях в фоне и при выполнении творческих заданий в группах правшей и левшей
Пары отведений Фон Образная задача Вербальная задача
Z p- level Z p- level Z p-level
Fp1-Fp2 2,193 0,028 1,837 0,0бб 2,236 0,025
F3-F4 1,4б2 0,144 1,347 0,178 2,236 0,025
C3-C4 1,358 0,175 0,122 0,903 1,043 0,297
P3-P4 1,044 0,29б 0,3б7 0,713 0,59б 0,551
O1-O2 0,104 0,917 0,000 1,000 0,745 0,45б
F7-F8 1,77б 0,07б 2,327 0,020 2,087 0,037
T3-T4 0,83б 0,403 0,857 0,391 1,193 0,233
T5-T6 1,253 0,210 1,347 0,178 0,298 0,766
Примечание. Жирным шрифтом выделены отведения, где значения когерентности достоверно различаются по критерию Манна-Уитни
о О
Рис. Карта когерентных связей, различающихся между группами правшей и левшей (толстые линии - р<0.05, тонкие -р<0.08).
На частотах альфа2 диапазона множественные межгруп-повые различия в показателях межполушарной когерентности для биопотенциалов в негомологичных отведениях были отмечены для фона с закрытыми глазами. Правши отличались большими тесным взаимодействием полушарий в передних областях коры с «фокусами» в отведениях Е7 и Т3 (рисунок). В экспериментальных ситуациях эти различия сглаживались: при выполнении вербального задания большие значения меж-полушарных связей были отмечены в Т3-С4 и Т5-Р8, а для образного - только в Т5-Р8.
На частоте бета2 диапазона различия между группами левшей и правшей были достоверны только в ситуации фона (как с открытыми, так и с закрытыми глазами). Большие значения когерентности высокочастотных биопотенциалов в задневисочных отведениях Т5-Т6 были характерны для левшей в сравнении с правшами.
Таким образом, можно заключить, что выявленные различия в полушарном взаимодействии между правшами и левшами наиболее выражены в состоянии функционального «покоя» и свидетельствуют о более тесных связях передних областей левого и правого полушарий у правшей. Наиболее информативны для дифференциации корковых связей правшей и левшей альфа2 колебания.
Библиографический список
1. Доброхотова, Т.А. Левши / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина. - М.: Книга, ЛТД. 1994.
2. Безруких, М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
3. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы / А.А. Фингелькурц, А.А. Фингелькурц // Вопросы психологии. - 2000. - № 5.
4. Differences between left- and right-handers on a measure of creativity / Newland, G. A. // Perceptual and Motor Skills. -1981.
5. Differences in cognitive processes between gifted, intelligent, creative, and average individuals while solving complex problems: An EEG study / Jau-sovec Norbert // Intelligence-2000. - vol. 28, #3.
6. Разумникова, О.М. Мышление и функциональная асимметрия мозга. -Новосибирск: Издательство СО РАМН, 2004.
7. Brain correlates underlying creative thinking: EEG alpha activity in professional vs. novice dancers / Andreas Fink, Barbara Graif and Aljoscha C Neubauer // Neuroimage. - 2009.
8. On the neurobiology of creativity. Differences in frontal activity between high and low creative subjects / Ingegerd Carlsson, , a, Peter E. Wendta and Jarl Risberga, b // Neuropsychologia - 2000. - 38 (6).
9. Жаворонкова, Л.А. Правши-левши: межполушарная асимметрия электрической активности мозга человека. - М.: «Наука», 2006.
10. Леутин, В.П. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. - Новосибирск: Наука, 1988.
11. Разумникова, О. М. Способы определения креативности: методические материалы по психологии. - Новосибирск: НГТУ, 2002.
Статья поступила в редакцию 29.03.10