Научная статья на тему 'Oсобенности межобщинных отношений в Южной Азии: прошлое и настоящее сингало-тамильского противостояния'

Oсобенности межобщинных отношений в Южной Азии: прошлое и настоящее сингало-тамильского противостояния Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1167
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНГАЛО-ТАМИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ / КОММУНАЛИЗМ / СЕПАРАТИЗМ / SINHALA-TAMIL CONFLICT / ETHNOCONFESSIONAL RELATIONS / NATIONALISM / COMMUMALISM / SEPARATISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафронова Александра Львовна

В статье анализируются исторические предпосылки и современное состояние одного из наиболее острых межобщинных конфликтов в южноазиатском регионе сингало-тамильского, рассматриваются перспективы выхода из затяжной кризисной ситуации, сложившейся после разгрома сепаратистских военизированных группировок, боровшихся за создание независимого тамильского государства на севере Шри Ланки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic and Communal Conflicts in South Asia: Past and Present of Sinhala-Tamil Tension

The article is dedicated to the analysis of the Sinhala-Tamil conflict, one of the most dramatic and drastic tensions in South Asia since decolonization of the region in the middle of XXth century. It is concentrated both on the historical background of the conflict and the prospects of its settlement after the destruction of Tamil movement for a separate state Tamil Eelam in Sri Lanka.

Текст научной работы на тему «Oсобенности межобщинных отношений в Южной Азии: прошлое и настоящее сингало-тамильского противостояния»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2009. № 4

ИСТОРИЯ А.Л. Сафронова

ОСОБЕННОСТИ МЕЖОБЩИННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮЖНОЙ АЗИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

СИНГАЛО-ТАМИЛЬСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

В статье анализируются исторические предпосылки и современное состояние одного из наиболее острых межобщинных конфликтов в южноазиатском регионе - сингало-тамильского, рассматриваются перспективы выхода из затяжной кризисной ситуации, сложившейся после разгрома сепаратистских военизированных группировок, боровшихся за создание независимого тамильского государства на севере Шри Ланки.

Ключевые слова: сингало-тамильский конфликт, этноконфессиональные отношения, национализм, коммунализм, сепаратизм.

The article is dedicated to the analysis of the Sinhala-Tamil conflict, one of the most dramatic and drastic tensions in South Asia since decolonization of the region in the middle of XXth century. It is concentrated both on the historical background of the conflict and the prospects of its settlement after the destruction of Tamil movement for a separate state - Tamil Eelam - in Sri Lanka.

Key words: Sinhala-Tamil conflict, ethnoconfessional relations, nationalism, commumalism, separatism.

Границы современных государств Южной Азии определились в процессе деколонизации в середине ХХ в.: они консолидировали многие этноконфессиональные общности и в то же время разъединили ряд народов, оказавшихся рассредоточенными и проживающими на территориях сопредельных стран, обусловили межобщинную конфликтность и стремление к пересмотру сложившегося к настоящему времени политического деления региона. Поиски путей выхода из затянувшейся кризисной ситуации, в отношениях двух южноазиатских соседних народов - сингалов и тамилов, - определяли политическую жизнь Шри Ланки начиная с завоевания независимости, заметно влияли на внутреннее положение в Индии и южноазиатском регионе в целом, где проблема сохранения целостности и неделимости государственных образований, тесно связанная с проблемами региональной безопасности, давно стала предметом острых дискуссий между руководителями стран Южной Азии.

Сингало-тамильский конфликт является многоуровневым и имеет различные измерения: внутригосударственный в масштабах

3

Шри Ланки, межгосударственный (ланкийско-индийский) в масштабах Южной Азии, международный в масштабах распространения тамильских диаспор за пределы южноазиатского региона (в Юго-Восточную Азию и острова Индийского океана, в Европу и США). Актуализация проблематики, связанной с решением проблем народов, разделенных границами разных государств в современном мире - ирландцев, корейцев, курдов, киприотов и др. (в этот перечень в Южной Азии, наряду с панджабцами, бенгальцами, пуштунами, кашмирцами, попадают и тамилы), придает внутриполитическому конфликту в Шри Ланке не только региональное, но и международное звучание и привлекает к нему пристальное внимание специалистов по проблемам этнорегиональных движений и самоопределения наций во всем мире.

Историко-культурные традиции сосуществования двух основных этноконфессиональных групп ланкийского общества - сингалов и тамилов - уходят корнями в глубокое прошлое. Они связаны как с процессами сопряжения и взаимодействия обеих общин в ходе совместного многовекового проживания на острове, с одной стороны, так и размежевания и противоборства - с другой1. Синга-ло-тамильское противостояние в Шри Ланке имеет давний опыт и представляет собой многослойную проблему, включающую разнообразные аспекты - политического, социального, экономического, этноконфессионального, межкультурного, языкового характера. Оно развивалось волнообразно и характеризовалось чередованием латентных и открытых фаз противоборства. До 1956 г. оно не принимало формы военной конфронтации. Со второй половины 1950-х и до начала 1980-х гг. имели место периодически повторяющиеся конфликтные ситуации, заканчивавшиеся нередко кровопролитием, но они носили локальный характер и представляли собой спорадические выплески накапливавшегося взаимного неприятия. В 1983 г. этнический конфликт вступил в наиболее острую и серьезную фазу гражданской войны, ожесточенного военного столкновения подразделений регулярной ланкийской армии и повстанческих отрядов тамильских сепаратистов. Война парализовала хозяйственную жизнь целого ряда районов, нарушила демократическое развитие страны. Сингало-та-мильский конфликт, обернувшись изнурительными многолетними, пожирающими небогатый бюджет боевыми действиями, разросся в последние годы до масштабов национальной катастрофы.

Межобщинная конфликтность проявлялась на уровне разных социальных слоев, начиная от низовых страт до элитарных просло-

1 См., например: India and Ceylon: Unity and Diversity. A Symposium / Ed. by

P. Mason. L., 1967; Raghavan M.D. The Tamil Culture in Ceylon. A General Introduction. Colombo, 1965; Raghavan M.D. India in Ceylonese History, Society and Culture.

Bombay, 1969.

4

ек ланкийского социума, как на бытовом уровне, так и в общении политиков, представителей общественности, деятелей культуры и образования, она затронула и профессиональную среду историков, политологов, культурологов, религиоведов. Наряду с разворачиванием непосредственных военных действий, полем битвы националистически настроенных авторов становилось историческое прошлое, полное сюжетов, демонстрирующих как общность судеб сингальского и тамильского этносов, так и многочисленные примеры столкновения их интересов2.

Население Шри Ланки отличает сложный этнический и конфессиональный состав. Отношения между различными группами носят неоднозначный характер, однако основной конфликт внутри ланкийского общества пролегает именно по линии демаркации сингалы - тамилы, т.е. между этническим большинством и крупнейшим в стране этническим меньшинством. Сингалы (74%) разделяются на равнинных и кандийских (горных), тамилы (18%) - на ланкийских (потомки мигрантов с субконтинента в доколониальный период) и индийских (плантационные рабочие, завезенные на остров англичанами в XIX в.). Значительную роль в сингало-тамильских отношениях играют мавры-мусульмане (7%) (потомки мигрантов с Ближнего Востока и из Индии)3.

Конфликт, традиционно рассматривающийся как столкновение интересов сингальского большинства и тамильского меньшинства, является таковым лишь в масштабах Шри Ланки. Тамилы, в отличие от сингалов, составляющих этническое большинство исключительно в пределах Шри Ланки, являются трансграничной этнической общностью, представляющей собой классический образец так называемых «разделенных народов», для которых характерны тяга к преодолению исторически сложившейся разобщенности и созданию (или воссозданию) своей моноэтнической государственности. Идея объединения тамилов затрагивает интересы уже не одной государственной территории, а нескольких: Индии (штат Тамилнаду), Малайзии, островов Индийского океана, где проживают тамильские общины. Тамильские националисты указывают на исторические прецеденты такого единения: тамильские государственные образования в средние века, включавшие север Ланки и юг Индии. При рассмот-

2 Подробно см.: De Silva K.M. Managing Ethnic Tensions in Multi-Ethnic Societies. Sri Lanka, 1985-1986; Lanham, 1986; Tambiah S.J. Sri Lanka: Ethnic Fratricide and the Dismantling of Democracy. Chicago, 1986; Hoole R., Somasundaram D., Thiranagama R. The Broken Palmyra: The Tamil Crisis in Sri Lanka. Claremont, 1988; De Silva K.M. Reaping the Whirlwind. N. Delhi, 1998; Wilson A.J. Sri Lankan Tamil Nationalism. Colombo, 1988; Balasingham A. The Will to Freedom: An Inside View of Tamil Resistance. Mitcham, 2001; Subramaniam N. Sri Lanka. Voices from a War Zone. N. Delhi, 2005; Sri Lanka: The Failure of the Peace Process. Colombo, 2006.

3 De Silva K.M. A History of Sri Lanka. L., 2006. P. 22-23.

рении сингало-тамильского противостояния в широком контексте, выходящем за пределы Шри Ланки, соотношение сил меняется: количественные характеристики сингальской общины остаются прежними - около 15 млн человек, в то время как к «тамильскому меньшинству», составляющему в Шри Ланке около 3 млн человек, прибавляются более 60 млн тамилов, проживающих в индийском штате Тамилнаду и других регионах мира.

«Тигры освобождения Тамил илама», выступавшие с требованием создания независимого тамильского государства, стали крупнейшей военизированной террористической организацией, контролировавшей на протяжении нескольких десятилетий север и восток Шри Ланки и создавшей, по сути, «параллельное» государство на территории Джафны, неподвластное центральному правительству. «Тигры» давно перестали представлять базирующуюся в джунглях Шри Ланки армию боевиков, превратившись в международную корпорацию, объединяющую воедино ресурсы многочисленной тамильской диаспоры во всем мире и контролирующей различные сферы коммерческой деятельности, включая торговлю оружием и наркотиками и другие сомнительные операции на азиатском «черном рынке». Идеи тамильского национализма крепко связывают представителей этой трансграничной этнической общности, хотя, безусловно, далеко не все ее лидеры, в том числе в Индии, поддерживают методы борьбы «тигров», которые стали рассматриваться организациями, отстаивающими права тамилов (как в Шри Ланке, так и за ее пределами) средствами легитимной политической деятельности, как дискредитирующие идею тамильской общности и идущую вразрез с интересами тамилов. Так, абсолютное большинство тамилов Шри Ланки, живущих за пределами Джафны, главным образом в Коломбо и на юге, не поддерживают сепаратистов4.

Проблемы гражданства индийских тамилов, иммигрировавших в Шри Ланку с субконтинента, государственного языка (сингали) и государственной религии (буддизм), административного устройства Северной и Восточной провинций, населенных преимущественно тамилами, являлись причинами периодического нарастания напряженности между сингальской и тамильской общинами. Активизация тамильских националистов, с одной стороны, и сингальских - с другой, держала страну в состоянии напряжения на всем протяжении независимого развития. Посредничество Индии в серии мирных переговоров, равно как и ввод индийских сил по поддержанию мира в Шри Ланку, не смогли урегулировать конфликт. Гражданская война способствовала развитию в стране террористических организаций, создавших атмосферу произвола и насилия. В 1991 г. жертвой та-

4 Подробно см.: The Search for Sovereignty: Tamil Separatism / Nationalism // Sri Lanka in the Modern Age. L., 2006. P. 252-298.

мильских террористов стал премьер-министр Индии Раджив Ганди, пытавшийся способствовать урегулированию конфликта, в 1993 г. в результате взрыва бомбы террориста-самоубийцы погиб президент Шри Ланки Р. Премадаса, президент страны Ч. Кумаратунге была ранена в ходе президентских выборов 1999 г.; ряд других политических деятелей страны, включая членов кабинета, были убиты в результате террористических актов экстремистов. Колоссальный экономический ущерб и разрушения, сотни тысяч человеческих жизней и массовые нарушения прав человека стали платой за непрекращающуюся террористическую деятельность тамильских и сингальских экстремистских группировок.

Каково соотношение этнического и конфессионального компонентов в сингало-тамильском противостоянии и какое место занимает религиозный фактор в межэтнической конфликтности? Большинство сингалов (92%) исповедует буддизм тхеравады, тамилов (84%) - индуизм (преимущественно шиваитского толка). Сингальская община более гомогенна по религиозной характеристике, и сингальский национализм неизменно отождествлялся с буддийским национализмом и концепцией, провозглашающей тождество понятий «синхала-двипа» (земля сингалов) и «буддха-двипа» (земля буддизма), сингалы-христиане традиционно играли в своей общине намного меньшую роль, чем их собратья по вере у тамилов. Внутри тамильской общины всегда был высок статус как мусульманской ее части, так и христианской, особенно католической, в совокупности составляющих 16%, и тамильский национализм развивался прежде всего как этнонацио-нализм, сосредоточивающий внимание на вопросах формирования понятия «тамильская нация» и создания самостоятельной государственности на этнической основе (лозунг образования независимого государства Тамил илам на территории Джафны в северных районах Шри Ланки). Индуизм тамилов редко противопоставлялся буддизму сингалов в официальных выступлениях тамильских лидеров, некоторые из которых (например, С. Челванаягам) были представителями христианизированной части тамильской общины. Приходилось считаться и с тем, что помимо тамилов-мусульман на территории Восточной провинции проживают мусульмане-мавры, составляющие 32% ее населения, которые, хотя и говорят на тамильском языке, но относят себя к самостоятельной этнической группе5. После начала гражданской войны в 1983 г. был образован Мусульманский конгресс Шри Ланки, занявший в межэтническом конфликте проправительственную (т.е. просингальскую) позицию, что позволило мусульма-

5 Phadnis U. Political Profile of the Muslim Minority of Sri Lanka // International Studies. 1979. V. 18. № 1. P. 27-48; Wagner C. The Muslim Minority in the Multi-Ethnic State: The Case of Sri Lanka // Materials of the Conference on Current Studies in Sri Lanka. Paris, 1989. P. 3-5.

нам северо-востока укрепить свои позиции в ланкийском обществе, и в то же время способствовало усилению преследований со стороны тамильских сепаратистов и конечному изгнанию мусульман из традиционных районов их проживания.

Подчеркиваемые различия между тамилами и сингалами проводились на основе поиска «дравидийской идентичности» (ср. с поисками «буддийской идентичности» у сингалов) по линии противостояния «дравиды - арии» в контексте спора о том, чьи предки явились первыми насельниками на острове6. Становление сингальского и тамильского этносов исторически взаимосвязано. Близость Ланки к южной части Индии и сравнительная ее легкодоступность дают основание предполагать, что остров принял не одну волну мигрантов с континента в доисторическую эпоху. Одними из первых среди них были, несомненно, представители протодравидов. Предки дравидов действительно издавна приходили сюда и как завоеватели, и как мирные мигранты, и оседали на острове еще до прихода индоевропейских переселенцев, предков современных сингалов7. В V-VII вв., характеризовавшихся усилением военной мощи южноиндийских держав Пандьев и Паллавов, Ланка оказалась вовлеченной во внутриполитическую борьбу на континенте. Более слабая в политическом отношении, она попеременно подпадала под влияние той из них, которая в определенный период времени одерживала верх. Многочисленные претенденты на сингальский трон обычно обращались за помощью южноиндийских соседей при разрешении большинства внутридинастийных распрей. Устойчивой стала традиция заключения междинастийных браков сингальских царей с южноиндийскими принцессами. В Х в. на остров вслед за бежавшим сюда побежденным правителем Пандьев вторглись войска Чолов. В течение 75 лет страна была включенной в состав империи Чолов как провинция8.

Частые военные вторжения из Южной Индии, приводившие к размыванию сингальского этноса, способствовали проникновению индуизма на Ланку и усилению его влияния на буддизм. Завоеватели из Южной Индии, как правило, разрушали в ходе военных действий монастыри, уничтожали буддийские памятники и реликвии. Однако разгром буддийских монастырей, служивших нередко опорными пунктами сингальских войск, тамильскими войсками не был акцией религиозной борьбы с враждебным вероучением, как представляется во многих исторических исследованиях современных сингальских авторов. Тенденциозный характер носит представление о том, что в

6 The Search for Sovereignty: Tamil Separatism... P. 254-255.

7 History of Ceylon. V. I. From the Earliest Times to 1505. P.I. Up to the End of Anuradhapura Period. Peradeniya, 1959. P. 75-81; 92.

8 Там же. P. 313-351.

периоды правления на острове тамильских царей сангха подвергалась сильным гонениям. Многочисленные эпиграфические данные свидетельствуют о богатых подношениях этих правителей различным буддийским монастырям, некоторые представители тамильской знати, занимавшие высокие посты при дворе, были буддистами9. Индуистские культы постепенно заняли прочное место в буддизме, став его неотъемлемой частью. Индуистским ритуалам отводилось значительное место в повседневной обрядовой практике сингалов, почитавших многих индуистских божеств10. С ростом индуизма на Ланке строится все большее количество индуистских храмов, причем многие из них были возведены по приказу сингальских буддийских царей.

Вопрос о степени влияния Южной Индии и южноиндийских держав Паллавов, Пандьев, Чолов на историю Ланки, а также индуизма на буддизм всегда оставался в центре внимания ланкийских авторов. Однако представляя не столько научный, сколько злободневный политический интерес для национальной историографической школы, он постепенно перерос в обсуждение проблемы взаимоотношений двух крупнейших этноконфессиональных общностей острова - сингалов-буддистов и тамилов-индуистов. При этом наметились две крайние взаимоисключающие тенденции: приуменьшение или даже полное отрицание влияния Южной Индии на историю Ланки и этнообра-зующие процессы (у националистически настроенных сингальских авторов) и преувеличение роли тамильской общины и тамильского государства Джафна на севере острова в истории страны (у тамильских историков). Появился ряд работ, абсолютизирующих специфику жизненного уклада сингалов, самобытной сингальской культуры, строящейся на буддийских ценностях, и рассматривающих ее как саморазвивающуюся закрытую систему, изолированную от других стран южноазиатского региона11. Тенденциозные исторические работы сингальских националистов повествуют о былом величии Ланки времен Анурадхапуры и Полоннарувы и пагубности влияния на древнюю и средневековую сингальскую буддийскую культуру иноземных захватчиков, список которых начинается с тамильских правителей, по приказу которых были разрушены сингальские столицы, и далее включает португальцев, голландцев, англичан: тамилы ставятся на

9 Семека Е.С. История буддизма на Цейлоне (сангха в древности и в средние века). М., 1969. С. 35-41.

10 Краснодембская Н.Г. Традиционное мировоззрение сингалов. М., 1982. С. 77-100.

11 См., например: Рахула В. Бхиккхуваге урумая (Наследие бхиккху). Коломбо, 1946; 2-е изд. 2006 (на синг. яз.); Сапарамаду С.Д. Полоннару югая (Период Полоннарувы). Дехивала, 1955 (на синг. яз.); Паннянанда Я. Махавамса вивечаная пилибанда пратививечаная (Ответ на критику «Махавамсы»). Ганагала, 1985 (на синг. яз.).

одну доску с колониальными поработителями. Так, акт исторического самосознания древних сингалов - возникновение текста буддийской хроники «Махавамсы» и самого жанра исторического описания - объясняются как вызванные тамильской экспансией на Ланку во II в. до н.э. и в первые века н.э.; факт письменной фиксации буддийского канона «Типитаки» - последствиями аналогичного вторжения в I в. до н.э., в результате которого сократилось число буддийских монахов, живых носителей классических текстов в устной традиции12.

Университетское издание «История Цейлона», два первые тома которого посвящены средним векам, наиболее объективно отражает взаимоотношения двух этноконфессиональных групп на протяжении средних веков, показывая, что войны между правителями сингальских (буддийских) и южноиндийских (индуистских) государств были так же закономерны, как и внутренние междоусобицы между сингальскими претендентами на престол, а разгром буддийских монастырей южноиндийскими войсками не свидетельствовал о религиозной борьбе с враждебным вероучением, как представляется во многих исторических исследованиях современных сингальских авторов, пытающихся возвести начало сингало-тамильской розни к средним

13

векам, а имел политическое и военно-стратегическое значение13. Ланкийский историк К.В. Гунaвардaна отмечает, что постоянные упоминания в источниках о войнах между сингалами и тамилами не могут служить доказательством существования противоречий между ними начиная с древности14. Однако воинственно настроенные политики опирались на тенденциозно составленные брошюры, распространявшиеся огромными тиражами по всей стране.

Тамильские националистические организации заимствовали опыт политических деклараций своих собратьев на субконтиненте (лидеров партий «Дравида кажагам» (Дравидская партия) и, позднее, «Дравида муннетра кажагам» (Прогрессивная партия дравидов), считавших главным для Индии противоборство «арийский Север -дравидийский Юг» и боровшихся за образование государства Дра-виданаду/Дравидистан. Разница состояла в том, что в условиях Шри Ланки соотношение сторон было развернуто в противоположном направлении: «дравидийский Север» - «арийский Юг», а конечной

12 Adikaram E.W. Early History of Buddhism in Ceylon. Dehiwala, 1994. P. 43; Perera L.S. The Pali Chronicles of Ceylon // Historians of India, Pakistan and Ceylon. L., 1961. P. 29-43; Perera F. The Early Buddhist Historiography of Ceylon. Gottingen, 1979. P. 96.

13 Подробно см.: History of Ceylon. V. I. Р. 1. From the Earliest Times to 1505. P. I. Up to the End of Anuradhapura Period. Peradeniya, 1959; History of Ceylon. V. I. P. 2. From the Cola Conquest in 1017 to the Arrival of the Portuguese in 1505. Peradeniya, 1960.

14 Goonewardena K.W. Ceylon // Historiography of the British Empire. Commonwealth. Trends, Interpretations and Resources. Durham, 1966. P. 432.

целью провозглашалось образование независимого государства Тамил илам на территории ланкийской Джафны. Исторический прецедент был найден: на севере острова с XIII по XVI в. действительно существовало неподвластное сингальским правящим династиям тамильское государство Джафна. С середины XIII в. тамильская Джафна на севере острова стала представлять постоянную угрозу для сингальских правителей юга. Являясь доминирующей политической силой на Ланке вплоть до начала XVI в., государство Джафна не было, однако, самостоятельным и находилось сначала под контролем южноиндийской тамильской державы Пандьев вплоть до ее распада в начале XIV в., затем признало сюзеренитет по отношению к южноиндийской империи Виджаянагар и ее права на ежегодный сбор дани15. Позднее, в начальный период британского владычества захваченные англичанами территории острова находились в составе Мадрасского президентства и управление им осуществлялось из Мадраса чиновниками Английской Ост-индской компании (вплоть до 1800 г., когда Цейлон стал британской королевской колонией, наделенной самостоятельной от Индии администрацией)16.

Лидеры «Тигров освобождения Тамил илама» редко обращались к религиозной риторике в своих выступлениях, апеллируя к патриотическим националистическим чувствам тамилов. Индуизм, тем не менее, использовался как средство консолидации индусской части тамильской общины, среди которой были популярны лозунги «возрождения индуизма», индусской символикой окрашена пропагандистская деятельность эмиссаров «Тигров освобождения Тамил илама», вербующих тамилов-индусов в повстанческие отряды. Прямое противопоставление буддизма и индуизма бесперспективно на Ланке в силу традиции религиозного синкретизма и глубокого взаимопроникновения обеих религий. Буддийский пантеон включает в себя всех индуистских божеств, в то время как индусы в равной степени почитают Будду и бодхисаттв. Следует подчеркнуть, что в риторике буддийских националистов, апеллирующих к буддийским ценностям, не содержится антииндусский пафос.

Развивая «дравидийскую тему», тамильские националисты обращаются к тем пластам в шиваизме, которые связаны с древнейшими протодравидийскими верованиями, основанными на архаическом культе плодородия с его почитанием богини-матери и опирающимися на шактизм. В ланкийском индуизме распространены экстатические шактистские культы, например тамильской богини войны Коттравей, ипостаси Кали. Культ Шивы - Кали культивируется у тамилов-дравидов прежде всего в силу его доарийских корней на территории

15 Сафронова А.Л. Буддизм в историко-культурной традиции Шри Ланки. М., 2005. С. 96-97.

16 Там же. С. 159-160.

Южной Азии. Именно эта образность служит идейной подпиткой для членов тамильских экстремистских группировок, строящих свою деятельность на практике террора. Шактизм, по мнению ряда исследователей, лежит в основе феномена «женского терроризма», широко распространенного среди индусской части тамильской общины. В рядах «тигров» было немало женщин-смертниц, именуемых «птицами свободы», с помощью которых была осуществлена значительная часть наиболее громких террористических актов. Религиозный фактор, таким образом, проявляется в межэтническом сингало-тамильском конфликте в целом по-разному у двух сторон: у сингалов - эксплицитно на уровне всей общины, у тамилов - имплицитно на уровне всего тамильского сообщества и эксплицитно среди тамилов-индусов.

Сингало-тамильский конфликт стал острейшей проблемой Шри Ланки (Цейлона) в колониальный период. Попытка ланкийских националистов пойти по индийскому пути, создав аналог Индийского национального конгресса (ИНК), стоящего на позициях секуляризма, не увенчалась успехом. Идея единой ланкийской нации не прижилась на острове. Первая организация, исповедовавшая эту идею - Цейлонская лига, была образована в 1864 г. в среде образованной космо-политизированной элиты наиболее развитых юго-западных районов острова. Ее основным требованием стало увеличение выборных членов Законодательного совета на территориальной основе вместо общинного представительства. Это требование повисло в воздухе, не получив поддержки в цейлонском обществе в целом. Конституционное движение осталось узким, элитарным, локализованным в районе Коломбо и включило в себя лишь христианизированную сингальскую и тамильскую элиту. Основными общественно-политическими движениями с конца XIX в. становятся движения в рамках сингало-буддийской общины, тамило-индусской общины и общины мавров-мусульман за возрождение буддизма, индуизма и ислама и увеличение общинного представительства в Законодательном совете. Радикальные антиколониальные программы оказались, таким образом, связанными с религиозно-возрожденческими движениями, а либерально-конституционные секуляристские программы с космополитизированным христианизированным меньшинством, всецело поддерживаемым британскими властями. Религиозная мотивация буддийского, индусского и мусульманского движений нашла логическое продолжение в растущей конфронтации сингалов - тамилов - мавров, начавших создавать свои политические партии на этноконфессиональной основе.

Первая политическая организация, объединившая сингальских, тамильских и мусульманских предпринимателей, была образована лишь в 1919 г. Ею стал Цейлонский национальный конгресс 12

(ЦНК), внутри которого уже в 1921 г. произошел раскол, приведший к отделению тамильской общинной организации - Всецейлонского тамильского конгресса (ВТК), начавшей борьбу за увеличение тамильского представительства в Законодательном совете. Отмена общинного принципа формирования законодательных органов в 1931 г. не изменила сложившейся ситуации. Наряду с Цейлонским национальным конгрессом, представлявшим интересы сингальской общины, на острове действовали такие организации, как Всецей-лонский тамильский конгресс, партия тамильских торгово-пред-принимательских слоев (так называемых цейлонских тамилов), Цейлонский индийский конгресс, отстаивающий права индийских плантационных рабочих (так называемых «индийских тамилов»), а также Цейлонская мусульманская лига, представляющая цейлонских мавров17. Антифоринистские выступления перекликались с националистическими утверждениями о том, что только сингалы являются детьми Ланки. Религиозная форма явилась наиболее удобной для выражения национальной розни, скрывающей истинные корни конфликта, кроющегося в социально-экономических противоречиях между различными этническими группами. Эти настроения нашли отражение во взглядах сингальских националистов, начавших энергичную кампанию в местной прессе против «увеличения количества беспорядков, чинимых тамилами и маврами», которые назывались «язычниками, принадлежащими к деградирующим расам»18. Растущие шовинистические настроения сингальских националистов привели к возникновению на рубеже ХХ в. движения, направленного на создание «чистого сингальского общества» на острове и явившегося основой для позднейшего оформления таких просингальских партий, как «Синхала бхаша перамуна» (Сингальский языковый фронт,

1955), «Эксат бхиккху перамуна» (Объединенный фронт бхиккху,

1956), «Джатика вимукти перамуна» (Национальный освободительный фронт, 1957) и т.п.19 Рост коммунализма, поддерживаемого английскими властями, находил выражение в частых столкновениях между сингалами и тамилами, с одной стороны, и между сингалами и маврами - с другой.

Сингало-тамильский конфликт прошел через несколько этапов в своем развитии после завоевания страной независимости в 1948 г. Противостояние двух основных общин острова - сингалов и тамилов - началось с борьбы за увеличение политического представи-

17 Kearney R.N. Communalism and Language in the Politics of Ceylon. Durham, 1967. P. 21.

18 History of Ceylon. V. III. From the Beginning of the 19h Century to 1948. Perad-eniya, 1973. P. 387-388.

19 Dharmadasa K.N.O. "The People of the Lion": Ethnic Identity, Ideology and Historical Revisionism in Contemporary Sri Lanka // Sri Lanka Journal of History. 1989. № 15. P. 33-35.

тельства последних в законодательных органах власти, за придание тамильскому языку статуса государственного наряду с сингальским, за автономию территорий, населенных тамилами (1948-1983 гг.) и постепенно трансформировалось в затяжную гражданскую войну, в ходе которой было сформулировано требование отделения северных и восточных районов острова и образования государства Тамил илам на полуострове Джафна (1983-2009 гг.). Период открытой вооруженной борьбы, в свою очередь, распадается на 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю Иламские войны, разделяемые между собой периодами переговорных процессов и «мирных передышек», вновь сменяющихся боевыми действиями.

Этапы политического развития Шри Ланки тесно связаны с различными подходами к решению проблемы сингало-тамильского противостояния. Первый этап (1947-1956 гг.) характеризовался безусловным доминированием в политической жизни страны умеренно-консервативной Объединенной национальной партии (ОНП) во главе с Д.С. Сенанаяке. Этот период был отмечен относительным спокойствием в развитии сингало-тамильских отношений. Второй этап (1956-1977 гг.) стал временем создания политической альтернативы в лице более радикальной Партии Свободы (руководимой Соломоном Бандаранаике, затем его вдовой - Сиримаво), находившейся у власти с 1956 г. за исключением 1965-1970 гг. Усиление сингальского национализма (объявление сингальского языка единственным государственным языком, политика покровительства буддизму), с одной стороны, и тамильского федерализма - с другой, привело к установлению этнически конфликтной ситуации в стране. Третий этап (1977-1994 гг.) связан с возвращением к власти на длительный период ОНП во главе с Дж.Р. Джаявардене, а затем Р. Премадасой, усилением просингальских настроений в руководстве, переходом тамильских организаций на позиции сепаратизма и трансформацией этнического конфликта в затяжную гражданскую войну, посредничеством Индии в решении конфликта и пребыванием на острове индийских миротворческих сил в 1987-1991 гг. Четвертый этап (1994-2002 гг.) - период нахождения у власти коалиции Народный альянс, возглавляемой Партией свободы Шри Ланки - ПСШЛ (до 2005 г. - Чандрика Кумаратунге, затем - Махинда Раджапаксе). Пятый этап (2002-2006 гг.) - переговорный процесс при посредничестве Норвегии, прерывавшийся отдельными вспышками насилия, проявил непоследовательность ланкийского руководства: премьер-министр - Ранил Викремасингхе - лидер ОНП был сторонником переговоров, президенты Кумаратунге и Раджапаксе - сторонниками концепции «война за мир». Шестой этап (2006-2009 гг.) ознаменовался разгромом тамильских повстанческих отрядов на территории Северной и Восточной провинций. 14

Сохранение принципа общинного представительства в законодательных органах в колониальный период (равнинные сингалы, кандийские сингалы, цейлонские тамилы, индийские тамилы, мавры, бюргеры, европейцы) предопределило соответствующий подход к строительству партийно-политической системы в период независимости. В 1949 г. из Всецейлонского тамильского конгресса (ВТК), основанного Г.Г. Поннамбаламом, выделилась Федеральная партия во главе с С. Челванаягамом. Борьбу с ВТК вел и Цейлонский индийский конгресс, однако между тамильскими партиями не возникло единства. Федеральная партия предусматривала превращение Цейлона из унитарного в федеративное государство, в котором провинции с преобладанием тамильского населения образуют один или несколько тамильских автономных районов, тамильскому и сингальскому языкам будет предоставлен равный статус официальных языков страны, выходцы из Индии, проживающие на Цейлоне, получат гражданские и избирательные права, прекратится колонизация сингалами Северной и Восточной провинций, заселенных преимущественно тамилами20.

Растущая волна «сингальского национализма», образование новых просингальски настроенных партий, решение правительства придать сингальскому языку государственный статус, наряду с введением в Конституцию статьи, оговаривающей особое положение буддийской религии в стране, привели к созданию взрывоопасной ситуации в северных и северо-восточных районах страны. Просингальский и пробуддийский крен правительств, наряду с объективными сложностями, связанными с поиском путей решения проблем гражданства индийских тамилов, государственного языка, административного устройства Северной и Восточной провинций, приводил к периодическому нарастанию напряженности между сингальской и тамильской общинами и складыванию затяжной конфликтной ситуации, то и дело выходящей из-под контроля государственных властей. В мае 1972 г. был создан Тамильский объединенный фронт освобождения (ТОФО) во главе с С. Челванаягамом, состоящий из Федеральной партии, Всецейлонского тамильского конгресса, Конгресса рабочих Цейлона, Тамильского фронта освобождения и ряда других более мелких тамильских организаций. ТОФО выступил с требованиями включения в Конституцию пункта о предоставлении тамильскому языку равного статуса с сингальским, признания секуляристского характера государства и обеспечения равенства всех религий, децентрализации государства на федеративной основе, предоставления всем проживающим в стране лицам, говорящим на тамильском языке, гарантии полных гражданских прав при устранении различий в категориях гражданства21.

20 Wickramasinghe N. Sri Lanka in the Modern Age. A History of Contested Identities. L., 2006. P. 267-268.

21 Ibid. P. 277-285.

Основным методом борьбы ТОФО провозглашалось гражданское неповиновение - сатьяграха. Заветы Махатмы Ганди первоначально соблюдались большинством участников движения за права тамилов. Однако в тамильском движении существовали и террористические группы, ряды которых пополнялись в основном за счет безработной тамильской молодежи, разуверившейся в возможностях политического диалога. С 1972 г. в стране действовала организация «Тамильские новые тигры», которая была переименована в 1976 г. и получила наименование «Тигры освобождения Тамил илама» (ТОТИ). Ее лидером стал Велупиллаи Прабхакаран (1954-2009)22, со временем превратившийся в культовую фигуру среди тамильских экстремистов, все более склонявшихся к применению военной силы для достижения своей цели - создания независимого государства (лозунг «Тамильская Родина, тамильская нация, тамильское право на самоопределение»). «Тигры освобождения Тамил илама» представляли собой повстанческое движение, сражающееся за создание независимого тамильского государства на территории Шри Ланки. Численность «тигров», по некоторым данным, колебалась от 8 до 10 тыс. боевиков. Вооружение партизан составили автоматические винтовки М-16, АК-47, ручные и станковые пулеметы, ручные гранатометы, огнеметы. У повстанцев имелось значительное количество средств ПВО, артиллерии и бронетехники (танки Т-55), а также легкая авиация. В течение почти 20 лет, до января-февраля 2009 г., «тигры» контролировали почти все территории северного и восточного побережья Шри Ланки. У них были свои КПП на неофициальной демаркационной линии с территорией официальной власти, которые существовали почти легально. Прабхакаран называл себя «президентом и премьер-министром Тамил илама», называл тотальную мобилизацию населения Джафны в повстанческие отряды (под ружье были поставлены даже женщины и дети23), требовал полного повиновения своим приказам. Он создал на острове, по сути, «параллельное общество», в котором процветал культ его личности. Мифологизированный образ Прабхакарана, окруженный ореолом таинственности, основывался на идее жертвенности, готовности положить свою жизнь за дело независимости тамилов (широкое распространение у «тигров» получила практика ношения на шее шнура с капсулой цианида - как у их лидера и кумира)24.

22 Подробно см.: Narayan Swamy M.R. Inside an Elusive Mind: Prabakaran. Colombo, 2003.

23 Доклад специального представителя ООН Алана Рока, которому было поручено провести расследование случаев рекрутирования детей в солдаты, со всей очевидностью продемонстрировал массовый характер такой практики у «тигров». См.: International Crisis Group. Asia Report № 124. Colombo, 2006. P. 20-21.

24 Подр. см.: Narayan Swamy M.R. Tigers of Lanka: From Boys to Guerillas. Colombo, 2002.

Усиливавшаяся деятельность тамильских экстремистов создавала напряженность в стране. Возрастала и активность националистических просингальских партий Сингальский языковый фронт («Синхала бхаша перамуна»), Объединенный фронт бхиккху («Эксат бхиккху перамуна»), Партия национального сингальского наследия («Джатика хела урумайя»), Фронт национального освобождения («Джатика вимукти перамуна») и др. В начале 1980-х произошло новое резкое обострение религиозно-общинных и межнациональных противоречий в связи с истечением сроков соглашения о предоставлении ланкийского гражданства проживающим на острове эмигрантам-тамилам из Южной Индии. Обязавшаяся предоставить гражданство 400 тыс. индийским тамилам ланкийская сторона выполнила соглашение менее чем наполовину и объявила о решении принудительно репатриировать оставшуюся часть в Индию в связи со сложным экономическим положением и безработицей. Нерешенность проблемы не имеющих ланкийского гражданства индийских тамилов, наряду с невыполнением требований ланкийских тамилов взорвали до предела накаленную ситуацию.

Тамильская сторона добилась уступок: тамильский язык был объявлен национальным языком Шри Ланки, были расширены права провинциальных органов власти, на ряд крупных государственных постов назначены тамилы, остававшиеся без гражданства индийские тамилы получили его. Однако события носили необратимый характер: требование создания независимого тамильского государства в северных и северо-восточных областях Шри Ланки отстаивала большая часть тамильского населения. Террористические акции ТОТИ сменялись массированными наступлениями подразделений ланкийской регулярной армии на тамильские повстанческие отряды, в ходе которых гибло мирное гражданское население. Ни серия мирных переговоров при посредничестве Индии в столице Бутана Тхимпху между ланкийским руководством и лидером ТОТИ (1985), ни подписание «Соглашения Коломбо» о вводе индийских сил по поддержанию мира в Шри Ланку (1987) и пребывание их на острове вплоть до принятия решения об их поэтапном выводе, завершенном в марте 1990 г., не смогли урегулировать конфликт25.

Гражданская война привела к приостановке нормального демократического процесса в стране. Проведение курса на жесткое «государственное единство» в полиэтническом обществе, раздираемом противоречиями, породило идеологию и практику централизованной, авторитарной диктаторской власти президента Дж.Р. Джаявардене; парламентские выборы, которые должны были состояться в 1985 г., были отложены (по результатам референдума) до 1989 г. Президент-

25 Balasingham A. War and Peace: Armed Struggle and Peace Efforts of Liberation Tigers. Fairfax, 2004. P. 202-205.

2 ВМУ, востоковедение, № 4

ские выборы 1988 г. привели к власти видного деятеля ОНП Ранасин-ху Премадасу, сменившего Дж.Р. Джаявардене в роли лидера партии и предложившего новый политический курс в плане урегулирования сингало-тамильского конфликта: изменение в отношении к ТОТИ, рассматриваемой как полноправная политическая партия Шри Ланки и вступление в прямые переговоры между центральной администрацией и «тиграми» без участия индийской стороны. Парламентские выборы 1989 г. принесли победу ОНП. Главная оппозиционная партия ПСШЛ бойкотировала предвыборную кампанию, участие в которой, по ее мнению, могло дискредитировать партию, поскольку выборы проводились в условиях попрания национального суверенитета - на острове находился индийский военный контингент по поддержанию мира, введенный по инициативе президента Дж.Р. Джаявардене для урегулирования тамило-сингальских разногласий. Новый президент Р. Премадаса, известный в ОНП как решительный политик, проводил жесткую линию в отношении как тамильских, так и сингальских экстремистов. Он подавил воинствующие сингальские шовинистические силы - возникшее в 1987 г. на юге страны так называемое «движение сингальских мстителей»,- предоставив чрезвычайные полномочия силам безопасности, которые физически уничтожили его участников с помощью боевиков «эскадронов смерти».

Р. Премадаса стремился наладить переговорный процесс с руководством ТОТИ и пошел на создание единой Северо-Восточной провинции, понимая, что эта группировка пользуется влиянием на полуострове Джафна и в прилегающих округах и без ее участия невозможно установить прочный мир на северо-востоке. Ускорив эвакуацию из Шри Ланки индийских миротворческихх сил, президент, отказавшись от посредничества третьей стороны, подписал с «тиграми» соглашение о прекращении огня, соблюдавшееся на протяжении 14 месяцев. Несмотря на возобновление военных действий между армией и отрядами ТОТИ, Р. Премадаса пытался сохранить шанс на мирный исход. Этим объясняется тот факт, что он не последовал примеру Индии, запретившей деятельность ТОТИ на своей территории после убийства Раджива Ганди. В мае 1993 г. он сам стал жертвой тамильских экстремистов, погибнув в результате взрыва бомбы террориста-смертника. Потеря признанного сильного лидера ослабила позиции ОНП.

На парламентских выборах 1994 г. победу одержала ПСШЛ. Во главе страны стала Чандрика Кумаратунге, дочь Соломона и Сирима-во Бандаранаике. (Сама Сиримаво занимала пост премьер-министра в правительстве ПСШЛ вплоть до августа 2000 г., а в октябре 2000 г. скончалась в ходе предвыборной кампании.) Президентские выборы конца 1999 г. подтвердили пребывание Ч. Кумаратунге у власти на посту президента, а парламентские выборы 2000 г. принесли победу 18

правящей коалиции Народный альянс, руководимой Партией Свободы26. К началу нового тысячелетия внутриполитические курсы ПСШЛ и ОНП стали мало отличаться друг от друга: общая стратегия обеих партий связана с программами либерализации экономики. Основные разногласия между двумя ведущими партиями страны обусловлены различными предлагаемыми путями выхода из сингало-тамильского кризиса, вовлекшего Шри Ланку в состояние гражданской войны. Переговорный процесс с тамильской стороной при посредничестве нейтральной миротворческой силы (ею стала Норвегия) стал основной стратегической линией правительства Народного альянса после вступления страны в XXI в., однако он также не принес ожидаемых

27

результатов27.

Резкое обострение этноконфессиональных противоречий сделало проблему религиозной политики государства злободневной и актуальной, поставив вопрос о возможности стабилизации ситуации в поликонфессиональном государстве в условиях сохранения про-буддийской ориентации правительственных верхов и пробуддийских настроений внутри сингальской общины, приверженной идее синга-ло-буддийской общности как основы ланкийской государственности, выступающей под лозунгом «остров дхаммы - земля сингалов».

Буддийские формы идеологии играли основополагающую роль в формировании современных политических доктрин и программ ведущих политических партий самой различной ориентации, начиная от светских секуляристских националистических объединений до коммуналистских про сингальских группировок, разжигавших сингало-тамильский этнический конфликт. Буддизм стал основой и символом национального возрождения после завоевания страной независимости в 1948 г., когда бывшая колония Цейлон стала самоуправляющимся доминионом в рамках Британского содружества наций, и обретения в 1972 г. статуса суверенной республики Шри Ланка. Конституция 1972 г., провозгласившая парламентскую республику, закрепила особое положение буддийской религии в ланкийском обществе. Ныне действующая конституция 1978 г., изменившая парламентскую форму правления на президентскую, еще более укрепила позиции буддизма, введя формулировку «Буддийская Демократическая Социалистическая Республика Шри Ланка»28. Буддийские доктрины оказывают влияние не только на

26 Сафронова А.Л. Шри Ланка // История Востока. Т. VI. Восток в новейший период. М., 2008. С. 635-637.

27 Подробно см.: RupesingheK. Negotiating Peace in Sri Lanka: Efforts, Failures and Lessons. Colombo, 2006; Raman B., Sathiya Moorthy N., Chittaranajan K. Sri Lanka: Peace Without Process. N. Delhi, 2006.

28 The Constitution of the Democratic Socialist Republic of Sri Lanka. Colombo, 1972. P. 5; The Constitution of the Democratic Socialist Republic of Sri Lanka. Colombo, 1978. P. 8.

просингальски настроенных политических деятелей, но в той или иной мере используются и представителями левых партий страны: Социалистической партией (ЛССП) и Коммунистической партией Шри Ланки (КПШЛ). Буддийскими идеалами оправдывали свои действия и участники левотроцкистских экстремистских групп, пытавшихся осуществить государственный переворот в 1971 г. На всем протяжении независимого развития буддийские монахи были влиятельной политической силой, а буддийские доктрины брались на вооружение обеими ведущими политическими партиями, попеременно сменявшими друг друга у власти - Партией свободы Шри Ланки (ПСШЛ) и Объединенной национальной партией (ОНП). В различной степени и разными путями обе партии постоянно демонстрировали свою тесную связь с буддийской сангхой. Буддизм составлял неотъемлемую часть концепции сингальского национализма как в интерпретации ее ПСШЛ, так и ОНП, а буддийская терминология и символика широко использовались как в правительственных программах построения общества демократического социализма, так и ускоренной модернизации. Борьба за предоставление сингальскому языку статуса государственного тесно смыкалась с движением за предоставление буддизму привилегированного положения.

После завоевания страной независимости была возрождена практика сопровождения важных государственных мероприятий религиозными буддийскими церемониями и освящения вступления в должность президента, премьер-министра и высших государственных чиновников представителями буддийской общины. При всех трудностях исполнения ланкийского бюджета значительные государственные средства неизменно отпускаются на проведение религиозных церемоний и многочисленных ежегодных буддийских праздников и шествий, сооружение статуй Будды и храмов, издание пропагандистской буддийской литературы и поддержание в должном порядке шестнадцати священных мест поклонения буддистов. В настоящее время в Шри Ланке существует значительное число активно действующих буддийских организаций, объединяющих деятельность монахов и мирян29. В 1989 г. было создано отдельное Министерство по делам буддизма, субсидируемое особой статьей бюджета, а в 1991 г. - учрежден консультативный совет по делам развития буддизма при президенте. Политика покровительства буддизму со стороны государства призвана, по мнению ведущих политических деятелей страны, цементировать ланкийское общество и прививать высокие моральные ценности, но где та грань, до которой деятельность государства в защиту какой-либо религии не будет ущемлять интересы других? Этот вопрос, безусловно, один из важ-

29 BapatP.V. 2500 Years of Buddhism. Calcutta, 1976. P. 388-414.

нейших для поликонфессионального и полиэтнического населения страны, в которой острые межэтнические противоречия сингальской и тамильской общин переросли в военные столкновения, а затем и

" 30

в гражданскую войну30.

Отношение к сингало-тамильскому этническому конфликту является важнейшей линией дифференциации буддийского духовенства Шри Ланки. В то время как главы буддийской общины официально заявили о своем стремлении выступить в качестве миротворческой силы в урегулировании сложившейся ситуации, внутри общины оказалось немало приверженцев идеи сингало-буддийской национально-религиозной общности как основы ланкийской государственности. Многие рядовые бхиккху тяготеют к лидерам просин-гальских экстремистских партий и группировок31. Представители сангхи по-разному трактуют буддизм: одни рассматривают его как мировую религию, провозглашая идеи независимости буддистов от национальных факторов и границ расселения отдельных этносов; другие развивают концепцию сингало-буддийского национализма, низводя буддизм до положения региональной национальной религии, в крайнем своем проявлении провозглашая истинными гражданами Ланки лишь сингалов-буддистов32.

Начало XXI в. принесло ряд существенных изменений в развитие межобщинной конфликтности. Иным стал внутриполитический расклад во властных структурах Шри Ланки, включая соотношение сил между двумя крупнейшими политическими партиями страны - Объединенной национальной партией (ОНП) и ее союзниками, с одной стороны, и Партией свободы Шри Ланки (ПСШЛ), возглавляющей коалиционное объединение Народный альянс, - с другой. Выборы февраля 2009 г. закрепили позиции сторонников М. Раджапаксе и его «жесткой линии» в решении сингало-тамильского конфликта. Произошел раскол внутри политического лагеря, выступавшего под знаменами тамильского сепаратизма. Изменилось отношение к борьбе тамилов за самоопределение на уровне южноазиатского региона после убийства Раджива Ганди (21 мая 1991 г. было объявлено днем борьбы с терроризмом), а также международного общественного мнения и международных правозащитных организаций после 11 сентября 2001 г.: сложившееся сочувственное представление о нарушении гражданских прав тамильского меньшинства в Шри Ланке сингальским большинством постепенно сменилось при-

30 Bhatt S., Mistry D. Cost of Conflict in Sri Lanka. Mumbai, 2006. P. 42-43.

31 Katz N. Buddhism and Politics in Sri Lanka and Other Theravada Nations since 1945 // Movements and Issues in World Religions: An Analysis and Sourcebook of Developments since 1945. Westport, 1984. P. 14.

32 Rule, Protest, Identity. Aspects of Modern South Asia / Ed. by M. Roberts. L., 1978. P. 21-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

знанием тамильского движения террористическим и подлежащим осуждению33. В настоящее время 32 страны причисляют ТОТИ к террористическим организациям, в том числе и Шри Ланка: Индия (с 1992 г.), США (с 1997 г.), Великобритания (с 2000 г.), Европейский союз (с 2006 г.; 27 стран), а также Австралия и Канада (с 2006 г.), откуда «тигры» традиционно получали помощь и поддержку со стороны проживающих там мощных тамильских диаспор. Среди европейских государств крупнейшие зарубежный центры поддержки ТОТИ существовали во Франции (Лоуренс Тхилакар) и Швейцарии (Надарадж Муралидаран). Лидер ТОТИ Велупиллаи Прабхакаран был приговорен в Шри Ланке к 200 годам тюремного заключения за террористическую деятельность, в Индии - к смертной казни за организацию убийства Раджива Ганди.

Изменения затронули как особенности процесса урегулирования конфликта, так и ведения военных операций. Мирные переговоры 2002-2006 гг. проходили при посредничестве нейтральной стороны по отношению к конфликту - Норвегии, а не Индии, как это было ранее. Между тем и они закончились возобновлением кровопролития, сопряженного с массированными атаками подразделений регулярной ланкийской армии на отряды повстанцев. Причинами прекращения мирного процесса стали кончина в Лондоне инициатора переговоров Энтона Баласингхама; усиление президента Махинды Раджапаксе и его жесткой линии; возобновление терактов с участием смертниц в Тринкомали и на юге; раскол внутри ТОТИ (командующий вооруженными отрядами ТОТИ в Восточной провинции Винаякамурти Муралитхаран (известный по прозвищу Каруна) прервал отношения с Прабхакараном)34.

В октябре 2008 г. ланкийское правительство объявило о расторжении соглашения о прекращении огня от 2 января 2008 г. по причине многократного нарушения его тамильской стороной и повело массированное наступление на районы дислокации «тигров». По версии ланкийских правительственных кругов, наступление увенчалось практически полным истреблением вооруженных подразделений тамильских сепаратистов. 25 января 2009 г. после ожесточенного сражения правительственные войска взяли последний опорный пункт ТОТИ - город Муллаиттиву. В начале февраля 2009 г. в средствах массовой информации появились официальные сообщения об окончательном разгроме тамильских повстанческих отрядов и завершении

33 В 1970-е годы движение за права тамилов в Шри Ланке поддерживалось в Индии так же, как и борьба восточных бенгальцев за самоопределение, в 80-е гг. положение изменилось.

34 Подробно причины прекращения переговорного процесса анализируются в отчете International Crisis Group от 28 ноября 2006 г. См.: Sri Lanka: The Failure of the Peace Process. Colombo, 2006.

военной операции по подавлению очагов тамильского сепаратизма на севере страны35. В ходе боевых действий к началу 2009 г. было освобождено 99,8% территории, находившейся под их контролем, включая Килиноччи, провозглашенную «тиграми» своей столицей, основную военную базу «тигров» - Мулаиттиву и дорогу А-9, соединяющую Джафну с остальными частями острова. 3 февраля 2009 г. США, страны Евросоюза и Япония выступили с официальным обращением к «тиграм», призывая их сложить оружие и прекратить сопротивление. Международная общественность проявила озабоченность судьбой иностранных граждан, остававшихся на территориях, контролируемых «тиграми», а также судьбой мирного тамильского населения Джафны (ООН и западные правозащитные организации обвинили правительственные войска в их истреблении).

Победное наступление ланкийской армии было приурочено к празднованию Дня независимости (4 февраля), а также к готовившимся в середине февраля президентским выборам. 5 февраля было объявлено о разгроме ТОТИ. Тем не менее вслед за провозглашением окончания гражданской войны последовала атака «тигров» с воздуха на центральные районы столицы - Коломбо (20 февраля 2009 г.), а в разных районах страны прогремели взрывы, организованные тамильскими террористами. 26 марта 2009 г. правительство Шри Ланки заявило, что под контролем боевиков остается 1 кв. км, остальная территория Джафны представляет собой «зону прекращения огня» (ср.: 3 года назад «тигры» контролировали 15 тыс. кв. км).

Вооруженным силам Шри Ланки в апреле 2009 г. удалось окружить остатки военизированных формирований повстанцев: 5 апреля был установлен контроль над Джафной; 20 апреля произошло вытеснение боевиков в «зону прекращения огня»; 21 апреля была произведена «финальная атака». В связи с этим 26 апреля 2009 г. руководство организации Тигры освобождения Тамил илама предложило перемирие. Это предложение было отвергнуто властями Шри Ланки, которые потребовали от повстанцев полного отказа от продолжения борьбы за независимость. ТОТИ 17 мая 2009 г. официально признали свое поражение в гражданской войне и объявили о прекращении огня. Об этом представители ТОТИ сообщили после того, как правительственные войска взяли их в плотное кольцо окружения на севере страны. 18 мая 2009 г. бессменный лидер ТОТИ Велупиллаи Прабхакаран был убит при попытке вырваться из окру-

35 Воспроизводимая далее картина разгрома ТОТИ базируется на материалах ланкийской и индийской прессы и интернет-ресурсов февраля-мая 2009 г.: The Official Website of the Government of Sri Lanka (http://www.priu.gov.lk/execpres.htm); South Asia Terrorism Portal, New Delhi (http://www.satp.org/countries/srilanka/time-line/index.html); LTTE Military Statistics (http://www.tamiltigers.net/weaponary.html); Tamil Eelam Website (http://www.eelamweb.com); Government of Sri Lanka Information Department, Colombo (http://www.news.lk/news2009.htm).

жения. Отряд Прабхакарана, насчитывавший около 200 бойцов, был окружен в джунглях на северо-востоке страны. Тело Прабхакарана было обнаружено в санитарной машине, обстрелянной передовым отрядом армии. В этот день согласно тамильским источникам в регионе конфликта погибло более 3 тыс. мирных жителей, а 25 тыс. человек тяжело ранены. Ранее был убит старший сын Прабхакарана и еще ряд руководителей организации.

Можно ли говорить о прекращении конфликта и решении вопроса сингало-тамильских общинных отношений или следует вести речь о переходе его в новую фазу, связанную с другими формами и методами борьбы? Исключительно военным путем этот узел проблем «развязать» невозможно, тем более, что устойчивый мир зависит от урегулирования целого комплекса проблем, которые практически не поддаются одномоментному разрешению. Предоставление автономии северным и восточным территориям вряд ли осуществимо до тех пор, пока его лидеры не примут демократической системы ценностей и не откажутся от приверженности авторитарным формам правления. Урегулирование станет возможно в случае отхода от бескомпромиссных позиций в переговорном процессе как сторонников «жесткой линии» в сингальском руководстве (Махинда Раджапаксе), так и среди лидеров тамильского движения. Завоевать тамильские районы легко, а удерживать - трудно из-за отсутствия контактности армии, сингалоговорящей, и местного населения, тамилоговорящего и приученного ненавидеть армию как врага тамильской нации. Нужна не военная атака и силовое удержание региона, а налаживание отношений с населением. В 1987 г. Северная и Восточная провинции были слиты воедино, это было требование тамильской стороны. Однако 16 октября 2006 г. Верховный суд Шри Ланки объявил такое слияние неконституционным, что лишило переговоры всяких перспектив, поскольку тамильские руководители ставили в качестве предварительного условия для их ведения объединение этих двух провинций.

Идея Тамил илама, по мнению ряда международных экспертов по кризисным ситуациям, была скорее лозунгом для мобилизации тамилов на вооруженную героическую борьбу под знаменами ТОТИ, чем реальной целью его руководителей, на деле ставивших задачу более скромного масштаба - добиться особой автономии СевероВосточной провинции (на испанский манер) в рамках изменения унитарной формы государственности на федеративную. Как отмечено в отчете, «немного нашлось бы людей, готовых сложить головы за умеренно-конституционное федеративное решение тамильской проблемы»36.

36 Шетайода! Сг181б Group. Аз1а ЯероГ: № 124. Со1отЬо, 2006. Р. 15.

Национальный вопрос, связанный с многолетней межобщинной конфронтацией, является наиболее острой проблемой, от решения которой зависит дальнейшая судьба страны. Истребление военизированной группировки тамильских сепаратистов, руководимой харизматическим лидером, является крупнейшим событием в истории современной Шри Ланки. Однако это достижение не знаменует собой закрытие «тамильского вопроса» и решение всех спорных проблем как сингало-тамильских отношений, так и межобщинных отношений в этой стране, отличающейся сложным этноконфесси-ональным составом, в целом. Применение силы прочно вошло в жизнь ланкийцев как на уровне большой политики, так и в решении повседневных бытовых житейских проблем, выросло целое поколение, не приспособленное к условиям мирной жизни. По-прежнему регулярны исчезновения людей, подозреваемых в связях с сепаратистами, велико число пропавших без вести. Серьезным нарушением прав человека признано изгнание мусульман из Джафны37. Перед Шри Ланкой стоит труднейшая задача преодоления последствий гуманитарной катастрофы, связанной с укоренившейся практикой произвола, попрания гражданских прав и решения любых спорных вопросов силовыми средствами38.

Список литературы

Краснодембская Н.Г. Традиционное мировоззрение сингалов. М., 1982. Паннянанда Я. Махавамса вивечаная пилибанда пратививечаная (Ответ на

критику «Махавамсы»). Гана гала, 1985 (на синг. яз.).

Рахула В. Бхиккхуваге урумая (Наследие бхиккху). Коломбо, 1946; 2-е изд. 2006 (на синг. яз.).

Сапарамаду С.Д. Полоннару югая (Период Полоннарувы). Дехивала, 1955 (на синг. яз.).

Сафронова А.Л. Буддизм в историко-культурной традиции Шри Ланки. М., 2005.

Сафронова А.Л. Шри Ланка // История Востока. Т. VI. Восток в новейший период. М., 2008.

Семека Е.С. История буддизма на Цейлоне (сангха в древности и в средние века). М., 1969.

Adikaram E.W. Early History of Buddhism in Ceylon. Dehiwala, 1994. Ameerdeen V. Ethnic Politics of Muslims in Sri Lanka. Kandy, 2006. Balasingham A. The Will to Freedom: An Inside View of Tamil Resistance. Mitcham, 2001.

37 Там же. P. 16. (В отчете приводится горькая шутка, вошедшая в обиход местных жителей: в футбольном матче между сингалами и тамилами мавры-мусульмане выступили в роли мяча.) Подробнее см.: Ameerdeen V. Ethnic Politics of Muslims in Sri Lanka. Kandy, 2006.

38 Подробно см., например: Improving Civilian Protection in Sri Lanka. Human Rights Watch. Colombo, 2006. P. 19-20.

Balasingham A. War and Peace: Armed Struggle and Peace Efforts of Liberation

Tigers. Fairfax, 2004. BapatP.V. 2500 Years of Buddhism. Calcutta, 1976. Bhatt S., Mistry D. Cost of Conflict in Sri Lanka. Mumbai, 2006. De Silva K.M. Managing Ethnic Tensions in Multi-Ethnic Societies. Sri Lanka.

1880-1985. Lanham, 1986. De Silva K.M. Reaping the Whirlwind. N. Delhi, 1998. De Silva K.M. A History of Sri Lanka. L., 2006.

Dharmadasa K.N. O. "The People of the Lion": Ethnic Identity, Ideology and Historical Revisionism in Contempo rary Sri Lanka // Sri Lanka Journal of History. 1989. № 15.

Goonewardena K.W. Ceylon // Historiography of the British Empire. Commonwealth.

Trends, Interpretations and Resources. Durham, 1966. Government of Sri Lanka Information Department, Colombo (http://www.news. lknews2009.htm).

History of Ceylon. Vol. I. P. 1. From the Earliest Times to 1505. P.I. Up to the End

of Anuradhapura Period. Peradeniya, 1959. History of Ceylon. Vol. I. P. 2. From the Cola Conquest in 1017 to the Arrival of the

Portuguese in 1505. Peradeniya, 1960. History of Ceylon. Vol. III. From the Beginning of the 19h Century to 1948. Peradeniya, 1973.

Hoole R., Somasundaram D., Thiranagama R. The Broken Palmyra: The Tamil Crisis

in Sri Lanka. Claremont, 1988. Improving Civilian Protection in Sri Lanka. Human Rights Watch. Colombo, 2006. India and Ceylon: Unity and Diversity. A Symposium / Ed. by P. Mason. L., 1967. International Crisis Group. Asia Report. Colombo, 2006. N 124. Katz N. Buddhism and Politics in Sri Lanka and Other Theravada Nations since 1945 // Movements and Issues in World Religions: An Analysis and Sourcebook of Developments since 1945. Westport, 1984. Kearney R.N. Communalism and Language in the Politics of Ceylon. Durham, 1967.

LTTE Military Statistics (http://www.tamiltigers.net/weaponary.html). Narayan Swamy M.R. Tigers of Lanka: From Boys to Guerillas. Colombo, 2002. Narayan Swamy M.R. Inside an Elusive Mind: Prabakaran. Colombo, 2003. The Official Website of the Government of Sri Lanka (http://www.priu.gov.lk/ execpres.htm).

Perera F. The Early Buddhist Historiography of Ceylon. Göttingen, 1979. Perera L.S. The Pali Chronicles of Ceylon // Historians of India, Pakistan and Ceylon. L., 1961.

Phadnis U. Political Profile of the Muslim Minority of Sri Lanka // International

Studies. 1979. Vol. 18. N 1. Raghavan M.D. The Tamil Culture in Ceylon. A General Introduction. Colombo, 1965.

Raghavan M.D. India in Ceylonese History, Society and Culture. Bombay, 1969. Raman B., Sathiya Moorthy N., Chittaranajan K. Sri Lanka: Peace Without Process. N. Delhi, 2006.

Rule, Protest, Identity. Aspects of Modern South Asia /Ed. by M. Roberts. L., 1978.

Rupesinghe K. Negotiating Peace in Sri Lanka: Efforts, Failures and Lessons. Colombo, 2006.

The Constitution of the Democratic Socialist Republic of Sri Lanka. Colombo, 1978.

The Constitution of the Democratic Socialist Republic of Sri Lanka. Colombo, 1972.

The Search for Sovereignty: Tamil Separatism / Nationalism // Sri Lanka in the

Modern Age. L., 2006. Sri Lanka: The Failure of the Peace Process. Colombo, 2006. South Asia Terrorism Portal, New Delhi (http://www.satp.org/countries/srilanka/

timeline/index.html). Subramaniam N. Sri Lanka. Voices from a War Zone. N. Delhi, 2005. Tambiah S.J. Sri Lanka: Ethnic Fratricide and the Dismantling of Democracy.

Chicago, 1986; Tamil Eelam Website (http://www.eelamweb.com).

Wagner C. The Muslim Minority in the Multi-Ethnic State: The Case of Sri Lanka //

Materials of the Conference on Current Studies in Sri Lanka. Paris, 1989. Wickramasinghe N. Sri Lanka in the Modern Age. A History of Contested Identities. L., 2006.

Wilson A.J. Sri Lankan Tamil Nationalism. Colombo, 1988.

Сведения об авторе: Сафронова Александра Львовна, докт. ист. наук, проф. кафедры истории Южной Азии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: alsavlor@post.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.