Научная статья на тему 'Особенности межнациональных отношений на региональном уровне'

Особенности межнациональных отношений на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
502
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межнациональные отношения / национальная политика / межэтнические конфликты / Россия / Калмыкия. / interethnic relations / national policy / ethnic conflicts / Russia / Kalmykia

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Немгирова С. Н.

В статье на основе эмпирических данных автором проанализирован характер межнациональных отношений в Республике Калмыкия. Результаты проведенного исследования показали влияние вызовов общероссийского контекста на динамичность межнациональных отношений внутри республики, что в перспективе может привести к дальнейшему росту напряженности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INTERNATIONAL RELATIONS AT THE REGIONAL LEVEL

Based on empirical data, the author analyzes the nature of interethnic relations in the Republic of Kalmykia. The results of the study showed the impact of the challenges of the all-Russian context on the dynamism of interethnic relations within the republic, which in the future can lead to a further increase in tension in the region.

Текст научной работы на тему «Особенности межнациональных отношений на региональном уровне»

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10029 НЕМГИРОВА С. Н.

ОСОБЕННОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация. В статье на основе эмпирических данных автором проанализирован характер межнациональных отношений в Республике Калмыкия. Результаты проведенного исследования показали влияние вызовов общероссийского контекста на динамичность межнациональных отношений внутри республики, что в перспективе может привести к дальнейшему росту напряженности в регионе.

Ключевые слова: межнациональные отношения, национальная политика, межэтнические конфликты, Россия, Калмыкия.

Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства. Поэтому важность проблемы межнациональных отношений для современного российского общества сложно переоценить, так как при изучении практически любых социальных проблем данный аспект имеет значение.

Эффективная региональная политика в федеративных государствах является залогом их успешного развития. Когда речь идет о такой крупной державе как Россия, этот фактор играет наиважнейшую роль, поскольку региональные отличия порождают многочисленные сложности и противоречия, иногда приводят к деструктивным конфликтам, делают невозможным сохранение стабильности во всем обществе.

С 2012 г. сотрудники отдела социально-политических исследований Института комплексных исследований аридных территорий под руководством автора проводят ежегодный мониторинг межнациональных отношений в Республике Калмыкия, который в полиэтничных сообществах является технологией постоянного, научно-практического аудита состояния взаимоотношений этнических и конфессиональных групп, технологией диагностики проблем в этой сфере посредством выявления уровня конфликтности в конкретной ситуации. Несмотря на то, что Республика Калмыкия относится к полиэтничным регионам, основным фоном, определяющим межнациональные отношения на территории данного субъекта Российской Федерации, становится взаимодействия между двумя наиболее многочисленными этносами - калмыками и русскими, имеющими долгий опыт совместного проживания.

Цель данного исследования направлена на изучение общественного мнения населения Республики Калмыкия относительно ситуации в сфере межнациональных отношений в регионе. Ключевыми задачами мониторинга являются: 1) оценка состояния межнациональных отношений; 2) определение характера складывающихся отношений между представителями различных национальных групп, проживающих на данной территории; 3) анализ личного опыта столкновения с этнической дискриминацией; 4) определение уровня конфликтогенности в сфере межнациональных отношений. Инструментами мониторинга являются показатели, выявляющие качество, тенденции межнациональных отношений, что позволяет собрать достоверную и актуальную информацию о состоянии и настроении регионального сообщества. Для сбора первичной информации в исследовании используется метод массового опроса населения - индивидуальное личное формализованное интервью с респондентом с использованием стандартизированного инструментария (анкеты), в котором система вопросов направлена на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.

В 2019 г. в качестве объекта исследования выступило население г. Элисты (38,4% от общего числа принявших участие в опросе) и 13 районных муниципальных образований 18 лет и старше, постоянно проживающее на территории региона. Было опрошено 619 респондентов, среди которых 48,0% мужчин, 52,0% женщин; 59,1% калмыков, 28,8% русских, 12,1% представителей других национальностей. В опросе участвовали представители разных возрастных категорий: 18-29 лет (26,8 %), 30-39 лет (38,6 %), 50-59 лет (19,9 %), 60 лет и старше (14,7 %). Среди респондентов 58,5% - это работающие, 12,8% - студенты, учащиеся, 16,2 - пенсионеры, 12,6% - безработные и домохозяйки.

С 2016 г. мы наблюдаем тенденцию постепенного уменьшения процента тех, кто положительно оценивает межнациональные отношения в республике в целом: за этот период эта группа индикаторов упала на 18,4% (рис. 1), что является наименьшим значением за все годы наблюдений. Скорее всего, респонденты экстраполируют свое недовольство всеобщей ситуацией (так, каждый пятый респондент оценивает свое материальное положение как «плохое» и «очень плохое», испытывая ухудшение материального положения, это может быть и реакция на непопулярные меры правительства, например,

повышение пенсионного возраста) на область межэтнических отношений, что может в перспективе приобретать форму межэтнического конфликта.

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Ш Благоприятные

□ Стабильные, но не беспроблемные

□ Напряженные, тревожные

И Конфликтные

Рис. 1. Оценка состояния межнациональных отношений в Республике Калмыкия в 2012-2019 гг., в %

Наиболее позитивные оценки межнациональных отношений в республике дают респонденты 60 лет и старше (табл. 1), наиболее пессимистично - респонденты 18 29 лет, среди которых только 44,5 % опрошенных выбрали положительные значения, а 49,4 % - отрицательные. Возможно, данный факт можно объяснить увеличением числа иностранных студентов в столице региона, что само по себе может быть раздражающим фактором, которые при этом параллельно с учебой активно подрабатывают, вызывая недовольство местной молодежи. Значение «стабильные, но не беспроблемные» чаще выбирают люди от 30 до 49 лет. Как показывают наши наблюдения, представители этой возрастной категории, вступившие в пору социальной зрелости, являются активными пользователями сети Интернет, интересуются не только развлекательным контентом, но и темами, событиями социально-политической направленности, в том числе в сфере межнациональных отношений. Как известно, именно интернет считается той средой, где сосредоточена информация и позитивного, и негативного содержания.

Таблица 1.

Оценка состояния межнациональных отношений в Республике Калмыкия в зависимости от возраста, в

%

Ваш возраст

18-29 30-49 50-59 | 60 лет и старше

Благоприятные 12,0 15,5 28,5 31,9%

Стабильные, но не беспроблемные 32,5 43,9 39,0 41,8%

Напряженные, тревожные 42,2 26,8 25,2 15,4%

Конфликтные 7,2 4,2 4,9 9,9%

Затрудняюсь ответить 6,0 9,6 2,4 1,1%

Основой реализации государственной национальной политики Российской Федерации является сохранение и укрепление межнационального мира и согласия, выявление факторов, вызывающих напряженность. Как отмечает А. Г. Здравомыслов, в любом национально-этническом сообществе со сложной внутренней структурой и перспективами перераспределения «групп влияния» будет возникать этническая напряженность с тенденцией перерастания ее при определенных условиях в межнациональный конфликт [1]. Поэтому предпосылки этнических конфликтов присутствуют в любом полиэтничном обществе. На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям в г. Йошкар-Оле летом 2017 г. Президент Российской Федерации обратил внимание участников на то, что «наша задача - сберечь согласие, которое достигнуто в обществе, в первую очередь, обеспечив постоянное взаимодействие и конструктивный диалог власти и институтов гражданского общества». Одновременно с этим глава государства подчеркнул, что «Эскалация большинства конфликтов происходит в первую очередь из-за неспособности их предотвращать и своевременно решать ... на местах» [2]. Все это

обусловливает необходимость изучения состояния межэтнических отношений и раннего выявления конфликтных ситуаций. Только 2,4 % респондентов указывают на наличие межэтнических конфликтов в Республике Калмыкия.

Анализ оценок респондентами перспектив изменения межнациональных отношений в Республике Калмыкия свидетельствует о том, что социальные риски конфликтов на национальной почве довольно высокие (табл. 2). При этом именно русские и калмыки считают возможным возникновение межэтнических конфликтов.

Таблица 2.

Прогноз возникновения межэтнических конфликтов в Республике Калмыкия, в разрезе национальностей,

в %

Как Вам кажется, возможны ли столкновения людей разных национальностей в Вашем

населенном пункте?

Ваша национальность

Калмык Русский Другая

Да, возможны 23,8 15,7 20,0

Скорее возможны 20,5 27,5 14,7

Скорее невозможны 23,5 25,8 29,3

Нет, невозможны 23,8 23,6 24,0

Они уже есть 2,2 3,4 1,3

Затрудняюсь ответить 6,3 3,9 10,7

При этом в целом отношение к представителям других наций носит позитивный характер, в 88,5% наблюдений респонденты отметили, что не испытывают раздражения или неприязни. Негативное отношение 7,3% опрошенных (в основном так считают работающие и студенты, половина из них - калмыки) связано с тем, что лица других национальностей ведут себя оскорбительно по отношению к людям их национальности, живут по иному укладу, говорят на непонятном языке, вызывают опасение в связи с угрозой терроризма. Стоит отметить, что распределение ответов на данный вопрос варьируется в зависимости от возраста респондентов. Так, представители старшего поколения менее раздражительны по отношению к людям других национальностей, в сравнении с молодыми людьми.

Доброжелательные отношения между представителями разных национальностей в республике могут быть связаны и с тем, что абсолютное большинство респондентов (79,0%) за последний год не сталкивались ни с какими проявлениями национализма. Остальные имели опыт решения подобных проблем с той или иной периодичностью (в основном это русские респонденты с плохим материальным положением в возрасте 50-59 лет, с неполным и средним образованием, сталкивающиеся с этой проблемой крайне редко).

Также мы попытались определить, велика ли значимость для личности роли национальной принадлежности человека во взаимодействиях. Для большинства взрослого населения Республики Калмыкия (55,3 %) не имеет значения национальная принадлежность человека при его оценке, что в большей степени свойственно русским (66,3 %) и представителям других национальностей (56,0 %), чем калмыкам (49,7 %).

Президент Российской Федерации, Глава и Правительство Республики Калмыкия - те лица и органы, на которые респонденты возлагают ответственность за решение проблем в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений (табл. 3).

Таблица 3.

Государственные и общественные институты, ответственные за национальную политику

№ Кто должен решать проблемы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений? %

1. Президент РФ 27,8

2. Правительство РФ 18,2

3. Глава Республики Калмыкия 42,1

4. Правительство Республики Калмыкия 29,6

5. Правоохранительные органы 20,0

6. Общественные организации 11,7

7. Религиозные организации 13,8

8. Другое 2,6

Существенный вклад в гармонизацию межнациональных отношений оказывает региональная национальная политика. Стоит отметить, что в Республике Калмыкия проводится большая работа в этой сфере: региональные органы власти взаимодействуют с национальными объединениями, проводятся различные мероприятия, направленные на развитие установок толерантного поведения, на укрепление гражданского единства, на развитие доброжелательного взаимодействия между представителями различных наций, на укрепление межнационального мира. Однако, согласно результатам социологического исследования, органы государственной власти контролируют ситуацию в этой сфере лишь частично. Только 42,6% считают (как и в 2018 г.), что указанные институты справляются с возложенной на них ролью. При ответе на данный вопрос было слишком много затруднений, особенно среди респондентов в возрасте 18-29 лет (38,0%), имеющих начальное образование и плохое материальное положение.

Еще один блок вопросов касается потребности в информации о событиях и мероприятиях в сфере межнациональных отношений, которую высказали треть опрошенных, причем повышенный интерес к информации такого рода проявляют респонденты в возрасте 50-59 лет (табл. 4). Респонденты указывают на Интернет и телевидение как основные источники, способствующие распространению межнациональной напряженности в обществе (72,0% и 36,0% соответственно).

Таблица 4.

Потребность в информации о событиях и мероприятиях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, в %

Ваш возраст Итого

18-29 30-49 50-59 60 лет и старше

Испытываете ли Вы потребность в информации о событиях и мероприятиях в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений? Да в Ваш возраст 28,6 27,3 41,6 38,2 32,6

Нет в Ваш возраст 71,4 72,7 58,4 61,8 67,4

Таким образом, ухудшающееся материальное положение местных жителей, обусловленное повышением общей социальной напряженности, может вызывать дальнейший рост негативных оценок межнациональных отношений, поэтому местным и республиканским органам власти следует обратить внимание не просто на отдельные какие-то явления, отдельные группы людей, а именно на благополучие всего межэтнического сообщества. Также, кроме проведения отдельных массовых мероприятий, необходима постоянная межкультурная работа в школах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также распространение позитивной информации посредством СМИ.

Результаты исследований межнациональных отношений позволяют определять конфликтогенные детерминанты, а также причины напряженности в местном сообществе, что в итоге создает широкие возможности для прогнозирования возможных реакций общественности на непредвиденные события, в частности, межнациональные и межконфессиональные конфликты, то есть помогают осуществлять мониторинг социальной напряженности. Кроме динамичности межэтнических отношений внутри республики (они могут меняться как в лучшую, так и в худшую стороны), необходимо принимать во внимание и вызовы общероссийского контекста межэтнических отношений, что также может в перспективе привести к росту напряженности в межнациональных отношениях в отдельных регионах.

1. Здравомыслов, А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-Пресс, 1999. 286 с.

2. Владимир Путин: Надо сберечь межнациональное согласие [Электронный ресурс] // Российская газета. 2017. 20.07. - URL: https://rg.ru/2017/07/20/reg-pfo/vladimir-putin-nado-sberech-mezhnacionalnoe-soglasie.html (дата обращения: 10.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.