Научная статья на тему 'Особенности межличностных отношений младших школьников'

Особенности межличностных отношений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3413
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ / ПОЗИТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВ / ВОЗРАСТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / УЧИТЕЛЬ / СОВМЕСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокина Яна Александровна

В статье раскрываются особенности межличностных отношений младших школьников, обосновывается необходимость в отношениях для школьников, выделяется ценность общения при построении отношений. А также описывается роль учителя и перечисляются особенности для построения позитивных отношений между школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности межличностных отношений младших школьников»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мокина Яна Александровна, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

E-mail: mynameisyana@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются особенности межличностных отношений младших школьников, обосновывается необходимость в отношениях • для школьников, выделяется ценность общения при построении отношений. А также описывается роль учителя и перечисляются особенности для построения позитивных отношений между школьниками.

Ключевые слова. Отношения, общение, позитивные отношения, коллектив, возраст младшего школьника, учитель, совместные действия.

Становление личности ребенка во многом определяется его взаимоотношениями с окружающими людьми. Известно выражение К. Маркса «человек - есть совокупность отношений». Отношения ребенка с другими детьми активно начинают формироваться еще в дошкольном учреждении. Именно там ребёнок впервые реализует свое "Я" в коллективе, получает эмоциональный ответ на свое поведение, чувствует отношение детей к себе, сотрудничает или конкурирует с ними в процессе игры. Но важной особенностью является то, что к 6-7 годам у ребёнка созревает осознанная потребность в общении. Он начинает интересоваться дружбой. Как известно, именно в этом возрасте начинается обучение в школе.

Без сомнения, школьная пора играет важную роль в жизни каждого человека. Школа является важнейшим институтом становления личности после семьи. Ребёнок проводит в школе ежедневно по 4-6 часов. Он приобретает новую роль ученика, которая характеризуется принятием ответственности за свое поведение и обучение. При этом он оказывается в неизвестном для него коллективе, с которым ему предстоит быть вместе еще много лет. Теперь перед

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

ребенком стоят непростые новые задачи - адаптироваться в коллективе и успешно обучаться.

Известно, что человек - существо социальное и только при помощи связи с обществом может чувствовать себя полноценной личностью. Построение любых отношений закладывается в процессе совместного взаимодействия и общения. Поэтому человек, который умеет общаться, успешен в любой сфере деятельности.

Важнейшим признаком младшего школьного возраста является активное формирование способностей и навыков к общению. Именно в этом возрасте ребёнок учится завязывать дружбу и строить отношения. Он учится пользоваться культурными формами общения и развивает необходимые позитивные качества для построения гармоничных отношений. От того насколько ребёнок обретёт способность общаться в младшем школьном возрасте зависит его отношение к себе самому, другим людям и миру. Результат первых сложившихся отношений в коллективе оказывает большое влияние на будущее становление человека в социуме. Трудности в общении с другими людьми и, как следствие, сложности в построении отношений с ними являются серьёзным показателем отклонения в • развитии человека и задержки его социальной адаптации [7]. Н.Е. Щуркова раскрывает данный факт: "Судьбу человека определяет личностное проживание детской жизни, но никак не накопленные знания, являющееся только средством жизни" [10, с.4].

Важной особенностью является то, что ребёнок полноценно и счастливо проживает пору детства только тогда, когда имеет личные позитивные отношения со сверстниками. Именно позитивные отношения делают его школьную жизнь насыщенной и интересной [3]. Отношения позволяют ему быть самим собой, раскрывать свои таланты, не бояться осуждений. Крепкие отношения развивают ребёнка не только физически, но и духовно.

В ряде психологических исследований установлена связь проблем и трудностей ребенка в отношениях со сверстниками с успеваемостью младших школьников в обучении. Общая атмосфера в классе и комфорт каждого школьника создают соответствующий настрой ребёнка на обучение. Ребёнок, имеющий поддержку и дружбу в учебном классе будет с радостью идти в школу. Можно сказать, позитивные отношения с одноклассниками часто являются хорошей мотивацией для обучения и воспитания человека в школе.

Однако, "общение такая же трудная активность, как и любой другой вид деятельности" [10, с.6]. И к сожалению, построению взаимоотношений и самим взаимоотношениям детей не придается такого важного внимания как обучению. Обычно подразумевается, что отношения между детьми создаются самопроизвольно и в них вмешиваться не надо, если дело не дошло до

119

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

серьёзного конфликта. Практический опыт показывает, что большинство школьников не способны самостоятельно строить благоприятные отношения. Большинство детей имеют трудности в построении позитивных отношений с одноклассниками, поэтому большая ответственность за межличностные отношения младших школьников лежит на заинтересованных взрослых -учителях и родителях.

Педагогу в этом вопросе принадлежит особая роль. Учитель младших классов - это авторитет для маленьких ребят, которые только вступают на путь межличностных взаимоотношений с одноклассниками. Важной особенностью успеха как всего класса, так и каждого отдельного ученика является умение учителя строить именно позитивные отношения. И учитель имеет для этого значительные ресурсы. Ведь младшие школьники чутко перенимают стиль и тон взаимодействия учителя. Всё то что, он говорит и делает учащиеся «впитывают» в себя. Часто, обыкновенное обращение к детям и тон голоса учителя задают соответствующее направление детям для установления отношений друг с другом - позитивное, открытое или негативное, скрытное, равнодушное.

Конечно, благоприятный климат не формируется автоматически. Поэтому, • учителю, стремящемуся к установлению позитивных взаимоотношений в классе, необходимо, во-первых, самому уметь строить позитивные взаимоотношения, и, во-вторых, знать и понимать законы взаимоотношений между младшими школьниками.

Перечислим, некоторые особенности, выделяемые исследователями для построения позитивных взаимоотношений в коллективе младших школьников. Работу Н.А. Шкуричевой, которая подробно изучает проблему руководства общением (и в общем отношениями между школьниками), мы взяли за основу в описании технологий [9].

Использование совместной работы на уроках и во внеурочной деятельности. В ходе совместной работы школьники учатся взаимодействовать друг с другом, общаться. Начинать нужно с парной работы, постепенно переходя к групповым формам организации.

В ходе совместной деятельности, достигающей позитивных результатов, учащиеся учатся раскрывать себя и сотрудничать друг с другом. У школьников появляется уверенность в себе и желание трудится вместе, укрепляются позитивные отношения друг к другу.

Создание в классе атмосферы доверия, поддержки, понимания, защиты. Педагогу нужно уметь выстроить отношения так, чтобы дети смогли эмоционально открываться. Для этого могут помочь упражнения, игры, внеклассные мероприятия о дружбе, нравственности, благородных качеств в людях и т.п.

120

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Проведение диагностик для изучения потребностей и трудностей учащихся в межличностных отношениях в коллективе сверстников. Учитель, диагностируя учащихся, выявляет характер взаимоотношений между сверстниками и их изменение. По результатам диагностики педагог может составить более эффективный план работы по формированию позитивных отношении в классе.

Позитивное отношение учителя к каждому учащемуся в классе. У учителя не должно быть "любимчиков", "двоечников", "глупых". Учителю важно к каждому ребёнку относится внимательно, знать его качества. Часто младшие школьники оценивают друг друга так, как оценивает учитель те или иные качества своих учеников. Учителю важно понимать, что все дети совершенно разные, каждый ребёнок приходит со своим опытом и умением строить отношения. В большинстве случаев детям нужна помощь в этом вопросе. Поэтому стоит как можно чаще хвалить и подбадривать детей, имеющих проблемы в отношениях.

С.В. Колесова, считает, что умение любить детей является аксиоматическим для педагога. Она пишет: "Любить детей - это, прежде всего, понимать их, понимать, что происходит с ребенком, что он чувствует, когда совершает тот или • иной поступок" [5, с. 45].

Учитель сам постоянно совершенствуется в науке взаимоотношений между младшими школьниками. Известно, что каждый год обучения в начальной школе имеет свои отличительные характеристики. И отношения в первом, втором, третьем или четвёртом классе складываются по-разному. Дети в этом возрасте быстро меняются сами, изменяется их отношение к сверстникам. Учителю важно понимать временные, семейные, личностные особенности школьников.

Учитель просвещает родителей о взаимоотношениях между детьми. Учитель и родители должны действовать сообща, чтобы сформировать позитивные отношения в учебном классе. Учителю важно рассказывать родителям о том, как нужно относится к своему ребёнку, его друзьям. А также вдохновлять родителей на совместную дружбу в классе и организацию совместных мероприятий для их детей, для детей и родителей.

Таким образом, взаимоотношения - это особая наука, которой надо учиться. Отношениями пронизано всё существование человека. И от того насколько отношения позитивны определяется счастье человека на его жизненном пути. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент умения строить позитивные отношения. Место и позиция ребёнка в коллективе сверстников оказывают большое влияние на его настоящее и будущее развитие, как в освоение школьной программы, так и вообще в жизни. Именно в этом возрасте ребёнок осознанно чувствует потребность в общении. Он готов обучаться науке построения позитивных взаимоотношений. Но самому ребенку это не под силу.

121

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Поэтому руководство и помощь учителя являются важнейшим фактором построения позитивных отношений в коллективе младших школьников.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя - 2-е изд. - М.: Просвещение. - 1988. - 208 с.

2. Безродных Т.В. Организация конструктивных взаимодействий в учебной деятельности как фактора развития межличностных отношений младших школьников: (на примере уроков естествознания) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т.В. Безродных. -Чита: Уральский гос. педагогический университет, - 2005. - 22 с.

3. Колесова С.В. Повседневные приёмы позитивного воспитания личности // Альманах современной науки и образования. - 2014. - №12 (90). - С. 55-58.

4. Колесова С.В. Позитивная педагогика в начальной школе: учебное пособие. -Барнаул: АлтГПУ - 2015. - 231 с.

5. Колесова С.В. Позитивное педагогическое восприятие // Современные • технологии начального образования: материалы всероссийской заочной научной конференции, Барнаул, 18 февраля 2010 г. / Под ред. Г.Ф. Свиридовой. - Барнаул: АлтГПА, - 2010. - Ч.1. - С. 41-45.

6. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, -2006. - 317 с.

7. Нагорнова А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников // Воспитание школьников. - 2015. - №8. - С. 38-42.

8. Шкуричева Н.А. Учим детей культуре общения // Сельская школа. - 2011. -№3. - С. 105-115.

9. Шкуричева Н.А. Учите ребёнка общаться // Директор школы. - 2012. - №2. -С. 85-92.

10. Щуркова Н.Е. Искусство общения как проблема нового воспитания // Воспитание школьников. - 2013. - №9. - С. 3-12.

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.