Научная статья на тему 'Особенности межличностных отношений леворуких людей'

Особенности межличностных отношений леворуких людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2168
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буренкова Е. В., Чиханова И. В.

В данной статье рассматриваются особенностях межличностных отношений амбидекстров, праворуких, леворуких людей в юношеском возрасте. Исследователями было проведено диагностическое исследование для определения направления коррекционной программы, направленной на развитие межличностных коммуникаций у леворуких людей. В ходе статистического анализа полученных результатов были выявлены различия по шкалам агрессивности и напряженности в отношениях в зависимости функциональной асимметрии мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности межличностных отношений леворуких людей»

УДК 159.99

особенности межличностных отношений леворуких людей

Е. В. БУРЕНКОВА, И. В. ЧИХАНОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра общей психологии

В данной статье рассматриваются особенностях межличностных отношений амбидекстров, праворуких, леворуких людей в юношеском возрасте. Исследователями было проведено диагностическое исследование для определения направления коррекционной программы, направленной на развитие межличностных коммуникаций у леворуких людей. В ходе статистического анализа полученных результатов были выявлены различия по шкалам агрессивности и напряженности в отношениях в зависимости функциональной асимметрии мозга.

Проблема леворукости в последнее десятилетие активно исследуется и относится к одной из загадок человеческого организма в целом и мозга в частности. Проблема леворукости имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Люди с доминирующей левой рукой не всегда чувствуют себя комфортно в «праворуком» мире. С древних времен люди - левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и так далее. Отмечалось, что среди лиц с девиантным поведением, в частности, среди совершивших противоправные действия, процент леворуких значительно выше, чем среди законопослушных граждан.

В то же время существовала и противоположная точка зрения, согласно которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много выдающихся ученых (Леонардо до Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов), политических деятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин Франклин, Билл Клинтон, Джордж Буш), известных писателей (В. И. Даль, Льюис Кэрролл), деятелей искусства (Чарли Чаплин, Пол Маккартни) и так далее.

Систематическое изучение левшества в связи с проблемой межполушарной асимметрии началось во второй половине ХХ столетия. В 1970-2000-е годы, как в нашей стране, так и за рубежом стали появляться многочисленные публикации (в том числе и монографического плана) по проблеме левшества (М. М. Безруких; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; Э. Г. Симер-ницкая; С. Спрингер, Г. Дейч и др.).

Работы по изучению левшества ведутся в разных аспектах. Многочисленные исследования посвящены статистике левшества в разных странах (Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина). Разрабатываются различные теории происхождения левшества (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; М.А. Аннет); изучаются психологические и психофизиологические особенности левшей (М. М. Безруких; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова;

Н. В. Искольдский; В. А. Москвин; А. Л. Сиротюк;

В. В. Суворова), связь левшества с определенными соматическими и нервно-психическими заболеваниями

(А. П. Чуприков; С. Е. Казакова; С. И. Михайленко) и так далее.

Тем не менее, и в современной литературе существует много противоречий относительно психологических особенностей леворуких. Особое значение приобретает проблема левшества в возрастном аспекте. Лишь в 1980-е годы стали появляться данные о вреде переучивания левшей пользоваться правой рукой для выполнения повседневной деятельности (М. М. Безруких, А. П. Чуприков). Показано, в частности, что «традиционное» переучивание в раннем детском возрасте может привести к декстрастрессу, который оказывает негативное влияние на детскую психику [1, 2].

Так как леворукость является одним из важнейших проявлений функциональной асимметрии мозга, то функциональная специализация доминантного полушария мозга - левого у правшей, правого у левшей определяет некоторые психологические индивидуальные особенности леворуких людей, которые иным образом проявляются и в межличностных общении леворуких по сравнению с праворукими.

Актуальность выбранной нами темы исследования определяется:

1) неоднозначностью и противоречивостью литературных данных, касающихся особенностей межличностных отношений леворуких;

2) относительно малым числом исследований по диагностике и изучению левшества у людей юношеского возраста.

цель: изучить особенности межличностных отношений леворуких людей юношеского возраста для разработки коррекционной программы, направленной на развитие межличностных коммуникаций у леворуких людей.

объект исследования: межличностные отношения.

предмет исследования: особенности межличностных отношений леворуких людей юношеского возраста.

гипотеза: особенности межличностных отношений леворуких людей в юношеском возрасте характеризуются высоким уровнем конфликтности и агрессивности.

теоретической и методологической основой исследования явились: современное состояние проблемы функциональной асимметрии мозга (Е. Д. Хомская;

С. Спрингер, Г.Дейч; В.П. Леутин, Е.Н. Николаева) и

проблемы левшества (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова; А. П. Чуприков; M. А.Аннет, И. Макарьев), психологические особенности леворуких (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, Н.П. Реброва, М.П. Чернышева).

методы исследования: Организационный метод - сравнительный. Эмпирические методы: Диагностический метод:

1. Опросник право-леворукости (М.А. Аннет).

2. Определение ведущего полушария с помощью комплексного метода (Яссман Л. В., Данюков В. Н., 1999).

3. Опросник «Тип вашей умственной деятельности». (Терешкова Н.А.)

4. Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновского (СОМО).

Методы математической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, H-критерий Крускала Уоллиса.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Теоретический анализ психологической, педагогической литературы по теме исследования.

2. Цикл экспериментальных исследований, включающих в себя:

- изучение распределения «рукости» в популяции молодых людей в возрасте 18-20 лет;

- создание групп методом попарно-эквивалентного отбора из исследуемой выборки;

- проведение психодиагностических исследований, с использованием методик.

3. Анализ и интерпретация полученных эмпирических результатов для определения направления возможной психологической коррекции нарушений в межличностных отношениях леворуких людей юношеского возраста.

Исследование проводилось на базе ПГПУ им. В.г.Белинского. Всего в эксперименте приняли участие 151 студент юношеского возраста (18-20 лет), среди которых 9,3% - юноши, 90,7% - девушки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе исследования нами были опрошены 151 человек с целью определения их «рукости». Мы получили следующее распределение «рукости»: леворукие (9,9 %), праворукие (75,5 %), амбидекстры (14,6 %). Из них функциональной ассиметрии было обнаружено: правополушарный тип: 52 человека (34,4 %), левополушарный тип: 99 человека (65,6 %). Статистический анализ различий показал, что наиболее часто встречаются праворукие (ф* = 3,01 при р<0,01) и люди, обладающие левополушарным типом (ф* = 4,12 при р<0,01), т. к. выборку составляет реальные группы, мы можем считать, что это соотношение справедливо и для всей генеральной совокупности.

Анализ результатов диагностики интеллектуальных (ментальных) типов показал, что в изучаемой выборке в основном встречается левый лимбический тип (ф*=2,02 при р<0,05) и правый, левый лимбический тип (ф*=1,62 при р<0,05), что характеризует испы-

туемых как эмоциональных людей, видящих прежде всего, человеческий фактор. Они всегда внимательны к проблемам других. Стремятся к контактам, близким отношениям, часто испытывают сильное чувство принадлежности к группе, основанное на привязанности или общих ценностях. На первый план испытуемые ставят практическую сторону вещей. Чтобы сохранять спокойствие, они должен владеть ситуацией, быть внимательными к деталям. Преобладание людей с такими характеристиками объясняется прежде всего выбором профессии, т. к. большая часть испытуемых является студентами факультета психологии.

Таким образом, данная выборка характеризуется наличием праворуких, леворуких и амбидекстров с доминирующим правым или левым полушарием с различными вариантами сочетания ментальных типов. То есть деятельность мозга правшей и левшей имеет двойную поляризацию (правое - левое полушарие, лимбическая - кортикальная система). Следовательно, способ функционирования у каждого праворукого и леворукого (особенно леворукого, так как взаимодействие полушарий мало изучены) своеобразна и индивидуальна. Амбидекстры по своим индивидуальнопсихологическим характеристикам, по мнению исследователей, могут быть отнесены к правополушарным.

На втором этапе исследования методом попарноэквивалентного отбора исследуемой выборки испытуемые были распределены в группы: группа леворуких -15 человек; группа праворуких - 15 человек; группа амбидекстров - 15 человек.

В группе леворуких у всех испытуемых доминирует правое полушарие и характерно разное сочетание ментального типа, как и в группе праворуких, но доминирует у них левое полушарие. Группе амбидекстров характерно доминирование правого и левого полушария, в основном правого, и разное сочетание ментального типа.

Для определения особенностей межличностных отношений в отобранных группах была проведена диагностика межличностных отношений. Сравнение средних значений по шкалам опросника в исследуемых группах показало, что напряженность отношений в основном проявляется в группах П и Л (Мп = Мл = 6). Это характеризует их как людей, которые поглощены мыслями об отношениях, проявляют озабоченность отношениями, которые являются в их представлении неустойчивыми, доставляющими беспокойство и дискомфорт. Отчужденность в отношениях наиболее проявлена в исследовательской группе П (Мп= 5,4), что говорит о выраженности стремления дистанцироваться от других людей. В отношениях может иметь место отсутствие доверия, понимания, близости. Они, как правило, осторожны в установлении близких отношений и в выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения. Конфликтность в отношениях наиболее проявлена в группе Л (Мл = 6,07), что свидетельствует о возможном наличии противоречий, противостояния, противоборства между людьми. В отношениях каждый ориентируется на свои

интересы, стремится навязать предпочтительное для себя решение, открыто борется за реализацию своих интересов. Возможно наличие установки, что «жизнь -борьба против всех». Также у леворуких в среднем более высокие показатели по шкале «Агрессия в отношениях» (Мл = 5,8), что говорит о наличии тенденции доминировать над другими, обрести контроль, власть над другими людьми. Возможно проявление резкости, грубости в отношениях (как в вербальной, так и в невербальной форме), косвенной агрессии.

Статистический анализ результатов показал наличие существенных различий в распределении значений по субшкалам межличностных отношений опросника СОМО. Наименьшее согласование значений мы получили при сравнении групп П и А ^ = 0,147; г = -0,76) , что свидетельствует о существовании особенностей в установлении межличностных отношений.

Таким образом, особенности межличностных отношений определились по шкалам напряженность отношений, отчужденность в отношениях, агрессивность в отношениях и конфликтность в отношениях. Для данных групп характерны как низкие, так и высокие значения (особенно группе леворуких), что свидетельствует о дисгармонии в межличностных отношениях.

Полученные эмпирические данные позволяют выдвинуть два предположения: 1. Между группами Л, П, А существуют лишь случайные различия по шкалам напряженность отношений, отчужденность в отношениях, агрессивность в отношениях и конфликтность в отношениях. 2. Между группами Л, П, А существуют достоверные различия по шкалам напряженность отношений, отчужденность в отношениях, агрессивность в отношениях и конфликтность в отношениях.

Таким образом, статистический анализ различий трех групп по уровню измеряемого признака показал, что леворукие, праворукие и амбидекстры имеют различия в общении по уровню отчужденности (Нэ = 6,2, р<0,05), напряженности (Нэ = 11,5, р<0,01), агрессивности (Нэ = 6,2, р<0,05) и конфликтности (Нэ = 7,5, р<0,05) и мы можем говорить об особенностях межличностных отношений людей с различной рукостью.

Статистический анализ же различий по субшкалам опросника СОМО в эмпирических группах показало, что при сравнении результатов групп Л-А, П-А, Л-П по шкале напряженность в отношениях, у леворуких и праворуких напряженность в общении проявляется одинаково, а у амбидекстров низкая напряженность в отношениях, то есть в отношениях они чувствуют себя спокойно. Анализ распределения показал, что существуют различия в проявлении частоты встречаемости высокого уровня характеристики межличностных отношений в зависимости от рукости. Так, например, напряженность в основном проявляется в группах праворуких и леворуких - 26,7%, конфликтность и агрессивность - в группе леворуких (33,3% и 20% соответственно). По параметру «отчужденность» значимых различий выявлено не было.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате исследования мы диагностируем высокий уровень конфликтности, который характеризуется наличием противоречий, противостояния, противоборства между людьми, в отношениях. Для них характерно стремление подчинить себе других, доминировать над ними, эксплуатировать их, стремлением обрести контроль, власть над другими людьми, при этом возможно проявление резкости, грубости в отношениях (как в вербальной, так и в невербальной форме), косвенной агрессии. У праворуких более высокие показатели по шкале отчужденность в отношениях, что характеризуется стремлением дистанцироваться от других людей. у леворуких и праворуких более высокие показатели по шкале напряженность в отношениях (различия на 5% уровне статистической значимости), что свидетельствует об излишней сосредоточенности, поглощенности мыслями об отношениях, повышенной озабоченности отношениями, которые являются, как правило, в их восприятии неустойчивыми, доставляющими беспокойство и дискомфорт. Только у амбидекстров по всем шкалам низкие значения. Это, возможно, является свидетельством того, что у амбидекстров хорошо развиты как эмоциональная так и рациональная составляющая восприятия социальных ситуаций, т. е. они обладают более высоким уровнем дифференциации при возникновении тревожности в ситуациях, связанных с межличностными отношениями.

Итак, гипотеза нашего исследования: особенности межличностных отношений леворуких людей в юношеском возрасте характеризуются высоким уровнем конфликтности и агрессивности - подтвердилась. При этом мы обнаружили факт напряженности в отношениях как у праворуких, так и у леворуких людей, т. е. любая четко выраженная асимметрия может приводить к некоторой напряженности, т. к. более развит лишь один канал взаимодействия с окружающими - либо эмоциональный, либо рациональный. Конечно, существуют еще и индивидуальные психологические различия и акцентуации характера, которые также дифференцируют различные типы личности по параметру напряженности, конфликтности и агрессивности в межличностных отношениях, однако это не являлось целью нашего исследования.

Мы считаем, что одной из возможных причин полученных эмпирических результатов исследования стало доминирование правого или левого полушарий, которые характеризуются эмоциональностью и рациональностью. Следовательно, леворуким с доминированием правого полушария характерна излишняя эмоциональность: вспыльчивость, ранимость, соответственно они наиболее агрессивны и конфликтны в общении. у амбидекстров, владеющих и правой, и левой руками, максимально одинаково задействованы оба полушария. Следовательно, для того чтобы скорректировать агрессивность и конфликтность в обще-

нии, необходимо развивать функциональность обоих полушарий.

В результате проведенной работы нами достигнута основная цель исследования, а именно - изучены особенности межличностных отношений леворуких людей юношеского возраста и разработана коррекционная программа, направленная на развитие функциональности обоих полушарий.

список литературы

1. Леутин В. П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2005. 368с.

2. Реброва Н. П., Чернышева М. П. Функциональная меж-полушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. СПб.: Речь, 2004. 96с.

УДК 159.99

механизмы психологической защиты и типы поведения лиц с гомосексуальной идентичностью

Т. В. КОНСТАНТИНОВА, А. В. ФОМИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра общей психологии

В данной статье изучаются личностные особенности лиц с гомосексуальной идентичностью. Выявлены основные стереотипы восприятия людей с гомосексуальной идентичностью. Определены и статистически обоснованы характерные для лиц с гомосексуальной идентичностью механизмы психологической защиты, типы поведения и доминантные социальные инстинкты.

Проблема данного исследования заключается в изучении психологических особенностей лиц с гомосексуальной идентичностью для разработки рекомендаций по гармоничному развитию личности и социальной адаптации.

Отношение российского общества к гомосексуальности и гомосексуалам в целом отрицательно, но неоднородно. В экспресс-опросе в феврале 2001 года был предложен такой вопрос: “Люди очень по-разному относятся к гомосексуалистам и лесбиянкам. Как Вы лично думаете, это - ...”. Вариант “распущенность, вредная привычка” выбрали 36 % опрошенных, “болезнь или результат психической травмы” - 31 %, “сексуальная ориентация, имеющая равное с обычной право на существование” - 20 %, “признак особой одаренности, таланта” - 1 %, “затрудняюсь ответить” -12 %. В марте 2002 г. при опросе москвичей от 20 до 45 лет, на вопрос “ Как вы считаете, это нормально, допустимо - иметь половые контакты с партнером своего пола?” утвердительно ответили около 12 %, отрицательно - 76 %, 12 % затруднились ответом. В опросе, проведенном нами в 2006 году, молодые люди в возрасте от 15 до 35 лет положительно (86 %) относятся к проявлением гомосексуальности, 15 % из опрошенных респондентов имеют регулярные гомосексуальные контакты [1, 2].

Гомосексуализм - половое влечение к лицам своего пола. У мужчин - это уранизм, у женщин - лесбиянство [3, 4]. За понятием «гомосексуальность» скрывается широчайший круг самых разнообразных проблем и феноменов. Не существует единого типа гомосексуалиста, так же как не существует единого типа гетеросексуалиста. Гомосексуалисты ни соматически, ни поведенчески не образуют однородной группы [2]. По всем основным характеристикам (будь то критерии психологические, социально-психологические или со-

циальные, творческая одаренность, профессиональные предпочтения и т. д.) они разнятся ничуть не меньше, чем все остальные люди.

Целью исследования стало выявление механизмов психологической защиты и типов поведения лиц с гомосексуальной идентичностью, для разработки рекомендаций по гармоничному развитию личности и социальной адаптации.

Объект исследования - механизмы психологической защиты и типы поведения лиц с гомосексуальной идентичностью.

Предмет исследования - гомосексуальная идентичность как фактор, определяющий механизмы психологической защиты и типы поведения.

Мы предположили, что женщинам с гомосексуальной идентичностью свойственны:

- такие механизмы психологической защиты, как отрицание, регрессия, компенсация;

- такие типы поведения, как эгоистичный, агрессивный, подозрительный;

- такой доминирующий инстинкт, как инстинкт свободы и соответствующий ему либертофильный тип личности;

Методологической базой исследования явились труды Е. М. Деревинской, А. С. Гриншпуна, L. К. Bгos-teг, Р. Doeгг, З. Фрейда, И. Бибера, М. Стормза, Ф. Каллмана, М. Хиршфелда, А. М. Свядоща, И. С. Кона.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследованиях мы пользовались такими методами, как опрос и тестирование. Для изучения механизмов психологической защиты и типов поведения лиц с гомосексуальной идентичностью использовали следующие психодиагностические методики:

- опросник Гарбузова для выявления доминирующего инстинкта. Методика позволяет выявить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.