Научная статья на тему 'Особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей в процессе их профессионального роста'

Особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей в процессе их профессионального роста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1960
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ДЕФЕКТ ЗРЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / CAREER GUIDANCE / VISION DEFECT / THE PROFESSIONALIZATION OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Криводонова Юлия Евгеньевна

Задачей данной публикации является обоснование особенностей межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей, способствующих их профессиональному росту и развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES INTERPERSONAL INTERACTION BLIND AND VISUALLY IMPAIRED PEOPLE IN THEIR PROFESSIONAL GROWTH

The objective of this publication is to validate the features of interpersonal interaction of blind and visually impaired people, contributing to their professional growth and development.

Текст научной работы на тему «Особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей в процессе их профессионального роста»

О.Н. Шалифова, А.В. Красненко

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ РОЛЕЙ В БРИТАНСКОМ ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Занадворова Анна Владимировна. Функционирование русского языка в малых социальных группах: Речевое общение в семье: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. Москва, 2001. 173 с.

2. Байкулова Алла Николаевна. Речевое общение в семье : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. Саратов, 2006. 290 с.

3. Рытникова Я. Т. Семейная беседа: обоснование и риторическая интерпретация жанра: Автореф. дис. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1996. 20 с.

4. Holmes, J. (1997). Women, language and identity. Journal of Sociolinguistics, 1, 195-223.

5. Официальный сайт телекомпании “BBC”, сериал “My family”, episode 8 [Электронный ресурс] URL http://

www.comedy.co.uk/guide/tv/my_family/quotes . (дата обращения 26.12.11.)

6. Tannen, D. (2003a). Gender and family interaction. In J. Holmes and M. Meyerhoff (Eds.), The handbook of language and gender (pp. 179-201). Malden, MA: Blackwell

7. Сериал “Rules of engagement”, episode 0104 [Электронный ресурс] URL http://bigcinema.tv/series/ pravila-sovmestnoy-zhizni-serial-2007-rules-of-engage-ment/s01e01. (дата обращения 2.10.11)

8. Marinova, D. (2007). Finding the right balance between connection and control: A father’s identity construction in conversations with his college-age daughter. In D. Tannen,

S. Kendall, & C. Gordon (Eds.), Family talk: Discourse and identity in four American families (pp. 103-120). Oxford, UK: Oxford University Press.

DISTRIBUTION OF COMMUNICATIVE ROLES IN BRITISH FAMILY INTERCOURSE

© 2013

O.N. Shalifova, candidate of 3hilology, associate professor, head of the English Philology

A.V.Krasnenko, post-graduate student

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The paper focuses on the consideration of communicative roles of the mother and the father in the British family intercourse. The peculiarities of their communication are exposed on the basis of the speech analysis

Key words: communicative role, the communicative role of the mother, the communicative role of the father, peculiarities of family roles, family communication.

УДК 376.3

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ЛЮДЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

© 2013

Ю.Е. Криводонова, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского педагогического университета, психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

Бийский территориальный центр социальной помощи семье и детям, Бийск (Россия)

Аннотация: Задачей данной публикации является обоснование особенностей межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей, способствующих их профессиональному росту и развитию.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, профориентация, дефект зрения, профессионализация личности.

Процесс общения - это вид взаимодействия людей, в котором они одновременно являются объектами и субъектами. Общение как вид взаимодействия, зависит от опыта людей: чем ограниченнее опыт человека, тем ниже способность воспринять сигналы, которые несут осведомленность и информацию о взаимодействии с партнером.

Общение - это взаимодействие между участниками, каждый из которых является носителем активности и предполагает наличие ее в своих партнерах. Это выражается в том, что человек при общении инициативно воздействует на партнера, воспринимая его воздействия и отвечая на них.

Таким образом, общение это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижений общих результатов. [1]

Существует много точек зрения на толкование важности общения. В.М. Бехтерев выделяет функции общения, как механизм осуществления совместной деятельности. Он сделал вывод о том, что общение - это механизм объединения людей в группы, условие социализации личности. Чем богаче и разнообразнее общение, тем успешнее оно осуществляется. В.М. Бехтерев выделил два вида общения: непосредственное и опосредованное.

В.Н. Мясищев рассматривал общение, как процесс взаимодействия конкретных личностей, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. По его мнению, в общении человека выражаются отношения к партнеру с их разной активностью и избирательностью. [2]

Со зрительного восприятия начинаются межличностные контакты, возникают симпатии и антипатии к

партнеру по взаимодеиствию, стремления к повторным встречам или уклонение от них. Утрата или глубокое нарушение зрения препятствуют виденью лица партнера и других его внешних качеств (восприятие мимических движении, движении глаз и других, визуально воспринимаемых признаков) затрудняет процесс общения, так как незрячии человек лишается важного канала, по которому поступает информация об окружающих. [1]

По мнению А.Г. Литвака, личность формируется спонтанно, а слепота, ограничивающая контакты с миром, приводит к социальнои депривации.

Социальная депревация - лишение, проявляющееся в том, что вступая в процесс взаимодеиствия с партнером, незрячии человек при наличии минимального опыта, может неадекватно истолковывать его действия и поступки.

Это сказывается и на процессе профессионального становления как студентов, обучающихся в Вузах на равнее со зрячими, так и молодых специалистов, работающих не в смешанных коллективах, а в обычных. Это выражается в том, что незрячии человек более комфортно себя чувствует в среде незрячих или слабовидящих людеи, так как по убеждению многих незрячих, только такои же человек, пережившии аналогичное горе, способен его понять. Это касается смешанных коллективов, в которых учатся и работают сами незрячие. Требования к незрячему студенту или же специалисту в таком коллективе минимальны, так как люди, работающие с незрячими, не имеют достаточно ярких стереотипов. В ряде случаев, это выражается в их высказываниях по поводу того, что им неважно, как человек выглядит, как он одет и что он из себя представляет.

Более сложное положение возникает у тех незрячих

людей, которые обучаются или работают на равнее со зрячими людьми. В такой ситуации, человеку необходимо придерживаться именно тех рамок, которые уже имеются в обществе: манера поведения, внешний вид должны соответствовать. В такой ситуации, возникает масса стереотипов в обществе, согласно которым незрячие люди могут быть включены в общественную жизнь, но не во все её сферы. Так, к примеру, незрячий студент может быть неплохим помощником своим сокурсникам на экзаменах и при написании контрольных работ, быть неплохим специалистом своего дела, в связи с наличием более углубленного багажа знаний, возникшего в силу сложившейся ситуации.

Однако, в нашем обществе существует множество стериотипов, связанных именно с самореализацией незрячих людей в обществе. В связи с этим, существуют и определённые стратегии взаимодействия с ними. Так, например, человек со зрительной патологией может быть неплохим слушателем разного рода жалоб, советчиком при решении различных дел. Однако, даже при наличии подобной ситуации, лица, имеющие зрительный дефект, находятся, своего рода, между двух миров. С одной стороны, они незрячие люди и связаны с себе подобными людьми фактически - через дефект зрения. С другой - им более комфортно учиться и работать со зрячими людьми, но существует некая грань, до которой им добраться сложно в силу имеющихся в обществе сте-риотипов. Данная ситуация очень болезненно переживается, однако, психологам, работающим с незрячими людьми в сфере их социализации, необходимо формировать положительное отношение ко всему происходящему.

Акцент в работе должен быть сделан не на имеющемся физическом недостатке, а на путях и способах его преодоления. Именно в такой ситуации, даже не видя мимики лица партнёра по общению, можно научиться чувствовать человека и читать его эмоции, состояния, видеть его настроения, как открытую книгу. [3]

Однако, несмотря на важность и нужность такого рода работы, существует много точек зрения на толкование межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих. В.С. Мерлин считал, что слепота затрудняет поступление впечатлений извне и содействует углублению и просветлению нашей духовной жизни, то есть слепота оказывает влияние на развитие личности в целом. [4]

Восприятие и познание человека человеком у слепых имеет свои особенности: первоначально для восприятия человека человеком большое значение имеет мышечное чувство рук, ног, рецепция стоп, движения головы и шеи. На основе впечатлений, получаемых от разных ощущений, незрячий воспринимает свое тело и других людей. [5]

Большое значение для незрячих людей имеют шумы, издаваемые шагами человека, на основе которых они судят о росте, фигуре, душевных свойствах человека или делается заключение о телосложении человека, о его медлительности, нерешительности, стремительности, энергии. Незрячий ориентируется на поведение людей на основе признаков, доступных точному, дифференцированному восприятию. [6]

Походка, голос и жесты имеют сигнальное значение. В голосе незрячий улавливает настроение человека. На основе голоса он судит о душевном складе и переживаниях собеседника. Пол, возраст, общественное положение, характер человека определяются по голосу, шуму шагов, движений, походки. [7]

Из движений, воспринимаемых незрячими от окружающих, для характеристики человека, важно рукопожатие, которое свидетельствует о физических качествах человека. По рукопожатию они судят о росте человека. Мягкие, дряблые со слабыми мышцами руки свидетельствуют о физической слабости, вялости. Это впечатление гармонирует с впечатлением, формирующимся на основе звука голоса человека. Небрежное мимолетное

прикосновение свидетельствует о твердости, чувстве превосходства. Медленное, постепенно усиливающееся рукопожатие свидетельствует о расположении человека к человеку. При рукопожатии можно определить человека, занимающегося физическим трудом от человека, занимающегося другими профессиями. [5]

Важным элементом межличностного взаимодействия незрячих людей является ощупывание, которое делится на одноручное и двуручное. Ощупывание партнёра по общению - это получение полноценной информации о нём. Так, например, для снятия стрессового состояни-ячеловека в процессе взаимодействия в сложной для него ситуации, связанной с профессиональным ростом (ситуация сдачи экзамена определенному преподавателю, собеседование при приёме на работу), незрячему человеку необходимо ощупать партнёра по общению. При этом само ощупывание может быть как минимальным (рукопожатие начальника или преподавателя), так и максимальным, что связано с самой ситуацией взаимодействия.

Одноручное ощупывание делится на ощупывание одним указательным пальцем, когда ощупываются брови, ресницы, глаза, уши; ощупывание большим и указательным пальцами (щеки, нос); ощупывание пятью пальцами, когда узнается рост человека и его талия (тотальная слепота).

Двуручное ощупывание характеризуется тем, что человек ощупывается полностью, определяется его фигура, длина волос и их характеристики, одежда. Данный вид ощупывания является фактором, приближающим или отталкивающим человека от человека. [5]

Слуховое восприятие - важное средство общения незрячего с людьми. Оно имеет свои особенности: он узнает родных по голосу, отличает их от чужих. С пониманием развивается смысловая сторона речи и слепой человек ищет источник звука. Развитие общения лиц с глубокими нарушениями зрения определяет особенности развития фонематического слуха. Активное общение обеспечивает формирование связи слова с обозначающим его предметом. [3]

Несмотря на сложившиеся особенности межличностного взаимодействия незрячих с окружающими у них существуют свои специфические трудности:

1. Формирование неречевых средств общения, что проявляется в нечеткости образа восприятия человека, не позволяя людям на основе экспрессивно-мимических средств судить о состоянии партнера по общению.

2. Отставание предметно-действенных средств общения, что выражается в позах и жестах, неадекватных ситуации, несоответствующих эмоциональному состоянию человека. Для слепых характерна скованность движений, стереотипия выражения эмоциональных состояний, вербализм знаний о правильных жестах и действиях.

3. Монологичность речи, когда партнер нужен как слушатель, а не как собеседник.[8]

Проанализировав литературу, можно сделать вывод о том, что общение является важным условием компенсации слепоты. [9]

Бодалев А.А., Кроль А.М., Лисина М.И. выделили виды общения:

Деловое в условиях совместной деятельности; Неформальное личностное, основанное на личном интересе человека человеком. [2]

Нарушение зрения ведет к появлению специфических различий межличностного взаимодействия со зрячими, так как зрение выполняет важную роль в процессе общения:

Определение возраста по голосу.

Зрение делает общение свободным в пространственном отношении.

Зрение - это канал обратной связи. [10]

При слепоте обратная связь осуществляется затрудненно по характеру голосовой интонации партнера и за-

висит от закономерностей развития общения человека. Слепота может провоцировать ряд специфических закономерностей общения:

1. Средовые условия: обучение, воспитание, жизненные и семейные обстоятельства, характер социального окружения.

2. Индивидуальные особенности личности (характер, интересы, способности, темперамент, волевые качества).

Данные трудности могут быть у зрячих, но различия заключаются в том, что у слепых они встречаются чаще и имеют специфические особенности. Они зависят от времени потери зрения, реакции личности на слепоту. Затяжные депрессивные реакции могут приводить к ау-тизации личности. Личностная реакция на слепоту нарушает процесс межличностного взаимодействия из-за повышенной аффективности, агрессивности, повышенной обидчивости человека. Реакция личности на слепоту зависит от особенностей человека сложившихся до потери зрения, от социальной реакции окружения (потеря прежнего места работы, нарушение дисгармонии в семейных отношениях).[8]

Рассматривая влияние слепоты на психическое развитие, А.А. Крогиус писал, что слепота дает отпечаток на всю личность и может привести к разным проявлениям, и образованию различных особенностей. Это зависит от социальных условий, наследственности, от работы над собой. Значит отрицательное влияние на личность, зрительный дефект оказывает при неблагоприятных условиях развития слепого человека. Г.П. Недлер же считал, что компенсаторные приспособления не могут изменить душевной жизни слепых, они недостаточны для уравновешивания взаимодействия со средой. [7]

Проблема влияния глубоких нарушений зрения на процесс формирования личности, включая полную слепоту, волнует многих исследователей. В дефектологии и общей психологии существует два противоположных подхода к пониманию структуры личности слепых. Дефектологи считают, что нарушение зрения не влияет на личность человека. Психологи считают, что нарушение зрения оказывает глубокое влияние на личность, воздействуя на все ее структурные компоненты, в том числе и на особенности построения взаимоотношений с социальным окружением.[11]

Отправным моментом в нашем исследовании являлось теоретическое положение о существовании значимых отличий в характере межличностного взаимодействия слепых, слабовидящих и зрячих людей. [12]

Таким образом, предметом нашего исследования мы выбрали особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих детей.

В исследовании приняло участие 96 человек, которые были разделены на две группы: 1 группа состояла из слепых и слабовидящих людей, 2 группу составляли зрячие люди (студенты пятого курса факультета психологии). В экспериментальном исследовании принимало участие 66 слепых и слабовидящих людей в возрасте от 17-70 лет и 30 зрячих людей в возрасте от 23-30 лет.

Введение в экспериментальный план группы зрячих людей позволило сравнить особенности их межличностного взаимодействия с особенностями межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих.

Для определения стратегий межличностного взаимодействия людей со зрительными дефектами и зрячих людей нами использовался ряд методик - это прежде всего метод наблюдения, 16-ти факторный опросник Р. Кеттела, методика экспрессивной оценки, адаптированная специально для категории слепых людей, исходя из средств общения: голоса, интонации, речи и ее характеристик. Для определения стратегий межличностного взаимодействия людей со зрительными дефектами и зрячих людей нами использовался метод наблюдения и методика экспрессивной оценки. [4]

В ходе количественной обработки результатов, для

определения значимости отличий по уровню представленности в группах с разными стратегиями взаимодействия во всей выборке, нами использовался ^критерий Стьюдента.[12]

Метод наблюдения представлял из себя включенное наблюдение в непосредственную деятельность. Экспериментатор общался с испытуемыми в свободно организованной деятельности.

Методика экспрессивной оценки была адаптирована специально для категории людей со зрительным дефектом (слепых и слабовидящих), исходя из их средств общения: голоса, интонации, речи и ее характеристик. Для группы зрячих использовался оригинальный вариант этой методики.

Таблица 1

Результаты методики экспрессивной оценки

Шкала Зрячие Слепые

1 83% 73%

2 93% 84%

3 93% 84%

4 77% 73%

5 47% 73%

6 70% 73%

7 93% 73%

8 90% 77%

9 93% 84%

10 50% 58%

11 77% 66%

12 37% 78%

13 93% 86%

14 67% 81%

15 77% 81%

16 97% 81%

17 53% 72%

18 90% 70%

19 100% 78%

20 93% 88%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате зрячие люди продемонстрировали достаточное умение владения мимикой для выражения чувств и доброжелательного отношения к собеседнику (97%). По сравнению с ними, люди со зрительным дефектом (слепые и слабовидящие) менее успешно могут продемонстрировать свое отношение к собеседнику (81%).

Нами были обнаружены также значимые различия ^-Ст=2.04, а=0,04) в умении выразить отношение к собеседнику невербальными средствами общения (мимикой). Зрячие люди продемонстрировали достаточное умение владения мимикой для выражения чувств и доброжелательного отношения к собеседнику (97%). По сравнению с ними, люди со зрительным дефектом (слепые и слабовидящие) менее успешно могут продемонстрировать свое отношение к собеседнику (81%).

В понимании отношения к ним других людей, обе группы проявили высокие показатели, но зрячие в большей степени чувствуют положительное или отрицательное отношение собеседника в процессе общения (90%). В то время как у людей со зрительными дефектами, это качество менее выражено (70%).

Находясь в обществе, слепые стараются общаться только со слепыми, некоторые слепые избегают общения со зрячими из-за чувства своей малоценности. Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются особенно ярко в смешанных коллективах слепых и зрячих, так как в новых условиях возникают затруднения в свободном общении. Слепые становятся замкнутыми, уходящими от контактов со зрячими, занимают позицию изолированного, зависимого от мнения зрячих.

Таблица 2

Результаты личностного опросника Кэттела

Шкала зрячие % слепые %

сдержанный - общительный 4,86 5,53

конкретное,абстрактное -ограниченное мышление 5,46 5,00

эмоционально неустойчивый - устойчивый 4,25 4,80

зависимый от группы - самостоятельный 6,21 6,39

серьезный-беспечный 6,29 4,95

с выражением «я» - не принципиальный 5,75 5,64

робкий - склонный к риску 4,89 4,68

жесткий-мягкий 5,75 4,95

доверчивый-подозритель- ный 6,25 5,33

практичный-с богатым во-ображеним 5,89 5,48

прямолинейный-гибкий 5,04 5,08

спокойный-беспокойный 6,07 5,92

склонный к новаторству-консервативный 5,82 4,98

уступчивый-напористый 5,61 4,83

спонтанный-контролирую-щий себя 5,82 5,67

спокойный-напряженный 5,39 4,71

лживый-правдивый 4,93 4,79

Полученные результаты по этим шкалам показывают, что люди, имеющие дефект зрения характеризуются преобладанием реакции «беспечности» в отношениях с окружающими людьми (4,95%).

Сравнительные анализ показал, что группа зрячих людей, наоборот, демонстрирует преобладание «серьезности» в межличностных отношениях (6,29%).

В то же время группа людей с дефектом зрения проявила наличие «подозрительности» при общении со зрячими людьми (5,33%), а группа зрячих людей - наличие «доверчивости» при общении с людьми (6,25%).

Таким образом, можно увидеть, что личность слепых и слабовидящих людей характеризуется преобладанием беспечности, и в то же время подозрительности в общении. Это происходит потому, что зрительный дефект оказывает влияние на патологию характера, поэтому трудности в общении возникают чаще всего со слепыми, а не слабовидящими. У них вырабатываются патологические черты характера, схематичность в оценке людей, обидчивость и подозрительность.

Зрячие же люди демонстрируют противоположные

реакции - серьезность и доверчивость в общении с другими людьми.

Исходя из вышеперечисленных результатов содержательного и качественного анализа, а также метода математической статистики, можно сказать, что гипотеза, выдвинутая в нашем исследовании о наличие особенностей межличностного взаимодействия у слепых и слабовидящих людей подтвердилась.

Существует много точек зрения на толкование личности слепых. В дефектологии и общей психологии существует два противоположных подхода к пониманию структуры личности слепых: дефектологи считают, что нарушение зрения не влияют на личность человека, а психологи считают, что нарушение зрения оказывает глубокое влияние на личность, воздействуя на все ее структурные компоненты. [7]

М.И. Шиф считала, что дефект зрения оказывает отрицательное влияние на развитие личности. Мешкова же считала, что ущерб, нанесенный дефектом зрения, сказывается на всей личности человека.[5]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушение зрения оказывает влияние на личность в целом. Всякий дефект не ограничивается выпадением функции, а ведет к перестройке всей личности и дает силы к дальнейшей жизни, определяя их направления, а овладение способами восприятия и пониманию партнеров по социальным контактам ведет к расширению социальных связей. Сотрудничество же ведет к расширению социально-психологической адаптации и реадаптации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная академия, 1995. - 326с.

2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. -М., 1982.

3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих.

- М., 1980.

4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М., 1996. - 445 с.

5. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих //Под ред. А.Г. Литвака, Т.П. Феоктистовой,

Э.М. Головиной, О.М. Стерниной, В.Ф. Укрошинской.

- М., 1952.

6. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими //Под ред. А.Г. Литвака. - Ленинград, 1988.

7. Крогиус А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики. - М., 1980.

8. Трудности в общении инвалидов по зрению и пути их устранения. - М., 1991.

9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956, с. 449.

10. Графов А.П. Слепой и зрячий. - М., 1985.

11. Матвеев В.Ф. Психические отклонения при нарушениях зрения и слуха. - М., 1993.

12. Герасимов В.П. Математическое обеспечение психологических исследований: Учебное пособие. -Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997.

FEATURES INTERPERSONAL INTERACTION BLIND AND VISUALLY IMPAIRED PEOPLE IN THEIR PROFESSIONAL GROWTH

© 2013

Ju. E. Krivodonova, the psychologist of office of social rehabilitation of minors with limited intellectual and physical opportunities of health, graduate student of chair of practical and correctional psychology

of the Ural State Pedagogical University

Biysk territorial center of the social help to a family and children, Biisk (Russia)

Annotation'. The objective of this publication is to validate the features of interpersonal interaction of blind and visually impaired people, contributing to their professional growth and development.

Keywords: interpersonal communication, career guidance, vision defect, the professionalization of the individual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.