Научная статья на тему 'Особенности межличностного общения у дошкольников с патологией речи в системе «Взрослый - ребенок» в процессе игровой дидактической деятельности'

Особенности межличностного общения у дошкольников с патологией речи в системе «Взрослый - ребенок» в процессе игровой дидактической деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
933
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ФОРМ ОБЩЕНИЯ / СИСТЕМА "ВЗРОСЛЫЙ РЕБЕНОК" / ИГРОВАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИКИ / НОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОРМ ОБЩЕНИЯ / "ADULT CHILD" SYSTEM / COMMUNICATION FORMS / INDICES OF COMMUNICATION FORM MATURITY / DIDACTIC GAME ACTIVITY / PRESCHOOL CHILDREN / NORM OF SPEECH DEVELOPMENT / GENERAL SPEECH DEFICIENCY / LEVELS OF COMMUNICATION FORM MATURITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорофеева Ольга Викторовна

Статья посвящена исследованию уровня сформированности навыков общения дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи (ОНР). Результаты проведенного исследования свидетельствуют о специфике их становления у данных групп детей в игровой системе общения «Взрослый ребенок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Interpersonal Communication of Preschool Children Having General Alalia in the Process of Didactic Game Activities

The present paper is concerned with the analysis of communication skills of normal preschool children and those having general alalia. Research data show that the above-mentioned groups of children have their specificity in formation of communication skills in the «adult child» system

Текст научной работы на тему «Особенности межличностного общения у дошкольников с патологией речи в системе «Взрослый - ребенок» в процессе игровой дидактической деятельности»

СПЕЦИАЛЬНАЯ

КОРРЕКЦИОННАЯ

ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9

О. В. Дорофеева

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПАТОЛОГИЕЙ РЕЧИ В СИСТЕМЕ «ВЗРОСЛЫЙ - РЕБЕНОК» В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию уровня сформированности навыков общения дошкольников с нормой речевого развития и с общим недоразвитием речи (ОНР). Результаты проведенного исследования свидетельствуют о специфике их становления у данных групп детей в игровой системе общения «Взрослый - ребенок».

Ключевые слова: формы общения, показатели зрелости форм общения, система «Взрослый - ребенок», игровая дидактическая деятельность, дошкольники, норма речевого развития, общее недоразвитие речи, уровни сформированности форм общения.

Abstract. The present paper is concerned with the analysis of communication skills of normal preschool children and those having general alalia. Research data show that the above-mentioned groups of children have their specificity in formation of communication skills in the «adult - child» system.

Index terms: communication forms, indices of communication form maturity, «adult - child» system, didactic game activity, preschool children, norm of speech development, general speech deficiency, levels of communication form maturity.

Согласно данным коррекционной педагогики и психологии (В. И. Селиверстов, Е. В. Шипилова, О. В. Трошина, Е. В. Жулина), дошкольники с отклонениями в речевом развитии значительно отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню подготовки к школьному обучению. Одним из основных показателей, свидетельствующих об отсутствии готовности учиться в школе, служит неумение подчинять свою деятельность определенным требованиям.

Работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других педагогов и психологов позволили определить ведущую деятельность до-

школьного возраста как деятельность игровую, и степень зрелости личности дошкольника следует соотносить с уровнем развития его ведущей деятельности - игры (К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, М. Монтессори, Д. А. Колоцца и др.).

Вместе с тем особенности игровой деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи, в настоящее время изучены недостаточно. Исследования показывают, что такие дети сопровождают игровые действия ограниченным речевым общением, плохо концентрируются на выполняемой деятельности, у них отмечается отсутствие или снижение мотивации к ней, они не могут должным образом регулировать собственное поведение (С. М. Валявко [1], Т. Н. Волковская [2], О. С. Павлова [5]). Содержание и правила многих игр остаются недоступными для их самостоятельного восприятия.

Необходимость специально организованного обучения игре дошкольников с речевой патологией была обоснована в исследованиях Л. Г. Соловьевой, Н. Е. Новгородской, Т. Ю. Щербаковой, Е. А. Харитоновой. Отмечая важность данной задачи, О. О. Косякова писала: «Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею» [3, с. 156].

Поскольку в процессе игры ребенок приобретает навыки межличностного общения во взаимодействии с педагогом и другими детьми (Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина и др.), постольку организованное и направляемое педагогом общение стимулирует развитие игровой дидактической деятельности, которая, в свою очередь, является одним из главных компонентов полноценного развития ребенка. Взаимодействие, понимаемое как условие и как средство развития интеллектуально-творческих и коммуникативных способностей, осуществляется во всех системах: «педагог - ребенок», «педагог -родитель», «родитель - ребенок», «ребенок - ребенок».

М. И. Лисиной была описана последовательность форм общения ребенка со взрослым: ситуативно-деловая (от шести месяцев до трех лет); внеситуативно-познавательная (от трех до пяти лет); внеситуативно-личностная (от пяти до семи лет).

В настоящее время изучение особенностей становления коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи выявило преобладание у данной категории детей ситуативно-деловой формы общения со взрослым, в том числе и в процессе сюжетно-ролевой игры (Л. Г. Соловьева, Е. Г. Федосеева, Е. А. Харитонова). Однако характер общения дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой дидактической деятельности остался за рамками педагогических изысканий.

Цель нашего экспериментального исследования заключалась в том, чтобы установить уровень зрелости общения дошкольников в системе «Взрослый (экспериментатор) - ребенок» в процессе игровой дидактической деятельности.

Исследование проводилось в условиях естественного и лабораторного эксперимента с использованием дидактических игр, различных по своему содержанию и направленности. В эксперименте участвовали дошкольники в возрасте 5-5,5 лет: 40 детей с нормой речевого развития составили контрольную группу (КГ) и 30 дошкольников с общим недоразвитием речи - экспериментальную группу (ЭГ).

В соответствии с поставленной целью мы выделили следующие составляющие процесса общения «Взрослый - ребенок»:

• потребность в уважении старших;

• концентрация на заданной теме;

• целенаправленность вопросов;

• адекватность в оценке своего опыта;

• взаимопонимание со взрослым и сопереживание.

Учитывая выделенные М. И. Лисиной [4] качественные ступени роста процесса общения ребенка со взрослым и материалы исследования по данной тематике А. Г. Рузской [6], мы определяли уровень развития каждой составляющей - высокий, средний или низкий.

Первая составляющая общения «Взрослый - ребенок» «Потребность в уважении старших» определялась характером реакций дошкольников на рекомендации педагога.

Высокому уровню соответствует внеситуативно-личностная форма общения. Его отличительной чертой является восприятие взрослого как образца, эталона поведения во всех жизненных ситуациях. Общение имеет характер настойчивого поиска верных решений в поступках и действиях окружающих людей. Ставя во главу любой ситуации мнение взрослого, дошкольники готовы к пониманию и овладению законами взаимосвязи в системе отношений, правилами поведения и обязанностями в обществе знакомых и незнакомых людей. Стремление к взаимопониманию со взрослым на уровне новой коммуникативной потребности выражается в том, что они не настаивают на обязательной похвале, а стремятся к осознанию правильности выполнения своих действий.

Средний уровень характеризуется внеситуативно-познавательной формой общения, представляющей собой теоретическое сотрудничество ребенка и взрослого. Дошкольники испытывают острую потребность в контактах со взрослым, которого воспринимают как помощника в решении значимых для них вопросов. Им свойственна повышенная чувствительность к тому, как относится к ним взрослый, которая выражается в радостных эмоциях в ситуациях похвалы и явном огорчении при получении замечаний.

Низкий уровень проявляется в ситуативно-деловой форме общения ребенка со взрослым, носящей сугубо деловой, практический характер. Дошкольники, ошибаясь в действиях с опорой на образец, предложенный взрослым, остаются безразличными к замечаниям и предложениям педагога обсудить процесс деятельности.

Анализируя данные, полученные в ходе общения с дошкольниками в игре, мы определили уровни зрелости свойственных им навыков общения.

Высокий уровень зрелости в рамках составляющей «Потребность в уважении старших» не был отмечен ни в одной из исследуемых групп (рис. 1). У дошкольников КГ преобладал средний уровень. Они с настороженностью воспринимали замечания со стороны взрослого, но, получив даже небольшую эмоциональную поддержку, начинали относиться к помощи педагога как показателю значимости себя и своих действий. Анализ результатов испытуемых ЭГ выявил доминирование низкого уровня. Недостаточная зрелость используемых языковых средств в большей степени предполагала невербальную деятельность с сугубо деловым, практическим характером. Дошкольники этой группы не могли самостоятельно выполнять действия, требующие запоминания двух-трех сложных инструкций. На предлагаемую взрослым помощь либо реагировали с безразличием, либо бурно протестовали вплоть до полного прекращения игры и отказа от любой формы общения. Одной из причин появления негативизма к рекомендациям педагога, с нашей точки зрения, может служить недоразвитие языковых средств дошкольников ЭГ, что обусловливает наличие трудностей не только в продуцировании ими вербального материала, но и в понимании получаемой информации.

КГ

ЭГ

Группа

Рис. 1. Уровень зрелости составляющей «Потребность в уважении старших»:

- низкии;

- средний;

- высокий

Вторая составляющая, «Концентрация на заданной теме», учитывала характер заинтересованности предметом общения.

Высокому уровню соответствует внеситуативно-личностная форма общения: в любой ситуации центром общения для ребенка является взрослый. Дошкольники понимают, что им необходимо уметь смотреть, слушать, запоминать, стараться не допускать ошибок. Занимающие данную позицию дети не отвлекаются, внимательны к действиям взрослого, не затевают разговоров на отвлеченные темы.

Средний уровень представлен внеситуативно-познавательной формой общения ребенка со взрослым. Находящиеся на данном уровне дошкольники недостаточно внимательны, допускают ошибки в выполняемой деятельности, так как их интересы часто выходят за пределы обсуждаемой темы. В то же время при налаженном теоретическом сотрудничестве и заинтересованности взрослого в его проблемах и потребностях дети способны сконцентрироваться, не отвлекаясь на другие темы общения.

Низкий уровень означает ситуативно-деловую форму общения с характерным для нее отсутствием внимания на протяжении всей игровой деятельности и наличием ошибок в выполнении задания. Деятельность сопровождается не относящимися к ней разговорами и действиями.

Полученные в ходе исследования показатели второй составляющей выявили соответствие возрастной норме у 93 % дошкольников КГ и ее незрелость у 100 % испытуемых ЭГ (рис. 2).

£ 100 1....................................................................

х :::::::::::

ш ::::::::::

8 75 ---------------::::::::::--------------- -----------------------------

> ::::::::::

50--------------::::::::::--------------- ---------------------

25--------------::::::::::--------------- ---------------------

КГ ЭГ Группа

Рис. 2. Уровень зрелости составляющей «Концентрация на заданной теме»:

I I - низкий; - средний; - высокий

Высокий уровень обнаружили лишь 3 % дошкольников КГ. Продемонстрировавшие средний уровень дошкольники КГ отвлекались, делились впечатлениями, жаловались на сверстников, но достаточно легко могли вернуться к выполняемой деятельности и, соответственно, к целенаправленному общению. Находящиеся на низком уровне испытуемые КГ в играх не проявляли заинтересованности к объяснениям взрослого. Недостаточное понимание вербальных инструкций осложняло постижение правил предложенной игры. Они играли, часто не обращая внимания на рекомендации педагога, либо начинали дурачиться, производя действия, не относящиеся к заданной игровой задаче, либо вообще прекращали деятельность.

«Целенаправленность вопросов» рассматривалась в качестве третьей составляющей общения «Взрослый - ребенок», фиксирующей наличие вопросов у дошкольников в процессе игрового сценария и соответствие их теме общения.

Демонстрирующие высокий уровень дошкольники придерживаются внеситуативно-личностной формы общения. Они пытаются вывести разговор на личностные темы, спорят с целью уточнения и проверки правильности понимания своих поступков и отношения к предмету или явлению.

Со средним уровнем соотносится внеситуативно-познавательная форма общения. Дошкольники задают много вопросов, но они не всегда совпадают с предметом обсуждения.

Низкий уровень означает ситуативно-деловую форму общения: дошкольники строят отношения со взрослыми только на практическом материале, стараясь избегать всех вариантов вербальности в общении.

Согласно результатам исследования, высокий уровень данной составляющей не был отмечен ни в одной из групп (рис. 3). Соотнесенность со средним уровнем была выделена у дошкольников КГ в 72 % случаев. Вопросы дошкольников не соответствовали теме общения, но представляли собой развернутые высказывания. Средний уровень испытуемых ЭГ характеризовался низкой активностью, что выражалось в отсутствии самостоятельных вопросов и преобладании коротких реплик - комментариев к высказываниям более активных участников игры. Дошкольники ЭГ и КГ с низким уровнем выполняли действия молча, не обращаясь к экспериментатору даже в спорных ситуациях.

Группа

Рис. 3. Уровень зрелости составляющей «Целенаправленность вопросов»: I I - низкий; - средний; - высокий

Четвертая составляющая - «Адекватность в оценке своего опыта» -определялась характером восприятия предлагаемой помощи.

Высокому уровню соответствует внеситуативно-личностная форма. Дошкольники, поднявшиеся до данной формы общения, стремятся к взаимопониманию со взрослым, к сопереживанию с ним. В ситуациях ошибочных действий дети охотно вносят поправки, желая достичь единства во взглядах и оценках со взрослым. Они дорожат признанием их заслуг, радуются похвале, но в то же время реально оценивают недостаточность своего жизненного опыта, интересуются мнением старших и реагируют на замечания без обиды.

Показатель среднего уровня соотносится с ситуативно-познавательной формой общения, для которой характерна выраженная потребность в похвале взрослого. При отсутствии или недостаточности таковой дети становятся капризными, обидчивыми.

Низкий уровень определяется наличием ситуативно-деловой формы общения и соответствует выраженной недостаточности или отсутствию взаимопонимания со взрослым. Дошкольники не всегда адекватно реагируют на помощь со стороны педагога, часто не принимают ее, не осознавая ее содержания.

Согласно результатам исследования, высокий уровень не был отмечен ни в одной из исследуемых групп (рис. 4). У находящихся на среднем уровне 85 % испытуемых КГ и 23 % испытуемых ЭГ игры и сопровождающее их общение опирались в большей степени на ободрение и похвалу взрослого. В проявлениях низкого уровня отмечались качественные отличия. В КГ дошкольники хаотично выполняли действия, прислушиваясь и следуя разнящимся подсказкам других играющих. Испытуемые ЭГ, приняв решение, тут же могли изменить его, не обращая внимания ни на советы педагога, ни на подсказки сверстников.

КГ

ЭГ

Группа

Рис. 4. Уровень зрелости составляющей «Адекватность в оценке своего опыта»:

I I - низкий; - средний; - высокий

Пятая составляющая, «Взаимопонимание и сопереживание со взрослым», будучи итоговой в системе общения «Взрослый - ребенок», характеризовала возможности дошкольников понимать и быть готовыми следовать предложенным взрослым правилам и инструкциям.

Соответствующий ей высокий уровень соотносится с внеситуативно-личностной формой общения, при которой дошкольники стремятся прийти к единству во взглядах со взрослым, меняя свое мнение и внося поправки в деятельность, стараясь понять содержание материала, предложенного взрослым.

Средний уровень характеризуется выбором ситуативно-познавательной формы, при которой дошкольники механически выполняют ука-

зания взрослого, не всегда точно понимая их содержание, без должного внимания относясь к предложенным инструкциям.

Показатели низкого уровня были выявлены при следовании ситуативноделовой форме общения, сопровождавшейся выраженным нежеланием и неумением дошкольников слушать и понимать предложенный материал общения.

Результаты исследования зафиксировали наличие высокого уровня лишь у 5 % дошкольников КГ, тогда как средний уровень отмечался у 85 % детей данной группы (рис. 5). Большинство испытуемых ЭГ продемонстрировали низкий уровень взаимопонимания со взрослым.

Группа

Рис. 5. Уровень зрелости составляющей «Взаимопонимание и сопереживание со взрослым»: □ - низкий; - средний; “

- высокий

В ходе статистической обработки материала была выявлена наиболее близкая корреляция результатов данной составляющей с показателями «Концентрации на заданной теме общения».

Анализ особенностей общения дошкольников исследуемых групп обнаружил выраженные расхождения в показателях КГ и ЭГ. В ЭГ выявилось преобладание низкого уровня зрелости всех составляющих общения системы «Взрослый - ребенок» и наличие незначительного процента дошкольников, продемонстрировавших средний уровень.

В то же время, при преобладании у дошкольников КГ среднего уровня общения со взрослым, показатели низкого уровня отмечались во всех исследуемых составляющих.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о недостаточной сформированности навыков общения в системе «Взрослый - ребенок» у дошкольников с нормой речевого развития и выраженной незрелости их у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В ходе констатирующего эксперимента были выявлены качественные и количественные показатели навыков общения дошкольников с недоразвитием речи, обнаружившие следующие проблемы:

• несформированность потребности в уважении взрослого;

• отсутствие концентрации на теме общения;

• низкую целенаправленность либо отсутствие вопросов в общении;

• некритичность в оценке собственного опыта;

• неумение найти взаимопонимание в общении со взрослым.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации

специальной работы по формированию игровой дидактической деятельности как предпосылки к школьному обучению у детей с речевой патологией.

Литература

1. Валявко С. М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. ... канд. пед. наук. М., 2006. 24 с.

2. Волковская Т. Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи (экспериментальное изучение) // Спец. психология. М., 2008. № 3(17). С. 37-47.

3. Косякова О. О. Логопсихология: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 254 с.

4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.

5. Павлова О. С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: ав-тореф. ... канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Рузская А. Г. Психология дошкольника: хрестоматия: для студ. сред. пед. учеб. заведений / сост. Г. А. Урунтаева. М.: Издат. центр «Академия», 2000. С. 5-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.