Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ СЫРЬЕМ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ СЫРЬЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Международная торговля / сельское хозяйство / традиция / местонахождение / добыча / сырье / ресурс / товар / монография / International trade / agriculture / tradition / location / production / raw materials / resource / product / monograph

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алланазаров Т.А., Гурбанов С.

В данной статье представлен краткий обзор об особенностях международной торговли сырьем, а также введена информация о главных особенностях минеральных и сельскохозяйственных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERNATIONAL TRADE IN RAW MATERIALS

This article provides a brief overview of the features of international trade in raw materials, and also introduces information about the main features of mineral and agricultural resources.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ СЫРЬЕМ»

УДК 33

Алланазаров Т.А.

Старший преподаватель кафедры мировой экономики Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашхабад, Туркменистан Гурбанов С.

Магистрант кафедры мировой экономики Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашхабад, Туркменистан

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ СЫРЬЕМ

Аннотация

В данной статье представлен краткий обзор об особенностях международной торговли сырьем, а также введена информация о главных особенностях минеральных и сельскохозяйственных ресурсов.

Ключевые слова

Международная торговля, сельское хозяйство, традиция, местонахождение, добыча, сырье, ресурс, товар, монография.

Allanazarov T.A.

Lecturer at the Department of World Economics Turkmen State Institute of Economics and Management

Ashgabat, Turkmenistan Gurbanov S.

Master's student at the Department of World Economics Turkmen State Institute of Economics and Management

Ashgabat, Turkmenistan

FEATURES OF INTERNATIONAL TRADE IN RAW MATERIALS Annotation

This article provides a brief overview of the features of international trade in raw materials, and also introduces information about the main features of mineral and agricultural resources.

Keywords

International trade, agriculture, tradition, location, production, raw materials, resource, product, monograph.

Международная торговля сырьевыми товарами является наиболее традиционной формой международной торговли и составляет более 20% в товарной структуре мирового экспорта. При этом минеральное сырье составляет более 12%, сельскохозяйственное сырье и продовольствие - около 9%.

Главная особенность минеральных и сельскохозяйственных ресурсов заключается в неравномерности их размещения. Основная часть их добычи либо произрастания сосредоточена в сравнительно небольшом числе государств. Еще в большей степени сконцентрировано потребление этих ресурсов, причем потребление минерального и сельскохозяйственного сырья обычно не совпадает с местонахождением его добычи и переработки. Между производителями и потребляющими странами наблюдается большой разрыв, что обусловливает возрастающую роль мировых рынков в

перераспределении ресурсов. Доля экспортируемой нефти достигает 55% ее производства, экспортируется около 46% мирового производства железных руд, 43% - медных руд, 37% - цинка и т. д. Что касается сельскохозяйственного сырья, то 25% объема произведенной продукции поступает на мировой рынок.

Резкие колебания цен на рынке нефти, сахара и какао, а также стабильный рост цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие в 2010-2011 годах привлекают внимание и политиков, и экономистов, и представителей бизнеса. О нефти, продовольственной безопасности, спекуляциях товарными фьючерсами написаны статьи, монографии, учебники. Однако, на наш взгляд, удивительно мало внимания уделяется системе международного регулирования сырьевыми товарными рынками, которая сложилась в 70-х годах прошлого столетия, довольно эффективно работала до конца XX века, однако в условиях глобализации перестала справляться со своими задачами. Сформировавшиеся инструменты в этой системе межгосударственного регулирования сырьевыми рынками были направлены на предотвращение страновых рисков. В глобальной экономике основные риски переместились из отдельных стран на глобальные товарные и финансовые рынки, бороться с которыми не научились ни глобальные международные организаций, такие как ООН, МВФ, Всемирный банк, ВТО, ни отраслевые организации, созданные для регулирования отдельных товарных рынков.

Необходимость реформирования системы международных организаций, в том числе торговых организаций, очевидна. Но прежде, на наш взгляд, целесообразно вспомнить, что представляет собой существующая система межгосударственного регулирования сырьевых рынков.

Торговля многими сырьевыми товарами на мировом рынке осуществляется на биржах, а цены на такие товары во внешней торговле ориентируются на биржевые поставки (пшеницы, кукурузы, кофе, сахара, нефти, меди, никеля, свинца, цинка и т.д.). Некоторые товары продаются на аукционах, которые определяют мировые цены (чай, хлопок, овощи, фрукты и т.д.).

Список использованной литературы:

1. Экономическая теория. Ашхабад, 2010

2. Мировые экономические отношения. Ашхабад, 2016

© Алланазаров Т.А., Гурбанов С., 2023

УДК 33

Алланазаров Т.А.

Старший преподаватель кафедры мировой экономики Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашхабад, Туркменистан Пенаева О.

Магистрант кафедры мировой экономики Туркменский государственный институт экономики и управления

г. Ашхабад, Туркменистан

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НА ЭКОНОМИКУ Аннотация

В данной статье представлен краткий обзор о влиянии глобальных проблем на экономику, а также введена информация о современных геополитических нестабильностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.