Научная статья на тему 'Особенности международного сотрудничества в рамках противодействия занятию проституцией и использованию доходов от нее третьими лицами'

Особенности международного сотрудничества в рамках противодействия занятию проституцией и использованию доходов от нее третьими лицами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
883
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТИТУЦИЯ / СЕКСУАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ТОРГОВЛЯ ЖЕНЩИНАМИ И ДЕТЬМИ / ДЕТСКАЯ ПРОСТИТУЦИЯ / КОНВЕНЦИЯ / PROSTITUTION / SEXUAL EXPLOITATION / TRAFFICKING OF WOMEN AND CHILDREN / PROSTITUTION OF CHILDREN / CONVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрянина Ольга Александровна

В статье проведено исследование основных международно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере противодействия занятию проституции и использованию доходов от нее третьими лицами. Полученные результаты предоставили возможность выдвинуть гипотезу по дальнейшему развитию российского национального законодательства в области противодействия преступлениям, сопряженным с занятием проституцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of international cooperation in the framework of combating prostitution and using the revenue from it by third parties

A study of the basic international legal acts regulating relations in the sphere of combating the occupation of prostitution and using the revenues from it by third parties is performed in the article. The obtained results are presented the opportunity to hypothesize on the future the development of the Russian national legislation in the field of combating crimes involving prostitution.

Текст научной работы на тему «Особенности международного сотрудничества в рамках противодействия занятию проституцией и использованию доходов от нее третьими лицами»

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

УДК 341

Петрянина Ольга Александровна Petryanina Olga Aleksandrovna

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и международного права

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), senior lecturer of the chair of constitutional and international law Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: petryanina-oa@mail.ru

Особенности международного сотрудничества в рамках противодействия занятию проституцией и использованию доходов от нее третьими лицами

The features of international cooperation in the framework of combating prostitution and using the revenue from it by third parties

В статье проведено исследование основных международно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере противодействия занятию проституции и использованию доходов от нее третьими лицами. Полученные результаты предоставили возможность выдвинуть гипотезу по дальнейшему развитию российского национального законодательства в области противодействия преступлениям, сопряженным с занятием проституцией.

Ключевые слова: проституция, сексуальная эксплуатация, торговля женщинами и детьми, детская проституция, Конвенция.

A study of the basic international legal acts regulating relations in the sphere of combating the occupation of prostitution and using the revenues from it by third parties is performed in the article. The obtained results are presented the opportunity to hypothesize on the future the development of the Russian national legislation in the field of combating crimes involving prostitution.

Keywords: prostitution, sexual exploitation, trafficking of women and children, prostitution of children, the Convention.

В истории современности всех стран, наверное, нет такого периода, когда бы не раздавались крики о помощи общества при падении нравов и кризисе нравственности.

Проблема установления ответственности за преступления, сопряженные с занятием проституцией, является одной из важнейших на уровне всего мирового сообщества.

По масштабам распространения и уровню общественной опасности проституция сегодня соизмерима с угрозами, посягающими на безопасность не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества. Как правильно отмечает А.В. Петрянин, в активно развивающемся всемирном процессе глобализации в целях повышения качества международного сотрудничества в области противодействия преступности необходима четкая гармонизация национального, зарубежного и международного законодательств [1, с. 78].

Рост преступности, сопряженной с сексуальной эксплуатацией, актуализирует проблему предупреждения и профилактики преступлений в сфере «секс-индустрии». Наличие многообразных подходов, имеющихся сегодня как в доктрине, так и в

праве, раскрывающих содержание рассматриваемого явления, создало на уровне международного права целостную систему норм, позволяющих противодействовать сексуальной эксплуатации.

Исследование международных нормативных правовых актов показало, что проблема борьбы с сексуальной эксплуатацией существует уже достаточно давно, и ей посвящено более 15 международных договоров.

Первым документом на международном уровне регламентации ответственности за эксплуатацию в сфере оказания услуг сексуального характера стала Конвенция «О борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами» [2, с. 150]. Она была открыта для подписания 21 марта 1950 года, СССР присоединился к Конвенции 11 августа 1954 года с заявлением и оговоркой, вступившей в силу 9 ноября 1954 года (оговорка была снята Указом Президиума ВС СССР от 10.02.1989 № 10125-Х1) [2, с. 153].

В заявлении говорилось о присутствии в советском законодательстве карательных мер, за преступления, предусмотренные Конвенцией. Однако Правительство СССР обусловливает свое реше-

ние о присоединении к Конвенции тем, что борьба с этими преступлениями имеет международное значение.

Конвенция подробно разбирает вопросы ответственности за деяния, сопряженные с занятием проституцией, в рамках которой особое внимание уделено противодействию международной торговле людьми в целях дальнейшей эксплуатации в занятии проституцией. Конвенцией закреплена: помощь женщинам и детям, ставшим жертвами проституции; обязанность государств-участников ввести наказание за эксплуатацию в занятии проституцией.

Подвергнув анализу Преамбулу Конвенции мы видим, что проституция и сопровождающая ее международная торговля (купля-продажа) людьми является общественно опасным деянием. При этом ответственность за торговлю людьми может наступить только в случае доказывания дальнейшего вовлечения потерпевших в занятие проституцией.

Хотелось бы подчеркнуть, что в соответствии со статьей 1 Конвенции ответственность за преступления, закрепленные в ней, наступает как в случае принуждения к занятию проституцией, так и при наличии согласия на эксплуатацию потерпевшего лица в целях проституции.

Статья 2 Конвенции также рекомендует криминализировать содержание и финансирование притонов, непосредственно предназначенных для оказания услуг интимного содержания [2, с. 150].

Статья 8 Конвенции дает указание на незамедлительную криминализацию деяний, указанных в статьях 1 и 2, для всех стран-участниц. Данное утверждение имеет расхождение с законодательством Российской Федерации. Так, на основании статьи 6.12 КоАП РФ получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, является административным правонарушением, что противоречит положениям Конвенции.

При рассмотрении проблемы сексуальной эксплуатации целесообразно подвергнуть анализу и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая была принята Организацией Объединенных Наций 18 декабря 1979 года. Так, например, ст. 6 Конвенции устанавливает четкую взаимосвязь дискриминации с торговлей женщинами и эксплуатацией их в занятии проституцией [3, с. 40].

Россия стала активным участником этой Конвенции еще в 1980 году [4]. И это направление стало сверхактуальным в период с конца 80 — начала 90 годов XX века, при переходе Российской Федерации на принципиально иные правовые и экономические «рельсы». С учетом резкого снижения уровня жизни и в активно развивающихся условиях реформирования общества женщины и дети стали наиболее уязвимыми в различных формах преступных посягательств. Особенно это стало проявляться в деяниях, сопряженных с сексуальной эксплуатацией. Эта проблема затронула и другие страны,

поэтому, в 1989 году, Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

С учетом положений этой Конвенции обязанность защиты ребенка от сексуальных посягательств, выражающихся в сексуальной эксплуатации и сексуальном совращении, полностью ложится на государство-участника.

В силу нередких коллизий национального и международного законодательства в последнее время появилась проблема определения возраста совершеннолетия. Так, Е.О. Чинарян говорит о том, что основной причиной такой проблемы являются существенные различия в правовых, культурных, религиозных и политических системах стран — участниц Конвенции [5, с. 21]. Так, в России в соответствии с положениями, закрепленными в статье 54 Семейного кодекса РФ, ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть восемнадцати лет, что в целом соответствует рекомендациям Конвенции.

На фоне отсутствия части дефиниций в рассматриваемой Конвенции закреплены виды преступных посягательств в отношении ребенка. В первую очередь к таковым отнесена эксплуатация ребенка, основанная на экономической и сексуальной мотивации (ст. 35 Конвенции).

Проблемы сексуальной эксплуатации детей затронуты и в Рекомендациях № Я (91) 11 Комитета министров Совета Европы, которая была принята в 1991 году. В ней отмечено, что сексуальная эксплуатация детей и подростков принимает угрожающие размеры не только на территории отдельных государств, но и в целом на всем международном уровне [3, с. 127—130]. Для снижения детской и подростковой проституции в пункте С предложены следующие меры: увеличение материального обеспечения и численности полицейских служб,совершенствование методов противодействия проституции, создание специальных подразделений в уже существующих структурах правоохранительных органов, запрет секс-туризма и т. д.

На рассматриваемом нами этапе зарождается новое направление международного сотрудничества в области противодействия торговле женщинами.

Так, принятая в 1993 году Венская декларация объявила запрет на все виды насилия, в том числе основанного на сексуальной эксплуатации. В декларативной форме была отражена недопустимость насилия по причине несовместимости с достоинством и ценностью человеческой личности.

Вопросы предупреждения насилия в отношении женщин также были затронуты и в принятой 20 декабря 1993 года Декларации об искоренении насилия в отношении женщин, которая закрепила основные признаки насилия. К таковым были отнесены: насилие, сопряженное с эксплуатацией; психологическое, физическое и половое насилие. При этом насилие, применяемое в отношении женщин, не ограничивалось вышеназванными признаками.

Пекинская платформа действий, принятая ООН в 1995 году, также затрагивала исследуемую нами

проблему. В частности, вопросам усиления борьбы и противодействия торговле женщинами был посвящен целый раздел. Например, пункт 113 раздела О Пекинской платформы [3, с. 69—70] закрепляет термин «насилие в отношении женщин», раскрывающий его фундаментальные признаки, в частности половую принадлежность, и формы применяемого насилия.

Хотелось бы отметить, что в рамках рассматриваемой Пекинской платформы были разработаны и предложены пути повышения эффективности борьбы с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (п. 122 раздела О).

Пекинская платформа затрагивает вопросы не только полного искоренения торговли женщинами, но и оказание всевозможной помощи и поддержки женщинам, ставшим жертвами насилия в результате торговли в целях проституции. Законодатель признает женщин потерпевшими, а не соучастниками преступлений, тем самым обращая всеобщее внимание на глобальность проблемы помощи, в которой нуждаются женщины, пострадавшие от этих деяний.

Пекинская платформа на основании закрепленной в ней Стратегической цели по ликвидации торговли женщинами призывает к устранению всех факторов, способствующих торговле женщинами и девочками в целях сексуальной эксплуатации, а также к разработке программ и рассмотрению вопросов о принятии законодательства, нацеленного на предотвращение секс-туризма и торговли женщинами и детьми [3, с. 70—71].

В качестве зарождения нового этапа борьбы с сексуальной эксплуатацией на международном уровне можно назвать принятие в 1996 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о преступности и общественной безопасности [3, с. 72].

Международное сообщество, наравне с терроризмом, легализацией, торговлей оружием или наркотиками, торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации относит к транснациональной организованной преступности, создающей опасность для всего мирового сообщества.

Благодаря принятию рассматриваемой Декларации мировое сообщество акцентировало внимание на наличие новых угроз всему миру, создав при этом новое представление о транснациональной преступности. Основной целью данной декларации стала переработка международной правовой базы, приведение ее в соответствие с современными реалиями.

Начало XXI века запомнилось многочисленностью принятия законодательных актов международного уровня, направленных на борьбу с проституцией. Так, например, по результатам Десятого Конгресса ООН, прошедшего в Вене в 2000 году, затронувшего вопросы транснациональной преступности в рамках незаконной торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации, была принята Венская Декларация о преступности и правосудии, в рамках которой был закреплен блок по вопросам

противодеиствия сексуальной эксплуатации и торговле людьми.

В 2000 году был принят Протокол, дополняющий Конвенцию против транснациональной организованной преступности. В качестве основного направления была отмечена важность предупреждения торговли людьми, при этом выделялись в особую группу потерпевших женщины и дети. При этом в статье 5 Протокола прописаны обязательства государств-участников криминализировать деяния, закрепленные в этом Протоколе [3, с. 104].

Главной ценностью анализируемого документа является рассмотрение круга юридических вопросов установления ответственности за сексуальную эксплуатацию и торговлю людьми.

В рамках Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающего торговли детьми, детскоИ проституции и детскоИ порнографии [7], принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 году, была отмечена озабоченность всего мирового сообщества в росте посягательств на несовершеннолетних, основанных на сексуальной мотивации. В Протоколе выражается беспокоИство о повышении спроса на сексуальные услуги, оказываемые детьми. Признавая высокиИ уровень значимости поставленной проблемы, хотелось бы подчеркнуть, что до настоящего времени рассматриваемый международный правовой акт, к сожалению, Рос-сиИскоИ Федерацией не ратифицирован, что, по нашему мнению, является существенноИ недора-боткоИ россиИскоИ власти.

Несмотря на всю серьезность и масштаб вовлечения в занятие проституциеИ, существует ряд проблем и противоречиИ в рассматриваемых международных актах. В связи с тем, что ряд документов до сих пор не ратифицирован РоссиИ-скоИ ФедерациеИ, в современном национальном законодательстве России не в полноИ мере закреплены механизмы противодеИствия деяниям сексуального характера, рекомендованные мировым сообществом. Все вышеизложенное создает существенные пробелы в борьбе преступлениями, сопряженными с занятием проституциеИ. Для их устранения в первую очередь необходимо даль-неИшее незамедлительное совершенствование уголовного законодательства в рассматривае-моИ области с учетом положениИ международных конвенциИ, неотъемлемым участником которых является РоссиИская Федерация. Считаем, что в качестве первоочередноИ меры должна выступать криминализация получения сексуальных услуг на возмездноИ основе. Это не только снизит привлекательность сексуальных услуг, оказываемых на платноИ основе, но и станет эффективным механизмом подрыва экономических основ организо-ванноИ преступности в сфере секс-индустрии.

Примечания

1. ПетрянинA.B. Развитие норм россиИского, международного и зарубежного законодательства об ответ-

ственности за преступления экстремистском направленности. Н. Новгород, 2012.

2. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, одобренная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1949 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989.

3. Противодействие торговле людьми: сборник нормативных правовых документов / под ред. Н.И. Абдубики-ровой. М., 2004.

4. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 18 декабря 1979 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1982. № 25 (2151), ст. 464.

5. ЧинарянЕ.О. История создания и основные положения Конвенции о правах ребенка 1989 г. // Ученые записки РГСУ. 2010. № 4 (80).

6. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.09.2014).

Notes

1. Petryanin A.V. The development of norms of international, Russian and foreign legislation on liability for crimes of extremist. Nizhny Novgorod, 2012.

2. Convention for the suppression of trafficking in persons and of the exploitation of the prostitution of others, approved by the resolution of the UN General Assembly in 1949 // USSR and international cooperation in the field of human rights. Documents and materials. Moscow, 1989.

3. Combating human trafficking: a collection of legal documents / ed. by N.I. Abdubikirova. Moscow, 2004.

4. The United Nations Convention on elimination of all forms of discrimination against women. 18 December 1979 // The Soviet air force. 1982. № 25 (2151), art. 464.

5. Chinaryan E.O. The history of creation and the basic provisions of the Convention on the rights of the child 1989 // Scientific notes of RSSU. 2010. № 4 (80).

6. Optional protocol to the Convention on the rights of the child on the sale of children, child prostitution and child pornography // ATP «ConsultantPlus» (date of access: 19.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.