Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЧС РОССИИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СТРАНАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЧС РОССИИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СТРАНАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МЧС РОССИИ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТЕХНОГЕННАЯ АВАРИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ИНСТИТУТ ОКАЗАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бузина И.А., Моисеенко М.И.

В статье рассмотрены особенности оказания гуманитарной помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях по Соглашениям между Российской Федерацией, МЧС России с Правительствами государств, входящими в состав Содружества Независимых Государств. В чрезвычайных ситуациях возникает необходимость координации усилий государств, специальных служб обеспечивающих ликвидацию последствий техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций. Одним из актуальных направлений сотрудничества соответствующих служб является оказание гуманитарной помощи. Оказание гуманитарной помощи - одно из ведущих направлений деятельности МЧС России во всём мире и в рамках сотрудничества между Российской Федерацией и странами Содружества Независимых Государств. Результатом исследования является анализ различных положений Соглашений о сотрудничестве по гуманитарным вопросам между МЧС России и специальными службами обеспечивающих ликвидацию последствий техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций в СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бузина И.А., Моисеенко М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERNATIONAL COOPERATION OF EMERCOM OF RUSSIA IN THE FIELD OF PROVIDING HUMANITARIAN AID TO PERSONS AFFECTED BY EMERGENCY SITUATIONS AS PART OF COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND MEMBERS OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

The article discusses the specifics of providing humanitarian assistance to persons affected by emergency situations under Agreements between the Russian Federation, the Ministry of Emergency Situations of Russia and the Governments of the states that are part of the Commonwealth of Independent States. In emergency situations, there is a need to coordinate the efforts of states and special services that ensure the elimination of the consequences of man-made accidents and emergencies. One of the relevant areas of cooperation between the services involved is the provision of humanitarian aid. The provision of humanitarian aid is one of the priorities of EMERCOM of Russia throughout the world and as part of cooperation between the Russian Federation and members of the Commonwealth of Independent States. The result of the study is an analysis of various provisions of Agreements on cooperation on humanitarian issues between the Ministry of Emergency Situations of Russia and special services ensuring the elimination of the consequences of man-made accidents and emergencies in the CIS.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЧС РОССИИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СТРАНАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЧС РОССИИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ПОСТРАДАВШИМ В

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СТРАНАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ

ГОСУДАРСТВ

И.А. Бузина, студент М.И. Моисеенко, доцент

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации Генерала армии Е.Н. Зиничева (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-2-56-60

Аннотация. В статье рассмотрены особенности оказания гуманитарной помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях по Соглашениям между Российской Федерацией, МЧС России с Правительствами государств, входящими в состав Содружества Независимых Государств. В чрезвычайных ситуациях возникает необходимость координации усилий государств, специальных служб обеспечивающих ликвидацию последствий техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций. Одним из актуальных направлений сотрудничества соответствующих служб является оказание гуманитарной помощи. Оказание гуманитарной помощи - одно из ведущих направлений деятельности МЧС России во всём мире и в рамках сотрудничества между Российской Федерацией и странами Содружества Независимых Государств. Результатом исследования является анализ различных положений Соглашений о сотрудничестве по гуманитарным вопросам между МЧС России и специальными службами обеспечивающих ликвидацию последствий техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций в СНГ.

Ключевые слова: Российская Федерация, МЧС России, Содружество Независимых Государств, международное сотрудничество, техногенная авария, чрезвычайная ситуация, институт оказания гуманитарной помощи.

В настоящее время в мировом сообществе наблюдается значительное увеличение чрезвычайных ситуаций, в частности, стихийных бедствий и техногенных катастроф, вызванных высокими темпами технического прогресса, а также сложной эпидемиологической обстановкой.

В связи с этим первоочередной задачей мирового сообщества является защита неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека, провозглашённых в общепризнанных международных документах и закреплённых на уровне национального законодательства.

Одним из ведущих направлений международного сотрудничества, направленных на защиту человека в чрезвычайных ситуациях, является институт оказания гуманитарной помощи.

Среди органов государственной власти, осуществляющих полномочиями по оказа-

нию гуманитарной помощи другим государствам, особое место занимает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

По официальным сведениям, размещённым на сайте ведомства, МЧС России на двусторонней основе проведено за рубежом более 450 операций чрезвычайной направленности, среди которых: 284 операции по доставке гуманитарных грузов более чем в восемьдесят стран мира; 21 операция по проведению аварийно-спасательных и поисковых работ, работ по разминированию территорий от взрывоопасных предметов; 9 операций по оказанию медицинской помощи пострадавшему населению с развертыванием аэромобильного госпиталя МЧС России; 17 операций по эвакуации российских граждан при

угрозе их жизни; 13 операций по тушению природных пожаров; более 100 операций по санитарно-авиационной эвакуации тяжелобольных российских граждан из зарубежных государств [1].

Необходимо подчеркнуть - оказание гуманитарной помощи на территории другого государства лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, необходимо наличие официального обращения пострадавшего государства, содержащего в себе запрос о помощи, информацию о её объемах и видах. Регулирование указанных вопросов, а также иных вопросов организационного характера, осуществляется согласно положений, закреплённых в документах о сотрудничестве между государствами.

В целях выявления особенностей международного взаимодействия в сфере оказания гуманитарной помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, нами проведён сравнительно-правовой анализ международных документов о сотрудничестве Российской Федерации со странами, входящими в состав Содружества Независимых Государств: Таджикистан [2], Молдова [3], Узбекистан [4], Южная Осетия [5], Абхазия [6], Азербайджан [7], Беларусь [8], Казахстан [9], Киргизия [10].

В результате проведённого анализа установлено, что во всех случаях в качестве вида документа выступает Соглашение, в качестве сторон - Правительство договаривающихся стран, в качестве цели - содействие благосостоянию и безопасности государств, с учётом осознания опасности, которую несут чрезвычайные ситуации, в качестве компетентного органа со стороны Российской Федерации - МЧС России, в качестве принципов - равноправие и взаимная выгода.

Кроме того, что отличительной чертой указанных Соглашений является упоминание в тексте документов о ведущей роли ООН в области оказания гуманитарной помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и роли других международных организаций в данной сфере.

Вопросы, подлежащие рассмотрению в результате анализа:

- терминология;

- взаимные функции сторон;

- поощрение сотрудничества по оказания гуманитарной помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

- совместная компетенция;

- виды предоставляемой помощи;

- порядок и особенности пересечения государственной границы государств и режим их пребывания подразделений МЧС при оказании гуманитарной помощи;

- возмещение ущерба;

- разрешение споров;

- внесений изменений.

Терминология. Следует отметить, что в

некоторых Соглашениях терминология отсутствует вообще (например, Беларусь, Казахстан); в Соглашении с Молдовой терминологический перечень сужен и содержит лишь такие понятия, как: запрашивающая Сторона, компетентный орган, предоставляющая Сторона и некоторые другие. В остальных случаях указанный перечень достаточно широкий и включает помимо вышеназванных терминов следующие: чрезвычайная ситуация, предупреждение чрезвычайной ситуации, ликвидация чрезвычайной ситуации, зона чрезвычайной ситуации, аварийно-спасательные работы (например, Таджикистан, Узбекистан, Южная Осетия, Абхазия, Азербайджан, Киргизия).

Взаимные функции сторон. Рассматривая данную категорию, отмечаем идентичность содержания и смысла направлений деятельности сторон, к которым относятся: организация мониторинга опасных техногенных и экологических процессов, проведение совместных конференций, семинаров, совещаний, обмен специалистами, учёными, информацией и технологиями, оказание любой другой деятельности, связанной с предупреждением промышленных аварий, стихийных бедствий и ликвидацией их последствий.

Поощрение сотрудничества по оказания гуманитарной помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Все Соглашения отмечают целесообразность поощрения сотрудничества между государственными органами, неправительственными организациями, юридическими и

физическими лицами, осуществляющими деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания гуманитарной помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Под совместной компетенцией подразумевается определение компетентных органов по сотрудничеству в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Компетентный орган назначается каждой из сторон, например: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий -компетентным органом для Российской Федерации. Департамент гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций Республики Молдова - для Республики Молдова.

Виды помощи. Рассматривая данную категорию, отмечаем идентичность терминологии, связанной с характеристикой предоставляемых видов помощи во всех анализируемых Соглашениях. В случаях, если пострадавшая Сторона не может самостоятельно справиться с локализацией и ликвидацией чрезвычайной ситуации, то помощь в проведении аварийно-спасательных работ оказывается другой Стороной при официальном обращении к ней за помощью.

Условия пересечения государственной границы силами по оказанию помощи, в проведении аварийно-спасательных работ при официальном обращении другой стороной. В большинстве Соглашений определены пункты пропуска, открытые для международного сообщения, при пересечении государственной границы групп по оказанию помощи. Соглашения государств устанавливают различные требования к документам членов группы, необходимых для пересечения границы. В Соглашении с Республикой Молдова необходимо наличие паспорта либо документа, удостоверяющего личность каждого участника группы, а руководитель группы должен иметь групповой сертификат, удостоверяющий направление группы для оказания помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций, последствий промышленных аварий и стихийных бедствий. В Соглашении

с Узбекистаном, Южной Осетией, Абхазией, Азербайджаном и Киргизией необходимо наличие паспорта. При этом руководитель группы должен иметь не только список группы, но и документ, подтверждающий его полномочия по руководству и организацией работы группы по оказания помощи в ликвидации последствий промышленных аварий и стихийных бедствий. В Соглашениях с Белоруссией и Казахстаном данный вопрос не урегулирован

Возмещение ущерба. Во всех Соглашениях определены порядок и условия возмещения ущерба и расходов: порядок возмещения расходов регулируется по договоренности Сторон; если участник группы нанесёт ущерб при выполнении задач, связанных, третьему лицу, то ущерб возмещает запрашивающая Сторона; вред, причиненный членом группы преднамеренно или по грубой небрежности, подлежит возмещению предоставляющей Стороной. Расходы, связанные с ранением или смертью членов группы, если это случилось при выполнении задач по реализации Соглашения, возмещает запрашивающая Сторона.

Разрешение споров. Относительно указанной категории следует отметить неурегулированность вопроса о разрешении спора в Соглашении с Таджикистаном. В Соглашениях с Узбекистаном, Южной Осетией, Абхазией, Азербайджаном, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией споры решаются путём переговоров. Разногласия в толковании и применении Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Молдова, если не могут быть устранены путём консультаций, регулируются по дипломатическим каналам, если не могут быть урегулированы дипломатически -должны быть преданы в Арбитраж, состоящий из трёх арбитров, по одному с каждой стороны, включая одного арбитра с третьей стороны.

Внесений изменений. Сведения о возможности внесения изменений содержатся только в Соглашениях с Узбекистаном, Южной Осетией, Абхазией, Казахстаном. Внесённые изменения в случае принятия оформляются протоколом, который является неотъемлемой частью Соглашения.

Кроме того, следует особо отметить во- сходство сущности и содержания вопро-прос открытости оказания помощи и воз- сов, связанных с оказанием гуманитарной можности её освещения. Часть Соглаше- помощи лицам, пострадавшим в чрезвы-ний предполагает направление предостав- чайных ситуациях. Установлено, что, не-ляющей стороной доклада об итогах дея- смотря на наличие некоторых структурных тельности в адрес запрашиваемой стороны отличий в Соглашениях, цель нормативно-(например, Таджикистан, Узбекистан). го-правового регулирования едина для

В ходе проведённого анализа междуна- всех и состоит в содействие благосостоя-родных документов о сотрудничестве Рос- нию и безопасности государств, с учётом сийской Федерации со странами, входя- осознания опасности, которую несут чрез-щими в состав международной организа- вычайные ситуации. ции СНГ, нами установлено значительное

Библиографический список

1. Международное сотрудничество // Официальный сайт МЧС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/mezhduna-rodnoe-sotrudnichestvo/

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 14.01.1998 // Официальный сайт МЧС России. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/1463.

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения промышленных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий от 14.02.1995 // Официальный сайт МЧС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumen-ty/1462.

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 06.05.1998 // Официальный сайт МЧС России. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/1464.

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 11.02.2011 // Официальный сайт МЧС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/1466.

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 17.02.2010 // Официальный сайт МЧС России. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/1467.

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азей-баржданской Республики о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 09.01.2001 // Официальный сайт МЧС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/1468.

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи по предупреждению крупных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий от 18.12.1993 // Официальный сайт МЧС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/1469.

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, катастроф стихийных бедствий и ликвидации их последствий от 28.03.1994 // Официальный сайт МЧС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/1470

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством и Киргизской Республики о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 23.03.1998 // Официальный сайт МЧС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/1471.

FEATURES OF INTERNATIONAL COOPERATION OF EMERCOM OF RUSSIA IN THE FIELD OF PROVIDING HUMANITARIAN AID TO PERSONS AFFECTED BY EMERGENCY SITUATIONS AS PART OF COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND MEMBERS OF THE COMMONWEALTH

OF INDEPENDENT STATES

I.A. Buzina, Student

M.I. Moiseenko, Associate Professor

Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The article discusses the specifics of providing humanitarian assistance to persons affected by emergency situations under Agreements between the Russian Federation, the Ministry of Emergency Situations of Russia and the Governments of the states that are part of the Commonwealth of Independent States. In emergency situations, there is a need to coordinate the efforts of states and special services that ensure the elimination of the consequences of man-made accidents and emergencies. One of the relevant areas of cooperation between the services involved is the provision of humanitarian aid. The provision of humanitarian aid is one of the priorities of EMERCOM of Russia throughout the world and as part of cooperation between the Russian Federation and members of the Commonwealth of Independent States. The result of the study is an analysis of various provisions of Agreements on cooperation on humanitarian issues between the Ministry of Emergency Situations of Russia and special services ensuring the elimination of the consequences of man-made accidents and emergencies in the CIS.

Keywords: Russian Federation, EMERCOM of Russia, Commonwealth of Independent States, international cooperation, man-made accident, emergency, humanitarian aid institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.