Научная статья на тему 'Особенности методологии социальногуманитарного знания'

Особенности методологии социальногуманитарного знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2698
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности методологии социальногуманитарного знания»

Тилинина Татьяна Валентиновна

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Кубанского государственного университета,

г. Краснодар

Особенности методологии социальногуманитарного знания

Щ же с первой поло-Щвины XIX в. начался активный процесс формирования социально-гуманитарных наук. Их целью провозглашается не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании. Исследуются и общество в целом, и отдельные его сферы с целью найти определенные технологии управления социальными процессами.

Методологические проблемы социального познания стали активно разрабатываться в рамках самой системы «наук о культуре» с опорой на те или иные философско-методологические представления.

С середины XIX в. «науками о культуре» называют все науки, занимающиеся исследованием творений человеческого духа, культурных явлений, таких как искусство, религия, государство, экономика, право и др. К «наукам о духе» относится поэтому история, филология, социология, теология, этика, эстетика, в то время как психология занимает промежуточное положение между науками о природе и «науками о духе» (историческими науками).

Однако давление на гуманитарные науки давало о себе знать - прежде всего, со стороны математического естествознания, особенно механики. Но нарастало - и чем дальше, тем больше - и сопротивление этому давлению

внутри самих гуманитарных наук. Краткий ретроспективный взгляд на зарождение и формирование этих наук показывает следующие особенности данного процесса.

В XVI - начале XVII вв. для данных наук познавательный идеал научности выступал как дедуктивно построенная математическая система, а реальным эталоном, образцом теории являлась геометрия Евклида. Этому образцу пытались подчинить и гуманитарное познание.

Позднее, вплоть до конца XIX в., эталоном научности стала классическая механика с присущим ей четким разделением всех знаний на два уровня:теоретический и эмпирический. Система объектов науки выступает как механическая модель определенным образом взаимодействующих частиц. Этот познавательный идеал и «метод принципов» Ньютона нередко распространялся и на общественные дисциплины1.

Поскольку механика (и тесно связанная с ней математика) были в XVI-XVII вв. наиболее зрелыми и успешно развивающимися отраслями знания, то возникло стремление на основе законов механики познать все явления и процессы действительности (в том числе и социальные) и даже - построить философию (этика Спинозы, изложенная «геометрическим способом»).

Выйдя за пределы естествознания, математические и механико-атомистические идеалы и методы познания постепенно проникали

' См.: Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982. С. 115-120.

в социальные науки. Так, в работах теоретиков естественного права общество как субъект права предстает не только как математически гомогенная, однородная среда, которую можно описать с помощью системы дедуктивных положений, но и как совокупность изолированных и взаимодействующих механических точек, т.е. отдельных индивидов, случайно связанных между собой внешним образом.

Функционирование механической картины мира в качестве общенаучной исследовательской программы проявилось не только при изучении различных процессов природы, но и по отношению к знаниям о человеке и обществе, которые пыталась сформировать наука XVM-XVNI вв. Конечно, рассмотрение социальных объектов в качестве простых механических систем - это сильное упрощение. Эти объекты - сложные развивающиеся системы (с включением в них человека и его сознания), которые требуют особых методов исследования.

Однако, чтобы выработать такие методы, наука должна была пройти длительный путь развития. В XVIII в. для этого не было необходимых предпосылок. Научный подход в эту эпоху отождествлялся с теми его образцами, которые реализовались в механике, а потому естественным казалось построение науки о человеке и обществе в качестве своего рода социальной механики на основе применения принципов механической картины мира. Эти представления развивал, в частности, Сен-Симон и французские материалисты, например, Ж. Ламетри (1709-1751) и П. Гольбах (17231789).

Так, Ламетри рассматривал человека как особое природное тело, представляя его в качестве особого рода механической системы, как «часовой механизм», но огромных размеров, искусно и тонко сделанный. Ламетри считал, что человеческое тело - это заводящая сама себя машина, основное олицетворение беспрерывного движения. Вместе с тем, он отмечал особенности этой машины и ее сложность по сравнению с техническим устройством. Человека, - писал он, - можно считать весьма «просвещенной машиной» и настолько сложной, что совершенно невозможно составить о ней ясную идею, а значит дать точное определение.

Солидаризируясь с Ламетри в понимании человека как машины, Гольбах акцентировал внимание на идеях универсальности механи-

ческих законов, полагая возможным описать с их помощью человеческое общество. Для него человек есть продукт природы, подчиняющийся, с одной стороны, общим законам природы, а с другой - специальным законам. Все, что делает человек, и все, что с ним происходит, по мнению Гольбаха, является следствием силы инерции, тяготения к самому себе, силы притяжения и отталкивания.

Вплоть до конца XIX в. господствующей тенденцией в методологии гуманитарных наук был натурализм - универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания. Это вело, во-первых, к абсолютизации естественно-научного знания (особенно механистической картины мира) в объяснении человека и общества и, во-вторых, к игнорированию специфики последних.

Развитие общества объяснялось либо механическими, либо различными природными факторами (климат, географическая среда), биологическими и расовыми особенностями людей и т.д. Однако стремление объяснить развитие общества законами природы, игнорируя собственно социальные закономерности, все более выявляло свою односторонность и ограниченность.

Вместе с развитием наук о культуре нарастало и их сопротивление методологическому натурализму. Так, уже в середине XIX в. французский философ и один из основоположников позитивизма и социологии Огюст Конт, несмотря на элементы механицизма в своей концепции, высказал продуктивную мысль о том, что Я «теология и физика глубоко несовместимы друг с другом» и что гуманитарные науки имеют свою специфику и свои методы.

Итак, к концу XIX в. - началу XX в. стало уже очевидным, что науки о культуре должны иметь свой собственный методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания. Этот тезис особенно активно отстаивали два философских направления - Баденская школа неокантианства и «философия жизни».

Немецкий философ и историк культуры Вильгельм Дильтей (1833-1911) - представитель «философии жизни», основоположник понимающей психологии и школы «истории духа». «Философия жизни» - направление, сложившееся в последней трети XIX в. Кроме Дильтея ее представителями были Ф. Ницше, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер и др. Эта школа возникла как оппозиция классическому рациона-

176

лизму и как реакция на кризис механистического естествознания. Философия обратилась к жизни как к первичной реальности, целостному органическому процессу.

Само понятие жизни многозначно и неопределенно, дает простор для различных трактовок. Оно понимается и в биологическом, и в космологическом, и в культурно-историческом планах. Так, у Ницше первичная жизненная реальность выступает в форме «воли к власти». Для Бергсона жизнь - это «космический жизненный порыв», сутью которого является сознание или сверхсознание. У Дильтея и Зим-меля жизнь выступает как поток переживаний, но культурно-исторически обусловленных.

Однако во всех трактовках жизнь представляет собой целостный процесс непрерывного творческого становления,развития, противостоящий механическим неорганическим образованиям, всему определенному, застывшему и «ставшему». Вот почему важное значение для философии жизни имела также проблема времени как сути творчества, развития становления. С обостренным чувством времени связана тема истории, исторического творчества. Как полагал Дильтей, «царство жизни», понятое как объективация жизни во времени, как организация жизни в соответствии с отношениями времени и действия, является историей.

Возможно ли постижение жизни? Если возможно, то с помощью каких средств, методов, приемов и т.п.? Одни представители философии жизни считают, что феномены жизни невыразимы в философских категориях. Другие полагают, что процесс жизни неподвластен омертвляющей, разлагающей деятельности рассудка с его анализом и расчленениями. Разум по своей природе безнадежно оторван от жизни. У Дильтея же, в отличие от двух названных подходов, категориями жизни выступают значение, структура, ценность, целое и его элементы, развитие, взаимосвязь, сущность и другие категории, с помощью которых можно выразить «внутреннюю диалектику жизни».

В целом же в философии жизни господствует антисциентизм, а рациональное познание объявляется здесь ориентированным на удовлетворение чисто практических интересов, действующим из соображений утилитарной целесообразности. Научному познанию и его приемам противопоставляются внеинтеллекту-альные, интуитивные, образно-символические способы постижения (иррациональные в своей

основе) жизненной реальности - интуиция, понимание и др. Наиболее адекватным способом выражения жизни объявляются произведения искусства, поэзия, музыка, вчувствование, вживание и другие внерациональные способы освоения мира.

Рассмотрим более конкретно идеи одного из видных представителей философии жизни В. Дильтея. Для него жизнь есть способ бытия человека, культурно-исторической реальности. Человек и история - это не нечто разное, а сам человек и есть история, в которой и рассматривается сущность человека. Дильтей резко отделял мир природы от мира истории, «жизни как способа бытия человека». Этот немецкий мыслитель выделял два аспекта понятия «жизнь»: взаимодействие живых существ

- это применительно к природе; взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменения места и времени -это применительно к человеческому миру. Понимание жизни (в единстве двух указанных аспектов) лежит в основе деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы, другие («науки о духе») - жизнь людей. Дильтей доказывал самостоятельность предмета и метода гуманитарных наук по отношению к естественным.

Согласно Дильтею, постижение жизни, исходя из нее самой - основная цель философии и других «наук о духе», предметом исследования которых является социальная действительность во всей полноте своих форм и проявлений. Поэтому главная задача гуманитарного познания - постижение целостности и развития индивидуальных проявлений жизни, их ценностной обусловленности. При этом Дильтей подчеркивает: невозможно абстрагироваться от того, что человек суть сознательное существо, а это значит, что при анализе человеческой деятельности нельзя исходить из тех же методологических принципов, из которых исходит астроном, наблюдая звезды.

А из каких же принципов и методов должны исходить «науки о духе», чтобы постигнуть жизнь? Дильтей считает, что это, прежде всего, метод понимания, т.е. непосредственное постижение некоторой духовной целостности. Это проникновение в духовный мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией культурного контекста создания последнего. В науках о природе применяется метод объяснения - раскрытие сущности изучаемого

177

объекта, его законов на пути восхождения от частного к общему.

По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный им герменевтикой - искусством понимания письменно фиксированных проявлений жизни. Герменевтику он рассматривает как методологическую основу всего гуманитарного знания. Дильтей выделяет два вида понимания: понимание собственно внутреннего мира, достигаемое с помощью интроспекции (самонаблюдение); и понимание чужого мира -путем вживания, сопереживания, вчувствова-ния (эмпатии). Дильтей рассматривал способность к эмпатии как условие возможности понимания культурно-исторической реальности.

Наиболее «сильная форма» постижения жизни, по его мнению, - это поэзия, ибо она «каким-то образом связана с переживаемым или понимаемым событием». Один из способов постижения жизни - интуиция. Важными методами исторической науки Дильтей считает биографию и автобиографию.

Из размышлений о жизни, по Дильтею, возникает «жизненный опыт»: «Отдельные события, порожденные столкновением наших инстинктов и чувств в нас с окружающим и судьбой вне нас, обобщаются в этом опыте в знания. Как человеческая природа остается одной и той же, так и основные черты жизненного опыта представляют собой нечто, общее всем»1. При этом Дильтей отмечает, что научное мышление может проверить свои рассуждения, может точно формулировать и обосновывать свои положения. Другое дело - наше знание жизни: оно не может быть проверено, и точные формулы здесь невозможны.

Если сторонники философии жизни исходили из того, что науки о культуре отличаются от естествознания по своему предмету, то неокантианцы полагали, что эти две группы наук отличаются, прежде всего, по применяемому ими методу. Лидеры Баденской школы неокантианства - В. Виндельбанд, а затем Г. Риккерт,

- выдвинули тезис о наличии двух классов наук: исторических и естественных. Первые являются идиографическими, т.е. описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. Вторые - номотетичес-кие, они фиксируют общие, повторяющиеся,

регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Поэтому номотетические науки -физика, биология и др. - в состоянии сформулировать законы и соответствующие им общие понятия. Как писал Виндельбанд, одни из них суть науки о законах, другие - науки о событиях.

Раскрывая содержание этого своего положения, Виндельбанд отмечал, что познающий разум (научное мышление) стремится подвести предмет под более общую форму представления, отбросить все ненужное для этой цели и сохранить лишь существенное. Вместе с тем, он обращал внимание на то, что «общее значение этого основного отношения не умаляется и тем обстоятельством, что всеобщее и существенное по своему содержанию имеет иной смысл в историческом исследовании, чем в естествознании, что в первом случае оно означает соотношение фактов по их ценности, во втором - их закономерность»2. Опираясь на идеи И. Канта, Виндельбанд рассматривал философию в качестве критической науки об общепринятых ценностях. Он противопоставлял ее как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях и познании «должного», опытным наукам, опирающимся на теоретические суждения и эмпирические данные о «сущем». «Мы не столько ищем и ожидаем от философии того, что она давала раньше - теоретическую картину мира, которая должна сложиться из суммирования результатов отдельных наук или двигаться в собственном направлении и создать гармоническое целое; то, чего мы в настоящее время ожидаем от философии,

- это размышление о вечных ценностях, которые, возвышаясь над меняющимися временными интересами людей, обоснованы высшей духовной действительностью»3.Однако Вин-делбанд и Риккерт не считали деление наук на естествознание и «науки о духе» удачным и удовлетворительным. Они полагали, что это разделение чревато для обществознания либо редукцией к методологии естествознания, либо к иррационалистическим толкованиям социально-исторической деятельности.

Вот почему оба мыслителя предложили исходить в подразделении научного познания не из различий предметов наук, а из различий

1 Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX в. Антология. М., 1995. С. 217.

2 Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб., 1904. С. 227.

3 Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1993. С. 90.

_____________________________________________178

их основных методов. Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указывал следующие его основные особенности: его конечный результат - не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных источников; сложный, очень опосредованный способ взаимодействия с предметом знания через указанные источники; для наук о культуре характерен идиографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей «существенных» исторических фактов, а не в их генерализации (построение общих понятий), что присуще естествознанию и но-мотетическому методу (это главное различие двух типов знания); объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей и оценок, наукой о которых и является философия.

Резюмируя свои рассуждения в работе «Науке о природе и науке о культуре» (1911 г.), Риккерт пишет, что «мы можем абстрактно различать два вида эмпирической научной деятельности. На одной стороне стоят науки о природе, или естествознание... Цель их - изучить общие абстрактные отношения, по возможности законы... Они отвлекаются от всего индивидуального как несущественного и включают в свои понятия обыкновенно лишь то, что присуще известному множеству объектов. При этом нет объекта, который был бы принципиально изъят из-под власти естественно-научного метода. Природа есть совокупность всей действительности, понятой генерализирующим образом и без всякого отношения к ценностям.

На другой стороне стоят исторические науки о культуре... Названные науки изучают объекты, отнесенные к всеобщим культурным ценностям; как исторические науки они изображают их единичное развитие в его особенности и индивидуальности»1 - это и есть индивидуализирующий метод.

Этим двум видам наук и их методам соответствуют и два способа образования понятия: 1) при генерализирующем образовании понятий из многообразия данности выбираются лишь повторяющиеся моменты, подпадающие под категорию всеобщего; 2) при индивидуализирующем образовании понятий отбира-

ются моменты, составляющие индивидуальность рассматриваемого явления, а само понятие представляет собой «асимптотическое приближение к определению индивидуума».

Объекты исторических наук - «суть процессы культуры», которая есть «совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями»^ где единичные явления соотнесены с последними - «в смысле содержания и систематической связи этих ценностей».

Таким образом, гуманитарные и естественные науки применяют абстракции и общие понятия, но для первых это лишь вспомогательные средства, ибо их назначение - дать конкретное, максимально полное описание неповторимого исторического феномена. Для вторых общие понятия в известном смысле - самоцель, результат обобщения и условия формулирования законов.

Тем самым генерализирующий метод в науках о культуре не «отменяется», а имеет подчиненное значение: «И история, подобно естествознанию, подводит особое под общее (и также «должна исследовать причинные связи» и «выражать сущность истории» - В.К., Т.Т.). Но, тем не менее, это, конечно, ничуть не затрагивает противоположности генерализирующего метода естествознания и индивидуализирующего метода истории»2. При этом Риккерт обращает внимание на следующие моменты:

1. Культура как духовная форма образования «не может быть подчинена исключительно господству естественных наук». Более того, Риккерт считает, что естественно-научная точка зрения подчинена культурно-исторической -хотя бы потому, что естествознание - «исторический продукт культуры».

2. В явлениях и процессах культуры исследовательский интерес направлен на особенное и индивидуальное,«на их единственное и неповторимое течение». Поэтому-то «в исторических науках о культуре мы не можем стремиться к установлению его общей природы, а наоборот, должны пользоваться индивидуализирующим методом»3. Последний находится во внутренней связи с ценностным отношением к реальности. Дело в том, что ценность чего-либо может быть признана только с признанием его неповторимости, уникальности, незаменимости.

1 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология ХХ век. Антология. М., 1995. С. 90-91.

2 Риккерт Г. Указ. соч. С. 90.

3

Там же. С. 77.

3. Если явления природы мыслятся не как блага, а вне связи с ценностями, то все явления культуры воплощают какие-нибудь признанные людьми ценности, которые заложены в них изначально.

4. Исследование культурных процессов является научным только тогда, когда оно, во-первых, не ограничивается простым описанием единичного, а принимает во внимание индивидуальные причины и «подводит особое под общее», а во-вторых, «при этом руководствуется определенными ценностями, без которых не может быть исторической науки... Только благодаря принципу ценности становится возможным отличить культурные процессы от явлений природы с точки зрения их научного рассмотрения»1. Естествознание, как считает Риккерт, устанавливая законы, игнорирует культурные ценности и отнесение к ним своих объектов.

При этом «исторически-индивидуализиру-ющий метод отнесения к ценностям» он отличает от оценки: оценивать - значит высказывать похвалу или порицание, относить к ценностям ни то, ни другое. Если отнесение к ценностям, по Риккерту, остается в области установления фактов, то оценка выходит из нее. Именно метод отнесения к ценностям и выражает сущность исторических наук о культуре, позволяя отличить здесь важное от незначительного.

Риккерт полагает, что и естественные, и социально-исторические науки могут и должны избегать оценок, ибо это нарушает их научный характер. Однако теоретическое отнесение к ценностям как метод (принцип) наук о культуре, отличая их от естествознания, «никоим образом не затрагивает их научности».

5. Важная задача наук о культуре состоит, согласно Риккерту, в том, чтобы с помощью индивидуализирующего метода и исторических понятий «представить исторические явления как стадии развития», а не как нечто неизменное, раз навсегда данное. Иначе говоря, подойти к ним именно как к «процессам куль-

туры» (а не только как к ее результатам), т.е. конкретно-исторически.

При этом Риккерт различает понятия «историческое развитие» и «прогресс», считает, что последний означает «повышение ценности культурных благ» и включает в себя положительную или отрицательную оценку.

6. Риккерт считает, что, поскольку историческая жизнь не поддается системе, то у наук о культуре не может быть основной науки, аналогичной механике. Но это не означает, что у них отсутствует «возможность сомкнуться в одно-единое целое». Возможность такого единства общей связи этих наук обеспечивает им понятие культуры. «Итак, единство и объективность наук о культуре обусловлены единством и объективностью нашего понятия культуры, а последняя, в свою очередь, - единством и объективностью ценностей, оцениваемых нами»2. По сравнению с естествознанием, исторические науки отличаются большой субъективностью, и важную роль в них играют такие феномены, как интерес, ценность, оценка, культура. Тем самым историческое знание не только фиксирует индивидуальное и неповторимое в истории, но и строится на основе индивидуальных оценок и личных предпочтений исследователя. Напротив, законы естествознания объективны и, будучи продуктом определенной культуры, по существу от нее не зависят.

7. В методологическом плане, т.е. «с общеисторической точки зрения, объединяющей все частичные исторические исследования в единое целое всеобщей истории всего культурного развития, не бывает исторической науки без философии истории»3. Последняя и есть всеобщее концептуально-методологическое основание всех наук о культуре.

В последующем методологические идеи в рамках гуманитарных наук развивали М. Вебер, Г. Гадамер, К. Поппер, М. Фуко, П. Рикер и др. Но это уже тема особого разговора.

1 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология ХХ век. Антология. М., 1995. С. 80-81.

2 Там же. С. 97.

3 Там же. С. 98.

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.