УДК 622.684 Боханцев Т.Ф., Подгорный А.И.
Боханцев Т.Ф.
магистрант гр. МАмз-221 Кузбасский государственный технический университет
им. Т.Ф. Горбачева (г. Кемерово, Россия)
Подгорный А.И.
доцент, к.т.н.
Кузбасский государственный технический университет
им. Т.Ф. Горбачева (г. Кемерово, Россия)
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ РАСЧЕТА ТКВЧ
Аннотация: в работе проведен расчет ТКВЧ и как влияет ТКВЧ на крупногабаритную шину.
Ключевые слова: ТКВЧ, логистика, Белшина.
В условиях возрастающей конкуренции на рынке грузоперевозок эффективность логистики становится ключевым фактором успешного бизнеса. ТКВЧ является одним из основных показателей, позволяющих оценивать эффективность транспортных операций, что может привести к оптимизации маршрутов и снижению издержек.
Расчет ТКВЧ помогает компаниям более эффективно распределять свои ресурсы, включая транспортные средства и трудозатраты. Это особенно важно в условиях повышенной ценовой конкуренции и ограниченных бюджетов. Понимание и применение методологии расчета могут содействовать более рациональному использованию ресурсов.
Методика расчета «Базового» ТКВЧ основывается на двух основных параметрах: МТЬ (средняя нагрузка на шину) и AWISS (эффективный рабочий цикл). Расчет производится по следующей формуле: ТКВЧ (базовое) = МГЪ * AWISS, где
МТЬ = ^груженая + Qпорожняя) / 2 ЛШББ = Ь * N / Н,
где L - длина полного единичного рабочего цикла (туда и обратно) в км, N - число полных циклов за рабочую смену, Н - продолжительность смены в ч. Условия применения методики расчета ТКВЧ
Для корректного применения представленной методики необходимо соблюдать следующие условия:
Пределы плеча откатки: длина откатки в одну сторону не должна превышать 16 км.
Длина рабочего цикла: если рабочий цикл (туда-обратно) составляет менее 5 км, то расчетные значения ТКВЧ увеличиваются на 12%.
Температура окружающей среды: значение температуры должно составлять 38 °С. При отклонении от этого значения необходимо провести коррекцию ТКВЧ.
Максимальная скорость: максимальная скорость перемещения не должна превышать 65 км/ч для радиальных шин и 50 км/ч для диагональных шин. В случае превышения этих значений также вводится коррекционное значение.
Корректировка по температуре. Если температура окружающей среды отличается от 38 °С, откорректированное по температуре значение ТКВЧ шины рассчитывается по следующей формуле:
ТКВЧшины (корр.) = (1 + а * (38 оС - Токр)) * ТКВЧшины
где: а = 0,010 для радиальных шин с шириной сечения < 27,00 дюймов,
а = 0,009 для радиальных шин с шириной сечения > 30,00 дюймов,
а = 0,006 для диагональных шин с шириной сечения < 27,00 дюймов, а = 0,005 для диагональных шин с шириной сечения > 30,00 дюймов, Токр - температура окружающей среды, оС. ТКВЧ шины - стандартное ТКВЧ шины. Теперь рассмотрим методы расчета ТКВЧ.
1. Стандартная методика расчета ТКВЧ (шина МАХАМ 33.00R51 МБ403 81):
Формула для расчета ТКВЧ места эксплуатации:
ТКВЧ(р) = К1 * К2 * Qср * Уср
где, К1 =1,14,
К2 = 0,969,
Qср =32,36 т.
Уср = 16 км/ч.
ТКВЧ(р) = 1,14 * 0,969 * 32,36 * 16 = 572 Стандартное значение ТКВЧ шины составляет 700.
2. Методика расчета Bridgestone (шина МАХАМ 33.00R51 MS403 S1): Формула для расчета ТКВЧ места эксплуатации:
ТКВЧ(р) = Qср * Уср где: Qср = 32,36 т. Уср = 16 км/ч.
Расчет ТКВЧ шины с учетом коррекции будет: ТКВЧ шины (корр.) = (1+0,009*(38-36)*700 = 712
Особенности методологии расчета ТКВЧ места эксплуатации фирмы Белшина:
Ус.э. = 2L * п / t
где: L - плечо перевозок (расстояние транспортировки), км, п - количество рейсов,
X - общее время работы автосамосвала за смену, ч.
Корректировочный коэффициент по скорости. Если максимальная скорость превышает 48 км/ч, то ТКВЧ необходимо откорректировать по формуле:
ТКВЧУН = ТКВЧ * 48 / Утах
где: Утах - максимальная скорость движения
Методика расчета ТКВЧ является важным инструментом для оценки эксплуатационных характеристик шин, и правильная коррекция по температуре, скорости и другим факторам позволяет обеспечить надежную и эффективную работу автотранспорта. С учетом различных условий эксплуатации и назначения, разработанные методики обеспечивают высокую точность расчетов, что крайне важно для оптимизации работы техники и снижения затрат на ее содержание.
Анализ различных методик расчета ТКВЧ — от стандартной до специфических разработок, таких как методы Bridgestone и Белшина, показывает, что существуют различные подходы к определению затрат на транспортировку. Это открывает возможности для выбора наилучшего метода, соответствующего специфике бизнеса и условиям эксплуатации.
Важным аспектом является необходимость корректировки значений ТКВЧ в зависимости от температуры окружающей среды и максимальной скорости движущихся средств. Эти поправки помогают избежать занижения или завышения ТКВЧ, что может привести к неэффективному управлению ресурсами.
Алгоритм расчета ТКВЧ основывается на расчетах средней нагрузки на шину (МТЬ) и эффективного рабочего цикла (AWISS). Эти параметры дают четкое представление о производительности, что в свою очередь может быть использовано для оценки и повышения общей эффективности логистических процессов.
Таким образом, понимание и применение методологии расчета ТКВЧ не только способствует улучшению финансовых показателей компаний в сфере грузоперевозок, но и обеспечивает конкурентоспособность на современном
рынке, где эффективность логистики становится критически важной для успеха бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Контроль эксплуатации КГШ. - Режим доступа: https://raut-service.ru/information/eshchyo-raz-pro-kontrol-ekspluatacii-krupnogabaritnyh-shin-i-ne-tolko.html;
2. Мухитдинов А.А., Юсупов У.Б. Оценка влияния продольного уклона карьерных дорог на ресурс крупногабаритных шин // Механика и технология. 2023. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vliyaniya-prodolnogo-uklona-kariernyh-dorog-na-resurs-krupnogabaritnyh-shin;
3. ТКВЧ (тонно-километры в час) важная характеристика при выборе шин. -Режим доступа: https://promtyre.ru/blog/tkvch-tonno-kilometry-v-chas-vazhnaya-harakteristika-pri-vybore-shin/;
4. Факторы, принимаемые во внимание при выборе наиболее подходящей шины // https://rtyre.ru/information/raschet-tkvch.html;
5. Эксплуатация и ремонт крупногабаритных шин / Э.С. Скорняков, Э.Н. Кваша, А.А. Хоменя, В.П. Бойков. - М.: Химия, 1991. 128 с
Bokhantsev T.F., Podgorny A.I.
Bokhantsev T.F.
Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev
(Kemerovo, Russia)
Podgorny A.I.
Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev
(Kemerovo, Russia)
FEATURES OF METHODOLOGY FOR CALCULATING TONNE-KILOMETERS PER HOUR
Abstract: in this paper, the calculation of tonne-kilometers per hour and how affects a large-sized tire is carried out.
Keywords: tonne-kilometers per hour, logistics, Belshina.