Научная статья на тему 'Особенности методологии проектирования математического образования периода дошкольного детства'

Особенности методологии проектирования математического образования периода дошкольного детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА / МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / MATHEMATICAL EDUCATION / THE PERIOD OF PRESCHOOL CHILDHOOD / METHODOLOGY OF DESIGNING / LEGITIMACIES AND PRINCIPLES OF DESIGNING / FACILITIES AND METHODS OF DESIGNING / STAGES OF DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Людмила Валентиновна

Описываются особенности методологии проектирования математического образования: методологические подходы, закономерности, принципы, средства, методы и этапы проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Людмила Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of designing methodology of mathematical education in the period of preschool childhood

This article describes features of methodology of designing mathematical education: methodological approaches, legitimacies, principles, facilities, methods and stages of designing.

Текст научной работы на тему «Особенности методологии проектирования математического образования периода дошкольного детства»

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.47 ББК Ч411.383

Л. В.Воронина

Екатеринбург

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРИОДА ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

ГСНТИ 27.01.45; 14.23.01 Код ВАК 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: математическое образование; период дошкольного детства; методология проектирования; закономерности и принципы проектирования; средства и методы проектирования; этапы проектирования.

АННОТАЦИЯ. Описываются особенности методологии проектирования математического образования: методологические подходы, закономерности, принципы, средства, методы и этапы проектирования.

L. V. Voronina

Ekaterinburg

FEATURES OF DESIGNING METHODOLOGY OF MATHEMATICAL EDUCATION IN THE PERIOD OF PRESCHOOL CHILDHOOD

KEY WORDS: mathematical education; the period of preschool childhood; methodology of designing; legitimacies and principles of designing; facilities and methods of designing; stages of designing.

ABSTRACT. This article describes features of methodology of designing mathematical education: methodological approaches, legitimacies, principles, facilities, methods and stages of designing.

В научной литературе понятие «методология» определяется как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности [2], учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека [5], система

принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе [10], учение об организации деятельности [6]. Таким образом, можно отметить, что методология воплощается в организации различных видов челове-

© Воронина Л. В., 2011

ческой деятельности. В нашем исследовании такой деятельностью является педагогическое проектирование.

А. М. Новиков [6. С. 25] предлагает следующую схему методологии: характеристика деятельности (особенности, принципы, условия, нормы деятельности), логическая структура деятельности (субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности), временная структура деятельности (фазы, стадии, этапы деятельности).

Остановимся на описании логической и временной структуры проектирования математического образования периода дошкольного детства. Раскроем основные понятия, используемые в исследовании.

Под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию педагогических проектов с целью преобразования педагогической практики, ориентированных на массовое использование, а под педагогическим проектом — замысел (идея, образ) педагогической системы (или образовательного процесса, или образовательной программы, или содержания образования и т. п.), воплощенный в форму описания, раскрывающую сущность замысла и возможность его практической реализации. Методология проектирования математического образования периода дошкольного детства — система наиболее общих принципов, положений, методов и средств проектирования математического образования периода дошкольного детства. Проектирование математического образования периода дошкольного детства — целенаправленная деятельность по созданию проекта системы математического образования с детальной проработкой ее компонентов, обеспечивающей условия формирования математической культуры детей дошкольного возраста с учетом происходящих в обществе изменений, и направленной на

обеспечение развития индивидуальных склонностей, способностей и потребностей детей.

Исходя из понятия «ориентировочная основа деятельности» (П. Я. Гальперин), мы определили понятие «ориентировочная основа проектирования». Это система представлений о цели, объекте проектирования и средствах осуществления выполняемого или предстоящего проектирования. Ориентировочная основа проектирования математического образования периода дошкольного детства строится в логике формирования математической культуры ребенка.

В качестве методологических подходов к проектированию математического образования периода детства мы выделили:

• системный подход, в соответствии с которым математическое образование в период детства рассматривается как педагогическая система;

• синергетический подход, в котором делается акцент на межсистемном взаимодействии, обеспечивающем построение педагогического процесса с учетом закономерностей развития сложных, самоорганизующихся систем и позволяющем рассматривать каждый субъект педагогического процесса (воспитатели, дети, родители) как саморазвивающиеся подсистемы, осуществляющие переход от развития к саморазвитию, данный подход гарантирует неповторимость свойств подсистем и базовых систем, устойчивость последних и выраженное проявление у них новых системных качеств; а также дает основу для выделения адаптационной функции математического образования и соответствующих компонентов в процессе проектирования;

• культурологический подход, который предполагает опору на принцип культуросообразности образования; способствует сохранению и развитию общей базовой культуры в целом,

создает в процессе воспитания и обучения математике благоприятные возможности для творческого формирования у детей математической культуры;

• аксиологический подход, позволяющий выбирать из сферы гуманитарной культуры то содержание, с помощью которого у ребенка будет сформирована система математических знаний, умений, а также совокупность ценностей, общей основой которых являются всемирно признанные ценности, общезначимые моральные принципы и традиции математического образования;

• личностно ориентированный подход,

отражающий главный ориентир гуманистической парадигмы: цен-

тральное место в математическом образовательном процессе принад-

лежит ребенку; данный подход направлен на развитие личностно значимых качеств ребенка с учетом его возрастных, индивидуальных и личностных особенностей, определяющих эффективность учебной деятельности;

• деятельностный подход задающий

активную позицию педагога, направленную на процесс формирования личности через присвоение ею ценностей культурно-исторического опыта в активной деятельности. Данный подход позволяет по-новому подойти к разработке проблемы математического образования дошкольников, рассматривать ее с позиции динамической системы взаимодействия субъекта с окружающим миром, в процессе которого происходит присвоение математической культуры, ее преобразование и изменение самого субъекта.

В процессе проектирования выделяют стратегический и тактический уровни (В. И. Загвязинский). Стратегия связана с формированием целей, выработкой идей и замыслов, определением общей

логики изучения темы. На тактическом уровне общая логика конкретизируется в систему методов и приемов применительно к ситуации обучения.

Исходя из этого общенаучной основой исследования выступают системный подход, позволяющий определить состав компонентов педагогической системы математического образования периода дошкольного детства, и синергетический подход, предполагающий раскрытие особенностей межсистемного взаимодействия образования как открытой системы с другими социальными системами; теоретико-методологическую стратегию составляют культурологический и аксиологический подходы, позволяющие определить особенности математического образования в период дошкольного детства, сферу его применения, представить результат; практико-ориентированной тактикой являются личностно ориентированный и деятельностный подходы, дающие возможность активно использовать единство личности и деятельности, организовать деятельность субъектов образовательного процесса с учетом возрастных особенностей и качественных характеристик психических процессов личности ребенка.

Для обоснования методологии проектирования математического образования дошкольников рассмотрим закономерности и принципы проектирования данного вида образования.

Под закономерностями понимают объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса [9. С. 447].

Опираясь на философскую, психоло-го-педагогическую и специальную литературу по проблеме педагогического проектирования [3; 4; 8; 11 и др.], учитывая опыт построения различных педагогических проектов, раскроем специфические закономерности проектирования

математического образования периода дошкольного детства:

1) результативность проектирования системы математического образования периода дошкольного детства зависит от гармоничности отражения в проекте всех компонентов математического образования и объективности взаимосвязей между ними на основе учета степени доступности и практической значимости для детей проектируемых элементов содержания;

2) качество проектирования математического образования периода дошкольного детства зависит от точности учета следующих факторов: динамики развития мышления ребенка от нагляднодейственного через наглядно-образное к словесно-логическому; специфики взаимосвязи игровой и учебной деятельности дошкольника; динамики перехода от знаково-символи-ческой деятельности ребенка к моделированию;

3) эффективность проектирования математического образования периода дошкольного детства зависит от степени учета адекватности математического образования и адаптивности к процессам информатизации и технологизации, происходящим в современном обществе;

4) результативность проектирования математического образования периода дошкольного детства зависит от уровня алгоритмизации самого процесса проектирования и его соответствия алгоритмам управления и функционирования процессов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Из закономерностей вытекают принципы проектирования математического образования в период детства. Опираясь на философскую и психолого-педагоги-ческую литературу, мы выделили комплекс методологических принципов, вытекающих из перечисленных выше специфических закономерностей: принцип гармонизации компонентов математического образования периода дошкольного

детства; принцип учета динамики развития детского мышления; принцип взаимосвязи игровой и учебной деятельности; принцип учета адекватности математического образования и адаптивности к изменениям, происходящим в обществе; принцип соответствия алгоритма проектирования алгоритмам управления и функционирования процессов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Рассмотрим содержание выделенного комплекса принципов.

Принцип гармонизации компонентов математического образования периода дошкольного детства. Означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов системы математического образования в единое органическое целое. Гармоничность является синтетическим свойством системы, охватывающим в качестве необходимого такое многообразие, в котором каждый компонент системы математического образования имеет возможность полной реализации своего потенциала.

Принцип учета динамики развития детского мышления. Основной акцент делает на то, что у детей в раннем возрасте развито наглядно-действенное мышление, в 2—3 года начинается переход от «мышления в движениях» к «образному мышлению». В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 3—5 лет. Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления — наглядно-схематического (по Н. Н. Под-дъякову). В возрасте 6—7 лет у ребенка закладываются основы словесно-логического мышления. Согласно данному принципу, при создании проекта математического образования необходимо учитывать психологические особенности мышления детей дошкольного возраста. Также следует учитывать, что основные формы детского мышления (наглядно-

действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) тесно взаимодействуют между собой, обеспечивая в этом процессе достаточно высокий уровень познания окружающего мира [7].

Принцип взаимосвязи игровой и учебной деятельности. Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре развивается мо-тивационно-потребностная сфера, возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей. Однако уже в дошкольном возрасте у детей складываются предпосылки учебной деятельности.

Дошкольник проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, любит наблюдать, экспериментировать и др. Любознательность лежит в основе познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность является необходимым компонентом учебной деятельности, а также обеспечивает интерес к учебе, формирует произвольность поведения. Ребенок к концу дошкольного возраста умеет самостоятельно действовать по правилу, инструкции или образцу, заданному взрослым, а также сам способен использовать элементы планирования в познавательной деятельности, добиваться запланированного результата и др. Согласно данному принципу, при создании проекта математического образования необходимо учитывать особенности игровой и учебной деятельности дошкольников.

Принцип учета адекватности математического образования и адаптивности к изменениям, происходящим в обществе. Основными чертами современного информационного обще-

ства являются его информатизация, тех-нологизация, превращение информации в важнейший глобальный ресурс человечества.

Современные социально-экономические условия характеризуются быстрой сменой поколений техники, технологий, что влечет за собой изменение целей, содержания, форм, методов и средств математического образования. В процессе математического образования ребенок должен увидеть действенность полученных знаний, осознанно оперировать ими, у него следует развивать способность мобилизовывать прежние знания для получения новых, а также формировать как специальные (по предмету), так и общеучебные умения и навыки. Следование данному принципу предполагает анализ соответствия разрабатываемых элементов содержания, методов и средств математического образования современному уровню развития технологий в образовании, быту, а также компьютерно-информационному обеспечению жизнедеятельности людей.

Принцип соответствия алгоритма проектирования алгоритмам управления и функционирования процессов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Современный уровень образования характеризуется технологичностью. Технология отличается гарантированностью результата. Для того чтобы сделать процесс педагогического проектирования технологичным, необходимо применять алгоритм функционирования и алгоритм управления (термины В. П. Беспалько) [1. С. 96—132], причем данные алгоритмы должны быть связаны с алгоритмом проектирования. Каким будет уровень алгоритмизации (технологичности) при проектировании, таким и будет уровень результативности.

В. П. Беспалько отмечает, что использование алгоритма функционирования способствует переходу от случайных схем построения учебной деятельности ре-

бенка к продуманному, системному ее построению [1. С. 115].

Воздействие на ребенка с целью поддержания или изменения алгоритма функционирования является управлением его учебно-познавательной деятельностью.

Алгоритм управления — это система отслеживания, коррекции и контроля учебно-познавательной деятельности детей с целью поддержания достаточной стабильности в выполнении алгоритма функционирования и достижения заданных целей обучения.

Успешность деятельности обучающегося зависит как от заданного алгоритма функционирования, так и от принятого алгоритма управления. Совокупность обоих алгоритмов составляет основу дидактического процесса [1. С. 119].

В соответствии с нашим исследованием алгоритм функционирования представляет собой деятельность педагога (воспитателя), направленную на проектирование учебно-воспитательного процесса в ДОУ таким образом, чтобы данный процесс достигал основной цели математического образования — формирования основ математической культуры ребенка.

Алгоритм управления — отслеживание и коррекция игровой и учебнопознавательной деятельности детей с целью поддержания достаточной стабильности в выполнении алгоритма функционирования и достижения заданной цели образования. В процессе проектирования данные алгоритмы должны быть связаны с алгоритмом проектирования. Для проектирования математического образования дошкольников мы использовали следующие средства: информационные (применение вычислительной техники, средств телекоммуникаций и др.); математические (математическое моделирование, средства математической статистики); логические (логические приемы мышления — анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., построение умозаключений, проведение до-

казательств); языковые (правила построения определений понятий (дефиниций), уточнение понятий и символов, правила использования языка для построения рассуждений и доказательств, формулирования гипотезы, выводов и др.).

Раскроем методы, которые использовались в процессе проектирования математического образования периода дошкольного детства. Методы исследования делятся на теоретические и эмпирические.

В качестве теоретических методов использовались следующие:

- анализ — разложение целого на части, т. е. выделение компонентов в педагогической системе математического образования;

- логико-исторический анализ — выявление прогрессивных тенденций в истории отечественного математического образования;

- синтез — соединение компонентов в систему;

- сравнение — сопоставление компонентов системы, выявление количественных и качественных характеристик ее компонентов, осуществление их классификации, упорядочения и оценки;

- абстрагирование — вычленение и превращение в самостоятельный объект рассмотрения отдельных стороны, свойств или состояний компонентов системы в чистом виде;

- конкретизация (противоположна абстрагированию) — наполнение схематизированной модели системы частными признаками, за счет чего оказывается возможным движение от одной схемы к другой, более оптимальной для проектирования системы математического образования;

- обобщение — выделение и фиксация относительно устойчивых, инвариантных свойств компонентов системы и их отношений;

- формализация — отображение результатов мышления в точных понятиях, обеспечивающее систематизацию зна-

ний, при которой отдельные элементы знаний согласовываются друг с другом;

- аналогия — перенос знания, полученного из рассмотрения какого-либо одного объекта (модели), на другой, менее изученный или менее доступный для изучения, менее наглядный объект;

- моделирование — выстраивание всего процесса проектирования и представление его результатов; прогнозирование — обоснование перспектив развития математического образования в период дошкольного детства.

Эмпирические методы: изучение нормативных документов в области образования, исследование и обобщение эффективного опыта и массовой практики математической подготовки дошкольников, наблюдение (внешнее, включенное, стандартизированное и другие виды) за образовательным процессом в ДОУ, анкетирование, тестирование педагогов, родителей и детей, метод экспертных оценок.

При построении проекта математического образования периода дошкольного детства в целом и его отдельных компонентов применялись также методы моделирования. Перечислим их.

Метод «сценариев» — метод подготовки и согласования представлений о проектируемой системе математического образования, изложенных в письменном виде. «Сценарий» позволяет создать предварительное представление о математическом образовании в период дошкольного детства. Он рассматривался нами как основа для дальнейшей разработки проекта [6].

Графические методы дают возможность наглядно отработать структуру проектируемой системы и процессов, происходящих в ней. Для этих целей использовались графики, схемы, диаграммы, гистограммы, древовидные структуры и др.

Применение метода структуризации позволило разделить сложную проблему проектирования содержания математи-

ческого образования периода дошкольного детства с большой неопределенностью на более мелкие, лучше поддающиеся анализу. Также применялся особый метод структуризации — метод «дерева целей». Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, получаемой путем расчленения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые в конкретных приложениях называют подцелями нижележащих уровней. Данный метод был использован при описании целей математического образования периода дошкольного детства.

Временная структура проектирования математического образования периода дошкольного детства определяется тремя этапами: концептуальным, проектным, аналитико-диагностическим.

Раскроем особенности каждого этапа.

Концептуальный этап предполагает: проблемный анализ ситуации математического образования в период детства; выявление противоречий; определение проблем, требующих решения; диагностику проблем; выработку и осмысление путей решения проблемы формирования основ математической культуры в период детства; построение концепции математического образования в период дошкольного детства; прогнозирование результатов.

На проектном этапе осуществляется: целеполагание математического образования; разработка нескольких возможных вариантов проекта математического образования в период детства; выбор оптимального варианта; экспериментальная проверка проекта.

Аналитико-диагностический этап предполагает: оценку, анализ, рефлексию и обобщение результатов реализации проекта с учетом особенностей развития ребенка; определение дальнейших направлений деятельности с учетом специфики формирования основ математической культуры в период дошкольного детства; детализацию проекта с учетом

В реальности процесс проектирования не является строго линейным в этапах деятельности, все направления деятельности (этапы) находятся в тесной взаимосвязи и взаимопереходах, поэтому при проектировании математического образования дошкольников использовались циклическая и адаптивная стратегии.

полученных данных; определение перспектив совершенствования и развития математического образования; оформление процесса и результатов проектирования математического образования в конкретных продуктах педагогического творчества; принятие решения об использовании проекта.

Рис. 1. Циклическая стратегия проектирования математического образования

Данная стратегия в проектировании применялась в случае, когда проектировщик, размышляя над вариантами содержания проекта, возвращался к анализу возможностей детей или других

элементов исходных данных, а затем продолжал процедуру проектирования. Возвращение к предыдущим этапам отражает такое свойство процесса проектирования, как обратимость.

Рис. 2. Адаптивная стратегия проектирования математического образования

Данная стратегия использовалась в особенность процесса проектирования,

двух ситуациях: во-первых, когда проек- как непрерывность корректировки.

тировщик, разрабатывая достаточно Таким образом, формируя в организа-

большой отрезок образовательного про- ционном и информационном аспектах

цесса, не мог сразу охватить все вариан- системную связь теории с практикой, опиты (детали) и поэтому воспитательно- санная логическая и временная структура

образовательный процесс разбивался на проектирования обеспечивает научный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отдельные этапы; во-вторых, когда про- статус и обосновывает методологию проектировщик каждый свой шаг соотносил ектирования математического образова-

с предыдущим. В этом выражается такая ния в период дошкольного детства.

ЛИТЕРАТУРА

1. БЕСПАЛЬКО В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989.

2. БОЛЬШАЯ советская энциклопедия. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1968—1979.

3. МОНАХОВ В. М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) // Школьные технологии. 2000. № 6.

4. МУРАВЬЕВА Г. Е. Проектирование образовательного процесса в школе : дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2003.

5. НОВЕЙШИЙ философский словарь. 3-е изд., испр. Мн. : Книжный Дом, 2003.

6. НОВИКОВ А. М. Методология. М. : СИНТЕГ, 2007.

7. ОБУХОВА Л. Ф. Возрастная психология. М. : Педагогическое общество России, 2001.

8. СМЫКОВСКАЯ Т. К. Теоретико-методологические основы проектирования методической

системы учителя математики и информатики : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.

9. СОВЕТСКИЙ энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1986.

10. ФИЛОСОФСКИЙ энциклопедический словарь / С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1989.

11. ЯКОВЛЕВА Н. О. Педагогическое проектирование инновационных систем : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2003.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. А. Новоселов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.