УДК 657.631
Б01: 10.21779/2500-1930-2019-34-2-22-26 Д.А. Юнусова
Особенности методологического подхода налогового аудита на современном
этапе
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; Djennet55 @шаИги
Налоговый аудит - это инструмент для получения своевременной, полной и достоверной информации о соответствии ведения налогового учета всем требованиям законодательства. Аудит налогов не является обязательной мерой и не выделяется в законодательной базе как самостоятельный вид аудита. Развитие и применение налогового аудита в России сталкиваются с множеством неурегулированных вопросов.
В статье сформулирован подход к организации и нормативному обеспечению налогового аудита в России. Охарактеризованы особенности его проведения в системе налоговых проверок и сформулированы требования к применению в бизнесе. Рассмотрены виды и ошибки налогового аудита. Освещаются проблемы налогового аудита во внедрении и применении международных стандартов аудита, а также отсутствия нормативного закрепления налогового аудита как такового, а не как одного из видов сопутствующих услуг.
Ключевые слова: налоговый аудит, налоговые проверки, стандарты, аудиторская проверка.
Аудит со стороны налоговых органов - не самый приятный момент в жизни компании. Но есть способ подготовиться к нему и избежать штрафов - провести независимую внутреннюю проверку. Заранее выявить все неточности в документах и исправить их до прихода инспекторов поможет добровольный налоговый аудит.
Налоговый аудит - это проверка финансовой документации на предмет ее соответствия налоговому законодательству. Компания-поставщик или частный аудитор осуществляет мониторинг начисления и уплаты налогов, занимается составлением и ведением необходимой отчетности, дает оценку рисков и консультации по вопросам налогообложения.
Налоговый учет производится с целью получения информации о доходах и расходах предприятия. Данная отчетность предназначена для соответствующих органов. Ведь именно на ее основе определяется налогооблагаемая база для последующего расчета размера взносов, подлежащих уплате в государственный бюджет.
Нужно понимать, что прибыль, полученная по результатам данных видов отчетности, может оказаться разной. Это основное отличие бухучета от налогового учета, но не единственное.
К 2018 году многие компании почувствовали повсеместное усиление финансового контроля со стороны государства. Мы живём в парадигме быстро меняющегося мира, где фискальные органы внедряют цифровые технологии, анализируют большие данные о товарно-денежных потоках и пр.
Только по официальным данным ФНС за 2017 год, доначисления за одну проверку в Москве и Санкт-Петербурге в среднем составляют уже 55 млн руб., а мини-
мальная сумма претензий по РФ - 16,4 млн руб. Эффективность налоговых проверок продолжает расти на 32 % ежегодно, а в 98 % случаев выявляются нарушения.
Аудит налогов не является обязательной мерой и не выделяется в законодательной базе как самостоятельный вид аудита. Скорее его можно охарактеризовать как услугу, сопровождающую общий аудит хозяйственной деятельности предприятия [5].
Повышенный интерес к данному виду аудита объясняется тем, что аудит налогов, проходящий в составе общего аудита, не охватывает всей полноты процесса налогового учета и не всегда может достоверно отразить ситуацию по налогам, что может повлиять на возникновение налоговых рисков и привлечение руководства предприятия к налоговой ответственности.
Как правило, аудиторская проверка налогов проводится по инициативе руководителя в случае, когда на предприятии ожидается проверка налоговой инспекции. Чтобы избежать налоговых рисков и своевременно выявить и устранить все возможные ошибки в расчетах, начислении и уплате налогов, компании заключают договор с аудиторской организацией, имеющей в штате аудиторов, специализирующихся в области налогового учета.
Различают три вида налогового аудита, приведенные в следующей таблице [9].
Таблица 1. Виды налогов при проведении налогового учета
Вид Содержание
Комплексный Комплексный аудит предполагает полную проверку всей отчетности предприятия по налогам и сборам за определенный период времени.
Тематический Тематический аудит проводится по одному или нескольким выборочным видам налогов, согласованных при заключении договора с заказчиком.
Структурный Он позволяет охватить всю систему налогообложения предприятия, сравнить налоговую нагрузку на подразделения и сбалансировать ее.
Источник: разработано собственно автором.
Наиболее часто за оказанием услуг по аудиту всех видов налогов обращаются крупные торговые, производственные и промышленные предприятия, имеющие большую организационную структуру и крупные оборотные активы. Таким предприятиям зачастую становится более выгодно провести аудит налогообложения и минимизировать риск начисления штрафных обязательств, так как в случае проверки налоговыми органами и выявления ими ошибок в исчислении и уплате налогов в бюджет, обязательства по выплате могут стать в разы больше, чем стоимость услуг аудитора.
Также услугами аудиторов в проведении проверки ведения учета налогов могут воспользоваться организации, в которых сменилось руководящее лицо. По понятным причинам пришедший на новое место руководитель должен удостовериться в отсутствии негативных факторов в учете и отчетности, способных повлечь за собой налоговую ответственность путем начисления пеней и штрафов, а также снизить вероятность возможности появления этих факторов в будущем.
В результате проверки аудиторы должны сделать вывод о том, насколько достоверной является налоговая отчетность предприятия, какие ошибки выявлены и какие меры следует принять для их устранения [8].
Для осуществления этой цели могут быть выделены 3 основных этапа:
• изучение состояния налогового учета проверяемого предприятия за год или иной период;
• оценка состояния налогового учета;
• выработка рекомендаций по минимизации налоговых рисков.
Во время осуществления названных этапов проверяющими будут выполняться следующие основные задачи:
• проверка полноты базы налогообложения по всем уплачиваемым предприятием налогам;
• проверка базы налогообложения на предмет включения в нее необлагаемых операций;
• проверка обоснованности применения пониженных или нулевых ставок налогов;
• обоснованность и возможность применения льгот по налогам;
• оценка рискованности учетной политики по налогообложению;
• проверка правильности составления налоговой отчетности с учетом всех выявленных фактов и предоставление рекомендаций по ее уточнению;
• выработка рекомендаций по использованию обнаруженных налоговых резервов [9].
Все выводы, оценки и рекомендации будут изложены в аудиторском заключении.
Результатом аудита налогового учета является:
• подтверждение правильности и обоснованности расчетов по налоговым обязательствам организации за определенный период;
• оценка метода, применяемого при расчете налогов в спорных ситуациях;
• анализ организации раздельного учета по НДС и разработка методик по оптимизации налогообложения НДС;
• анализ существующей методики оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции;
• подготовка рекомендаций по разделению рекламных расходов на нормируемые и ненормируемые и другое [4].
Одна из распространённых ошибок практикующих бухгалтеров - распространение правил налогового учёта только на налог на прибыль, благо он упоминается именно в 25-й главе НК РФ.
Однако ведение налогового учёта обязательно для расчёта любых налогов. Так, книга продаж и книга покупок - это тоже регистры налогового учёта для составления декларации по НДС. А для расчёта таких налогов, как НДПИ, где присутствует весьма сложная специфика, налог на игорный бизнес или транспортный налог, лучше всего создать самостоятельные аналитические регистры налогового учёта.
Развитие и применение налогового аудита в России сталкиваются со множеством других неурегулированных вопросов. К ним относятся:
• отсутствие надлежащего законодательного регулирования вопросов, связанных с проведением налогового аудита;
• отсутствие методик налогового аудита в различных видах экономической деятельности;
• отсутствие установленного перечня вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению в процессе налогового аудита.
Отечественные ученые считают, что вопросы регулирования налогового аудита могут быть решены путем разработки и принятия следующих документов:
• полноценный стандарт;
• документ, носящий обязательный характер и согласованный с налоговыми органами;
• методика проведения налогового аудита, носящая обязательный характер;
• методические рекомендации.
Сейчас перед российскими компаниями стоит чрезвычайно сложная задача: внутреннему аудиту необходимо совершенствовать свои умения в работе с налоговыми рисками, развивать взаимоотношения с контрагентами, повышать общую налоговую культуру на предприятии. Именно поэтому усовершенствование существующих стандартов аудиторской деятельности и разработка новых принимают качественно новое значение: внешняя и внутренняя формы проведения аудита налогообложения в организациях предполагают уточнение формулировок целей и принципов реализации задач, высокую степень ответственности исполнителей и их столь же высокую квалификацию, определение и разработку конкретных способов и процедур проведения проверок, а также форм отчетности о результатах их проведения в рамках систем налогового учета, существующих в современных организациях [10].
Таким образом, основными проблемами налогового аудита на современном этапе развития являются внедрение и применение международных стандартов аудита и отсутствие нормативного закрепления налогового аудита как такового, а не как одного из видов сопутствующих услуг.
В конечном итоге налоговый аудит - это отличный инструмент для получения своевременной, полной и достоверной информации о соответствии ведения налогового учета всем требованиям законодательства.
Литература
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.
2. Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000, протокол № 1).
3. Гаджиев Н.Г., Толчинская М.Н. Контроль качества аудита: институциональный подход // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Общественные науки. - 2016. - Вып. 3. - С. 24-29.
4. Зайцева О.Ю., Зиновьева И.С. Проблемы обеспечения качества аудиторской деятельности // IX Межд. студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум - 2017». URL: https://www.scienceforum.ru/2017/pdf/35511.pdf (дата обращения: 06.03.2019).
5. Налоговый аудит налогов - проверка правильности ведения налогового учета. URL: https://vesbiz.ru/buxuchet/nalogovyj-audit-nalogov.html (дата обращения: 06.03.2019).
6. Орлов Д.В., Шешукова Т.Г. Налоговый аудит как самостоятельное направление аудиторской деятельности // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. -2011. - Вып. 1. - С. 62-70.
7. Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н. Проблемы выявления искажений в финансовой отчетности // Финансовая экономика. - 2015. - № 3. - С. 45-47.
8. Фиськова Е.И. Проблемы налогового аудита // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования; сб. ст. по мат. XIII Межд. студ. научно-практ. конф. № 2 (13). - URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(13).pdf (дата обращения: 07.03.2019).
9. Что дает аудит налогообложения и как он проводится? - URL: https://www.kp.ru/guide/nalogovyi-audit.html (дата обращения: 06.03.2019).
10. Щербакова Н.А. Современный аудит: проблемы и пути их решения // X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум 2018. - URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004522 (дата обращения: 06.03.2019).
11. Шурчкова И.Б. Налоговый аудит: концепция и проблемы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - Вып. 4. - С. 321-327.
Поступила в редакцию 13 мая 2019 г.
UDC 657.631
DOI: 10.21779/2500-1930-2019-34-2-22-26
Features of the methodological approach to tax audit at present stage
D.A. Yunusova
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43а; Djennet55 @ mail.ru
Tax audit is a tool for obtaining timely, complete and reliable information on the compliance of tax accounting with all the requirements of the law. Tax audit is not a mandatory measure and is not highlighted in the legislative framework as an independent type of audit. The development and application of tax audit in Russia faces a number of unsettled problems.
The article formulates the approach to the organization and regulatory support of tax audit in Russia. The features of its conduct in the system of tax audits are characterized in the article and the requirements for application in business are formulated. The types and errors of the tax audit are considered. It highlights the problems of tax audit in the implementation and application of international auditing standards, as well as the absence of a regulatory consolidation of tax audit as such, and not as one of the types of related services.
Keywords: tax audit, tax audits, standards, audit.
Received 13 May, 2019