Научная статья на тему 'Особенности методики проведения занятий по физическому воспитанию студентов в экологически неблагоприятной среде'

Особенности методики проведения занятий по физическому воспитанию студентов в экологически неблагоприятной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ИСКУССТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ачилов Тельман Саъдуллаевич, Нурматов Фарход Абдиалимович

С целью научного изучения эффективности организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов педагогических вузов с учетом экологической обстановки проведен педагогический эксперимент, который позволил характеризоваться преднамеренным созданием благоприятных экологических условий для занятий физическими упражнениями со студентами экспериментальной группы. В процессе педагогического эксперимента, путем сравнения выявлялись определенные зависимости в степени эффективности различных методов и методических приемов физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности методики проведения занятий по физическому воспитанию студентов в экологически неблагоприятной среде»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ,

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ _ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ_

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ

В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЕ

1 2 Ачилов Т.С. , Нурматов Ф.А.

'Ачилов Тельман Саъдуллаевич - доцент; 2Нурматов Фарход Абдиалимович - старший преподаватель,

кафедра физической культуры, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: с целью научного изучения эффективности организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов педагогических вузов с учетом экологической обстановки проведен педагогический эксперимент, который позволил характеризоваться преднамеренным созданием благоприятных экологических условий для занятий физическими упражнениями со студентами экспериментальной группы. В процессе педагогического эксперимента, путем сравнения выявлялись определенные зависимости в степени эффективности различных методов и методических приемов физического воспитания.

Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, неблагоприятная среда, педагогический эксперимент, искусственная экология, методика.

Организация и содержание занятий физическими упражнениями в неблагоприятных экологических условиях требуют разработки новых научно обоснованных методик выбора и применения средств физического воспитания. Эта проблема для теории и практики физической культуры указывает на необходимость модернизации физического воспитания студентов в результате создания новых педагогических технологий, учитывающих уровень загрязнения окружающей среды. Совершенствование системы физического воспитания требует разработки новых методик, связанных с современными технологиями преподавания физической культуры [1, 2].

С целью более глубокого научного изучения эффективности организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов педагогических вузов с учетом экологической обстановки нами был частично повторен педагогический эксперимент, более подробно описанный в [3]. Тем самым решалась задача проверки действенности разработанной методики при стабильно ухудшающейся экологической ситуации в городской среде.

В процессе педагогического эксперимента, путем сравнения выявлялись определенные зависимости в степени эффективности различных методов и методических приемов физического воспитания.

Педагогический эксперимент характеризовался:

1. Преднамеренным внесением в учебный процесс по физическому воспитанию изменений в соответствии с задачами исследования.

2. Такой организацией занятий, которая позволяла просматривать взаимосвязь между изучаемыми явлениями без нарушения учебного процесса в целом.

3. Направленностью на создание благоприятных условий для занятий физическими упражнениями с большей оздоровительной эффективностью.

Общие условия проведения эксперимента заключались в том, что уровень физической подготовленности в группах юношей и девушек был примерно одинаков. Занятия по физическому воспитанию проводились в течение учебного года на втором курсе два раза в неделю по 2 часа.

Характерной особенностью занятий являлось:

1_- во-первых, при организации занятий по физическому воспитанию учитывался мониторинг состояния окружающей воздушной среды, как в ежедневной, так и в годовой динамике;

- во-вторых, перед выходом для занятий на открытой площадке со студентами проводилась гипоксическая тренировка, разработанная на принципах дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, в спортивном зале, в котором искусственно создавалась экологически благоприятная воздушная среда. Время проведения зависело от экологической обстановки в данный момент и продолжалось от 10 до 15 минут. После окончания занятия, в зависимости от атмосферных условий, проводилась в том же зале восстановительная гипоксическая тренировка продолжительностью 3-5 минут;

1_- в-третьих, во время выпадения осадков (дождь, снег) и в другие экологически неблагоприятные дни, месяцы (декабрь) занятия проводились в спортивном зале с «искусственно созданной» благоприятной воздушной окружающей средой;

- в-четвертых, во время занятий в зале особое внимание уделялось спортивным играм (мини-волейбол, уличный баскетбол), а в бассейне - элементам водного поло. На открытых площадках в занятия включались мини-футбол, оздоровительный бег и легкоатлетические упражнения. У девушек кроме этого проводились занятия спортивной аэробикой в специализированном зале.

Полученные экспериментальные данные позволяют сделать заключение, что особенности использования видов спорта по экспериментальной методике обеспечивают оздоровительное воздействие на организм занимающихся в неблагоприятных экологических условиях. Кроме этого, сочетание в одном занятии нескольких видов спорта (2-3) позволяет совершенствовать адаптационный механизм перестройки всех систем организма и удовлетворять потребности в двигательной активности и приобретении социального статуса студента (свобода и творчество). Следовательно, одной из особенностей методики физического воспитания в экологически неблагоприятной среде является корректировка выбираемых средств и методов проведения занятий в соответствие уровню загрязнения окружающей воздушной среды на спортивных сооружениях. Регулирование оптимальной нагрузки в соответствии с экологическими условиями осуществляется: за счет выбора видов спорта, с повышенными требованиями к точности движений; характера игрового противоборства (контактные и неконтактные виды спорта); изменением правил игры; интенсивности применения отобранных средств физического воспитания.

Таким образом, можно заключить, что занятия по экспериментальной методике более эффективно воздействовали на физическую подготовленность студентов ЭГ-2, особенно высокие результаты по окончании эксперимента наблюдались в упражнениях на выносливость, в скоростной и скоростно-силовой подготовленности. Следовательно, регулярные занятия физическими упражнениями в искусственно созданных благоприятных экологических условиях, а также постоянное применение предварительной гипоксической тренировки перед выходом на спортивную площадку, с последующей восстановительной дыхательной гимнастикой после занятий оказали в большей степени положительный эффект на уровень физической подготовленности студентов, чем общепринятые методики, используемые для реализации программы по физическому воспитанию студентов вузов.

В то же время регулярные занятия на открытых спортивных сооружениях без учета экологической ситуации не дают значительного положительного эффекта на уровень физической подготовленности студентов. Несмотря на то, что значительный объем выполняемых физических упражнений студентами ЭГ -1 имел направленность на воспитание такого физического качества как выносливость, значительного улучшения в контрольных упражнениях, характеризующих уровень его развития, не выявлено.

Используемая в КГ методика проведения занятий по программе, принятой в вузах республики, без учета экологической обстановки не вызвала ощутимого улучшения в уровне физической подготовленности. Круглогодичные занятия студентов ЭГ-1 на открытой площадке без учета мониторинга состояния атмосферного воздуха не способствовали позитивным и качественным сдвигам в физической подготовленности и состоянии контролируемых функций ЦНС и дыхательной системы. Следовательно, одним из специфических принципов физического воспитания в экологически неблагоприятной среде является принцип соответствия выбираемых средств и методики проведения занятий физическими упражнениями уровню загрязнения окружающей среды на спортивных сооружениях.

Список литературы

1. Зысманов Б.М. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи как доступного и эффективного средства противодействия неблагоприятным воздействиям окружающей среды / Б.М. Зысманов // Проблемы региональной экологии, 2006. № 4. С. 94-98.

2. Капичникова О.Б. Модернизация образовательного процесса в современном вузе / О.Б. Капичникова, О.В. Романов, А.И. Капичников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2014. № 5 (111). С. 60-63.

3. Наскалов В.М. Физическое воспитание студентов в условиях экологически неблагоприятной окружающей среды / В.М. Наскалов // Теория и практика физической культуры, 2004. № 7. С. 59-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.