балки упка вентиляциясини таъминлаш учун талаб килинадиган кучланишларнинг катталигини бадолаш имкониятини дам беради.
Мажмуавий тадкикотларни тахлил килиш натижа-лари, ташки нафаснинг потенциал имкониятларини тавсифлайдиган барча учта курсаткичлар, яъни уп-канинг тириклик сигими (мос равишда 4043,9±105,6 ва 3802,7±113,3), кукрак кафасининг экскурсияси (мос равишда 9,43±0.57 ва 9,01±0.89) ва кукрак кафасининг айланаси (мос равишда 88,52±1,33 ва 86,7±3,02) VI семестрнинг якунига келиб ТГ укувчи-ларида ишончли юкори (Р<0,05) эканлигидан далолат беради, бу, моторли-респираторли рефлексларни про-приорецептив афферентация асосида анча даражада такомиллашганлигини курсатади.
Тажриба гуруди укувчиларининг ташки нафас функциясини ортишига спортнинг базавий турлари воситаларини укув жараёнида таксимлашнинг тар-тиблаштирилган структураси ва тезкор-куч сифат-ларини ва аэроб чидамлиликни ривожлантириш ва такомиллаштиришга йуналтирилган юкори даракат
фаоллиги булган секция машгулотлари кумаклашди.
Шундай килиб, ТГ укувчиларининг гавда узун-лиги ва массасидаги хамда жисмоний ривожланиши-нинг гемодинамика холати, упканинг тириклик сигими, кукрак кафаси айланаси каби курсаткичларидаги узгаришларида етарлича ифодаланган параллелизм, биз томондан таклиф килинган машклар мажмуасини ва коллеж укувчилари организмини морфологик ва функционал ривожланишинида мажмуавий назорат килиш тизимини фойдали таъсир килганлигидан далолат беради.
Адабиётлар:
1. Анатомия человека: Учебник /М.Ф. Иваницкий., Б.А.Никитюка., А.А. Гладышев., Ф.В. Судзиловский. - М.: Тера-Спорт, 2003 - 624 с.
2. Балашова В.Ф. Физиология человека. М., - Физическая культура. 2007. - 375 с.
3. Волков Л.П. Теория и методика детского и юношеского спорта. Киев. Олимпийская литература. 2002. - 294 с.
4. Кошбахтиев И.А. Основы оздоровительной физкультуры студенческой молодежи. Т., 1994. - 105 с.
5. Морфология человека. / Под редакцией Б.А. Никитюка и В.П. Чтетцо-ва.2-е издание, переработанное и дополненное/Издательство Московского университета. М.: 1990. -343 с.
6. Рихсиева А.А., Насретдинов Ф.Н., Рихсиева Л.И. Физическое состояние школьников и спортивной молодежи. - Т.: Ибн Сины, 1992. - 152 с.
7. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2008. - 480 с.
УУД (УДК, UDC): 796.01: 8:092.2
Информация для связи с автором:
kamol.wrestling.uz@mail.ru
Преподаватель К.С. БУРИЕВ1
^аршинский государственный университет город Карши, Узбекистан
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКОВОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЕ "КУРАШ"
Аннотация
Annotation
В данной статье раскрываются особенности поискового эксперимента, как начального этапа формирующего эксперимента. Даны рекомендации по организации повышения эффективности учебно-тренировочного процесса с борцами-курашистами.
Ключевые слова: поисковой эксперимент, соревновательный процесс, физическая подготовка, психомоторика, специальная подготовка борцов-курашистов.
Ушбу макола кидирув эксперименты ^усусиятларини, экспериментни шакллантирувчи бошлангич боскичи сифатида очиб беради, курашчилар билан таълим ва тарбия жараёни самара-дорлигини ошириш буйича тавсиялар беради.
Калит сузлар: цидирувэксперименту рацобатжараёни, жисмоний тайёргарлик, психомоторика, курашчиларни махсус тайёргарлиги.
This article reveals the features of the search experiment, as the initial stage of the formative experiment, gives recommendations on how to organize an increase in the effectiveness of the educational and training process with kurash wrestlers.
Key words: search experiment, competitive process, physical training, psychomotor skills, special training of curonian wrestlers.
CM
о
C\l
со
to ra t о d w
с to
Актуальность. В данной статье раскрываются особенности подготовки спортсменов-курашистов для их дальнейшего участия в спорте высших достижений. Общеизвестно, современный уровень спортивных достижений требуют организации целенаправленной многолетней подготовки спортсменов, поиска все более эффективных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы. Всё это требует широкого привлечения к учебно-тренировочным занятиям отбора одаренных юношей и девушек для пополнения рядов спортсменов высокого класса. Решение этой проблемы затрудняется в связи с повышенной конкуренцией на крупнейших
международных соревнованиях, особенно на чемпионатах мира, сохранением тенденции к увеличению и интенсивности тренировочных нагрузок, а также изменением правил соревнований. Наши узбекские спортсмены дзюдоисты, курашисты одержали много ярких побед на многих соревнованиях. Во всем мире известны фамилии абсолютного чемпиона мира Абдулло Тангриева, и призера олимпийских игр Ришода Сабирова. Но, к сожалению, за последние годы анализ выступлений наших борцов на международных соревнованиях, свидетельствуют о серьезных недостатках в уровне соревновательной готовности курашистов.
58
e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz
№3-2021
Жисмоний тарбия ва спортнинг тиббий-биологик ва ижтимоий-психологик асослари
Медико-биологические и социально-психолгические основы физической культуры и спорта
В последние годы узбекский кураш в своём развитии не отвечает высокой ступени технической подготовленности. Ряд специалистов отмечают, это отставание проявляется в ограниченном соревновательном арсенале атакующих действий (К. Юсупов, Ж. Нуршин). Уровень физической подготовленности даже ведущих курашистов страны не полностью удовлетворяют требованиям обновленного национального кураша, имеет место тактической ограниченности в решении поливариантных ситуаций, имеющих место в соревновательной практике. Для выхода из этого положения необходимы изменения подготовки борцов-курашистов, все большей ее конкретизацией применительно к различным возрастным контин-гентам. Безусловно, создание оптимальной системы управления подготовкой курашистов предполагает необходимость научно-обоснованных рекомендаций по общим и частным ее разделам.
Цель исследования. Обоснования новых подходов в решении задач подготовки курашистов к соревновательной деятельности исходя из ее современного состояния:
1. Обоснования необходимости поискового эксперимента 2. Создание необходимых педагогических условий для констатирующего и формирующего эксперимента. С целью апробации разработанной экспериментальной поисковой методики подготовки курашистов к соревновательной деятельности нами был проведен поисковый эксперимент, продолжительностью одного учебного года (сентябрь 2018 по июнь 2019 года). В эксперименте приняли участие студенты Узбекского Государственного университета по физической культуре и спорта и колледжа олимпийского резерва г.Чирчика. Возраст участников эксперимента 14-15 лет (колледж) 18-19 лет студенты университета. Из числа испытуемых были сформированы 2 группы по 15 человек каждая: первая экспериментальная группа под руководством тренера-преподавателя Мирзакулова Ш., вторая контрольная под руководством тренера-преподавателя Ортикова З. Группы формировались относительно равными по уровню показателей характеризующих физические и психофизические качества, функциональное состояние и спортивную подготовленность. Выравнивание условий эксперимента достигалось предварительным изучением результатов: учебно-тренировочной работы, уровню технической подготовленности, физического развития и других показателей. В начале и в конце эксперимента все участники экспериментальной и контрольной групп, были протестированы по методикам, определяющим уровни технической подготовленности в выполнении технических приемов национальной борьбы кураш.
Уровень технической подготовленности в выполнении приемов кураш определялся по разработанной нами 9-балльной шкале. Уровень общей и специальной физической подготовленности определялись по следующим упражнениям: подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа за 20 секунд, челночный бег 3х10 метров, бег на 1500 метров, "забегания" на борцовском мосту влево и вправо 5 раз, выполнения ударного броска на скорость. Уровень физического и функционального состояния определялась по следующим параметрам: рост стоя, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) динамометрия правой и левой кисти, функциональная проба Штанге и Генче. Уровень развития технических качеств и психомоторных показателей был определен по следующим показателям (концентрация и устойчивость внимания, простая сенсомоторная реакция, реакция на движущийся объект) Занятия в контрольной группе проводились по традиционной методике согласно, рекомендуемой руководящими документами.
По мнению многих исследователей (Еганова А. В. 2001, Таймуратова О.Т. 2005, Нуршина Ж.М. 2001) множество комбинаций спортивной борьбы составляет одинаковый уровень технических приемов:
Комбинация типа повторных атак (комбинации, основанные на усиление средств нападения)
Комбинация с противоположно направленными приемами, входящими в их состав (комбинации, основанные на развитии сопротивления противнику подготовившему броску, когда завершающий бросок направляется в сторону сопротивления противника)
В экспериментальной группе характерной особенностью методики учебно-тренировочных занятий являлось то, что основное содержание изучаемых приемов и действий национальной борьбы кураш состояло из ударной техники приемов. Различия состоялись в очередности совершенствования этих приемов в комбинациях. Комбинации предварительно продумывались по своему содержанию. Ударный прием, как правило, находился в разных местах комбинации.
Результаты исследования. По окончании поискового эксперимента было проведено тестирование, результаты которого зафиксировали существенные положительные изменения большинства исследуемых показателей, характеризующих различные стороны развития необходимых качеств, а также уровень подготовленности в выполнении технико-тактических действий борьбы кураш и оценки результатов соревновательной деятельности. Результаты исследования представлены в таблице.
см о см
со
го га
0 ^
ю
1
с го
№3-2021 е-шаП: fan_sportga@uzdjtsu.uz
Таблица
Уровень подготовленности технико-тактических действий и оценка результатов соревновательной деятельности
№ Измеряемые показатели Группы Этапы исследования Различие Достоверность
В начале х ± m В конце х ± m
1. Оценка выполнений приемов по 9 балльной шкале Э.К К.Г 3,41±0,27 4,21±0,19 4,77±0,29 4,85±0,27 0,83 0,79 Р<0,05 Р<0,05
2. Оценка дарных приемов по 9 балльной шкале Э.К К.Г 4,19±0,21 4,31±0,27 4,26±0,29 4,67±0,28 0,91 0,36 Р<0,05 Р<0,05
3. Активность Э.К К.Г 4,61±0,31 4,71±0,14 5,20±0,37 4,91±0,15 0,63 0,29 Р<0,05 Р<0,05
4. Результативно сть Э.К К.Г 4,51±0,17 4,57±0,30 5,16±0,17 4,81±0,17 1,02 0,57 Р<0,05 Р<0,05
5. Комбинационность Э.К К.Г 20,5±0,46 20,1±2,7 27,4±0,16 25,6±0,15 1,9 1,8 Р<0,05 Р<0,05
6. Эффективность Э.К К.Г 19,9±0,11 21,9±4,9 34,4±4,7 27,1±4,8 12,7 5,9 Р<0,05 Р<0,05
СМ О СМ
00
ГО
га
0
ю
1
Составляя результаты обследования испытуемых групп, нужно отметить, что в начале эксперимента показатели выполнения приемов национальной борьбы кураш были практически одинаковыми. В конце эксперимента после контрольного тестирования во всех группах был зафиксирован положительный достоверный прирост результатов практически одинаковой по своей величине. Так у испытуемых (К.Г.) этот показатель увеличился на 1,03 балла (р<005), в то время как в (Э.Г.) этот показатель увеличился на 0,95 балла (р<005). Особенно разительная разница между испытуемыми группами была зафиксирована в показателях выполнения ударных приемов в борьбе кураш.
Так испытуемые Э.Г. в показателе выполнения ударной техники имели наибольшую величину прироста 1,02 балла (р<005), в то время как у испытуемых К.Г. этот показатель увеличился всего лишь на 0,36 балла (р>005). Результаты показателей "Результативность" "Комбинацион-ность" и "Эффективность" можно отметить, что во всех группах за период проведения поискового эксперимента произошел положительный сдвиг в анализируемом показателе, но в каждой группе разному.
Таким образом, подводя итоги анализа динамики спортивно-технической и соревновательной деятельности курашистов можно отметить, что все эти показатели имели вполне отчетливую тенденцию роста в соответствии с этапами эксперимента. При этом в (Э.Г.) интенсивность величины прироста большинства показателей была более значительной и достигала достоверности при (р<005) по сравнению с исходными данными. В (К.Г.) анализируемые показатели хотя и имели прирост результатов но, как правило, были незначительным, что не дает возможности считать эти изменения стабильными. Подводя итоги обсуждения методов организации поискового эксперимента, нужно отметить, динамика показателей физической подготовленности испытуемых групп, наблюдался высокий уровень развития. Улучшение результатов в выполнении упражнений,
характеризующих уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты и выносливости), у испытываемых обеих групп за период проведения эксперимента, были статистически не достоверными. Этот факт позволяет нам сделать вывод, что занятия борьбой не оказывают прямого воздействия на улучшение этих показателей. В тоже время статистически достоверное улучшение величины показателей в выполнении специальных борцовских упражнений позволяют сделать выводы о наличии прямого воздействия занятий борьбой кураш на улучшении рассматриваемых показателей. Также необходимо отметить, что немаловажную роль в поддержании высокого уровня физической подготовленности играла систематичность учебно-тренировочного процесса, обеспечивающая испытуемым постоянное нахождение в хорошей спортивной форме.
Выводы. Представленный выше подробный анализ динамики спортивно-технических показателей, показателей физической подготовленности, показателей физического и психического развития борцов-ку-рашистов экспериментальной и контрольной групп в ходе поискового эксперимента позволяет сделать следующие выводы. Достоверные изменения в показателях технической подготовленности и соревновательной деятельности в (Э.Г.) за время проведения эксперимента, свидетельствует о наличии у испытуемых этой группы более прочно сформированных навыков и умений для участия в соревновательной деятельности. Что является наглядным примером большой эффективности экспериментальной методики, учебно-тренировочного процесса. Это нашло свое подтверждение в более значимом росте всех основных показателях, характеризующих успешность участия в соревновательной деятельности. Обращает на себя внимание результат улучшения (Э.Г.) величины показателей характеризующих уровень развития психических и психомоторных функций, и самооценки субъективного состояния на более значимую величину, чем испытуемых (К.Г.).
Таким образом, результаты проведенного поискового эксперимента со всей очевидностью доказывают положительное воздействие на эффективность учебно-тренировочного процесса борцов-курашистов при их подготовке к соревновательной деятельности по экспериментальной методике (Э.Г.) - что позволяет нам считать экспериментальную методику обучения наиболее эффективной.
Литература.
1. Левицкий А.Г. "Анализ объемы и содержание соревновательной техники Дзюдо" Балтийская педагогическая академия - 2002. с.211-213.
2. Курбанов К.Х. Пилоян Р.Л "Тактическая подготовка борцов с учетом правил соревнований (спортивная борьба-М;" Физкультура и спорт 1985 с 27-33).
3. Юсупов К.Т. Борьба "Кураш" Ташкент - 2001 стр. 71-73.
4. Рахим М.В. "Современные тенденции в подготовке дзюдоистов-юношей к соревновательной деятельности." Учебные занятия Университета им П.Ф.Лесгафта №4 2007 г. с 61-69.
60 е-шай: fan_sportga@uzdjtsu.uz №3-2021