www.volsu.ru
УДК 371.32 ББК 74.262.21
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРИАТА «ЭКОНОМИКА»
Ирина Викторовна Григоренко
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения, Волгоградский государственный университет [email protected], [email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Маргарита Шамильевна Иризепова
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения, Волгоградский государственный университет [email protected], [email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье раскрываются особенности преподавания курса «Финансовая математика» для направления подготовки бакалавриата «Экономика», отдельное внимание уделяется развитию творческих способностей студентов в процессе изучения данной дисциплины.
Ключевые слова: финансовая математика, финансовые вычисления, проблемы преподавания, методология, творческий подход, творческие способности.
Деятельность экономистов в наше время наполняется новым содержанием, обусловленным усложнением рыночных отношений в российской экономике, расширением сферы его деятельности. Это, в свою очередь, вызывает необходимость коренного улучшения характера подготовки экономистов, которая ¡§ призвана вооружить студентов теоретически-и ми знаниями, приобщить к экономической де-§ ятельности, развить у них профессиональное ® мышление, воспитать в них активную личность, готовую творчески работать в сфере о экономической деятельности. § В современном обществе квалифициро-
Л
2 ванному специалисту необходимо не только ^ иметь четкие представления об основных на© правлениях развития экономики и бизнеса,
основных финансовых инструментах, но и уметь учитывать сложное взаимосвязанное многообразие факторов, оказывающих существенное влияние на развитие и стоимость бизнеса. В последние десятилетия финансовые вычисления приобрели новое качественное содержание, обусловленное появлением в финансовой практике новых видов сделок. Поэтому владение методами современных финансовых вычислений является необходимым условием успешной профессиональной деятельности экономиста.
Исследования современных экономических явлений и процессов невозможно проводить без знания основ финансовой математики, высших финансовых вычислений, теории денежных потоков, эконометрики, теории ве-
роятностей, математической статистики, анализа временных рядов, микро- и макроэкономики то есть дисциплин, позволяющих исследователю разобраться в огромном количестве информации и среди множества различных вероятностных моделей выбрать единственную, наилучшим образом отражающую изучаемый процесс или явление для принятия оптимального управленческого решения.
Потребность в овладении методикой финансовых расчетов осознана и в современной России, в связи с чем, во многих вузах страны в рамках различных дисциплин изучаются отдельные темы, затрагивающие финансовые вычисления. Однако именно дисциплина «Финансовая математика» является полным, систематизированным курсом, позволяющим ознакомиться с основными направлениями количественного финансового анализа с применяемым при этом математическим аппаратом.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, среди профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, которые должен решать бакалавр по направлению подготовки 080100 Экономика, представлены, в том числе такие, как:
- расчетно-экономическая деятельность;
- подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- проведение расчетов экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
- разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;
- обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов.
Очевидно, что в процессе освоения данного курса у будущих экономистов закладываются данные навыки.
В процессе изучения финансовой математики раскрываются основные понятия финансового анализа, включая финансовый анализ потока платежей, последовательно раскрываются принципы оценки эффективности
инвестиций на основе общепринятых международных критериев; формируются навыки решения практических задач финансового бизнеса; вырабатываются навыки планирования и контроля финансовых потоков.
Курс «Финансовая математика» читается в 4 семестре, в учебном плане для освоения данной дисциплины выделено 180 часов, при этом аудиторных часов только 68 часов. Предполагается, что для овладения тем финансовой математики достаточно знаний школьного курса алгебры. В некоторых темах необходимы начальные знания анализа. Однако у некоторых студентов при освоении курса возникают трудности, обусловленные недостаточной базовой подготовкой по школьной математике, отсутствием у многих студентов навыков систематической самостоятельной работы. Тогда как объем самостоятельной работы предполагается в объеме 112 часов.
В процессе разработки курса выработался определенные алгоритм преподавания дисциплины «Финансовая математика».
Первоначально закладывается теоретическая база. Преподаватель на первых лекциях раскрывает сущность базовых понятий, которые применятся в финансовых вычислениях, такие как «процентные платежи», «простые проценты», «наращение по простым процентам», «постоянные, переменные ставки», «реинвестирование», «дисконтирование по простым процентам», «банковский учет». Приводятся доказательства ряда соотношений финансовых параметров. Уместно в связи с этим отметить, что в ряде опубликованных учебных пособий по финансовым вычислениям указывается, что для экономиста важны готовые формулы и нет необходимости знать, как они получены. Однако мы согласимся с Е.М. Четыркиным, который отмечает, что это является заблуждением, так как «доказательства важны как для осознанного применения формул, так и для самостоятельного вывода необходимых соотношений, не охваченных в учебниках» [8, с. 8].
Таким образом, на лекции раскрываются сущность понятий и показателей, описываются процессы наращений и дисконтирования, представляются их графические описания и вывод формул.
На семинарских занятиях происходит закрепление материала посредством решения
задач, где студенты на практике усваивают новые знания.
После освоения базовых постулатов финансовой математики, предполагается постепенное усложнение курса и вводятся такие темы, как «определение срока платежа и процентных ставок», «расчет наращенных сумм в условиях инфляции», «эквивалентность процентных ставок, изменение условий коммерческих сделок», «средние величины в финансовых расчетах», «консолидация платежей». В заключительном блоке курса студентам необходимо освоить операции с рентами. Данные блоки предполагают, что студенты освоили базовые понятия из предыдущих тем и готовы к изучению новых.
Известно, что формирование определенных умений и навыков наступает в процессе изучения той или иной темы посредством выполнения студентами заданий. На семинарских занятиях разбираются задачи на применение основных формул, разбирается алгоритм решения. Учитывая значительный объем самостоятельной работы (112 часов), студентам предлагается решить самостоятельно достаточно большой блок заданий по разобранным на семинаре схемам решения. Только после того, как студент «прорешает» определенный объем задач, он сможет выполнить учебные задачи дисциплины, предполагающие, что по результатам изучения курса студент должен:
- знать основные методы финансовой математики;
- знать информационные источники данных, необходимых для решения задач финансового управления;
- знать методы моделирования финансовых процессов на макро и микро уровнях и уметь их применять на практике;
- решать практические финансовые задачи и уметь принимать финансовые решения, основанные на точном расчете и количественной оценке.
Однако, по нашему мнению, современный студент в процессе обучения должен не только осваивать дисциплины учебного плана, но и творчески развиваться. Но, несмотря на широкий спектр исследований в сфере подготовки творческого специалиста - выпускника вуза, вузы по-прежнему готовят преимущественно репродуктивно действующих
специалистов, которые не способны творчески мыслить.
Наше время требует уже в стенах вуза формировать у будущих специалистов, и в том числе экономистов, основы творческого подхода к организации и управлению предпринимательской деятельностью. Это важное направление работы высших учебных заведений в подготовке специалистов [6, с. 5].
В исследованиях по педагогике высшей школы в настоящее время ведется изучение ряда аспектов творчества будущих специалистов. Широко разрабатываются пути применения учебных педагогических задач в различных сферах формирования выпускников вуза.
Многочисленные исследования нам демонстрируют возможности вузовского обучения в деле подготовки студентов к творческой деятельности, широко изучаются вопросы творческих начал в учебно-познавательной деятельности [2; 3; 5].
Наиболее распространенными недостатками занятий, которыми страдает массовая педагогическая практика в вузах, являются: однообразное, шаблонное их построение, недостаточное и неумелое обучение новинкам творческой самостоятельной работы: выбор нерациональных методов обучения, перенос чужого опыта без учета новых условий [4]. Большинство преподавателей вузов уверены, что главное для будущего специалиста - знание научных основ учебных дисциплин, а творчество, якобы, формируется само собой попутно.
Многие исследователи, разрабатывая проблему совершенствования готовности будущих специалистов к творческому труду, опираются преимущественно лишь на потенциальные возможности психолого-педагогических дисциплин [1]. Но в то же время замечено, что использование только дисциплин узкой специализации позволяет решить лишь некоторые общепедагогические задачи при подготовке студентов к творческой деятельности, потому что выпускник вуза рассматривается как узкий специалист. Упускается основная работа, которой занимается современный вуз. По нашему мнению, многими авторами исследований по данному вопросу не затрагивается вопрос о выработке творчес-
кого подхода выпускников вуза (например, экономистов) к использованию возможностей своей специальности на практике.
В концентрированном виде основы творческого подхода студентов к решению различных экономических задач, их творческий потенциал стимулируются в научно-исследовательской работе. Каждая специальность вуза имеет свои особенности, в силу того, что ее тематика, возможности и результаты должны увязываться с практикой. Применительно к студентам экономической специальности все виды научно-исследовательской работы должны быть связаны с предпринимательской или экономической деятельностью.
При анализе состояния данного вопроса нами было выявлено противоречие. С одной стороны, произошло усиление внимания к самостоятельной работе студентов, в последние годы возрос охват различными видами исследовательской деятельности; с другой стороны, как и прежде, число практически значимых исследований невелико. К тому же, результаты научно-исследовательской работы, зачастую носят чисто академический характер и не нацелены на предстоящую экономическую деятельность.
Таким образом, проблема воспитания у будущих выпускников вузов, в частности, экономистов, творческого подхода к предстоящей практической деятельности является актуальной, наукой разработана недостаточно. В практической вузовской подготовке специалистов также существуют недоработки теоретического и практического плана.
По нашему мнению, необходимо обеспечить процесс включения студентов в творческий процесс решения экономических задач на материале курса финансовой математики.
Для выработки у студентов института мировой экономики и финансов основ творческого подхода к предстоящей профессиональной деятельности мы должны решить следующие задачи:
- сформировать интерес у студентов к творческой финансовой деятельности, творческому подходу к решению любых экономических задач;
- определить основы знаний, связанные со структурой, спецификой проявления творческой деятельности в предстоящей работе;
- продемонстрировать потенциальные возможности творчества в тех видах деятельности, в которые включаются студенты на начальном этапе подготовки в вузе;
- развить умения моделирования экономических процессов.
Рассмотрим фрагмент семинарского занятия по курсу «Финансовая математика», проводимого у студентов II курса института Мировой экономики и финансов Волгоградского государственного университета на тему «Начисление сложных процентов». Разделившись на две подгруппы по желанию, студенты решали практические задачи. Первая подгруппа решала предложенные преподавателем задачи самостоятельно, студенты второй подгруппы - совместно с преподавателем.
Далее педагогом предлагалось сравнить студентам обеих подгрупп результаты задач и методы, использованные для их решения. Оказалось, что зачастую индивидуальные способы решения отличаются от шаблонных, что характеризует студентов первой подгруппы как творчески мыслящих, а второй - реп-родуктивно воспроизводящих.
Основными методами, используемыми педагогом на занятиях по вышеуказанному курсу являются диалог и решение задач, требующих проявления элементов творчества.
Данный пример доказывает необходимость применения метода проблемного обучения, который помогает развитию творческого мышления студентов и выработке у них умения использовать разнообразные способы решения поставленных задач.
На наш взгляд, по некоторым дисциплинам изучаемой специализации занятия в вузах строятся традиционно, зачастую преобладают репродуктивно-информационные методы обучения. Наблюдения за педагогической работой в университете показывают, что педагоги, склонные к научным исследованиям, развивают творческие способности и у своих студентов. Зачастую у студентов младших курсов данные способности развиты слабее, чем у старшекурсников. Влияние вузовских преподавателей на НИР студентов-старшекурсников достаточно велико, так как последние относятся к своей предстоящей работе как к области применения научно-исследовательской работы.
Однако встречаются студенты, не удовлетворенные некоторой оторванностью НИР от ее практического применения. Помимо этого, как нами уже упоминалось, студенты воспринимают некоторые циклы предметов не связанными друг с другом, особенно студенты младших курсов, что не способствует формированию основ творческого подхода к работе.
Еще одной проблемой является и то, что занятия по спецпредметам, которые есть необходимая составляющая профессиональной подготовки студентов и представляет для них достаточную сложность проходят по строгому алгоритму: студентам перед занятием дается план и программа работы, их соблюдение строго контролируется преподавателем, который проверяет, как усваивается информация. В своей работе мы стремились по-новому построить преподавание учебной дисциплины «Финансовая математика», ставя перед собой задачи:
а) развить у студентов творческий подход к предмету;
б) повысить уровень их готовности к профессиональной деятельности.
На занятиях по данному курсу нами использовались активные формы обучения (дискуссии, деловые игры, решение реальных экономических задач).
С этой целью была показана взаимосвязь финансовой теории с практикой в дисциплине «Финансовая математика», а также межпредметные связи с другими экономическими и математическими дисциплинами.
Необходимым шагом на первом этапе подготовки студентов к основам творческой деятельности стало привлечение к научно-исследовательской работе. В ходе изучения различных финансовых дисциплин они включались в решение научных проблем, требовавших умений по организации и проведению исследования не только в рамках вуза, но и в реальных условиях, например, участвуя в экономических проектах.
Изучая опыт творчески работающих предпринимателей или экономистов, пользуясь научной литературой, анализируя ее, решая творческие задачи, определяя гипотезы, проверяя их достоверность, студенты развивают свой ум, приобретают познавательную самостоятельность, навыки основ творческого подхода к работе.
При возникновении проблемной ситуации студент вынужден проанализировать, выяснить причины, ее создавшие, определить характер, попытаться найти подходящий способ решения. Творческая деятельность, которая раскрывается в условиях сложившейся проблемной ситуации, характеризуется тремя этапами:
- ориентацией в проблемной ситуации;
- проектированием способов и средств для достижения цели;
- реализацией полученного проекта.
Успехи творчества студентов зависят не
только от их инициативы, но и от стиля организации научной работы на кафедре или институте. На кафедре «Теория финансов, кредита и налогообложения» Волгоградского государственного университета считается немаловажным, чтобы тема студенческой работы была актуальна, имела теоретическую и прикладную значимость, отличалась новизной подхода и результатов, была связана с предстоящей самостоятельной работой. Осуществляется преемственность и постепенное усложнение исследовательских работ студентов.
Последним этапом в становлении исследуемого качества, а именно творчества, будущего экономиста является финансово-аналитическая (производственная) практика студентов. Данная практика на выпускном курсе является логическим продолжением НИР, а также служит подготовкой будущего экономиста к осуществлению основ творческого подхода к своей работе.
Практическое участие студентов в экономической деятельности предприятия побуждает их к проявлению творческих умений и навыков, самокритичному анализу проделанной работы, апробации разнообразных, практически значимых финансовых методов.
Вовлекая студентов в решение практических ситуаций, требующих проявления творчества, мы основывались на идее С.Л. Рубинштейна, считавшего, что главное дело воспитания заключается как раз в том, чтобы «тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним встали задачи..., которые он считает «своими», в решение которых он вовлекается» [7, с. 241].
Таким образом, в результате изучения дисциплины студент должен овладеть:
- общекультурными компетенциями (способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны);
- профессиональными и профильными компетенциями (способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов; способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач).
Для выработки у студентов института мировой экономики и финансов основ творческого подхода к предстоящей профессиональной деятельности при изучении курса «Финансовая математика» должны быть решены следующие задачи:
- сформировать интерес у студентов к творческой финансовой деятельности, творческому подходу при решении любых экономических задач;
- определить основы знаний, связанные со структурой, спецификой проявления творческой деятельности в предстоящей работе;
- продемонстрировать потенциальные возможности творчества в тех видах деятельности, в которые включаются студенты при обучении в вузе;
- развить навыки моделирования в профессиональной работе экономиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров. - М. : Просвещение, 1985. - 448 с.
2. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности : метод. пособие / В. И. Андреев. - М. : Высшая школа, 1981. - 240 с.
3. Бондаревский, В. Г. Воспитание у студентов творческого мышления и научно-педагогичес-
ких интересов в процессе самостоятельной работы. Повышение эффективности спецкурсов и семинаров по педагогике будущих учителей / В. Г Бондаревский. - М. : 1976. - С. 54-74.
4. Кухарев, Н. В. Эффективность обучения и воспитания / Н. В.Кухарев. - Минск : Изд-во Бело-руск.ун-та, 1979. - 185 с.
5. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. - М. : Просвещение, 1988. - 192 с.
6. Романенко, Н. М. Развитие творческих способностей студентов в процессе изучения курса «Финансовая математика» / Н. М. Романенко, М. Ш. Иризепо-ва. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2008. -249 с.
7. Рубинштейн, С. Л. Принципы детерминизма психологическая теория мышления. Психологическая наука в СССР / С. Л. Рубинштейн. - М. : Изд-во АПН СССР. - С. 315-356.
8. Финансовая математика: учебник / под ред. Е. М.Четыркина. - М. : Дело, 2010. - 400 с.
REFERENCES
1. Azarov, Ju. P. Iskusstvo vospityvat': Kn. dlja uchitelja. - 2-e izd. ispr. i dop. / Ju. P. Azarov. - M. : Prosveshhenie, 1985. - 448 s.
2. Andreev, VI. Jevristicheskoe programmirovanie uchebno-issledovatel'skoj dejatel'nosti: Metod. posobie / VI. Andreev. - M. : Vysshaja shkola, 1981. - 240 s.
3. Bondarevskij, V. G. Vospitanie u studentov tvorcheskogo myshlenija i nauchno-pedagogicheskih interesov v processe samostojatel'noj raboty. Povyshenie jeffektivnosti speckursov i seminarov po pedagogike budushhih uchitelej / V. G. Bondarevskij. - M. : 1976. - S. 54 - 74.
4. Kuharev, N.V. Jeffektivnost' obuchenija i vospitanija / N.VKuharev. - Minsk: Izd-vo Belorusk.un-ta, 1979. - 185 s.
5. Maksimova, V. N. Mezhpredmetnye svjazi v processe obuchenija /V.N. Maksimova. - M. : Prosveshhenie, 1988. - 192 s.
6. Romanenko N. M., Irizepova M. Sh. Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov v processe izuchenija kursa "Finansovaja matematika"/ N. M.Romanenko, M. Sh. Irizepova/.- Federal'noe agentstvo po obrazovaniju, Gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovanija "Volgogradskij gos. un-t". -prepr.- 44 s.
7. Rubinshtejn, S. L. Principy determinizma psihologicheskaja teorija myshlenija. Psihologicheskaja nauka v SSSR Sb. statej, T. I. / S. L. Rubinshtejn. - M. : Izd-vo APN SSSR, - S. 315 - 356.
8. Finansovaja matematika : uchebnik / E. M. Chetyrkin.-9 izd.- M.: Izdatel'stvo «Delo» ANH, 2010.- 400 s.
TEACHING TECHNIQUE OF "FINANCIAL MATHEMATICS" COURSE FOR THE "ECONOMICS" UNDERGRADUATE STUDENTS
Irina Viktorovna Grigorenko
Associate professor of the theory of finance, credit and taxation, Volgograd state university [email protected], [email protected]
Prospekt Universitetskij, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Margarita Shamilyevna Irizepova
Associate professor of the theory of finance, credit and taxation, Volgograd state university [email protected], [email protected]
Prospekt Universitetskij, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. In article features of teaching the course "Financial Mathematics" for the direction of preparation of a bachelor degree "Economy" reveal, the separate attention is paid to development of creative abilities of students in the course of studying this
Key words: financial mathematics, financial calculations, teaching problems, methodology, creative approach, creative abilities.