kulture-dlya-10-11.
24. The working program in physical culture for the 5 th class. The program of special (correctional) educational institutions is taken as a basis of the working program; - M.: "Education" 1997, under L. I. Plaksina, B. V. Sermeev's edition. With use of the adapted program in physical culture for 5-10 C of FGOS of pupils of school 3-4 look. St. Petersburg (2014), available at: http://grot-school.ru/images/doc/eksperimental-rabota/fgos-2pokolenie/rabochie-programmy/_fizkuljtura.-5-klass.-slepye.pdf.
25. The working program in physical culture of the primary general education for trained, pupils with limited opportunities of health (the VI look) of special (correctional) general education boarding school No. 9 of Kalininsky district of St. Petersburg, (2014), available at: http://school-int9.ru/.
26. Speech boarding school No. 2 of Admiralteisky district, (2013), available at: http://sc.adm-edu.spb.ru/2int/about.php.
27. Originators Kainov, A.N. and Kuryerova, G.I. (2012), Physical culture. 1-11 classes: comprehensive program of physical training of V. I. Lyakh, A.A. Zdanevich, Teacher, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2016
УДК 796.07
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРИЧИН, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ ПОЯВЛЕНИЕ СТРАХА У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОПАСНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
Олег Сергеевич Зайцев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры гимнастики, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
Проведенное исследование указывает на сложную взаимозависимость между физической подготовленностью, техникой упражнения и психическим состоянием военнослужащих в опасных ситуациях, при выполнении новых упражнений. Полученные данные показывают, что высокий уровень развития двигательных качеств не только обусловливает успешность овладения техникой в упражнениях, связанных с риском, но и способствует снижению эмоционального напряжения у военнослужащих, а также повышает уверенность их действий.
Ключевые слова: военнослужащие; особенности методики; страх; физическая готовность; опасные упражнения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p94-97
FEATURES OF THE METHOD OF ELIMINATION OF THE REASONS CAUSING EMERGENCE OF FEAR AMONG THE MILITARY PERSONNEL WHEN TRAINING
TO DANGEROUS EXERCISES
Oleg Sergeevich Zaytsev, the candidate of pedagogical sciences, Deputy chief of department of gymnastics, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Annotation
The conducted research indicates the difficult interdependence between physical fitness, technique of exercise and mental condition of the military personnel in dangerous situations, when performing new exercises. The obtained data show that the high level of development of motor qualities does not only cause the success in mastering the exercises connected with risk but also promotes decrease in emotional pressure at the military personnel, and also increases confidence in their actions.
Keywords: military personnel, features of a technique, fear, physical readiness, dangerous exercises.
В настоящее время, в процессе проведения занятий по гимнастике значительное внимание уделяется дифференцированному обучению опасным упражнениям. При этом избирательно развиваются различные физические и психические качества.
Специалисты физической подготовки постоянно работают над совершенствованием средств, методов и приемов обучения, способствующих выработке у военнослужащих высокой психологической устойчивости при обучении опасным упражнениям. Для этого они рекомендуют ряд подготовительных упражнений, способствующих преодолению страха. Такие элементарные упражнения не только воспитывают выдержку и смелость, но и помогают командиру выявить тех военнослужащих, на которых необходимо обратить особое внимание при обучении опасным упражнениям. Многим командирам приходилось наблюдать первые занятия с молодыми военнослужащими, видеть их робкие движения, слишком крепкий хват, особую осторожность и, как следствие, неуверенные и медленные действия. В гимнастике имеется множество упражнений, включающих в себя элементы риска и опасности. Начальный этап обучения сложным и рискованным упражнениям часто связан с возникновением у военнослужащих неблагоприятных эмоциональных состояний (неуверенность, нерешительность, страх и др.), которые в значительной мере не только отрицательно влияют на технику изучаемых упражнений, но и осложняют применение помощи и страховки. Поэтому, изучение причин, обусловливающих появление сильного эмоционального напряжения, страха, нерешительности у военнослужащих, а также разработка методов по их устранению и предупреждению являются в настоящее время весьма актуальными.
В настоящей работе была поставлена следующая задача - изучить взаимосвязь между уровнем развития специальной прыгучести при выполнении прыжка переворотом через коня в длину, ширину и степенью уверенности у военнослужащих.
Термин «специальная прыгучесть» более точно отражает сущность исследуемого показателя, т.к. здесь одновременно синтезируются скоростно-силовая подготовленность в сочетании с умением рационального использования рессорных свойств мостика и преодолением страха при выполнении прыжка. При проведении исследования в качестве экспериментального упражнения использовался прыжок переворотом толчком о дальнюю часть коня, имеющий наибольшую из всех прыжков траекторию полета от толчка ногами на мостике до опоры руками. Кроме того, этот прыжок характерен потерей зрительного контроля при переворачивании, некоторым нарушением ориентации в пространстве, представлением о возможном ударе спиной о край снаряда, сложностью приземления и др.Особенностью организации эксперимента являлось введение непредвиденной для военнослужащих дополнительной трудности путем изменения условий выполнения прыжков. Этот прием был вызван, необходимостью смоделировать элемент «новизны ситуации», имеющий место в тренировках при обучении новым упражнениям или при их усложнении.
Неожиданность и новизна ситуаций заключались в том, что после прыжков переворотом вперёд в обычных условиях (первый вариант) конь в длину поворачивался на 90° (в ширину) и устанавливался так, что расстояние между толчком ногами и опорой руками при прыжках через коня в длину и в ширину не изменялось (второй вариант) (рисунки 1, 2). Появившееся свободное пространство перед снарядом во втором варианте создавало у военнослужащих иллюзорное
Рнсунок 1, Прыжок переворотом через коня в днину
/
Рисунок 2. Прыжок переворотом через коня в ширину
представление об увеличении полетной фазы и объективно увеличивало степень опасности, т. к. в случае слабого толчка ногами исполнитель не мог опереться о среднюю или ближнюю часть коня. Таким образом, затрудненные условия исполнения во втором варианте предусматривали более тщательную оценку, военнослужащим своих физических и технических возможностей в целях обеспечения надежности исполнения прыжков, что и определяло их эмоциональное отношение к решению опасной двигательной задачи.
Всего было зафиксировано 40 контрольных попыток, в которых приняло участие 10 военнослужащих, имеющих различный уровень «специальной прыгучести». Одновременно регистрировались и некоторые показатели эмоционального реагирования, испытуемых на опасную, ситуацию. Неуверенность определялась по внешним признакам, (отказы выполнить прыжок, просьба встать на страховку, изменение мимики, нервный смех на исходном положении, скованность, пробегание мостика и др.).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что более высокие оценки за качество прыжков во всех попытках, в обоих вариантах преобладают у военнослужащих с более высоким уровнем «специальной прыгучести». Наибольший интерес представлял второй вариант выполнения прыжков, в котором изменение условий вызвало бурную эмоциональную реакцию с категорическими отказами у большинства испытуемых. Каждого очередного исполнителя военнослужащие «провожали» как на очень рискованную операцию, в то же время, отчетливо осознавая, что им предстоит выполнить те же опасные действия.
Прыжки по второму варианту сопровождались значительными индивидуальными эмоциональными проявлениями (неуверенностью, боязнью, нежеланием рисковать) и особенно заметны были на исходном положении, а также при разбеге. Вместе с тем, основные действия (наскок на мостик, толчок ногами и последующие движения) как бы отключали военнослужащих от существующей опасности, от реакций других испытуемых, так как отказ в процессе прыжка после толчка ногами о мостик был связан с угрозой падения и получения травмы.
Характерной особенностью при исполнении прыжков в опасных условиях у испытуемых с лучшей скоростно-силовой подготовленностью являлось их стремление совершить стопорящий толчок ногами, обеспечивающий правильную и достаточно высокую траекторию полета до опоры руками. В то же время военнослужащие с менее высокими показателями прыгучести действовали по принципу «только бы долететь», подавая при этом плечи вперед. Это своеобразное приспосабливание обеспечивало надежность постановки рук на рабочую поверхность снаряда, одновременно снижая высоту прыжка, а, следовательно, и его качество. Зависимость между оценкой исполнения прыжков и уровнем скоростно-силовой подготовленности, а также между первыми двумя и оценкой за уверенность исполнения были выявлены методом прямолинейной связи - корреляции (таблицы 1 и 2).
Таблица 1
Оценка действий в 1-ом варианте__
№ п/п Показатели 1 2 3
1. Оценка за выполнение упражнения 1 попытка X
2 попытка
2. Показатель «специальной» прыгучести 1 попытка 0,83; Р<0,01 X
2 попытка 0,97; Р<0,01
3. Оценка за уверенность 1 попытка 0,64; Р<0,05 0,43; Р>0,05 X
2 попытка 0,54; Р>0,05 0,52; Р>0,05
Из таблицы 1 следует, что связь между оценкой за уверенность и показателями, «специальной прыгучести», а также между оценкой за выполнение упражнения и уве-
ренностью во второй попытке первого варианта является статистически не достоверной. В то же время в экспериментальных условиях второго варианта между всеми этими показателями обнаружена тесная достоверная взаимосвязь.
Таблица 2
Оценка действий во 2-ом варианте_
№ п/п Показатели 1 2 3
1. Оценка за выполнение упражнения 1 попытка X
2 попытка
2. Показатель «специальной» прыгучести 1 попытка 0,91; Р<0,01 X
2 попытка 0,94; Р<0,01
3. Оценка за уверенность 1 попытка 0,77; Р<0,01 0,81; Р<0,01 X
2 попытка 0,69; Р<0,01 0,66; Р<0,01
Проведенное исследование указывает на сложную взаимозависимость между физической подготовленностью, техникой упражнения и психическим состоянием военнослужащих в опасных ситуациях, при выполнении новых упражнений. Полученные данные показывают, что высокий уровень развития двигательных качеств не только обусловливает успешность овладения техникой в упражнениях, связанных с риском, но и способствует снижению эмоционального напряжения у военнослужащих, а также повышает уверенность их действий.
Недостаточная физическая подготовленность приводит к формированию неправильной техники изучаемых упражнений, а многократные повторения — закрепляют ее. Поэтому в целях снижения отрицательных эмоциональных реакций в начальном этапе обучения одним из важных условий является опережающее развитие двигательных качеств.
ВЫВОД. Установлено, что на проявление уверенности военнослужащего при разучивании новых опасных упражнений влияет не только его физическая подготовленность к данному упражнению, но также и последовательность обучения, включая применение наиболее оптимальных вариантов помощи и страховки.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.03.2016
УДК 796.88
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОЙ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ
Татьяна Петровна Замчий, кандидат биологических наук, старший преподаватель, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
г. Омск,
Марина Халибиллаевна Спатаева, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (ОмГУ), г. Омск
Аннотация
Развитие женского спорта привлекает все большее количество ученых педагогов, биологов, медиков и других специалистов. Однако не все единодушны во мнении, что женщины могут заниматься всеми видами спортивной деятельности. Одним из таких дискуссионных видов является и женская тяжелая атлетика. В связи с этим, нами проанализировано состояние и перспективы развития женской тяжелой атлетике в программе Олимпийских игр. Анализ данных показал, что с каждой Олимпиадой увеличивается количество участниц и стран-участниц в соревнованиях по тяжелой атлетике среди женщин. Ведущей «державой» в женской тяжелой атлетике является Китай. Динамика результатов в упражнениях тяжелоатлетического двоеборья показала, что наивысшие результаты были показаны на Олимпийских играх 2008 года и остались практически неизменными