Научная статья на тему 'Особенности методики формирования ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности'

Особенности методики формирования ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамовских Н.В., Гизатова И.А.

В статье рассматривается содержание понятия «социальная ответственность», выделяются структурные компоненты, функции, особенности формирования социальной ответственности у студентов в процессе профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамовских Н.В., Гизатова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the concept of social responsibility. It also identifies the structural components, functions and characteristics of formation of social responsibility among students in the process of professional education.

Текст научной работы на тему «Особенности методики формирования ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности»

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.В. Абрамовских, И.А. Гизатова

Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия «социальная ответственность», выделяются структурные компоненты, функции, особенности формирования социальной ответственности у студентов в процессе профессионального образования.

Ключевые слова: ответственность, социальная ответственность, профессиональное образование.

Summary. The article deals with the concept of"social responsibility". It also identifies the structural components, functions and characteristics of formation of social responsibility among students in the process of professional education.

Keywords: responsibility, social responsibility, professional education.

Система профильного обучения в школе включает в себя профессиональную ориентацию старшеклассников на различные виды профессиональной деятельности, при этом основное внимание должно уделяться формированию ценностного отношения к будущей профессии, что создает важную мотивационную основу для овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками учащимися.

Ценностное отношение старшеклассников к педагогической деятельности проявляется в трех аспектах: отношении к себе как субъекту педагогической деятельности, отношении к окружающим как объекту педагогической деятельности, отношении к педагогической деятельности как средству достижения поставленных целей. Каждый их

трех аспектов реализуется в виде по-требностно-мотивационного, когнитив-но-смысл ового, эмоционально-волевого, деятельностно-творческого и рефлексивно-оценочного компонентов.

Поэтому методика формирования ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности включала специально организованную деятельность, направленную на развитие каждого из обозначенных компонентов.

На каждом этапе реализовывался комплекс педагогических условий, который создавался по принципу обога-ще ния:

• первое условие - осуществление систематического педагогического просвещения старшеклассников посредством передачи профессиональной

131

ВЕК

132

информации, проведения агитационной, пропагандистской работы и профессиональных консультаций - в большей степени способствует развитию эмоционально-волевого компонента;

• второе условие - придание профильному обучению направленности на формирование устойчивой доминирующей системы мотивов, убеждений и интересов к педагогической деятельности, социальным нормам и ценностям - способствует развитию потреб-ностно-мотивационного и когнитивно-смыслового компонентов;

• третье условие - привлечение старшеклассников к работе вожатыми в младших классах и в пришкольных летних оздоровительных лагерях - способствует развитию деятельностно-творческого и рефлексивно-оценочного компонентов.

Первый - пропедевтический этап - включал реализацию первого педагогического условия. Цель - формирование устойчивого влечения старшеклассников к педагогической деятельности. На данном этапе ведущими методами педагогической работы были избраны: внушение, поощрение, косвенное и параллельное воздействие. Формами работы стали: обзоры, доклады, панорама событий, комментарии, вопросно-ответные формы, тесты, «микрофон в зале» и др. Были созданы пропедевтические учебные блоки, которые мы встроили в элективные курсы.

1 блок - «Составление профессио-грамм» в курсе «Профессиональная карьера». 2 блок - «Самооценка» в курсе «Личностный рост».

Сделанные профессиограммы обсуждались на занятиях с обязательным выделением степени влияния педагогической профессии на деятельность других людей (выделение педагогической составляющей). Особо

остро прошло обсуждение профессио-граммы «РОДИТЕЛЬ», составление которой было поручено нескольким ученикам. Сопоставление их мнений вызвали бурные обсуждения, которые периодически возобновлялись и на уроках, посвященных другим темам.

Блок «Самооценка» предполагал осмысление школьниками своих возможностей и построение плана дальнейшего их развития. Для этого составлялся индивидуальный SWOT-анализ, в котором школьники отмечали свои сильные и слабые стороны, а также события внешней среды, которые они расценивают как «+» (возможности) и как «-» (угрозы). Кроме того, разрабатывался индивидуальный план под названием «ППП» - план подготовки к профессии, при построении которого проявилась проблема - неготовность школьников старших классов планировать свою жизнь в некоторой отдаленной перспективе. Для визуального воздействия на старшеклассников был создан «Уголок профориентации», в котором размещались статьи, рекламные проспекты, интервью с интересными людьми, статистическая информация.

На втором - мотивационно-моделирующем этапе - реализовыва-лись два педагогических условия. Цель - формирование желания, стремления и интересов к педагогической деятельности у старшеклассников. Преобладающими методами стали: убеждение, одобрение, личный пример, обращение к авторитету, метод перспективных линий. Использовались такие формы, как пресс-конференции, круглые столы, дискуссии, форумы, ток-шоу, конкурсно-познавательные программы, ассамблеи, встречи с интересными людьми.

Обсуждение составленных школьниками профессиограмм (на первом

Преподаватель

2 / 2013

этапе методики) было таким заинтересованным, что не умещалось в рамки стандартного урока, поэтому было принято решение организовать «Дискуссионный клуб», на заседаниях которого продолжалось знакомство с профессиями и обсуждались их преимущества и недостатки. С целью расширения кругозора старшеклассников перед заседаниями проходили профессиографические экскурсии в организации и учреждения, связанные с педагогической профессией. Получая новую информацию, многие школьники стали дорабатывать сделанные ранее профессиограммы, превращая их в профессиографическое исследование. В процессе работы мы установили, что источниками знаний школьников о профессиях и их различных аспектов являются: средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и ее значимости иногда могут быть весьма искажены, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и непривлекательности другим. Это явление мы старались корректировать с помощью психологов-консультантов.

Продолжала осуществляться консультационная профориентационная работа, которая проходила как в групповой, так и в индивидуальной форме.

На этом этапе мы сознательно уделили внимание младшим по возрасту детям, так как осуществляли косвенную подготовку школьников к работе вожатыми. Отметим, что особую, добрую атмосферу создали стенгазеты «Мой младший брат» и «Моя сестренка». Формат стенгазеты не позволил включить всех желающих, поэтому были созданы газеты-фоторепортажи о младших братьях и сестрах.

Интересным, но трудным для старшеклассников оказалось ток-шоу «Чему научила меня бабушка». На этом этапе проводилась акция «Давайте все вместе поможем», в рамках которой собирались книги, игрушки и новогодние подарки для детей из детского дома и малообеспеченных семей. Вызвали большой интерес две пресс-конференции с людьми разных профессий, на которых акцентировались умения убеждающего воздействия, навыки общения и технологии влияния на людей, что, по-нашему мнению, должно было быть мотивирующим фактором для повышения ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности.

Заключительной «точкой» пропаганды педагогической деятельности на втором этапе стал КВН десятиклассников, заданиями и вопросами которого были факты и события из истории школы, жизни великих педагогов. Подготовку к этому мероприятию проводили школьники 11-го класса (избранный актив), которые разрабатывали задания для КВН и являлись его ведущими.

Второе педагогическое условие реализовалось через ряд элективных курсов, общая логика которых обуславливала формирование ценностного отношения к педагогической деятельности. Структура элективных курсов была рассчитана на 1,5 часа занятий в неделю, общей продолжительностью - полгода.

Первый курс - «Профессиональная карьера» - осваивался старшеклассниками в первом полугодии (17 часов). Данный курс был вводным, так как содержал информацию о сущности, видах и типах профессиональной карьеры, путях ее планирования и реализации. Уделялось определенное внимание личностной миссии человека, смыслу его жизни и радости профессионального успеха. Осу-

133

134

ществлялось осмысление профессиональных возможностей, рефлексия и вербализация жизненных и профессиональных ценностей и принципов.

Второй курс - «Личностный рост» -осваивался старшеклассниками в первом полугодии (9 часов). Основанием для его разработки стало следующее программно-методическое обеспечение: «Тренинг профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования» (авторы Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская), «Тренинг развития эмоционального интеллекта: от планирования к действию» (автор М. Минайлова), «Тренинг личностного роста» (авторы Н.А. Аврамова, Н.В. Павлова). Таким образом, данный курс представлял собой социально-психологический тренинг как эффективную форму стимулирования потребности в самопознании и саморазвитии.

Третий курс - «Школа вожатых» -предлагался школьникам во втором полугодии (17 часов). Данная программа является компилятивной и разработана на основе программ: а) профильной подготовки организаторов летнего отдыха «Пятая четверть» (автор А.В. Клименко, г. Оренбург); б) центра подготовки вожатых «Перспектива» (г. Уфа); в) курса «Система и технология организации летнего отдыха детей и подростков» (сост. Л.В. Воронкова, г. Орел). Школьники получали основную информацию об организации летнего отдыха детей, планирования работы на смену, разучивали тематические игры и песни, учились организовывать мероприятия.

Четвертый курс - «Техники педагогического влияния» - предлагался учащимся во втором полугодии (9 часов) и включал техники убеждающего воздействия, техники манипуляции и противостояния им.

На теоретических и практических занятиях учащиеся включались в творческую деятельность по решению педагогических задач, обсуждение педагогических ситуаций, в разработку сценариев и проведение коллективных творческих дел.

Необходимо отметить, что на данном этапе было создано научное сообщество студентов и школьников -добровольное объединение учащихся, организуемое в системе взаимодействия общего и вузовского образования в целях более широкого привлечения студентов и учащихся к научно-исследовательской работе, развития различных форм научных исследований его участников, распространения и обобщения опыта этой работы.

К формам внеурочной работы с учащимися педагогических классов относятся экскурсии, конкурсы-викторины, волонтерское движение, олимпиады. Необходимо отметить, что эти формы работы позволяли обобщить знания по спецкурсам, укрепить интерес к будущей профессиональной деятельности.

На третьем - рефлексивно-деятельностном этапе - реализовы-вались все педагогические условия. Первое и второе были обогащены и несколько трансформированы в связи со складывающимися ситуациями, а третье условие создавалось впервые.

Любые теоретические знания не станут ценностью до тех пор, пока они не будут использованы на практике. По авторской логике третье педагогическое условие предполагало две составные части:

• привлечение старшеклассников к работе вожатыми в пришкольных летних оздоровительных лагерях;

• привлечение старшеклассников к работе вожатыми в младших классах.

Преподаватель ^

2 / 2013

Мы считали, что работа старшеклассников в роли педагога актуализирует имеющиеся способности, обеспечит рост педагогического потенциала и, как следствие, обусловит рост ценностного отношения к подобной деятельности. Как отмечалось выше, на данном этапе особое внимание было направлено на формирование и развитие деятельностно-творческого и рефлексивно-оценочного компонентов.

Деятельностно-творческий компонент ценностного отношения формировался последовательно, с помощью системы планомерной работы вожатого. При этом в работе вожатого в летнем пришкольном оздоровительном лагере должны были присутствовать ряд обязательных мероприятий: проведение линейки; организация не менее 10 игр, в том числе подвижных и интеллектуальных; проведение 2-3 тематических бесед; разучивание с ребятами не менее 10 песен.

Работа вожатым в младших классах также предполагала обязательный минимум мероприятий: проведение двух экскурсий с разработкой маршрута и сопроводительного комментария; посещение 2-3-х спектаклей; организация работы в классе по группам («звездочкам», «пятерочкам» и т.п.); проведение классных собраний (не менее двух); разработка плана мероприятий (четверть, полугодие, год); проведение не менее 8 игр-конкурсов; разучивание с ребятами песен или стихов (не менее 7); разучивание кричалок (не менее 3-х).

Рефлексивно-оценочный компонент ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности формировался с помощью таких методов, как:

• составление портфолио вожатого;

• дневник вожатого (карта прогресса).

Процедура самооценки и самонаблюдения не сразу была принята старшеклассниками, подавляющее большинство ее игнорировали. Несколько исправило положение проводимые индивидуальные беседы, но основной перелом в поведении старшеклассников вызвала возможность получения оценки за элективные курс на балл выше, если все задания будут выполнены. Таким образом, уже через месяц почти все школьники стали заполнять «КП». Через два месяца в карту были включены графы, которые заполняли классный руководитель (учебная деятельность) и учитель подшефного класса (внеучебная деятельность).

Таким образом, последовательная реализация авторской методики обеспечила направленность профильного обучения на формирование ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. АндреевВ.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996.

2. Гизатова И.А. Аксиологические основы профессиональной ориентации старшеклассников на педагогическую деятельность // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 6. - URL: http:// teoria-practica.ru/-6-2012/pedagogics/ gizatova.pdf

3. Казаева Е.А. Теоретико-методологические основы педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 4. - С. 65-68.

4. Шанц Е.А. Педагогические аспекты изучения вопросов социальной активности личности // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 4 (68). - С. 222-229. ■

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.