ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИК РАССЛЕДОВАНИЯ КРИМИНАЛЬНОГО РЕЙДЕРСТВА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА
УДК 343.74/98.067
Сложность расследования уголовных дел о преступлениях любой категории тяжести определяется рядом факторов, к которым относятся в частности объём и качество доказательственной и ориентирующей информации как на первоначальном, так и на последующих этапах расследования.
Применительно к расследованию преступной деятельности, направленной на незаконное приобретение прав на управление обществом и его имущество, в силу множественности форм проявления влияние факторов усиливается многократно. Множественность форм есть следствие разнообразного сочетания противоправных приёмов, операций и комбинаций, разрабатываемых инициаторами криминального рейдерства. В то же время изучение ситуаций, складывающихся в процессе расследования, позволяет более точно познать механизм образования (возникновения) и движения системы значимой по уголовному делу информации. В условиях объективной востребованности практики в качественных методиках расследования криминального рейдерства, с учетом знания криминалистических характеристик, актуальным является решение задачи выявления и научного исследования системы наиболее часто встречающихся (типичных) следственных ситуаций. Разработка типовых программ (алгоритмов) расследования возможна только при положительном решении указанной задачи. Типовые алгоритмы позволяют органу расследования усовершенствовать свою работу, избежать многих ошибок в решении криминалистических задач, правильно определить направление расследования и тактику отдельных следственных действий, быстро принимать важные процессуальные и тактические решения, передавать свои профессиональные знания другим следователям.
Правильно определить следственную ситуацию при криминальном рейдерстве крайне сложно. В связи с постоянно меняющейся обстановкой расследования и формой осуществления преступной де-
К.А. СЕРГЕЕВ
ятельности отражающие эти изменения ситуации расследования весьма многообразны. Первоначально возникающие ситуации трансформируются, переходя в последующие с большей вариативностью. Их типизация в силу уменьшения общих признаков становится процессом всё более сложным, поэтому следователю важно уметь на ранних этапах расследования своевременно обнаруживать и осознавать эти изменения и соотносить уже модифицированные с ещё имеющимися типичными следственными ситуациями.
Результаты научных исследований по систематизации следственных ситуаций в преломлении к объекту нашего исследования позволили признать приемлемой классификацию всего многообразия следственных ситуаций в зависимости от трёх системообразующих факторов.
Установлено, что обстоятельствами, влияющими на способы осуществления криминального рейдерства, а следовательно на формирование следовой картины и, соответственно, образование следственных ситуаций при производстве по уголовному делу, являются:
1. Членство инициатора противоправной деятельности в обществе, в отношении членов которого эта деятельность осуществляется: инициатор является членом данного общества; инициатор «внешний».
2. Место хранения реестра. Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента.
3. Форма протекания преступной деятельности: без придания ей вида законопослушной; с приданием ей вида правомерной.
В зависимости от сочетания двух первых факторов к общим типичным следственным ситуациям относим следующие.
Ситуация 1: инициатор преступной деятельности не является членом общества, а ведение реестра общества осуществляет независимый регистратор.
Ситуация 2: инициатор преступной деятельности не является членом общества, а ведение реестра осуществляет сам эмитент.
Ситуация 3: инициатор преступной деятельности является членом этого общества, а ведение реестра осуществляет независимый регистратор.
Ситуация 4: инициатор поглощения является членом общества, и ведение реестра осуществляет общество (эмитент).
Из всех типичных следственных ситуаций наиболее сложные возникают в процессе производства по уголовному делу об организованной преступной деятельности, инициаторы которой не являются членами общества, в отношении акционеров которого осуществляются преступные действия, и при этом преступной деятельности придаётся вид законопослушной.
Для правильной алгоритмизации расследования необходимо разрабатывать рекомендации исходя из названных типичных общих следственных ситуаций с учётом влияния третьего фактора (придаётся или не придаётся преступной деятельности вид законопослушной) и с детализацией по этапам «развёртывания» следственных ситуаций на промежуточные и конечные.
Из достаточного многообразия изученной следственной практики по первой из перечисленных ситуаций типичным примером исследуемого преступного проявления, а следовательно, перспективного для обобщения и рекомендации алгоритма расследования, может являться расследование преступной деятельности членов организованной преступной группы по незаконному приобретению права на управление и имущественные комплексы (всего двадцать два объекта) юридических лиц, функционирующих на территории Иркутской области.
Поводом для возбуждения уголовного дела по фактам совершения преступлений назв анной группой послужи ли зая в ления от учредителей обществ о незаконном лишении их прав на управление и распоряжение имуществами, поданные в органы внутренних дел после того как «добросовестные» покупатели заявили правопритя-зание на эти комплексы.
Для восстановления нарушенных прав и возвращения имущества истинным владельцам, а также установления виновных лиц, совершивших преступные действия, на этапе, когда незаконное переоформление прав на имущество уже произошло, было начато расследование. На первоначальном этапе производства следственных действий в ситуации информационной неопределённости к
обстоятельствам, подлежащим доказыванию, относятся установление «недобросовестности» «добросовестных» приобретателей и их связей с организаторами незаконного отчуждения прав у учредителей соответствующих обществ.
В соответствии с гражданским законодательством (ст. 302 ГК РФ) субъект права может быть лишён статуса «добросовестного» приобретателя, если будет доказано, что он знал, что приобретает имущество у лица, которое не имело права его отчуждать. Для установления данного обстоятельства необходимо последовательно решить следующие задачи.
Во-первых, воссоздать всю цепочку последовательной купли-продажи с целью установления лица, первым продавшего имущественные комплексы. Во-вторых, проверить достоверность правомочности в общей цепочке перепродаж статуса первого продавца как владельца имущественных комплексов обществ, а также проверить соблюдение правового механизма приобретения прав на управление обществами и распоряжение их имуществом.
Согласно действующему законодательству право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права в уполномоченных органах. Такая регистрация возможна при предоставлении в государственный регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявления о государственной регистрации (подпись директора удостоверяется нотариусом);
б) решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в новой редакции;
г) документа об уплате государственной пошлины.
При названной форме криминального рейдерства объектом проверки является истинность отражения содержания корпоративных правоотношений (так как разновидностью корпоративных отношений, как показывает практика, являются, в том числе, и фальсифицированные (ложные, не существующие в реальной действительности) правоотношения):
- реальное осуществление действий, зафиксированных в официальных документах;
- действительность удостоверительно-го механизма осуществления изложенных в документах действий.
Источниками информации, позволяющими решить обозначенные задачи, являются:
- члены обществ, право владения на корпоративное имущество которых нарушено;
- протоколы проведения общих собраний, фиксирующие факт их проведения, перечень действительно рассмотренных вопросов на общем собрании, результаты голосования и итоговые решения;
- субъекты, в корпоративных правоотношениях осуществляющие удостовери-тельную деятельность (нотариусы).
Средствами процессуальной проверки установления обозначенных фактических данных в первую очередь являются следственные и другие процессуальные действия: обыски, выемки, допросы, очные ставки, опознания*, экспертизы; своевременное привлечение в качестве обвиняемых участников противоправных действий и, с позиции решения конечных задач уголовного судопроизводства, избрание наиболее надёжных мер пресечения.
Важное средство доказывания - проведение экспертиз следующих видов: информационных технологий, судебной почерко-ведческой (в том числе комплексной) и др.
При названной форме криминального рейдерства в заключении судебной экспертизы информационных технологий будет содержаться вывод о том, что обнаруженные данные по обществам, имущество которых подверглось преступному посягательству, даты создания и время последних редактирований файлов, установленных, на компьютерах, совпадают с периодом совершения мошенничества.
В заключении комплексной почерковед-ческо-технической судебной экспертизы будут выводы о том, что подписи от имени действительных директоров в протоколах собраний участников, в заявлениях о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, изъятых в ИФНС, в заявлениях о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; в уставах обществ, утвержденных общими собраниями акционеров, изъятых в ИФНС, выполнены не самими директорами, а другими лицами с подражанием подлинным подписям директоров.
Допросы в качестве потерпевших учредителей обществ докажут, что общих соб-
раний и других действий, направленных на отчуждение имущества, не было.
Использование перечисленного процессуального инструментария позволило следователям установить всех членов преступной группы и изобличить их в преступлениях.
В то же время, рекомендуя приведённый алгоритм расследования в качестве типичного, следует указать на наличие процессуальных резервов, использование которых может помочь следователю преодолеть проблемные ситуации, возникающие при расследовании уголовных дел в результате недостаточной информационной насыщенности, отсутствия источников информации, наличия более высокого уровня организованности преступной группы, более интенсивного использования средств и методов противодействия расследованию и др.
Таким средством является активное использование статьи 186.1. УПК РФ «Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами». Производство названного следственного действия позволяет следователю получить сведения о времени и продолжительности телефонных переговоров абонента, а также о номерах абонентов, с которыми производилось соединение (как исходящие, так и входящие переговоры) (т.е. детализация счета абонента; данные о местонахождении абонента в зоне действия той или иной базовой станции данного оператора сотовой связи в указанное время, которые позволяют установить примерное местонахождение звонившего (или получившего входящий звонок) в интересующее следствие время.
Такая информация может помочь установлению преступных связей, выявлению возможных соучастников преступления, обнаружению разыскиваемого при проверке следственных версий и заявленного алиби.
Представляется также недостаточным использование института заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.
Таким образом, перспективным направлением борьбы с криминальным рейдерством является разработка методик расследования преступной деятельности названного вида, адаптированных к конкретным следственным ситуациям расследования эпизодов криминального рейдерства.
* Производство названного следственного действия необходимо для установления лиц, подавших в регистрирующие органы комплект фальсифицированных правоустанавливающих документов и получивших на них положительное решение от введённых в заблуждение сотрудников ИФНС. Проведение опознания необходимо и при установлении лиц, участвовавших в осуществлении физического захвата имущественных комплексов обществ, в криминальной ситуации, когда одним из этапов лишения прав членов общества на имущество являлось физическое выдворение с территории расположения комплексов действительных их владельцев.