Научная статья на тему 'Особенности методических подходов к обучению методу Илизарова на международных курсах'

Особенности методических подходов к обучению методу Илизарова на международных курсах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гений ортопедии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
метод Илизарова / международные курсы / методика

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Г. В. Дьячкова, С. И. Швед

Авторы статьи, много лет являющиеся организаторами проведения Международных курсов, одной из наиболее популярных форм обучения иностранных специалистов методу Илизарова в РНЦ "ВТО" (проведен 21 цикл обучения больших групп ортопедов-травматологов из 28 стран), рассматривают особенности такой формы работы в плане подготовки курсов, компоновки программы, организации учебного процесса. В статье приводятся различные варианты формирования программы в зависимости от степени подготовленности участников. Дан краткий анализ результатов обучения на курсах и отзывы участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г. В. Дьячкова, С. И. Швед

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности методических подходов к обучению методу Илизарова на международных курсах»

Гснрм Ортопедии №1, 1996

© Г. В. Дьячкова, С. И. Швед, 1996.

Особенности методических подходов к обучению методу Илизарова на международных курсах

Г. В. Дьячкова, С. И. Швед

Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия" им. академика Г. А. Илизарова, г. Курган (Генеральный директор — академик РАМТН, д.м.н., профессор В.И. Шевцов)

Авторы статьи, много лет являющиеся организаторами проведения Международных курсов, одной из наиболее популярных форм обучения иностранных специалистов методу Илизарова в РНЦ "ВТО" (проведен 21 цикл обучения больших групп ортопедов-травматологов из 28 стран), рассматривают особенности такой формы работы в плане подготовки курсов, компоновки программы, организации учебного процесса. В статье приводятся различные варианты формирования программы в зависимости от степени подготовленности участников. Дан краткий анализ результатов обучения на курсах и отзывы участников.

Ключевые слова: метод Илизарова, международные курсы, методика.

Огромный опыт лечения самых тяжелых групп ортопедо - травматологических больных, накопленный Курганским центром, а также научные разработки, посвященные различным проблемам биологии, биомеханики, ортопедии и травматологии уже не один десяток лет привлекают внимание зарубежных ученых и врачей и широко используются ими в клинической практике и научных исследованиях. В настоящее время сотни зарубежных специалистов стремятся овладеть методом чрескостного остеосинтеза, разработанным в Кургане, ^ десятки клиник готовы применять его в своей работе и Центр стремится максимально использовать данную ситуацию для более широкого и целенаправленного внедрения метода Илизарова и научных разработок Центра с учетом современной экономической ситуации.

Одной из наиболее популярных форм обучения методу Илизарова стали Международные курсы, которые с 1988 года постоянно действуют в Российском научном центре "Восстановительная травматология и ортопедия".

Организация курсов была продиктована необходимостью обучения больших групп иностранных специалистов различным разделам разработанного в РНЦ "ВТО" метода чрескостного остеосинтеза по Илизарову.

Подготовка курсов занимает достаточно длительный промежуток времени, необходимый для комплектации группы по языковому принципу и с учетом тематики курса. Более благоприятной оказывается ситуация, когда курсы проводятся для специалистов из одной страны. В этом случае более просто решаются организационные вопросы, проблемы с переводами и другие проблемы.

Программа курсов строится исходя из того, насколько ортопеды-травматологи знакомы с методом Илизарова. Для тех, кто ни-

когда не использовал аппарат, составляется программа, предусматривающая ознакомительную часть, введение в метод, основные принципы и какой-либо из разделов травматологии и / или ортопедии.

Для специалистов, познакомившихся с методом чрескостного остеосинтеза в других клиниках, предусмотрена несколько другая программа, включающая изучение основных принципов метода Илизарова, лечения переломов, ложных суставов и дефектов длинных трубчатых костей, удлинения конечностей.

И наконец, для группы врачей знающих метод достаточно хорошо, готовится программа, как правило с монотематическими циклами (лечение переломов, лечение ложных суставов и дефектов длинных трубчатых костей, удлинение конечностей, устранение деформаций и другие).

Программа компонуется таким образом, чтобы участники курсов прослушали вначале теоретический курс (лекция), затем познакомились более детально с изложенным материалом на семинаре, отработали основные принципы на практических занятиях, затем следует посещение операционной, где они принимают участие в операциях по данной теме. Кроме того, большая часть лекций, семинарских занятий сопровождается демонстрацией больных на различных этапах лечения с учетом имеющейся патологии.

Лекционный материал включает в себя большое количество иллюстративного материала (слайды), так же как и на семинарских занятиях преподаватели используют рентгенограммы, макеты, муляжи, компоновки аппаратов по конкретной теме.

В Центре функционирует учебный зал, где есть возможность на специальных станках отрабатывать различные приемы чрескостного остеосинтеза (проведение спиц, компоновка различных узлов аппарата Илизарова,

Генрш Gjwionednu №1, 1996

монтаж аппарата Илизарова при переломах, ложных суставах, дефектах, укорочениях, патологии стопы и т.д.)- Под контролем опытных преподавателей кафедры усовершенствования врачей специалисты имеют возможность выполнить множество манипуляций по наложению аппарата, выслушать замечания, исправить ошибки, отработать различные варианты остеосинтеза. В процессе обучения слушателям дается большое количество материала в виде рентгеновских снимков больных с различной патологией от момента поступления их в клинику до окончания лечения с демонстрацией отдаленных результатов.

Следующим этапом учебного процесса являются предоперационные разборы больных. После теоретической подготовки (лекция, семинар, мастерская) на конкретных примерах разбираются различные варианты чрескостного остеосинтеза, применительно к данной ситуации, с учетом этиологии заболевания, возраста больного, стадии и выраженности патологического процесса. Тщательный разбор больных с учетом клинико-рентгенологических и других исследований с дискуссией по поводу оценки исходного состояния пациента, тактики оперативного вмешательства, вариантов компоновки аппарата и т.д. позволяет подготовиться к самому ответственному пункту программы — участию курсантов в операциях. Работа в операционной является одним из важнейших моментов курсов и высоко ценится зарубежными специалистами. Непосредственное участие в операции с учетом предварительной подготовки дает колоссальный эффект и ощутимые результаты. Можно для данной ситуации перефразировать известную пословицу "Лучше один раз сделать, чем сто раз увидеть".

Естественным продолжением является послеоперационный разбор и наблюдение за больными в ближайшем послеоперационном периоде.

Использование таких форм работы позволяет продемонстрировать различные клинические ситуации, рассмотреть ошибки и осложнения, сложные клинические случаи и выбрать оптимальные варианты остеосинтеза.

Во время работы курсов их участники знакомятся с работой Центра, посещают научные лаборатории, клинические отделения, музей Илизарова, опытный завод по производству аппаратов.

По окончании курсов проводится заключительное собеседование с вручением сертификатов.

С 1988 по 1995 гг. в Кургане проведен 21 Международный курс обучения методу чрескостного остеосинтеза. В основном это

были политематические курсы, включающие основные разделы: лечение переломов, ложных суставов, укорочений конечностей и устранение деформаций. В курсах приняло участие 242 врача из 28 стран. Наибольшее количество специалистов, прошедших обучение в центре было из США, Польши, Германии, Бразилии, Южной Кореи. В таблице представлены данные о распределении ортопедов - травматологов, прошедших обучение, по странам.

Таблица.

Распределение врачей, прошедших обучение на международных курсах, по странам.

№ п.п. Страна Количеств о врачей

1. Австрия 1

2. Австралия 1

3. Аргентина 1

4. Бразилия 27

5. Великобритания 12

6. Германия 26

7. Дания 1

8. Индия 10

9. Израиль 2

10. Иран 8

11. Испания 3

12. Италия 2

13. Канада 2

14. Марокко 1

15. Мексика 1

16. Норвегия 2

17. Пакистан 4

18. Польша 27

19. Португалия 5

20. Сербия 1

21. США 61

22. Саудовская Аравия 2

23. Тайвань 2

24. Франция 3

25. Швеция 1

26. Южная Корея 27

27. Югославия 1

28. Япония 8

Итого: 242

Следует отметить, что обучение специалистов проводится не только на международных курсах. Для этого используются и другие формы: конференции, семинары, короткие ознакомительные монотематические циклы. С учетом этих форм обучения в РНЦ "ВТО" побывало 542 врача из 33 стран.

По мнению многих участников курсов они отвечают всем самым высоким требованиям, предъявляемым к таким мероприятиям за рубежом, а по многим пунктам значительно превосходят курсы, проводимые другими учреждениями. "Я получил большое удовольствие и высоко оцениваю мое пребывание в Кургане. Это были самые лучшие курсы из тех, на которых я был," — Стефан Уайт из Великобритании. Колин Мосли (США) сказал: "Метод волнует, курс был отличным. Гостеприимство института и людей было

ГСНРШ Ортопедии №1, 1996

непревзойденным .

Наглядным примером результативности курсов является информация о- применении врачами полученных знаний на практике. Об этом свидетельствуют публикации в специальных журналах, выступления на Международных курсах, конференциях, отчеты о деятельности Ассоциации по изучению и применению метода Илизарова.

Как отмечают все зарубежные специалис-

Рукопись поступила 13.03.96 г.

ты, побывавшие в Кургане, метод нужно изучать там, где он появился и только это дает истинное представление о его возможностях. В этом плане Международные курсы с отработанными вариантами программ, последовательным изложением материала, использованием теоретических и практических форм обучения являются, по нашему мнению, наиболее приемлемым вариантом поэтапного освещения метода Илизарова.

Отдел научно - медицинской информации

РНЦ "ВТО"

предлагает

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОБЗОРОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТРАВМАТОЛОГИИ, ОРТОПЕДИИ И СМЕЖНЫМ ОБЛАСТЯМ ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ ФОНДА НАУЧНО - МЕДИЦИНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ (1985 - 1995 гг.)

1. 2.

3.

4.

5.

6. 7.

8. 9.

10.

11. 12.

13.

14.

Вопросы ангиологии Вопросы анестезиологии Вопросы артрологии Вопросы биохимии

Вопросы вертебрологии и нейрохирургии Вопросы гематологии Вопросы морфологии

7.1. Морфогенез

7.2. Регенерацмя Вопросы онкологии Вопросы ортопедии и хирургии

9.1. Гнойная инфекция

9.1.1. Гематология и гомеостаз

9.1.2. Иммунология

9.1.3. Клиника

9.1.4. Микробиология

9.2. Пластика мягких тканей

9.3. Посттравматические осложнения

9.4. Удлинение конечностей Вопросы травматологии

10.1. Травматический шок

10.2. Повреждения и заболевания кисти и стопы

10.3. Повреждения и заболевания черепа Вопросы фармакологии

Методы медицинской диагностики и лечения. Аппаратура Общие вопросы медицины, здравоохранения и науки Разное

39 библ. назв.

5 библ. назв.

40 библ. назв.

16 библ. назв. 20 библ. назв. 48 библ. назв. 20 библ. назв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 библ. назв.

6 библ. назв. 18 библ. назв. 10 библ. назв.

5 библ. назв.

12 библ. назв.

17 библ. назв.

13 библ. назв. 17 библ. назв. 3 библ. назв.

2 библ. назв. 30 библ. назв.

3 библ. назв. 3 библ. назв.

7 библ. назв. 3 библ. назв. 33 библ. назв. 10 библ. назв. 9 библ. назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.