Научная статья на тему 'Особенности метапредметных результатов в процессе обучения математике и средств их диагностики'

Особенности метапредметных результатов в процессе обучения математике и средств их диагностики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1022
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ / ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ / METASUBJECT RESULTS / TRAINING IN MATHEMATICS / DIAGNOSTIC AIDS / EDUCATIONAL PROGRAMMES / REALISATION TECHNOLOGIES / ESTIMATION OF RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гареева Наталья Николаевна

Современные требования ФГОС устанавливают требования, которые предъявляются к результатам освоения учащимися образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным. Метапредметные результаты это решение реальных жизненных проблем, основанное на базе знаний, полученных во время изучения одного или нескольких школьных предметов. Основой данного подхода является то, что те математические понятия, основанные в основном на теории, не привязанной к практике, школьниками запоминаются и изучаются с большими затруднениями, в тех случаях, когда ученики не могут понять того, как полученные знания могут быть применены в реальной жизни. Метапредметный подход к обучению математике позволяет осмысленно подходить к изучению преподаваемого материала. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного осмысления особенностей метапредметных результатов в процессе обучения математике и средств их диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гареева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of metasubject results in the course of training in mathematics and means of their diagnostics

Modern requirements of the state educational standards of the Russian Federation establish requirements which are imposed to results of development of the educational programme by pupils: to personal, metasubject, subject ones. Metasubject results are the solution of real vital problems based on the knowledge base received during studying one or several school objects. A basis of this approach is that those mathematical concepts which are based generally on the theory not tied to practice, are remembered and studied by schoolchildren with great difficulties when pupils cannot understand how the gained knowledge can be applied in real life. Metasubject approach to training in mathematics allows to approach studying of the taught material consciously. In the present article, the attempt of scientific judgement of metasubject results' features in the course of training in mathematics and means of their diagnostics has been undertaken by the author.

Текст научной работы на тему «Особенности метапредметных результатов в процессе обучения математике и средств их диагностики»

УДК 378:51

Гареева Наталья Николаевна

Набережночелнинский государственный педагогический университет

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И СРЕДСТВ ИХ ДИАГНОСТИКИ

Современные требования ФГОС устанавливают требования, которые предъявляются к результатам освоения учащимися образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным. Метапредметные результаты - это решение реальных жизненных проблем, основанное на базе знаний, полученных во время изучения одного или нескольких школьных предметов. Основой данного подхода является то, что те математические понятия, основанные в основном на теории, не привязанной к практике, школьниками запоминаются и изучаются с большими затруднениями, в тех случаях, когда ученики не могут понять того, как полученные знания могут быть применены в реальной жизни. Метапредметный подход к обучению математике позволяет осмысленно подходить к изучению преподаваемого материала. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного осмысления особенностей метапредметныхрезультатов в процессе обучения математике и средств их диагностики.

Ключевые слова: метапредметные результаты, обучение математике, средства диагностики, образовательные программы, технологии реализации, оценивание результатов.

В связи с введением ФГОС ООО, претерпели существенные изменения структура и сущность образовательной деятельности, изменилось содержание образовательных программ, технологий их реализации, методологии обучения и технологий по оценке результатов обучения.

В настоящее время осуществляется переход от освоения отдельно взятых предметов к обучению, основанному на принципе межпредметности, что необходимо для достижения качественно нового образования на уровне высоких технологических стандартов.

Это означает, что преподавание математики необходимо рассматривать не только на формальном уровне, но и на уровне межпредметном, что обеспечивает реализацию практико-ориентированно-го подхода в школьном образовании [1, с. 112].

Но ориентация школьного курса обучения математики на получение межпредметных результатов, предполагает решение определенных проблем. Рассмотрим обнаруженные противоречия:

- требования ФГОС ООО требуют достижения межпредметных результатов при обучении математике. В то же самое время отсутствуют регламентированные стандарты по школьным предметам, которые служили бы ориентиром для планируемых образовательных результатов;

- недостаточная методическая проработанность основных аспектов реализации процесса достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения математики и формирования универсальных учебных действий;

- острое противоречие создается в деле оценки и проверки результатов обучения, в связи с дефицитом необходимых контрольно-измерительных материалов для диагностики процесса достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения математики и формирования универсальных учебных действий.

Необходимость устранения данных противоречий, обуславливает основную проблему, связанную

с процессом достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения математики. Решение обозначенной проблемы видится в поиске необходимых методических технологий, составляющих основу реализации метапредмет-ных образовательных результатов в процессе обучения математики в процессе реализации ФГОС ООО [5, с. 12].

Учитель математики должен постоянно совершенствовать уровень собственной подготовки и выступать в роли технолога, способного проектировать новые педагогические ситуации, задания, образовательные технологии и т. д., направленные на реализацию метапредметных образовательных результатов в процессе обучения математики.

Важной образовательной основной в формировании метапредметных результатов, являются метапредметные задания, которые будут способствовать тому, чтобы ученики могли грамотно применять полученные знания в решении жизненных задач, с которыми им придется неоднократно столкнуться в рамках дальнейшего профессионального становления и в повседневной бытовой жизни [7, с. 16].

Достаточно эффективной формой обучения математике с целью формирования межпредметных результатов, является метод проектов. Проекты, в зависимости от сложности той или иной темы обучения, могут быть как небольшими, так и развернутыми на несколько уроков, требующих внеурочной подготовки. Метод проектов, как лич-ностно-ориентированная технология, является мощным аппаратом, стимулирующим развитие познавательной способности детей.

Следовательно, современной школе необходимо создать систему оценки метапредметных результатов, полученных в процессе обучения математике, которая могла бы позволить объективно оценивать и отслеживать метапредметные результаты учащихся и достижение ими запланированных результатов обучения.

160

Вестник КГУ 2018

© Гареева Н.Н., 2018

Отметим, что метапредметные результаты - это набор ключевых компетентностей, которые формируются у учащегося в процессе освоения образовательной программы. Основной ключевых компетенций являются универсальные учебные действия.

На данном этапе основного общего образования ключевые компетентности проявляются [2, с. 10]:

1) в способности решения возникающих проблем;

2) в способности решения задач, которые возникают в жизненном контексте, с применением ИКТ технологий;

3) в способности постановки и решения задач, связанных с социальным взаимодействием; выбирать необходимые стратегии коммуникации; в способности оценивать успешность социального взаимодействия; в наличии возможности корректировать собственное поведение согласно социальным нормам и правилам;

4) в способности самостоятельно создавать средства для собственного обучения и выстраивать образовательную траекторию, оценивать собственные достижения и корректировать направление дальнейшего образовательного развития.

Приведенные образовательные результаты могут оцениваться учебным учреждением как самостоятельно, так и с помощью привлечения независимой оценки в ходе государственной итоговой аттестации с использованием соответствующих КИМов, составленные на основе интегративного характера оценки ключевых компетенций учащихся.

Отметим, что умение формировать личностную жизненную позицию, так же основано на степени усвоения метапредметных результатов обучения математике в совокупности с другими науками. Такие результаты являются базовыми, являющимися интегральной характеристикой результатов школьника. К таким результатам относятся [8, с. 103]:

- образовательная самостоятельность, которая подразумевает под собой умение школьника создавать средства собственного продвижения и развития в учебном плане, что характеризует личность как самостоятельную;

- образовательная инициатива - способность выстраивать собственную образовательную траекторию таким образом, чтобы позволять себе адекватно реализовывать собственные направления образовательного развития;

- образовательная ответственность - возможность и сила воли, позволяющая оценивать свои способности и готовность принимать определенные решения и действия в нестандартных ситуациях.

Кроме того, достаточно важным представляется использование интегрированных уроков, которые позволяют решить проблему разобщенности учебных предметов. Это создает определенную возможность для того, чтобы:

- устанавливать связи между различными понятиями;

- углублять собственные познания на фоне детализации изученного материала;

- повышать творческий потенциал обучаемых за счет развития мотивационной составляющей и учебно-познавательной деятельности в форме нестандартного урока;

- расширять информационную емкость урока за счет использования визуализированных технологий.

При интегрированном уровне, происходит объединение материала из нескольких учебных дисциплин в одном образовательном поле, при изучении одной темы, одного явления, одного понятия. В таком уроке определяется одна главная тема (дисциплина), которая выступает интегрирующим элементом. Так же существуют вспомогательные дисциплины, которые способствуют творческому расширению, осмыслению и углублению выбранного для изучения направления [6, с. 129].

Интегрированный урок позволяет выполнять метапредметную функцию урока, что позволяет уйти от традиционно школьного подхода к обучению к обучению в формате естественной органичной связи с реальной жизнью и окружающей нас действительностью.

Исходя из собственного опыта проведения интегрированных уроков, а так же из анализа методической и теоретической литературы, мною сделан вывод о том, что целесообразно проводить обобщающие уроки, в которых рассматриваются проблемы междисциплинарного характера, что помогает добиться наиболее качественного усвоения межпредметных результатов [4, с. 45].

Проведение таких занятий в форме школьных уроков, как правило, осуществляется двумя учителями с использованием интерактивных технологий, что позволяет разнообразить объем работы учащихся, а так же их индивидуальный план работы.

Приведем пример практической работы по математике, темой для изучения были выбраны «Проценты». Во время урока, который получил название «На поиски упавшей звезды», использовались технологии, основным преобладающим методом которых являлся игровой, что позволяло объединить познавательные и игровые навыки учащихся.

Выбор игры в форме метода обучения является не случайным. Дело в том, что игра наиболее адекватным образом формирует универсальные учебные действия у детей (учеников) практически любого возраста и помогает в освоении ими окружающего мира вполне естественным путем. Школьникам в ходе игры предлагалось к решению несколько блоков практико-ориентированных задач.

Средством создания мультимедийных упражнений нами был определен игровой портал LearningApps.org и сервис Prezi.com. С его по-

мощью можно создать интерактивные презентации online.

Необходимо отметить, что применение персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов, а так же использование сети Интернет, вызывает в учебном процессе творческий интерес и усиливает способности к познанию, что сказывается на усилении мотивации к обучению.

В рамках проведения такого урока, учитель выполняет функции фасилиатора, создавая необходимые условия для самостоятельного межпредметного усвоения материала, стимулируя при этом познавательные способности учащихся, что усиливает развитию их личностной позиции, способностей и воли к самореализации [4, с. 46].

Кроме того, на таком уроке происходит свободная коммуникация, обмен мнениями, что приводит к возможности реализации коммуникативных возможностей в роли модератора.

Ход игры, которую мы рассматриваем в настоящей статье, предполагает изначально осуществить проверку базовых знаний по теме «Проценты», что предполагает собой повторение теоретических основ и решение нескольких математических дробей на данную тему.

Обучающимся предлагается задание в ходе которого они должны соотнести проценты с обычными и десятичными дробями. Из банка ответов, который расположен в верхней части экрана, ученик должен переместить ответы в соответствующие пустые ячейки (рис. 1). Верные действия при этом выделяются зеленым цветом. Безошибочное определение соответствий позволит выйти на следующий этап игры.

Далее школьнику необходимо посетить магазин и пополнить запасы, которые будут необходимы в походе, для чего так же нужно будет решить ряд задач на процентные соотношения, так или иначе связанные с торгово-экономическим эффектом.

Обучающимся предлагается задание на выбор правильного ответа. Ученики решают предложенные задачи и выбирают один из четырех ответов, согласно своему решению. Каждый правильный ответ дает возможность перейти к следующей задаче. Если на все вопросы будут даны правильные ответы, учащийся переходит к следующему блоку (рис. 2).

Ученик начинает игровое путешествие на гору и ее дальнейшее обследование, с целью найти упавший небесный объект. В ходе этого действия решаются задания на движение по теме «Проценты». На экра-

mi-

0.05

0.1

117

Задание

Соотнес *тте проценты с обычными и десятичными дробями Иэ оанка ответов, который расположен вверху, перетащите ответы ы поместите в нужную клетку. Правил ьнь-е действия будут вьщелены -зеленом цветом

ок

Рис. 1. Пример задания из блока «Работа с процентами»

Товар стоил 500 р. Его цена повысилась на

20%. На ск

Задание

Пропейте laajittite и Sr^peii (фМИПьНУЙ ire«;1 ТОАЫФ настав MaiiCsiiuanww чмт» очам ты wo-еал перейти к следумуен'у эта'у путвшестнир!

ась цена?

25 р.

Рис. 2. Пример задания из блока «Магазин»

Вестник КГУ Л 2018

162

Рис. 3. Пример задания из блока «Задачи для путешественников»

1 /Л

иэ дождевой воды получается 10% питьевом воды. сколько дожде воет воды получается щ 65.6 кг питьевой воды?

С! Заданна

№ Прочей ида^ ее н выбери щшипьцМ вариант отпета Гвн ыи^ыы ты

ш ОК

В

Перолрооерчтъ решоинс

Рис. 4. Пример задания из блока «Лаборатория»

не представлено несколько задач, при этом ответов может быть больше для повышения уровня сложности задания. Цель ученика найти правильные пары. Ученик последовательно решает задачи и выбирает верные ответы: как только определено правильное соответствие, верная пара исчезает с экрана. Далее обучающийся оказывается на заключительном этапе, где он сможет узнать, из каких химических элементов состоит упавший небесный объект.

Ученику предстоит найти решения трех задач межпредметного содержания. В ходе решения каждого задания необходимо выбрать один из четырех ответов. При правильном решении перед учеником появится три элемента периодической системы, из которых состоит небесный объект и его название.

Для достижения результата обучающийся должен последовательно пройти все этапы. В ходе игры, допускается консультирование с педагогом и другими учениками, обмен мнениями и т. д.

Итогом данной работы является высокая эффективность в плане усвоения школьного материала,

но это обусловлено значительными временными затратами учителей-педагогов, связанные с необходимостью творческой разработки предложенных тестирований, программ и т.д., а так же трудности от отказа от собственных стереотипных убеждений в преподавании математики.

В заключение необходимо отметить, что в ходе проделанной автором настоящей статьи работы, удалось предложить организационно-методический аспект формирования метапредметных результатов в процессе обучения математике в условиях реализации ФГОС общего образования.

На основе анализа педагогической литературы, определены дидактические возможности в формировании метапредметных результатов, посредством проведения интегрированных уроков, описанных в настоящей статье.

Проведенная работа позволила убедиться в эффективности и перспективности исследованного направления по достижению метапредметных результатов в процессе обучения математике.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В. Бур-менская, И. А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

2. Босова Л.Л., Лягинова О.Ю., Смирнова Е.В. Подходы к формированию и оценке метапредмет-ных образовательных результатов в курсе информатики пятого класса // Информатика в школе. -2014. - № 7 (100). - С. 10-17.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

5. Лазарев В. С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности // Педагогика. -2016. - № 6. - С. 12.

6. Наумова М.В. Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности у учащихся на уроках математики в средней школе // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7 - С. 129.

7. Стогова М.В. Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов // Психолого-педагогическое сопровождение стандартов второго поколения: внедрение, опыт, перспективы: Материалы науч.-практ. конф. - 2011. - С. 16.

8. Фуфурина Т.А. Изучение иностранного языка для профессиональных целей как успех будущей карьеры студентов технических вузов // Наука, техника и образование. - 2015. - № 2 (8). - С. 103.

References

1. Asmolov A.G. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstviya k mysli. Sistema zadanij / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I. A. Volodarskaya i dr. - M.: Prosveshchenie, 2011. - 159 s.

2. Bosova L.L., Lyaginova O.YU., Smirnova E.V. Podhody k formirovaniyu i ocenke metapredmetnyh obrazovatel'nyh rezul'tatov v kurse informatiki pyatogo klassa // Informatika v shkole. - 2014. -№ 7 (100). - S. 10-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole. Ot dejstviya k mysli / pod red. A.G. Asmolova. - M.: Prosveshchenie, 2011. - 152 s.

4. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya i dr.; pod red. A.G. Asmolova. - M.: Prosveshchenie, 2008. - 151 s.

5. Lazarev V.S. Formirovanie poznavatel'nyh dejstvij v uchebnoj deyatel'nosti // Pedagogika. -2016. - № 6. - S. 12.

6. Naumova M.V Metapredmetnye kompetencii kak uslovie razvitiya myslitel'noj deyatel'nosti u uchashchihsya na urokah matematiki v srednej shkole // Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya. - 2014. - № 7 - S. 129.

7. Stogova M.V. Kompleksnyj podhod k ocenke metapredmetnyh i predmetnyh rezul'tatov // Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie standartov vtorogo pokoleniya: vnedrenie, opyt, perspektivy: Materialy nauch.-prakt. konf. - 2011. - S. 16.

8. Fufurina T.A. Izuchenie inostrannogo yazyka dlya professional'nyh celej kak uspekh budushchej kar'ery studentov tekhnicheskih vuzov // Nauka, tekhnika i obrazovanie. - 2015. - № 2 (8). - S. 103.

Вестник КГУ 2018

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.