Научная статья на тему 'Особенности менеджмента качества в учреждениях профессионального образования'

Особенности менеджмента качества в учреждениях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук»

CC BY
154
64
Поделиться

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук , автор научной работы — Белоусов Е.Ф., Макришин В.Т.,

Текст научной работы на тему «Особенности менеджмента качества в учреждениях профессионального образования»

Белоусов Е.Ф., Макришин В.Т. ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Активное формирование рыночных отношений в образовательной отрасли России обусловило заметное повышение интереса образовательных учреждений (ОУ) к системам менеджмента качества (СМК) на основе стандартов ИСО 9000. Сегодня университеты, институты, колледжи уже не только массово предлагают образовательные услуги по подготовке специалистов в этом направлении, но и разрабатывают собственные фирменные системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами. Сравнение богатой практики создания и внедрения СМК на промышленных предприятиях с уже существующей практикой внедрения СМК в ОУ позволяет говорить об особенностях функционирования менеджмента качества в образовании.

Первое и весьма существенное отличие возникает на стадии определения требований потребителя. И если в реальном секторе это положение стандартов по СМК не вызывает дебатов (с потребителями продукции все просто и понятно), то среди ОУ профессионального образования нет однозначного понимания, кто наш потребитель и что мы ему предлагаем, кто - заинтересованные стороны, и в чем состоит их интерес.

При определении качества своей деятельности учреждения профессионального образования традиционно ориентируются на государственные аккредитационные показатели. Достаточно часто уже ими оценивается удовлетворенность контингента содержанием программы и способом преподавания, но требования работодателя в разрезе необходимых ему компетенций, уровень способности применения полученных знаний на практике и степень повышения мотивации к практическим изменениям не анализируются. Вместе с тем, на современном этапе развития экономики именно эти требования предъявляет рынок труда, отражающий запросы конкретных предприятий и учреждений.

Крупные работодатели (устойчиво работающие промышленные предприятия, коммерческие сети, да и сама система образования) ведут целенаправленную работу по выявлению и анализу своих потребностей в профессиональных компетенциях и, рассматривая персонал как свой главный ресурс, ставят задачу повышения его качества как задачу управления компетентностью организации. Если определить компетентность как выраженную способность применять свои знания и умения (ГОСТ Р ИСО 9000-2000), то становится ясно, что для рынка труда не достаточно только приобретения набора необходимых компетенций, на что ориентированы обычно и сами выпускники и образовательные учреждения. Компетентность или результативность - это более подходящие показатели качества персонала для организации, поскольку они включают в себя помимо компетенции, выраженной в знаниях, умениях, навыках, еще и мотивацию на выполнение стоящих перед работником задач, на развитие своих компетенций и своего дела. Такая трактовка требований рынка труда к персоналу актуализирует формирования системы непрерывного обучения.

Для ориентации на рынок труда учреждениям профессионального образования необходим глубокий мониторинг требований к компетентности выпускников не только на текущий момент, но и вперед не менее чем на срок продолжительности жизненного цикла конкретной образовательной услуги. И, естественно, что в ситуации, когда проведение такого мониторинга и доведение предполагаемых требований рынка труда до ОУ лежит в зоне ответственности государства (или его представителя - соответствующего исполнительного органа власти), для системы образования проще всего кивать на несовершенство образовательных стандартов, их негибкость и неадекватность.

Как правило, образовательные учреждения, проводя анализ своих процессов менеджмента и удовлетворенности потребителя качеством образовательной услуги в соответствии со стандартами ИСО, не выходят за рамками требований образовательных стандартов и своего представления о потребностях рынка труда. В системах менеджмента этих ОУ цепь процессов жизненного цикла ограничивается процессами подготовки (работа с абитуриентами и прием студентов) и непосредственной реализацией услуги, и очень часто просто подменяется перечнем специальностей или набором курсов. Преодолеть эту проблему не просто. Далеко не все наши потребители (а точнее, пока только их меньшая часть) ставят перед собой задачу и тем более могут определять необходимые для них компетентности. Поэтому в образовательной среде должна формироваться культура совместной работы с субъектами рынка труда по выявлению и анализу их потребностей в компетенциях, по стимулированию и развитию этих компетенций на рабочих местах.

Необходимость расширения зоны ответственности менеджмента ОУ за пределы традиционно реализуемых в вузах, колледжах и учреждениях дополнительного профессионального образования процессов для трансформации системы отношений с рынком труда из пассивно созерцательных в активную совместную работу по прогнозированию потребности в компетенциях, формированию структуры образовательных программ и требований к ним, анализу роста результативности персонала, прошедшего обучение, и адекватности его компетентности предъявляемым требованиям - это как раз и является первым существенным отличием СМК ОУ от систем менеджмента промышленных предприятий.

Вторая особенность при внедрении СМК в ОУ состоит в отличии главных мотивирующих факторов. Для промышленных предприятий, уже давно ориентирующихся на рынок потребления товаров и услуг, доходы от реализации выпускаемой продукции главным образом и характеризуют их конкурентоспособность. Поэтому стандарты 180 9000, открывающие для предприятий выходы на новые рынки, достаточно быстро ими были восприняты и активно используются для повышения своей репутации в глазах потребителей. Но, несмотря на то, что первоначально наличие сертификата 1Б0 9000 промышленными предприятиями преимущественно рассматривается как необходимое условие для экспорта продукции, участия в совместных с зарубежными партнерами проектах, получения государственных заказов, инвестиций и кредитов, они все большее значение придают эффекту от реального внедрения системы менеджмента качества. Поэтому сегодня предприятия широко используют для повышения эффективности своей деятельности статистические методы управления качеством, анализ и управление затратами на процессы.

Первичная мотивация на внедрение СМК в учреждениях профессионального образования также опирается на потребность повысить свою репутацию. Но если для учреждений дополнительного профессионального образования репутация у потребителя его услуг еще является мотивом, то для вузов или колледжей на первый план выходит мотив в виде соответствия аккредитационным показателям. Это, безусловно, не должно сбрасываться со счетов, но смещение мотивов в сторону одного заинтересованного субъекта, когда полной гармонии всех интересов еще нет, неизбежно ослабляет систему менеджмента в целом.

Потребности рынка труда, выраженные через аккредитационные показатели, в условиях отсутствия централизованного, широкого и постоянного мониторинга необходимых промышленности компетенций, а также при существенно более низкой динамике развития системы образования по сравнению с современными скоростями изменения реального сектора экономики, не могут использоваться в качестве исчерпывающих и адекватных требований к ОУ. При разработке СМК образовательных учреждений необходимо

не только четко определить все возможные требования к набору образовательных программам и процессу их реализации, но важно еще понять, кто носитель этих требований. Далеко не всегда управленческой командой и педагогическими коллективами однозначно понимается, кто конечный потребитель результата работы ОУ, какие требования от него мы можем получить напрямую, какие через посредника, и даже что есть результат нашей деятельности.

Для промышленных предприятий, предлагающих рынку более простой продукт, проблема такого глубокого анализа и категоризации требований заинтересованных сторон не стоит. Это также является специфической особенностью работы по созданию СМК в ОУ.

С учетом выделенных особенностей нами разработан подход к созданию СМК образовательных учреждений, который основан на том, что качество образования - это мера соответствия получаемых в образовании результатов и предъявляемых к ним требований. В этом случае ответственность за анализ и прогнозирование требований потребителей перекладывается на ОУ. И поскольку по идеологии стандартов ИСО 9000 инструментом анализа и разграничения ответственности в ОУ является процессная модель, мы полагаем, что грамотное выделение процессов жизненного цикла - наиболее важный момент при внедрении системы.

В ОУ чаще всего в качестве основных выделяют следующие процессы: разработка учебных программ, организация набора, подготовка и реализация учебного процесса, организация и проведение выпускных мероприятий. Для управления качеством профессионального образования, особенно в контексте обеспечения конкурентоспособности, прежде всего, необходимо включение в процессную модель блока исследования требований рынка труда, с которого начинается жизненный цикл образовательной услуги, и блока анализ результатов образовательной деятельности и удовлетворенности всех заинтересованных сторон. И конечно, жизненный цикл должен замыкаться через коррекцию и постоянное доопределение требований, а следовательно улучшение системы путем повышения ее адаптивности к рынку труда.

Рис 1. Процессы жизненного цикла образовательной услуги

Другими словами, ОУ должны взять на себя ответственность за мониторинг требований на рынке труда, изучать запросы потребителей (физических лиц, руководителей предприятий и учреждений, кадровых служб) и формулировать их как требования к образовательной услуге. Такое расширение жизненного цикла образовательной услуги и особенностей ее предоставления выходит за рамки классического понимания образования и создает основу для соединения образовательного процесса и консалтинга.

Развитие стандартов 1Б0 9000 привело к тому, что на современном этапе мы говорим о качестве услуги или учебной программы как о следствии качественного управления образовательным учреждением. Поэтому СМК образовательного учреждения должна охватывать все сферы его деятельности. При таком подходе при внедрении СМК от ОУ требуется наличие четко выстроенной стратегии, понимаемой и разделяемой основным ядром управленческого и педагогического коллектива, вспомогательного и обслуживающего персонала.

В документах СМК стратегия ОУ представлена через «Видение» (представление об ОУ и его ценностях через определенный период времени) и «Миссию» (главную цель, смысл существования ОУ). Из видения и миссии, которые как раз и связывают деятельность образовательного учреждения с рынком труда, вытекают основные стратегические направления развития ОУ на прогнозируемый период и политика в области качества, которая раскрывает основные принципы достижения целей качества.

Основываясь на опыте работы с промышленными предприятиями, предлагается технология внедрения СМК в ОУ, учитывающая особенности менеджмента качества в профессиональном образовании. По этой технологии проект создания СМК ОУ начинается с диагностического инновационного семинара, на котором руководители высшего уровня управления и руководители подразделений формулируют коллективно миссию, видение, политику и цели в области качества на основе анализа своей деятельности в контексте требований рынка труда. Только после этого, отталкиваясь от ясно сформулированной и коллективно принятой стратегии, можно переходить к идентификации и систематизации всех процессов деятельности образовательного учреждения. Разработанная на этом этапе процессная модель согласуется на высшем уровне и оформляется официально.

Дальнейшей разработкой системной документации, в которую входит руководство по качеству, процедуры управления процессами ОУ и увязанная с ними рабочая документация (положения, инструкции, регламенты и т.д.), занимается команда проекта, состоящая из руководителей среднего уровня управления и ответственных за качество в подразделениях. Разработка системной документации, применение ее на практике всеми подразделениями ОУ и анализ соответствия разработанной системы требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 встраивается в процесс обучения. Разработчики периодически проводят презентации своих результатов, а блок обучения внутренних аудиторов завершается проведением стажировочных аудитов процессов и подразделений под руководством преподавателей-консультантов.

Эта технология реализует подход к обучению, обеспечивает получение практических результатов на выходе учебных модулей и полностью соответствует современной философия стандартов 1Б0, которая предполагает включение в разработку и актуализацию документации СМК всего управленческого персонала.

Успешность проектов внедрения систем менеджмента качества в ОУ зависит не только от структуры и содержания обучения персонала, опыта преподавателей и консультантов. Большое значение имеет корпоративная культура и стиль управления, имеющие место в ОУ, мотивация и восприимчивость персонала к нововведениям. Поэтому важной составляющей разработки и внедрения СМК является обязательное социально-психологическое сопровождение проекта. Наш опыт показывает, что учет социальнопсихологических факторов и существующей корпоративной культуры позволяет снять напряжение со стороны персонала уже на этапе обучения и консалтинга, а при функционировании системы своевременно определять те корректирующие и предупреждающие мероприятия, которые будут способствовать включению персонала в развитие СМК.

Технология, основанная на реализации проекта разработки и внедрения СМК в ходе обучения всех уровней персонала, была апробирована в целом ряде образовательных учреждений как высшего, так и среднего профессионального образования. Причем были успешно реализованы проекты как для университетов в целом, так и для отдельных структурных подразделений. Но, не смотря на масштаб организации, применение этой технологии всегда способствует вовлечению сотрудников в совершенствование деловых процессов образовательного учреждения и позволяет решить целый комплекс задач, в числе которых эффективное управление созданием системы, формирование приверженной политике руководства команды, сокращение затрат на проект (как временных, так и финансовых), повышения результативности и эффективности деятельности. Опыт показал, что разработанные таким способом системы не формальное основание для получения сертификата, а реальный инструмент повышения управляемости и развития образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы Парламентских слушателей по Закону «О дополнительном образовании», 2009

2. Стандарт ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь».

3. Стандарт ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества Рекомендации по улучшению образовательной деятельности».

4. Дудченко В.С. Инновационные технологии. М., 1996.

5. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Технология контектсного обучения в системе повышения квалификации. М., НИИВШ. 1998, 48с.

6. Клюева Н.В. Технология работы психолога с педагогами. М., 2000.

7. Эффективный менеджер. Книга 6. Персонал: развитие и оценка деятельности. Перевод с англ.

«линк», 1996.

8. Энциклопедический словарь работников кадровой службы. М., Инфра-М», 1999.