Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ'

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
468
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СТУДЕНТЫ РАЗНЫХ КУРСОВ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова Ирина Николаевна

В статье дан психологический анализ понятия защитных механизмов личности. Основная функция психологических защитных механизмов состоит в сохранении психической целостности, положительных чувств и эмоций самоотношения. Защитные механизмы как способы адаптации к условиям обучения в вузе при конкретных условиях могут создавать обратный процесс, т.е. дезадаптацию. Нарушение механизмов адаптации тесно связано с формированием эмоционального (психического) стресса. На сегодняшний день вопросы адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении являются весьма актуальными. Процесс адаптации студентов к условиям вуза - это процесс приспособления индивидуальных качеств к условиям данного профессионального учебного заведения. Психологические защиты могут как способствовать эффективности адаптации, так и выступать фактором, замедляющим процесс адаптации. Автором было проведено исследование особенностей использования защитных механизмов студентами разных курсов, а также приведены результаты эмпирического исследования индекса их социально-психологической адаптации и уровня тревожности. Общая напряженность всех защит студентов-первокурсников превышает показатели студентов-выпускников. Кроме того, студенты-выпускники демонстрируют чуть меньшую степень выраженности ситуативной и личностной тревожности, чем студенты-первокурсники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF STUDENTS OF DIFFERENT COURSES

The article provides a psychological analysis of the concept of protective mechanisms of personality. The main function of psychological defense mechanisms is to preserve mental integrity, positive feelings and emotions of self-attitude. Protective mechanisms as ways of adaptation to the conditions of study at the university under specific conditions can create a reverse process, i.e. maladaptation. Violation of adaptation mechanisms is closely related to the formation of emotional (mental) stress. To date, the issues of adaptation of students to study at a higher educational institution are very relevant. The process of adaptation of students to the conditions of the university is the process of adapting individual qualities to the conditions of this professional educational institution. Psychological defenses can both contribute to the effectiveness of adaptation and act as a factor slowing down the adaptation process. The author conducted a study of the features of the use of protective mechanisms by students of different courses, as well as the results of an empirical study of the index of their socio-psychological adaptation and the level of anxiety. The overall intensity of all the defenses of first-year students exceeds the indicators of graduate students. In addition, graduate students demonstrate a slightly lower degree of situational and personal anxiety than first-year students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ»

Результаты диагностики второй группы не отличаются на статистически значимом уровне ни по одной из шкал методик, что свидетельствует о влиянии на результаты первой группы именно разработанной нами системы занятий.

Далее нами был проведен сравнительный анализ двух этапов анкетирования до прохождения системы занятий - 1, и после - 2.

Соответственно, мы можем предположить, что разработанная нами система занятий, эффективна в отношении развития данной группы мотивов, что подтверждают результаты статистической обработки.

Результаты диагностики второй группы не отличаются на статистически значимом уровне ни по одной из шкал методик, что свидетельствует о влиянии на результаты первой группы именно разработанной нами системы занятий.

Выводы. По результатам проведенной работы, можно отметить, что количество видов спорта, которыми хотели бы заниматься респонденты, увеличилось, добавились баскетбол и хореография. Это может быть связано с тем, что про представителей данных направлений они узнали в процессе прохождения системы занятий. Количество школьников, интересующихся тем или иным видом спорта, увеличилось. Можно предположить, что практические занятия и соревнования увлекли учеников и замотивировали их заниматься спортивной деятельностью, особенно привлекательным ученикам стал бадминтоном. Количество учеников, которые не хотели бы заниматься никаким видом спорта, сократилось. Данный результат является крайне показательным, так как это может говорить о действительном поднятии мотивации занятий спортом младших школьников.

Таким образом, можно заключить, что система занятий, разработанная для формирования мотивации занятий спортом младших школьников, эффективна. Несмотря на то, что не все мотивы занятий спортом, выявленные изначально в выборке, увеличились на статистически значимом уровне, результат анкетирования подтвердил эффективность системы занятий. Итак, занятия спортом и физической культурой доставляют младшим школьникам удовольствие и оказывают положительное влияние на развитие их эмоциональной и когнитивной сферы, способствуя здоровому развитию личности. В заключении необходимо подчеркнуть важность сосредоточения внимания на аспектах, связанных с развитием личности посредством спорта и физического воспитания.

Литература:

1. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2013. - 288 с.

2. Дуркин, П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре / П.К. Дуркин. - Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2016. - 128 с.

3. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - 486 с.

4. Особенности жизнестойкости и копинг-стратегий людей, занимающихся капоэйрой / М.Ю. Кузьмин, А.В. Карапетова, Е.И. Миронова, О.А. Осипенок // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, 2019. - №07. - С. 60-63

5. Паначев, В.Д. Спорт и личность: проблемы социального управления / В.Д Паначев // Социология физической культуры и спорта, 2005. - № 5. - С. 98-107 с.

6. Шаболтас, А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте / А.В. Шаболтас. - М.: Академия, 1998. - 152 с.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук Мещерякова Ирина Николаевна

Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж)

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ

Аннотация. В статье дан психологический анализ понятия защитных механизмов личности. Основная функция психологических защитных механизмов состоит в сохранении психической целостности, положительных чувств и эмоций самоотношения. Защитные механизмы как способы адаптации к условиям обучения в вузе при конкретных условиях могут создавать обратный процесс, т.е. дезадаптацию. Нарушение механизмов адаптации тесно связано с формированием эмоционального (психического) стресса. На сегодняшний день вопросы адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении являются весьма актуальными. Процесс адаптации студентов к условиям вуза - это процесс приспособления индивидуальных качеств к условиям данного профессионального учебного заведения. Психологические защиты могут как способствовать эффективности адаптации, так и выступать фактором, замедляющим процесс адаптации. Автором было проведено исследование особенностей использования защитных механизмов студентами разных курсов, а также приведены результаты эмпирического исследования индекса их социально-психологической адаптации и уровня тревожности. Общая напряженность всех защит студентов-первокурсников превышает показатели студентов-выпускников. Кроме того, студенты-выпускники демонстрируют чуть меньшую степень выраженности ситуативной и личностной тревожности, чем студенты-первокурсники.

Ключевые слова: защитные механизмы личности, студенческий возраст, студенты разных курсов, социально-психологическая адаптация, уровень тревожности.

Annotation. The article provides a psychological analysis of the concept of protective mechanisms of personality. The main function of psychological defense mechanisms is to preserve mental integrity, positive feelings and emotions of self-attitude. Protective mechanisms as ways of adaptation to the conditions of study at the university under specific conditions can create a reverse process, i.e. maladaptation. Violation of adaptation mechanisms is closely related to the formation of emotional (mental) stress. To date, the issues of adaptation of students to study at a higher educational institution are very relevant. The process of adaptation of students to the conditions of the university is the process of adapting individual qualities to the conditions of this professional educational institution. Psychological defenses can both contribute to the effectiveness of adaptation and act as a factor slowing down the adaptation process. The author conducted a study of the features of the use of protective mechanisms by students of different courses, as well as the results of an empirical study of the index of their socio-psychological adaptation and the level of anxiety. The overall intensity of all the defenses of first-year students exceeds the indicators of graduate students. In addition, graduate students demonstrate a slightly lower degree of situational and personal anxiety than first-year students.

Key words: personality defense mechanisms, student age, students of different courses, socio-psychological adaptation, anxiety level.

Введение. В психике человека функционируют механизмы, которые предохраняют его от различных разрушительных переживаний. Эти механизмы формируются у ребенка в раннем детстве и развиваются на протяжении всей жизни человека. Они имеют несколько синонимичных названий: «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности». Задача этих механизмов предотвратить осознание неприемлемых для личности чувств и переживаний, а также способствовать поддержанию психологической устойчивости и стабильности, помогать в разрешении возникающих внутриличностных конфликтов. Работа психологических защит осуществляется на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Данный феномен был впервые описан и введен в психологическую науку австрийским врачом, психоаналитиком З. Фрейдом [6]. Далее конструкт защитных механизмов психики интерпретировался, трансформировался и модернизировался последователями психоаналитической теории, а также представителями других психотерапевтических направлений, таких как экзистенциональная психология, гуманистическая психология, гештальт-терапия и др.

Одной из важных задач защитных механизмов личности является сохранение психической целостности, положительных чувств и позитивного самоотношения. Как считает Е.С. Романова [4], когда психоэмоциональное напряжение достигает своей максимальной точки, у личности включаются защитные ресурсы и механизмы психологических защит наиболее активно. Но если защитные механизмы не справляются с психоэмоциональным состоянием и стрессом, то у личности начинает формироваться дезадаптация.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день весьма актуальной является сложность процесса адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении. Рассматривая функционирование защитных механизмов как способов адаптации к условиям обучения в вузе можно отметить, что в определенных условиях психические защиты могут провоцировать обратный процесс, т.е. дезадаптацию, влиять на появление различных нарушений личности, в том числе в поведенческой, когнитивной и эмоциональной сфере. Таким образом, непродуктивные защитные механизмы могут препятствовать успешной адаптации студентов к новой социальной действительности. Формирование эмоционального (психического) стресса также во многом обуславливает нарушение механизмов адаптации [1].

Процесс адаптации студентов к условиям вуза - это процесс приспособления индивидуальных качеств личности к условиям выбранного учебного заведения и формирование на этой базе новых социально и профессионально значимых качеств. Эти новообразования способствуют реализации личностного потенциала студента, содержащего в себе два основных компонента: адаптацию к условиям конкретного учебного заведения и адаптацию к требованиям специальности, выбранной студентом. Данный процесс касается перестройки всей структуры личности и влечет за собой изменения психофизиологической, индивидуально личностной и социальной сферы.

Таким образом, изучение психологических защит как механизма адаптации является важным, поскольку именно защиты могут как способствовать эффективности адаптации, так и выступать фактором, замедляющим процесс адаптации. Недостаточная изученность и отсутствие точных исследований по вопросам адаптации и психологическим защитным механизмам у студентов определили выбор темы данного исследования. Изучение психологических защит, используемых студентами разных курсов, также позволяет оказывать им наиболее эффективную психологическую помощь в рамках психологического консультирования.

Объект исследования - защитные механизмы личности.

Предмет исследования - особенности защитных механизмов личности студентов разных курсов.

Цель исследования - выявить преобладающие защитные механизмы у студентов с разным индексом социально-психологической адаптации и уровнем тревожности.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о существовании особенностей профилей психологических защит у студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации и тревожности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при проведении психологического консультирования студентов, использующих недостаточно эффективные механизмы психологической защиты.

В эмпирическом исследовании приняли участие 40 студентов различных вузов г. Воронежа в возрасте от 18 до 25 лет, из них 31 девушка и 9 юношей, условно разделенных на две группы: 1 группа - 20 первокурсников высших учебных заведений города Воронежа; 2 группа - 20 выпускников высших учебных заведений города Воронежа.

Исследование особенностей использования защитных механизмов студентами разных курсов, а также выявление уровня их социально-психологической адаптацией и тревожности проходило в несколько этапов. Опишем процедуру исследования.

На первом этапе исследования мы изучили особенности механизмов психологической защиты по методике «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, адаптация Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников) [2]. В 1 группе испытуемых напряженность психологической защиты вытеснение равна 65 баллов, во второй группе только 10. Суть вытеснения как механизма психологической защиты в том, что все неприемлемые для личности переживания, мысли и желания, угрожающие безопасности и провоцирующие появление тревоги, изгоняются в бессознательное, становятся недоступными психике.

Защитный механизм регрессия более выражен у представителей первой группы и в среднем равен 58 баллам. В результате работы защитного механизма регрессия личность, на которую воздействуют фрустрирующие факторы, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях.

Что касается шкалы замещение, то средний показатель первой группы значительно превышает показатель второй группы и равен 46 баллов (у первой группы всего 10). Особенность защитного механизма замещения состоит в том, что подавленные эмоции (например, враждебность или гнев), перенаправляются человеком на более безопасные или более доступные для него объекты, чем те, что вызвали отрицательные переживания.

Средний балл по шкале отрицание равен 64 у первой группы и 36 у второй группы. Принцип работы защитного механизма отрицания в том, что фрустрирующие или вызывающие тревогу и другие негативные переживания обстоятельства отрицаются личностью, а также отрицаются и игнорируются всякие переживания по их поводу.

Напряженность защитного механизма проекция равна 30 у первой группы и 58 у второй группы. Защитный механизм проекция работает таким образом, что все неприемлемые для человека мысли и переживания проецируются вовне, на других людей, становясь таким образом для личности вторичными. Часто это происходит с негативными и социально неодобряемыми чувствами, например, со злостью, которую приписывают другому человеку, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях.

Компенсация выражена в среднем на 50 баллов у испытуемых первой группы и на 60 баллов у испытуемых второй группы. Действие защитного механизма компенсации заключается в попытка заменить какой-либо воображаемый или реальный дефект или недостаток другим, более безопасным и подходящим. Для этого используется фантазирование, а

также присвоение себе различных качеств достоинств или поведенческих характеристик другого человека без тщательного их анализа и рефлексии.

Средний балл по шкале гиперкомпенсация выше у испытуемых второй группы и равен 30 баллам. При работе данного защитного механизма происходит предотвращение переживания неприемлемых или неприятных для личности чувств или мыслей путем преувеличения противоположных стремлений. Таким образом, запускается процесс трансформации внутренних переживаний из субъективно отрицательного полюса в субъективно положительный.

Напряженность психологической защиты рационализация равна 25 баллов в среднем у первой группы и 41 баллу у испытуемых второй группы. Принцип работы защитного механизма рационализации состоит в том, что человек пытается избавиться от неприятных переживаний, концентрируясь на логических объяснениях и установках, рационально оправдывая случившееся.

Общая напряженность всех защит первой группы испытуемых превышает показатели второй группы. Средний балл по первой группе равен 48%, во второй группе - 35%. Общая напряженность защит, превышающая 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

Статистический анализ по методике «Индекс жизненного стиля» был проведен с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок.

Выявлены достоверные различия по таким показателям защитных механизмов как «Вытеснение» (р=0,00017), «Замещение» (р=0,0026) и «Отрицание» (р=0,0048). То есть можно сделать вывод, что испытуемые второй группы имеют достоверно более низкие значения по данным показателям, чем испытуемые первой.

Далее мы изучили особенности социально-психологической адаптации и связанные с этим черты личности при помощи «Методики диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда [5]. У студентов-первокурсников, которые входили в 1 группу, наиболее выраженным является показатель «Самопринятие», среднее значение выборов по которому 67,85. Эта шкала выступает как результат самооценки индивида, определяет степень удовлетворённости личности своими характеристиками.

Менее выраженными является показатели «Адаптация» (53,15) - уровень приспособления человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами, «Принятие других» (59,35) - говорит о степени (уровне) потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности, «Эмоциональный комфорт» (62) - степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям.

Шкала «Интернальность» (60,8) - определяет предрасположенность к определённой форме локуса контроля. У студентов-первокурсников преобладает внешний локус контроля над внутренним - склонность приписывать причины происходящего внешними факторами (окружающей среде, судьбе или случаю). В интегральном показателе «Стремление к доминированию» (14,3) у испытуемых данной группы более выражена шкала «ведомость» - уровень стремлений быть подчинённым, выполнять поставленные кем-то задачи.

Наименее выраженными являются такие показатели как «Лживость», среднее значение по которому 3,1 и «Эскапизм» (12,6) - определяет уровень избегания проблемных ситуаций, уход от них.

Наиболее выраженным у студентов-выпускников является показатель «Самопринятие», среднее значение выборов по которому 75,7.

Менее выражены такие показатели как «Адаптация» (63), «Принятие других» (62), «Эмоциональная комфортность» (66), «Интернальность» (63,6) - у студентов-выпускников преобладает внутренний локус контроля над внешним -ответственность за события, происходящие в жизни человека, принимаются в большей мере на себя, а результаты деятельности объясняются своим поведением, характером, способностями. Шкала «Стремление к доминированию» (26,8) выражена сильнее, чем шкала «ведомость». Она отражает уровень стремлений к лидерству, руководству в решении задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих. Наименее выраженными является показатели «Лживость», среднее значение выборов по которому 3,25 и «Эскапизм» - 9,1.

Статистический анализ по «Методике диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда был проведен с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок.

Выявлены достоверные различия по таким показателям как «Адаптация» (р=0,00014), «Самопринятие» (р=0,0021), «Эмоциональная комфортность» (р=0,0059), «Стремление к доминированию» (р=0,0017), т.е. можно сделать вывод, что студенты-выпускники имеют более высокие значения по показателям «Адаптация», «Самопринятие», «Эмоциональная комфортность», «Стремление к доминированию», чем студенты-первокурсники.

Последним этапом исследования было выявление ситуативной и личностной тревожности студентов разных курсов с помощью методики «Шкала самооценки личностной и ситуативной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) [3].

По данным диагностики ситуативной тревожности у 45% студентов-первокурсников (9 человек) выявлен средний уровень как ситуативной, так и личностной тревожности.

Эти данные свидетельствуют о наличии «полезной тревожности» у студентов-первокурсников, то есть способности адекватно реагировать на возможные неблагоприятные обстоятельства предстоящей деятельности. Полезная тревожность также способствует мобилизации человека для своевременного продумывания плана действий и принятия необходимых предохранительных мер, повышающих эффективность практической деятельности.

Низкие уровни ситуативной тревожности и личностной тревожности выявлены у 30% (6 человек) и 35% (7 человек) опрошенных студентов-первокурсников соответственно.

25% (5 человек) испытуемых первой группы показали высокий уровень ситуативной тревожности, личностной тревожности - 20% (4 человека из 20).

По данным диагностики ситуативной тревожности у 60% студентов-выпускников (12 человек) выявлен средний уровень ситуативной тревожности, средний уровень личностной тревожности - у 50% (10 человек из 20).

Эти данные свидетельствуют о наличии «полезной тревожности» у психологов, то есть способности адекватно реагировать на возможные неблагоприятные обстоятельства предстоящей деятельности. Полезная тревожность также способствует мобилизации человека для своевременного продумывания плана действий и принятия необходимых предохранительных мер, повышающих эффективность практической деятельности.

Низкие уровни ситуативной тревожности и личностной тревожности выявлены у 25% (5 человек) и 35% (7 человек) опрошенных студентов-выпускников соответственно.

15% (3 человека) студентов из второй группы показали высокий уровень как ситуативной, так личностной тревожности.

Нужно отметить, что отклонение от уровня средней тревожности в сторону высокой требует особого внимания, так как высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности и является препятствием, стоящим на пути профессионального роста.

Таким образом, студенты-выпускники демонстрируют чуть меньшую степень выраженности ситуативной и личностной тревожности, чем студенты-первокурсники.

Выводы:

1. Общая напряженность всех защит студентов-первокурсников превышает показатели студентов-выпускников.

2. У студентов, обучающихся на первом курсе, преобладают примитивные защитные механизмы, такие как регрессия, замещение отрицание и вытеснение. У студентов-выпускников преобладают защитные механизмы высшего порядка (рационализации, гиперкомпенсации, компенсации, проекции).

3. Выявлены достоверные различия по показателям защитных механизмов «Вытеснение» (р=0,00014), «Замещение» (р=0,0021) и «Отрицание» (р=0,0059) у студентов-первокурсников и студентов-выпускников.

4. Студенты-выпускники имеют более высокие значения по таким показателям как адаптация, самопринятие, эмоциональная комфортность, стремление к доминированию, чем студенты первого курса.

5. В ходе анализа результатов было выявлено, что студенты-выпускники демонстрируют чуть меньшую степень выраженности ситуативной и личностной тревожности, чем студенты-первокурсники.

Литература:

1. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие / Р.Р. Набиуллина. - Казань, 2003. - 98 с.

2. Плутчик, Р. Тест-опросник механизмов психологической защиты (Life Style Index) / Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конт./ Адаптация Л.Р. Гребенникова (Руководство по использованию). - М., 1996. - 18 с.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.

4. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. - Мытищи: Изд-во «Талант», 1996. - 144 с.

5. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - 490 с.

6. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.: Прогресс, 1989. - 480 с.

Психология

УДК 159.9:351.74

доктор биологических наук, доцент Проскурякова Лариса Александровна

Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей - филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России (г. Новокузнецк); студент Полина Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждение высшего образования

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

АСПЕКТЫ СВЯЗИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ

СОТРУДНИКОВ МВД

Аннотация. Для оперативного выполнения служебных задач сотрудникам силовых структур необходимо обладать совокупностью различных психических явлений. Они являются личностным ресурсом для осуществления служебной деятельности и противостояния профессиональным стрессам. Цель: выявление зависимости психологического благополучия от коммуникативных способностей у сотрудников МВД. Обследовано 44 сотрудника МВД по г. Осинники в возрасте от 24 до 43 лет. Использованы стандартные методики. Опросник «Шкала психологического благополучия», К. Рифф; методика «Шкала субъективного благополучия», А. Перуэ-Баду; тест коммуникативных умений, Л. Михельсон; опросник межличностных отношений «ОМО», В. Шутц, Применен коэффициент корреляции Пирсона. Установлен преобладающий компетентный коммуникативный тип общения (11,86 ± 0,72, 57 %), «выраженное включение» (5,73 ± 0,42, 37 %). Выявлен низкий уровень общего показателя психологического благополучия (279,43 ± 7,67, 75 %). Выражена шкала «Значимость социального окружения» (13,21 ± 0,8, 77 %). Обнаружились статистически значимые связи между психологическим благополучием и коммуникативными способностями сотрудников отдела МВД России по г. Осинники. Гипотеза исследования подтвердилась частично. Чем выше компетентный тип общения и включение, тем выше психологическое благополучие. Между шкалой «Контроль» и общим показателем психологического благополучия не обнаружилось значимых связей. Это частично подтверждает гипотезу.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, сотрудники МВД, коммуникативные способности, психологическое благополучие, взаимосвязь.

Annotation. For the operational performance of official tasks, employees of law enforcement agencies need to have a combination of various mental phenomena. They are a personal resource for carrying out official activities and resisting professional stresses. Objective: to identify the dependence of psychological well-being on the communicative abilities of employees of the Ministry of Internal Affairs. 44 employees of the Ministry of Internal Affairs in Osinniki aged from 24 to 43 years were examined. Standard techniques were used. Questionnaire "Scale of psychological well-being", K. Riff; methodology "Scale of subjective well-being", A. Perue-Badu; test of communicative skills, L. Mikhelson; questionnaire of interpersonal relations "OMO", V. Schutz, Pearson correlation coefficient was applied. The prevailing competent communicative type of communication has been established (11,86 ± 0,72, 57 %), " expressed inclusion" (5,73 ± 0,42, 37 %). A low level of the overall indicator of psychological well-being was revealed (279.43 ± 7.67, 75%). The scale "Significance of the social environment" is expressed (13,21 ± 0,8, 77 %). Statistically significant connections were found between psychological well-being and communicative abilities of employees of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Osinniki. The hypothesis of the study was partially confirmed. The higher the competent type of communication and inclusion, the higher the psychological well-being. There were no significant connections between the "Control" scale and the general indicator of psychological well-being. This partially confirms the hypothesis.

Key words: professional activity, employees of the Ministry of Internal Affairs, communicative abilities, psychological well-being, relationship.

Введение. Характер профессии сотрудников МВД предъявляет повышенные требования к психике служащих в связи со следующими ее особенностями: строгое безоговорочное подчинение уставу, законодательству и приказам от руководства, интенсивное взаимодействие со специфическим контингентом населения, работа с огнестрельным оружием и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.