Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИЧЕСТВА НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ АВТОТРАНСПОРТА'

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИЧЕСТВА НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ АВТОТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
VIN-КОД / МОШЕННИЧЕСТВО / АВТОМОБИЛЬ С ПРОБЕГОМ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / ИНТЕРНЕТ-САЙТ / ПОКУПАТЕЛЬ / СОБСТВЕННИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуйков Ю. А.

Статья посвящена рассмотрению приемов и механизмов, используемых лицами, осуществляющими мошеннические действия при размещении объявлений о продаже автомобилей на интернет-сайтах. Материалы и методы: нормативную основу исследования образует уголовное законодательство Российской Федерации. В ходе исследования были использованы формально-юридический и сравнительно-правовые методы, а также методы дедукции, индукции, анализа, синтеза, межотраслевого исследования, обобщения и описания. Результаты исследования: позволили выделить наиболее актуальные приемы мошеннических схем, реализуемых с помощью интернет-сайтов, по продаже автомобилей, а также обозначить направления профилактики для предотвращения совершения подобного рода преступлений. Выводы и заключения: предлагаются меры по предотвращению мошеннических действий, осуществляемых с помощью интернет-ресурсов по продаже автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MECHANISM OF INTERNET FRAUD IN THE SECONDARY MARKET OF AUTO TRANSPORT

The article is devoted to the consideration of techniques and mechanisms used by persons engaged in fraudulent actions when placing ads for the sale of cars on Internet sites. Materials and methods: the normative basis of the study is formed by the criminal legislation of the Russian Federation. In the course of the study, formal legal and comparative legal methods were used, as well as methods of deduction, induction, analysis, synthesis, intersectoral research, generalization and description. The results of the research: allowed us to identify the most relevant techniques of fraudulent schemes implemented using Internet sites for the sale of cars, as well as to identify areas of prevention to prevent the commission of such crimes. Conclusions: measures are proposed to prevent fraudulent actions carried out with the help of online resources for the sale of cars.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИЧЕСТВА НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ АВТОТРАНСПОРТА»

Юристъ-Правоведъ. 2023. № 2(105). С. 194-198. Jurist-Pravoved. 2023. № 2(105). P. 194-198.

Научная статья УДК 343.72

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИЧЕСТВА НА ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ АВТОТРАНСПОРТА

Чуйков Юрий Андреевич

Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Российская Федерация yurcaveter@rambler.ru

Введение: статья посвящена рассмотрению приемов и механизмов, используемых лицами, осуществляющими мошеннические действия при размещении объявлений о продаже автомобилей на интернет-сайтах.

Материалы и методы: нормативную основу исследования образует уголовное законодательство Российской Федерации. В ходе исследования были использованы формально-юридический и сравнительно-правовые методы, а также методы дедукции, индукции, анализа, синтеза, межотраслевого исследования, обобщения и описания.

Результаты исследования: позволили выделить наиболее актуальные приемы мошеннических схем, реализуемых с помощью интернет-сайтов, по продаже автомобилей, а также обозначить направления профилактики для предотвращения совершения подобного рода преступлений.

Выводы и заключения: предлагаются меры по предотвращению мошеннических действий, осуществляемых с помощью интернет-ресурсов по продаже автомобилей.

Ключевые слова: VIN-код, мошенничество, автомобиль с пробегом, автомобильный рынок, интернет-сайт, покупатель, собственник.

Для цитирования: Чуйков Ю. А. Особенности механизма интернет-мошенничества на вторичном рынке автотранспорта / Ю. А. Чуйков // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоретич. и информац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 2(105). - С. 194-198.

Original paper

FEATURES OF THE MECHANISM OF INTERNET FRAUD IN THE SECONDARY MARKET OF AUTO TRANSPORT

Chuikov Yuri Andreevich

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russian Federation

Introduction: the article is devoted to the consideration of techniques and mechanisms used by persons engaged in fraudulent actions when placing ads for the sale of cars on Internet sites.

Materials and methods: the normative basis of the study is formed by the criminal legislation of the Russian Federation. In the course of the study, formal legal and comparative legal methods were used, as well as methods of deduction, induction, analysis, synthesis, intersectoral research, generalization and description.

The results of the research: allowed us to identify the most relevant techniques of fraudulent schemes implemented using Internet sites for the sale of cars, as well as to identify areas of prevention to prevent the commission of such crimes.

Conclusions: measures are proposed to prevent fraudulent actions carried out with the help of online resources for the sale of cars.

Keywords: VIN code, fraud, used car, car market, website, buyer, owner.

For citation: Chuikov Y. A. Osobennosti mekhanizma internet-moshennichestva na vtorichnom rynke av-totransporta [Features of the mechanism of internet fraud in the secondary market of auto transport]. Jurist-Pravoved - Lawyer-Jurist. 2023. № 2(105). P. 194-198.

Развитие технологий проникает во все сферы современной жизни, покупка или продажа автомобиля не стали исключением. Технологии повлияли на способы поиска, выбора и реализации автомобилей, а также изменились критерии их выбора ввиду технического усовершенствования. Одним из нововведений рыночных отношений стала возможность осуществления поиска и купли-продажи автомобилей при помощи интернет-ресурсов. По данным Минпромторга, более 80 % клиентов предпочитают выбирать автомобили с помощью Интернета, а около 60 % оставляют заявки на сайтах дилеров, производить оплату онлайн готовы уже 27 % россиян, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель выше 45 % [1].

Расширение доли онлайн-продаж автомобилей связано с тем, что в первую очередь автомобиль - это имущество, а продаваемое имущество - это товар, поэтому автомобиль, как и любой товар, продается любыми способами, наиболее удобными и для продавца, и для покупателя. В этом смысле Интернет является одним из наиболее удобных способов совершения рассматриваемых сделок. Вместе с тем ресурсы Интернета активно осваиваются преступниками для совершения различных противоправных деяний, в том числе мошенничества в сфере продаж автотранспорта.

В настоящее время вопросы расследования мошенничества в сфере реализации автотранспорта достаточно актуальны, поскольку новые схемы таких преступлений (в том числе путем использования интернет-ресурсов) нуждаются в изучении и разработке мер противодействия им. Статистика зарегистрированных мошенничеств ежегодно указывает на рост такого вида преступлений. Так, за январь-ноябрь 2022 г. их доля составила 17,1 % [2]. А в научном мире на сегодняшний день крайне мало рекомендаций и исследований по теме мошенничества в сфере реализации автотранспорта на вторичном рынке, в том числе совершаемого посредством сети Интернет. Немногочисленные научные статьи ученых и аспирантов посвящены в основном уголовно-правовым вопросам данного вида мошенничества [3].

В расследовании мошенничества значение имеет изучение механизма преступления как общетеоретической криминалистической категории, которая неразрывно связана со способом его совершения. Механизм мошенничества в рассматриваемом виде - это сложная динамическая система обстоятельств, определяющая содержание мошенничества, проявляющаяся в конкретных действиях преступников (их подготовке к мошенничеству, совершении преступных действий) как с автотранспортом, так и с документами к нему.

Изучение мошенничества в сфере реализации автотранспорта требует понимания того, каким образом злоумышленники могут осуществлять преступные действия при продаже автомобилей на вторичном рынке с помощью ресурсов Интернета, выступающих в роли инструмента совершаемого преступления.

Так, мошенничество в сфере реализации автотранспорта на вторичном рынке совершается преступниками, обладающими определенными знаниями и навыками в сфере автопродаж. Как правило, они связаны с автомобилями или автобизнесом, владеют как технической, так и юридической грамотностью, поскольку какая бы преступная схема ни планировалась, она требует от лица, вынашивающего преступные намерения, определенных знаний и умений четко планировать свои действия. На наш взгляд, рассматриваемый вид мошенничества невозможен без тщательной подготовки, проработки преступной схемы, для реализации которой используется предмет мошенничества - автомобиль.

Реализация преступного умысла чаще всего начинается с так называемой презентации автомобиля, т. к. преступнику необходимо заинтересовать жертву (покупателя) в совершении сделки (покупки) автомобиля. В преступной схеме мошенничества именно презентация автомобиля (который в реальности не отвечает предъявляемым требованиям) имеет решающее значение для мошенника. Любой продавец, желающий продать свой товар максимально выгодно, должен заинтересовать покупателя. И если в обычных рыночных отношениях продавец пытается максимально выгодно продать автомобиль, то мошенник старается выставить продажу как выгодную сделку для покупателя. Сегодня такие сделки преступники осуществляют через интернет-площадки. Однако так было не всегда: до развития интернет-технологий самым популярным способом продажи подержанных автомобилей была продажа на авторынке. На авторынках продавалось большинство всех автомобилей, за исключением новых дилерских автомобилей или автомобилей, находящихся в так называемых «определенных кругах», к которым можно отнести родственников, друзей, знакомых и т. д., когда автомобиль не нуждается в представлении или рекламе. Ранее также объявления о продаже автомобилей зачастую размещались в печатных изданиях, которые, к слову, на сегодняшний день практически прекратили свое существование, стали виртуальными и приняли форму интернет-сайтов.

На данный момент в России самыми распространенными сайтами продаж автомобилей являются «Авито», «Авто.ру», «Дром». Есть и иные, но их доля в количестве размещенных объявлений заметно меньше, чем перечисленных. Указанные сайты завоевали широкую популярность ввиду определенных преимуществ, к которым можно отнести: простоту и удобство размещения объявления о продаже, возможность выкладывать фото- и видеообзоры на продаваемый автомобиль, возможность размещения описания автомобиля, наличие мобильного приложения и различных фильтров по поиску автомобиля, защиту от мошенников в виде необходимости предоставления определенной информации или документов для публикации объявления, скорость публикации объявления, модерирование объявлений для защиты от публикации фейковых объявлений, наличие встроенного мессенджера, возможность вести переписку и осуществлять звонки через сайт между покупателем и продавцом, возможность проверки автомобилей по различным базам данных. Существуют и иные инструменты для удобства купли-продажи автотранспорта, но они уже имеют частный характер для каждого сайта.

К отрицательным сторонам указанных сайтов можно отнести следующее: наличие платных услуг по размещению объявлений; проверка автомобилей по базам данных осуществляется платно; общение покупателя и продавца, первичный осмотр автомобиля осуществляются дистанционно; остается вероятность размещения фейковых объявлений; первичный дистанционный осмотр автомобиля, общение продавца и покупателя посредством связи способствуют упрощению мошеннических схем. Указанные обстоятельства мошенники используют в своих преступных схемах при реализации автомобилей на вторичном рынке.

Рассмотрим частые приемы, которыми пользуются мошенники для привлечения потенциальных покупателей.

1. Установление в объявлении низкой цены. Цена, которая выгодно выделяет конкретный автомобиль, привлекает множество клиентов, значительно ускоряя поиск потенциального покупателя. Используя данный прием, преступник может предложить оставить задаток после онлайн-просмотра автомобиля или без такового. Ввиду условий дистанционного осмотра автомобиля по фото или видео покупатель не может оценить реальное состояние автомобиля.

Мошенник размещает фейковое объявление о продаже автомобиля с указанием цены ниже рыночной. В ходе общения с потенциальным покупателем может использоваться одна из схем, в виде предложения внести задаток за автомобиль. Интернет-ресурс позволяет мошеннику оставаться на расстоянии, что обеспечивает ему определенный уровень анонимности. Нам следует согласиться с Р.Х. Нигматовой, которая пишет, что «преступники регистрируют себе аккаунты под вымышленными именами, указывают в разделе информации о себе несуществующий или незарегистрированный на их имя номер телефона и т. п., тем самым раскрытие и тем более доказывание по указанной категории дел представляются довольно сложным и проблематичным процессом» [4].

2. Предоставление недостоверной информации, подмен документов на автомобиль. При размещении объявлений на сайте необходимо указывать определенную информацию, касающуюся конкретного автомобиля. Обязательным условием является предоставление VIN-кода (англ. Vehicle identification number, VIN) - уникального кода транспортного средства, состоящего из 17 знаков автомобиля.

В последнее время стал набирать популярность такого рода обман, как предоставление подменного VIN-кода автомобиля для размещения объявления. Покупатель, который уже был владельцем автомобиля, знает, что при покупке необходимо проверить его на предмет нахождения в розыске, залоге, на наличие ограничений и запретов, участие в ДТП, а также узнать, проводилась ли корректировка пробега, и желательно уточнить количество владельцев автомобиля, т. е. собрать максимум информации о рассматриваемом к покупке транспортном средстве. Указанную и иную информацию можно получить, зная VIN-код автомобиля. Практически на любом сайте по размещению объявлений о продаже автомобилей имеется возможность проверить транспортное средство по различным базам данных. Самыми популярными платными сервисами являются «Автотека», «Автокод», «Проавто», «vin.drom.ru», «Отчет Авто.ру» и др. Информацию об автомобиле можно также получить бесплатно на официальном сайте ГИБДД, однако на платных сервисах возможно получение более полной информации, например, о размере страховых выплат, если авто было в ДТП, о показаниях пробега в базах данных и иной полезной информации. Стоимость таких услуг составляет около 200 руб. за отчет по одному автомобилю. Мошенники предоставляют подменный код автомобиля, который также зачастую берется в Интернете через определенные сервисы, например на сайте www.buyvin.ru, где указываются исходные данные по автомобилю: его марка, модель, год выпуска, цвет,

количество владельцев. Стоимость такой услуги составляет примерно 1 000 руб. Данный сервис подбирает УВД-код, который подходит под требуемый автомобиль и для регистрации объявления на сайте продаж. Стоит учесть, что данный код не генерируется случайным образом, а берется из базы данных и соответствует реальному автомобилю, ввиду чего при моде-рировании объявления на сайте продаж не возникает никаких вопросов о его подлинности. Потенциальный покупатель находит интересное объявление, проверяет его через указанные сервисы, в результате чего рассматриваемый автомобиль не вызывает никаких сомнений.

Следующий шаг покупателя - это осмотр автомобиля вживую. Если покупатель не особо внимателен и не является специалистом в подборе автомобилей или не воспользовался услугами специалистов, то высока вероятность, что такой автомобиль будет приобретен.

Прибегая к услугам подменного УВД-кода, недобросовестный продавец заведомо знает, что с автомобилем имеются какие-либо проблемы. Последствия покупки такого автомобиля могут быть самыми разными. Например, покупатель может столкнуться с наличием множества факторов, понижающих стоимость приобретенного автомобиля, таких как участие автомобиля в ДТП, несоответствие заявленного пробега реальному, большое количество прошлых владельцев (число регистраций). Для вторичного рынка такие факторы являются вполне обычными, ввиду наличия «возрастных» автомобилей с большим пробегом, различными условиями эксплуатации в прошлом. Все эти факторы значительно влияют на рыночную стоимость автомобиля.

Недобросовестные продавцы используют подменный УВД-код в объявлении для того, чтобы скрыть негативные последствия эксплуатации автомобиля и максимально выгодно его продать. Разница в цене может составлять 20-30 % и более.

Мошенники могут прибегать к использованию подменного УВД-кода в случае, когда им необходимо скрыть определенные события, происходившие с автомобилем. Например, продаваемый автомобиль имел серьезные ДТП и был частично или полностью уничтожен. В подобных ситуациях невозможно восстановить автомобиль с условиями сохранения его заводской конструкции, геометрии и безопасности. Чаще всего при восстановлении такие автомобили могут свариваться из нескольких частей или злоумышленники используют кузова от других схожих автомобилей (нерастаможенных, угнанных, имеющих запреты на регистрационные действия и т. д.), которые подгоняются под имеющиеся документы. Такие автомобили имеют криминальное происхождение и не могут быть в установленном порядке зарегистрированы. Однако злоумышленники продают такие автомобили, для чего и скрывают их реальные УВД-коды.

При покупке автомобиля возможна такая ситуация, когда восстановленный автомобиль с криминальным происхождением по каким-либо причинам проходит регистрацию в ГИБДД, что фактически легализует криминальный автомобиль. Проверка его истории может быть надежной профилактикой совершения мошеннических действий. Отметим, что не все ДТП или события, произошедшие с автомобилем, могут регистрироваться в базах данных (например, если ДТП не оформляется), однако значительная часть таких событий все же фиксируется.

По нашему убеждению, своевременное выявление признаков мошеннических действий с использованием ресурсов Интернета на вторичном автомобильном рынке является важным условием раскрытия и расследования таких преступлений.

При исследовании механизма мошеннических действий в процессе реализации автомобилей на вторичном рынке посредством ресурсов сети Интернет были выделены следующие обстоятельства продаж, которые должны вызвать подозрение у потенциальных покупателей.

1. Подозрительно выгодные условия продажи. Заниженная цена может говорить о каких-либо проблемах с автомобилем либо о том, что объявление фейковое. Однако низкая цена не всегда свидетельствует о наличии проблем. Тем не менее, есть повод более тщательно рассмотреть такое объявление.

2. Продажа автомобиля не от собственника, т. е. лицо, выставляющее на продажу автомобиль, не внесено в документы на право владения им. В случае возникновения негативных последствий такое лицо юридически не будет нести ответственность.

3. Автомобиль находится в залоге у банка. Собственник может утверждать, что после получения денег он сразу погасит долг, но такая схема не может быть гарантирована.

Нами была рассмотрена лишь часть сложной динамической системы обстоятельств, определяющих содержание мошенничества, совершаемого при реализации автотранспорта на вторичном рынке посредством сети Интернет. На наш взгляд, во избежание распространения мошеннических схем в реализации автотранспорта в Интернете необходимо принятие определенных мер со стороны администраторов интернет-сайтов (интернет-площадок) по размещению объявлений о продаже автомобилей, среди которых нами выделены:

- обязательное предоставление документов (паспорт технического средства, свидетельство, подтверждающее регистрацию транспортного средства); некоторые сайты используют возможность предоставлять документы, но это не является обязательным условием;

- обязательное подтверждение указываемого VIN-кода в объявлении (перед публикацией объявления модератор должен осуществить сверку предоставляемого VIN-кода по документам на автомобиль или по фото указанного кода непосредственно в месте его расположения на кузове);

- блокировка без возможности восстановления аккаунтов (продавцов), с которых были размещены недостоверные сведения по продаваемому автомобилю (поддельные или подменные документы, подменный VIN-код).

Подводя итоги рассмотрения механизма мошенничества при реализации автотранспорта на вторичном рынке посредством сети Интернет, следует отметить многообразие мошеннических схем, используемых преступной средой. Рассмотренные нами способы и механизмы мошенничества наглядно показывают алгоритмы действий преступников, совершающих аналогичные преступления. Изучение данной тематики может способствовать более эффективному противодействию правоохранительных органов мошенничеству на вторичном рынке автомобилей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бенчмаркинг: как повысить эффективность онлайн-продаж автомобилей с помощью сервисов. URL: https://www.uplab.ru/blog/ benchmarking-effektivnost-onlajn-prodazh-avtomobilej (дата обращения: 01.01.2023).

2. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-ноябрь 2022 года. URL: https://xn-b1aew.xn-p1ai/folder/101762 (дата обращения: 12.01.2023).

3. Кудряшов А.В. Мошенничество при купле-продаже автомобиля или иного транспортного средства // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 3. Т. 5.

4. Дашкова А.С. Мошенничество в сфере реализации подержанных автомобилей // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. материалов XXV Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2019.

5. Подчерняев А.Н. К вопросу о мошенничестве в сфере оборота транспортных средств // Научный вестник Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова. 2021. № 2(87).

6. Нигматова Р.Х. Онлайн-мошенничество при покупке автомобиля на вторичном рынке // Вестник науки Южного Казахстана. 2020. № 2(10).

REFERENCES

1. Benchmarking: how to improve the efficiency of online car sales using services. URL: https:// www.uplab.ru/blog / benchmarking-effektivnost-onlajn-prodazh-avtomobilej (accessed 01.01.2023).

2. Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January-November 2022. URL: https://xn-b1aew.xn-p 1 ai/folder/101762 (date of appeal: 12.01.2023).

3. Kudryashov A.V. Fraud in the purchase and sale of a car or other vehicle // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2020. № 3. Vol. 5.

4. Dashkova A.S. Fraud in the sale of used cars // Actual problems of jurisprudence: collection of materials of the XXV International Scientific and Practical Conference. Novosibirsk, 2019.

5. Podchernyaev A.N. On the issue of fraud in the sphere of turnover of vehicles // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2021. № 2(87).

6. Nigmatova R.H. Online fraud when buying a car on the secondary market // Bulletin of Science of Southern Kazakhstan. 2020. № 2(10).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Чуйков Юрий Андреевич, начальник кабинета специальных дисциплин кафедры криминалистики. Краснодарский университет МВД России. 350005, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Chuikov Yuri Andreevich, Head of the Cabinet of Special Disciplines of the Department of Criminology. Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 128, Yaroslavskaya St., Krasnodar 350005 Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.