Научная статья на тему 'Особенности механизма формирования начальной максимальной цены контракта для перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам'

Особенности механизма формирования начальной максимальной цены контракта для перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цена контракта / расходы / доходы / себестоимость / рентабельность / перевозки автомобильным транспортом. / contract price / expenses / income / cost value / profitability / transportations by a road transport
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности механизма формирования начальной максимальной цены контракта для перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам»

Матанцева О.Ю.

д.э.н., с.н.с., доцент, заместитель генерального директора по научной работе ОАО «Научно-исследовательский

институт автомобильного транспорта»

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ МАКСИМАЛЬНОЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ПО РЕГУЛЯРНЫМ

АВТОБУСНЫМ МАРШРУТАМ

Ключевые слова: цена контракта, расходы, доходы, себестоимость, рентабельность, перевозки автомобильным транспортом.

Keywords: contract price, expenses, income, cost value, profitability, transportations by a road transport.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая система формирования начальной максимальной цены контракта между исполнительными органами власти субъектов РФ или муниципальных образований и перевозчиками, осуществляющими перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.

ОАО «НИИАТ» были разработаны «Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования» (далее - Методические рекомендации), которые были утверждены распоряжением Минтранса России от 25 декабря 2013 г. № НА-143-р.

Апробация этого нормативного документа показала, что проведение расчетов в соответствии с Методическими рекомендациями вызывает некоторые затруднения у исполнительных органов власти, отвечающих за организацию перевозок пассажиров, что связано большой трудоемкостью расчетов.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ) от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ необходимо осуществлять выбор исполнителя по выполнению работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд на конкурсной основе.

В связи с этим актуальной является проблема определения начальной максимальной цены контракта между перевозчиком и исполнительным органом власти.

В соответствии со Ст. 22 Закона 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного из перечисленных методов или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

В то же время, в соответствии с частью 21.2 Статьи 22 Закона 44-ФЗ особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

На основании части 22 статьи 22 Закона 44-ФЗ Правительство Российской Федерации установило, что при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом Министерством транспорта РФ устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с поручением Министерства транспорта РФ ОАО «НИИАТ» был разработан проект документа: «Порядок определения начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, цены государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования и наземным городским электрическим транспортом на регулярных маршрутах по регулярным тарифам» (далее - Порядок).

Порядок определяет последовательность расчета и перечень требуемых исходных данных для расчета начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, цены государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком на выполнение работ, связанных с осуществлением регу-

лярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования и наземным городским электрическим транспортом.

Порядок разработан в соответствии с федеральным законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 13 июня 2015 г. № 220-ФЗ).

В соответствии с Порядком основными составляющими начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, цены государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, являются:

- себестоимость работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок;

- планируемая сумма сбора платы за проезд пассажиров и провоз багажа;

- прибыль;

- планируемые субсидии перевозчику на компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров.

Расчёт себестоимости работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок, осуществляется по основным статьям на основе действующих норм расхода материальных ресурсов и расчетных удельных расходов на 1 км пробега транспортного средства определённого класса, с учетом адаптации к условиям работы на конкретных маршрутах [1, 2].

Величина прибыли, определяемая через расчётный уровень рентабельности, обеспечивает экономически устойчивую деятельность перевозчика, а также является источником финансирования обновления основных средств.

Величину начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, цены государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком в случае, если доходы от оплаты проезда пассажирами и провоз багажа подлежат перечислению государственному или муниципальному заказчику, определяют по формуле:

НМЦК = £(С^ + С0)

н (1),

где:

Ссумм j - стоимость работы, связанной с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров на каждом из маршрутов, включённых в лот, руб.;

Со - стоимость приобретения и установки в транспортных средствах оборудования для организации безналичной оплаты проезда, а также плановые расходы на его эксплуатацию в случае, если контрактом предусмотрено, что приобретение, установка и эксплуатация такого оборудования осуществляется за счет перевозчика, руб.;

j - маршрут, включенный в лот.

Величину начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, цены государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком в случае, если доходы от оплаты проезда пассажирами и провоз багажа остаются в распоряжении перевозчика, а также предусматривается предоставление ему субсидий на компенсацию недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров, определяют по формуле:

НМЦК = £(Сс^+ Со - С^- Ц)

Н (2),

где:

Ссумм j - стоимость работы, связанной с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров на каждом из маршрутов, включённых в лот, руб.;

Со - стоимость приобретения и установки в транспортных средствах оборудования для организации безналичной оплаты проезда, а также плановые расходы на его эксплуатацию в случае, если контрактом предусмотрено, что приобретение, установка и эксплуатация такого оборудования осуществляется за счет перевозчика, руб.

Суб j - плановая величина субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров, руб.; сумма указанных субсидий (Суб ^ должна быть установлена применительно к каждому маршруту, входящему в лот на каждый год действия контракта, до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки предусмотренных контрактом работ;

П - планируемая величина платы за проезд пассажиров и провоз багажа на >м маршруте.

Планируемую величину платы за проезд пассажиров и провоз багажа Ц в случае, когда документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, установлено, что плата за проезд пассажиров остается в распоряжении перевозчика, определяют любым из следующих способов:

1) по формуле:

П = Пфакт j Х 1т t (3)

где:

Пфакт j - фактическая величина платы за проезд пассажиров и провоз багажа, полученная на каждом из маршрутов, включённых в лот, за год, предшествующий году начала действия контракта, руб.;

1т 1 - планируемый индекс изменения тарифов на перевозки пассажиров и багажа за каждый год действия заключаемого контракта;

2) на основе информации, полученной по данным электронных систем оплаты проезда.

При открытии вновь устанавливаемого маршрута плата за проезд пассажиров и провоз багажа обязательно перечисляется государственному или муниципальному заказчику в течение первого года его работы.

В дальнейшем в случае перехода к системе, при которой плата за проезд пассажиров остается в распоряжении перевозчика, планируемая величина платы за проезд пассажиров и провоз багажа (Ц) определяется на основе фактической величины платы, полученной заказчиком за предшествующий год с учетом планируемого индекса изменения тарифов.

Величину стоимости работы, связанной с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров на маршруте определяют по формуле 4 в случае, если цена контракта устанавливается из расчёта стоимости 1 км пробега транспортных средств или по формуле 5 в случае, если цена контракта устанавливается из расчёта стоимости 1 часа работы транспортных средств на маршруте:

m п

Ё Ё

Ссум^ = ^ (( г=1 С 1 км X Ь1 4 /в) + Рк 1 ), руб. (4),

где:

С1 4 км - стоимость пробега 1 км транспортного средства 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта, руб.;

Ь1 (; - планируемый в соответствии с расписанием пробег по выполнению рейсов на маршруте транспортных средств 1-го класса за 1-ый год работы, предусмотренный контрактом, км;

в - коэффициент использования пробега; при расчёте значения коэффициента соответствуют для перевозок в городском сообщении - 0,95, в пригородном - 0,96;

Рк г - величина комиссионного вознаграждения в 1-ом году.

m п

X X

Ссум^ = '=1 ((1=1 С 1 ЧР X Чр 1 1 //) + Рк 1 ), руб. (5),

где:

С1 1 ЧР - стоимость 1 часа работы транспортного средства 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта, руб.;

ЧР 1 1 - планируемая в соответствии с расписанием продолжительность работы на маршруте транспортных средств 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта, час;

X - коэффициент, учитывающий затраты времени на осуществление нулевого пробега; при расчёте значения коэффициента соответствуют для перевозок в городском сообщении - 0,95, в пригородном - 0,96.

Величину стоимости пробега на 1 км для транспортного средства 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта определяют по формуле [1,2]:

С 1 км = 1 1 км х (1 + (Япр / 100 + Яинв / 100)), руб./1 км пробега (6),

где:

8а 1 1 км - себестоимость в расчете на 1 км пробега на маршруте при перевозках автобусами 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта, руб.;

Япр - уровень рентабельности, обеспечивающий экономически устойчивую деятельность; значение Кпр принимают равным 9,6% от себестоимости в расчёте на 1 км пробега;

Яинв - дополнительный уровень рентабельности, устанавливаемый в зависимости от процента износа основных средств.

Величину Яинв суммируют с уровнем рентабельности, обеспечивающим экономически устойчивую деятельность Япр.

Величину стоимости работы в расчёте на 1 час работы на линии для 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта определяют по формуле:

С 1 ЧР = С 1 км х Уэ 1 1 , руб./час (7) ,

где:

Уэ 1 1 - планируемая средняя эксплуатационная скорость транспортных средств 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта, км/ч.

Величину себестоимости в расчете на 1 км пробега на маршруте при перевозках автобусами 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта определяют по формуле:

8а 1 1 км = Рот 1 1 км + С Рот в к 1 1 км + Рт 1 1 км + Рсм 1 1 км + Рш 1 1 км + РтОиР 1 1 км + АЭД 1 км + ПКР1 4 км , руб./1 км пробега (8),

где:

РОТ 1 1 км - расходы на оплату труда водителей и кондукторов;

С РОТ в к 1 1 км - отчисления на социальные нужды от величины расходов на оплату труда водителей и кондукторов автобусов 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта;

Рт 1 1 км - расходы на топливо для автобусов 1-го класса в 1-ом году срока действия контракта;

Рсм 1 с км - расходы на смазочные и прочие эксплуатационных материалов для автобусов 1-го класса в Юм году срока действия контракта;

Рш 1 с км - расходы на износ и ремонт шин автобусов 1-го класса в Юм году срока действия контракта;

РТОиР 1 с км - расходы на техническое обслуживание и ремонт автобусов 1-го класса в Юм году срока действия контракта;

АМ1 с км - амортизация автобусов 1-го класса в Юм году срока действия контракта;

ПКР1 с км - величина прочих расходов по обычным видам деятельности в сумме с косвенными расходами для автобусов 1-го класса в Юм году срока действия контракта.

Таким образом, исполнительные органы власти субъектов РФ или муниципальных образований будут осуществлять расчет начальной максимальной цены контракта между и перевозчиками, осуществляющими перевозки пассажиров автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на основе, разработанной в Порядке технологии, после утверждения Порядка приказом Министерства транспорта Российской Федерации.

Список литературы

1. Правовые аспекты экономической устойчивости автотранспортной организации: монография / О.Ю. Матанцева. - М.: Юстицин-

форм, 2016. - 248 с.

2. Особенности тарифного регулирования на автомобильном транспорте, отраженные в проекте Федерального закона «Об автомо-

бильном транспорте и автотранспортной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Право и экономика. 2010. - № 10. - С. 4-9.

3. Оценка бизнеса при решении конкретных отраслевых задач // Вопросы оценки. 2000. - № 4. - С. 2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.