Научная статья на тему 'Особенности медицинского обучения в Норвегии'

Особенности медицинского обучения в Норвегии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7751
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / RESEARCH PROGRAM / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MEDICAL EDUCATION / ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ / FOREIGN STUDENT EXCHANGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уильхемсен У., Марштейнтредет А., Букия Е.

Статья содержит описание особенностей медицинского обучения в Норвегии, включая информацию об экзаменационном контроле, финансовой поддержке студентов, ординатуре. В заключение обсуждена важность программ обмена студентами между университетами различных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MEDICAL EDUCATION IN NORWAY

This article contains a description of the research program and the medical educational program in Oslo, Norway. We will present the different aspects of the education, including the structure, exams, the internship and financial support. Based on this description, it is clear that there are several differences between the medical education in Russia and Norway. The importance of foreign student exchange programs will be discussed in the conclusion.

Текст научной работы на тему «Особенности медицинского обучения в Норвегии»

УДК 61:378(481)

особенности медицинского обучения в Норвегии

У. Уильхемсен1, А. Марштейнтредет1, Е. Букия2 1 Университет Осло, Осло, Норвегия 2 ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова»

Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

FEATURES OF MEDICAL EDUCATION IN NORWAY

U. Wilhelmsen1, A. Marsteintredet1, E. Bukiya2 1 University of Oslo, Oslo, Norway 2 North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov, St.Petersburg, Russia

© У. Уильхемсен, А. Марштейнтредет, Е. Букия, 2015 г.

Статья содержит описание особенностей медицинского обучения в Норвегии, включая информацию об экзаменационном контроле, финансовой поддержке студентов, ординатуре. В заключении обсуждена важность программ обмена студентами между университетами различных стран.

Ключевые слова: исследовательский проект, медицинское образование, программа стажировки. This article contains a description of the research program and the medical educational program in Oslo, Norway. We will present the different aspects of the education, including the structure, exams, the internship and financial support. Based on this description, it is clear that there are several differences between the medical education in Russia and Norway. The importance of foreign student exchange programs will be discussed in the conclusion.

Keywords: research program, medical education, foreign student exchange.

Дополнительное профессиональное образование

Благодаря плодотворному сотрудничеству Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им. И. И. Мечникова и Университета Осло студенты из Норвегии получили возможность посетить Санкт-Петербург в рамках стажировки на кафедре семейной медицины. В свете того, что основной целью стажировки является знакомство с системой оказания медицинской помощи в России и развитие российско-норвежского сотрудничества в сфере здравоохранения, студентками 4 курса Университета Осло начата работа над исследовательским проектом «Изучение особенностей оказания медицинской помощи беременным женщинам и различий в отношении женщин к здоровью в Санкт-Петербурге (Россия) и Осло (Норвегия)». В ходе исследования им предстоит решить такие задачи как анализ нормативных документов и национальных рекомендаций РФ по оказанию помощи беременным женщинам, участие в обследовании беременных женщин на приеме семейного врача и сравнение характеристик групп беременных женщин в России и Норвегии.

Сотрудничество университетов разных стран предлагает студентам прекрасную возможность расширить границы своих научных изысканий и почерпнуть уникальный опыт общения с зарубежными коллегами и пациентами.

В Норвегии имеется четыре медицинских университета — в городах Осло [1], Берген, Тронхейм и Трумс. Каждый год в Норвегии начинают обучение около 600 медицинских студентов! Кроме того, много норвежских студентов учится заграницей.

Для поступления в медицинский университет в Норвегии необходимо иметь практически отличные оценки в школьном дипломе (по норвежской системе 6 баллов). Если же у выпускника школы не очень хорошие оценки, есть возможность улучшить их — взять дополнительные «учебные кредиты» и пересдать экзамен по избранному предмету. Профилирующими предметами при поступлении являются математика, химия и физика. Поступать в университет могут люди любого возраста без ограничений.

Обучение в медицинском университете длится 6 лет, и делится на 2 этапа: доклинический (2 года) и клинический (4 года). Доклинический этап включает в себя обучение по биологии, анатомии, физиологии, патофизиологии, биохимии, микробиологии и т. д. Клинический этап — это занятия в группах по 5-8 студентов. Занятия проходят в виде лекций, затем группа работает с пациентом (сбор анамнеза, физикальное обследование, изучение истории болезни). Далее следует обсуждение с преподавателем диагноза и лечения.

Continuing medical education

В университете Осло на 3-м курсе все студенты обязаны иметь 17 дежурств в приемном покое университетской клиники, и на каждом из них принять пациента и составить представление о больном.

В течение 4 лет обучения на клиническом этапе студенты обязаны иметь дежурства с врачом в клинике по каждой специальности. Например, на цикле по акушерству и гинекологии студенты должны присутствовать на 3 родах и 1 операции кесарева сечения.

На 4-м курсе студентам предстоит 3-недель-ный цикл по психиатрии, когда они находятся в психиатрической клинике целый рабочий день и работают под руководством врача. После этого цикла студенты возвращаются в университет и продолжают обучение по следующим клиническим дисциплинам. Также в обязательную программу обучения в Университете Осло входит участие в исследовательской деятельности, в связи с чем студентам 4-го курса дано 11 недель на подготовку собственного проекта.

На 5-м курсе студенты проходят 6-недельный цикл по терапии и хирургии, после чего приступают к 6-недельному циклу на кафедре общей врачебной практики, где присутствуют на приеме врача общей практики и даже могут иметь несколько самостоятельных приемов под руководством своего врача.

Что касается экзаменов, то в Университете Осло студенты сдают письменные экзамены, компьютерные тесты и устный «клинический» экзамен, в течение которого студенты должны в течение одного часа написать представление о пациенте и доложить его профессору.

За время обучения студенты 4 раза сдают OSCE (Objective Structured Clinical Examination) — после изучения теоретических дисциплин, после цикла по дерматологии, на этапе

клинического обучения и при выпуске из университета.

В соответствии с действующей системой образования, студенты не получают оценок за экзамены, действует система зачет/незачет. В данный момент руководством Университета Осло ведется разработка реформы образования, по итогам которой ожидается введение оценочной системы обучения и усиление акцентов на клиническую практику, создание элективных курсов.

Обучение в медицинском Университете Осло условно бесплатное. Во время обучения студенты получают выплаты в размере 7000 норвежских крон. Выплаты представляют собой сумму стипендии (40 %) и пособия (60 %). По окончании обучения выпускники должны вернуть университету 60 % полученных средств в течение 20 лет.

После 4,5 лет обучения студенты могут получить временную лицензию и работать в качестве врача на летних каникулах. Работать можно в клинике или офисе врача общей практики. В это время студенты получают зарплату, сравнимую с зарплатой врачей. Этот опыт дает большие преимущества при поступлении в ординатуру.

После 6 лет обучения студенты получают диплом об окончании Университета и поступают в интернатуру. Обучение включает в себя практику в течение 6 месяцев на отделении терапии, 6 месяцев на хирургии и 6 месяцев в офисе врача общей практики. Интерны работают самостоятельно, но могут обращаться к своему руководителю в случае возникновения вопросов. Интерны получают зарплату, размер которой зависит от конкретной базы, в среднем около 400-500 тысяч норвежских крон в год.

После окончания интернатуры врачи делают выбор специальности — в Норвегии существует

Фото 1. А. Марштейнтредет и У. Уильхемсен с семейным Фото 2. На заседании студенческого научного общества врачом Центра семейной медицины СЗГМУ им. И. И. Меч- кафедры семейной медицины СЗГМУ им. И. И. Мечникова

никова Г. В. Киселевой и клиническим ординатором кафедры семейной медицины Ф. Исламом

Дополнительное профессиональное образование

Фото 3. Доклад А. Марштейнтредет и У Уильхемсен на заседании СНО кафедры семейной медицины (перевод — Е. Букия)

45 различных медицинских специальностей. Обучение в ординатуре по специальности займет от 4 до 9 лет. Например, специальностью «врач общей практики» овладевают в течение 5 лет — 4 года работы в офисе врача общей практики и 1 год работы в клинике.

Возможность участия в программе стажировок способствует обмену опытом между врачами и студентами различных стран и позволяет подробно познакомиться с особенностями национальных систем здравоохранения. Таким образом, создается единое образовательное пространство и все предпосылки для гармонизации систем высшего образования в соответствии с Болонской Декларацией, провозглашающей

Фото 4. В кабинете семейного врача Центра семейной медицины СЗГМУ им. И. И. Мечникова

важность создания единого интеллектуального и культурного потенциала в Европе [2]. Тем самым активно развиваются интеграционные процессы в высшей школе европейских стран, в том числе и в России.

Стажировка норвежских студентов на кафедре семейной медицины СЗГМУ им. И.И. Мечникова внесла значительную лепту в укрепление российско-норвежского сотрудничества, позволила студентам ближе познакомиться с общей врачебной практикой в России, бытом и культурой нашей страны, что имеет очень большое значение для развития устойчивых межнациональных связей.

литература

1. University of Oslo. — http://www.uio.no/english/about/— Последнее посещение сайта 15.12.2015

2. The Bologna Declaration of 19 June 1999. —http://www.ehea.info/Uploads/Dedarations/BOLOGNA_DEC-LARATION1.pdf — Последнее посещение сайта 15.12.2015

Информация об авторах:

Уильхемсен У. — студентка 4 курса Университета Осло, Норвегия Марштейнтредет А. — студентка 4 курса Университета Осло, Норвегия

Букия Е. — клинический ординатор кафедры семейной медицины ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России

Адрес для контактов: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.