Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинговая деятельность / строительство / маркетинг / маркетинговая система / строительная организация / управление маркетинговой деятельностью / рынок строительных услуг / marketing activity / construction / marketing / marketing system / construction organization / marketing activity management / construction services market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Диана Геннадьевна

В статье рассматриваются особенности маркетинговой деятельности в строительстве. В работе применялись как общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность), так и другие специальные приемы, и процедуры. Управление маркетинговой деятельностью интересует как директоров, так и профессиональных управленцев. При этом эффективная маркетинговая деятельность всегда входила в число наиболее сложных вопросов корпоративного и стратегического управления. В статье выделены особенности строительного маркетинга и обозначены проблемы, которые решаются за счет грамотно выстроенной маркетинговой деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Диана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of marketing activities in construction. The work used both general scientific research methods (dialectic, analysis, synthesis, consistency, complexity) and other special techniques and procedures. Marketing activity management is of interest to both directors and professional managers. At the same time, effective marketing activities have always been among the most difficult issues of corporate and strategic management. The article highlights the features of construction marketing and identifies the problems that are solved through competently structured marketing activities of the organization.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

УДК 339.138

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Петрова Диана Геннадьевна, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

E-mail: ladydi42@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности маркетинговой деятельности в строительстве. В работе применялись как общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность), так и другие специальные приемы, и процедуры. Управление маркетинговой деятельностью интересует как директоров, так и профессиональных управленцев. При этом эффективная маркетинговая деятельность всегда входила в число наиболее сложных вопросов корпоративного и стратегического управления. В статье выделены особенности строительного маркетинга и обозначены проблемы, которые решаются за счет грамотно выстроенной маркетинговой деятельности организации.

Abstract. The article discusses the features of marketing activities in construction. The work used both general scientific research methods (dialectic, analysis, synthesis, consistency, complexity) and other special techniques and procedures. Marketing activity management is of interest to both directors and professional managers. At the same time, effective marketing activities have always been among the most difficult issues of corporate and strategic management. The article highlights the features of construction marketing and identifies the problems that are solved through competently structured marketing activities of the organization.

Ключевые слова: маркетинговая деятельность, строительство, маркетинг, маркетинговая система, строительная организация, управление маркетинговой деятельностью, рынок строительных услуг.

Key words: marketing activity, construction, marketing, marketing system, construction organization, marketing activity management, construction services market.

Введение. На сегодняшний день во всем мире маркетинг в строительстве становится важнейшим элементом повышения конкурентоспособности строительной организации и как следствие инструментов увеличения прибыли и объемов продаж. Наиболее эффективная маркетинговая система позволяет компаниям превзойти конкурентов и добиться наивысших результатов в своем направлении деятельности.

Актуальность для строительных организаций эффективного маркетингового управления обусловлена тем, что оно создает основу для успешной деятельности организации в условиях действующих рыночных ограничений и изменяющихся условиях внешней среды. Так как предпочтения потребителей характеризуются постоянной изменчивостью, связанной с большим количеством факторов, а строительная отрасль характеризуется высокой конкуренцией на совершенствование маркетинговой деятельности должно быть направлено внимание как крупных строительных компаний, так и организаций бизнеса малого и среднего размера.

Одной из важнейших задач маркетинговой деятельности является обеспечение коммерческого успеха компании, ее товаров или услуг на рынке, а этого можно достигнуть за счет увеличения объемов продаж в натуральном и денежном выражении. Важно отметить, что в зависимости от условий в определенной организации цели и задачи маркетинговой деятельности могут быть и другими.

Основная часть. Маркетинг в сфере строительства занимается решением таких задач, как расчет объема строительства и его направления, когда и как использовать капитальные вложения, определение лучших условий финансирований, определение рекламной политики и др. Наиболее эффективная маркетинговая система позволяет превзойти конкурентов и добиться наивысших результатов.

Уникальность маркетинга в строительной отрасли имеет прямую связь с осуществлением самого процесса строительства и имеет следующие особенности:

1. Строительные организации и их подразделения могут представлять собой достаточно обширную сеть, как на одной территории, так и в разных городах и даже регионах.

2. Строительные работы могут носить сезонный или временный характер, поэтому подразделения должны быть мобильными и по требованию заказчика быстро переключаться на другой объект.

3. Технология производства строительных работ обширна и включает множество типов работ и услуг. А именно: земляные, железобетонные работы, отделочные работы, а также разработка дизайна и благоустройство территории;

4. Факторами, которые достаточно сильно могут корректировать сроки выполнения заказов, а также прогнозы по завершению строительства на том или ином объекте, являются климатические и природные условия территории строительства;

5. Также дополнительные расходы может потребовать доставка расходных материалов для строительства, таких как щебень, песок или глина. Анализ рынков говорит о том, что больше всего расходов приходится на транспортную логистику;

6. Сдача объекта в эксплуатацию сопровождается большим количеством различных видов работ и услуг (монолитная работа, строительно-монтажная работа, столярная работа, отделочная работа);

7. Организуя рыночное участие, строительные компании несут большие затраты;

8. Отрицательным фактором для результатов деятельности строительных компаний, могут быть - недостаток оборотных средств, неравномерное распределение СМР, наличие неплатежеспособных заказчиков, а также несовершенное регулирование строительной сферы со стороны государства.

Данные и другие проблемы в деятельности строительная организация может решить за счет инструментов и методик современного маркетинга. При выборе инструментов и стратегий маркетинговой деятельности, строительные компании должны опираться на следующие принципы маркетинга строительной организации:

1. Всестороннее изучения состояния и динамики спроса на строительную продукцию на всех стадиях ее жизненного цикла;

2. Обеспечение высокой степени адаптивности строительного производства к требованиям рынка;

3. Активное воздействие на платежеспособный спрос покупателей;

4. Вовлечение в достижение маркетинговых целей как работников строительной организации, так и смежников (субподрядчиков), за счет развития творческого подхода к решению проблем потребителей;

6. Постоянное повышение качества обслуживания, завоевывая тем самым все новые сегменты рынка строительной продукции;

7. Формирование целостной системы управления маркетингового строительства как процессом, включающим научные разработки, проектирование, строительство, сервис;

8. Правильное распределение денежных средств в расходах на маркетинг;

9. При решении тактических задач не забывать о достижениях стратегических целей маркетинга.

Маркетинг в строительстве обладает такой важной особенностью, что он осуществляется на основе всё более комплексного освоения строительного рынка, охвата исключительно широкого круга строительных работ и сопутствующих (эксплуатационных, пусконаладочных и др.) услуг, связанных со строительством. Только такая модель маркетинга в строительстве может обеспечить эффективный сбыт строительной продукции на отраслевом рынке.

Рынок строительных услуг отличается высокой конкуренцией. Так в 2022 году среди многоквартирного строительства появилось 534 новых застройщика, что на 47% больше чем в прошлом году. Тысячи организаций предлагают свои услуги по строительству зданий и сооружений по всей стране. Однако, в таких условиях можно выделиться на фоне конкурентов, для этого необходимо хорошо понимать структуру рынка, регулярно проводить анализ деятельности конкурентов, прогнозировать увеличение или падение цен, проводить анализ внешней и внутренней среды компании. Все это является возможным при комплексном маркетинговом продвижении.

Выводы. Таким образом, при управлении маркетинговой деятельностью организации в строительстве стоит учитывать особенности маркетинга этой сферы, так как они оказывают серьезное влияние на эффективность проводимых мероприятий. При продвижении строительной продукции главными особенностями являются: высокая конкуренция на рынке со стороны вторичной

недвижимости; отложенное начало потребления строительной продукции; уровень социально-экономического развития влияет на рынок подрядных работ; постоянное финансирование, обоснованные проектные решения и верный расчет продолжительности строительства оказывает непосредственное влияние на продолжительность создания продукции; жизненный цикл товара ограничен отдельным заказом; большое количество участников, вовлеченных в создание строительной продукции.

Маркетинг в строительстве выступает в качестве одного из ключевых инструментов развития строительного бизнеса и повышения конкурентоспособности строительной фирмы. Превзойти своих конкурентов имеют возможность строительные компании, которые создадут наиболее эффективную систему маркетинга.

Список использованных источников:

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2010. - С.512.

2. Баранников А.Ф. Теория организации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. -С.700.

3. Велиев Э.Ф. Особенности маркетинга в строительстве / Э.Ф. Велиев // Молодой ученый. - 2018. - № 10 (196). - С. 92-94.

4. Виноградова О.А. Разработка системы классификации рисков с учётом особенностей строительной отрасли / О.А. Виноградова // Вопросы современной науки и практики, университет им. В.И. Вернадского. - 2014. - № 3. - С. 33-36.

5. Гусева М.Н. Управление качеством в маркетинговой деятельности строительной компании // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11. -С. 52.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг. - 9-е изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2012. - С. 944.

7. Голубков Е.П. О некоторых аспектах концепции маркетинга и его терминологии / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 6. -С. 34-39.

8. Матанцев А.К. Стратегия, тактика и практика маркетинга / А.К. Матанцев. - М.: Юрист, 2011. - С. 378.

9. Козырьков С.Ю. Коммерческие аспекты продвижения маркетинговой продукции на российском рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 1997. - № 5 (11). - С. 34.

10. Бери Л. Особенности маркетинга услуг / Л. Берри // Маркетинг услуг. -2011. - № 3. - С. 250-264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.