Научная статья на тему 'Особенности маркетинговой деятельности в государственном секторе'

Особенности маркетинговой деятельности в государственном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1211
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный сектор / государственный маркетинг / товары и услуги / удовлетворенность граждан / state sector / state marketing / goods and services / citizens' satisfaction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р. А. Крикунов, М. С. Шевченко, К. Ю. Боева

В статье дана характеристика субъектам и объектам маркетинговой деятельности в государственном секторе. Описаны инструменты и методы, использующиеся в государственном маркетинге. Проанализированы недостатки маркетинга по отношению к государственным услугам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MARKETING ACTIVITIES IN THE STATE SECTOR

The article includes the characteristic of the subjects and objects of marketing activities in the state sector. The tools and methods used in state marketing are described. The disadvantages of marketing in relation to state services are analyzed

Текст научной работы на тему «Особенности маркетинговой деятельности в государственном секторе»

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ

СЕКТОРЕ

Р.А. Крикунов, магистрант М.С. Шевченко, магистрант К.Ю. Боева, старший преподаватель Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

Б01: 10.24411/2411-0450-2019-11116

Аннотация. В статье дана характеристика субъектам и объектам маркетинговой деятельности в государственном секторе. Описаны инструменты и методы, использующиеся в государственном маркетинге. Проанализированы недостатки маркетинга по отношению к государственным услугам.

Ключевые слова: государственный сектор; государственный маркетинг; товары и услуги; удовлетворенность граждан.

Теория и практика маркетинга российского рынка является необходимой частью предпринимательской деятельности. Но на сегодняшний день наблюдается активное вливание маркетинговых подходов и в иные сферы экономики: здравоохранение и образование, промышленность, становится популярным маркетинг территорий и личности, политический маркетинг. Маркетинг в государственном секторе имеет свои особенности по сравнению с маркетингом частного сектора. Маркетинговая деятельность в государственном секторе заключается в общем подходе к государственному управлению, главная задача которого состоит в удовлетворении потребностей производителей и заказчиков государственных товаров и услуг. Методы маркетинга в государственном секторе обуславливаются спецификой объектов и субъектов государственного управления.

Объекты государственного управления составляют [1]:

- товары и услуги, которые необходимы органам государственного управления, и организациям и учреждениям, находящимся в государственной собственности;

- товары и услуги, направленные на обеспечение непрерывного функционирования организаций и учреждений, существующих за счет государственного бюджета;

- социальные институты, представляющие важность для государства;

- права, обязанности и функции субъектов, которые оказывают влияние на деятельность государства и общества в целом;

- публичные нормы поведения, правила, ценности, идеи, убеждения и др.

К субъектам маркетинговой деятельности в государственном секторе относят федеральные и региональные органы власти и их представителей, которые выступают как производители, потребители и посредники в процессе обмена товарами, услугами, ценностями, идеалами [1].

Неоспорим тот факт, что состояние экономики государства характеризует уровень жизни населения на тот или иной период времени. Поэтому важнейшей задачей государства является оказание социальных услуг населению. Специфика данных услуг состоит в том, что иные субъекты экономики не предоставляют их в силу невозможности или нежелания не получить прибыль. Наиболее востребованными государственными услугами в социальной сфере считаются услуги, оказываемые в сфере образования и в жилищной сфере [2]. Субъекты, осуществляющие некоммерческую деятельность, находятся в некоммерческих отношениях с конечными потребителями, группой населения или обществом в целом. Но если рассматривать эти отношения с иными субъектами, например, с арендодателями, то в этом случае они приобретают коммерческую направленность. Государство в целом яв-

ляется субъектом хозяйственной деятельности, а государственные предприятия -производителями товаров и услуг. Из этого следует, что государство использует методы коммерческого сектора для построения отношений с рынком и населением.

Маркетинговая деятельность в государственном секторе подразумевает применение государственного подхода к удовлетворению потребностей и производителей, и потребителей государственных товаров и услуг. Однако государственный маркетинг имеет ряд финансовых ограничений со стороны государственного бюджета больше, чем в какой-либо другой сфере деятельности [3]. Таким образом, товары и услуги государственного сектора имеют невысокое качество. Поэтому имеет место быть растущее недовольство со стороны потребителей качеством и низким уровнем доступности приобретаемых товаров и оказываемых услуг. Анализ показателей качества государственных товаров и услуг свидетельствует о том, что общими проблемами для всех них можно назвать точность исполнения, выполнение сроков, доступность, затраты на реализацию услуг, наличие жалоб со стороны граждан. Примером недовольства может служить удаленность медицинских центров и школ от жителей деревень и сел. Также актуальна проблема ограничения временем на прием в медицинских учреждениях. Негативную оценку государственным услугам дает факт продолжительного ожидания. Похожие проблемы присутствуют и в других сферах государственного сектора: экологическая безопасность, транспорт, обеспечение правопорядка и пр. Стоит отметить, что существующие проблемы выходят за пределы нашей страны: они характерны также и для развитых стран.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что приоритетной целью маркетинга в государственном секторе должно быть удовлетворение потребностей граждан с учетом бюджетных ограничений. Для этого необходим подробный анализ потребностей и интересов общества, определение социальной структуры, исследование тенденций социального развития.

Основными задачами государственного маркетинга являются: рост конкурентоспособности государственных производителей; изучение и прогнозирование спроса на товары и услуги; создание положительного имидж государства; организация рекламных мероприятий на федеральном уровне; поддержка отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках и др.

Характерной особенностью маркетинга государственного сектора является его общественная открытость. Его отличие заключается в транспарентности и полном его контроле социумом. Инструментами маркетинга являются методы сегментирования рынка, методы маркетинговых исследований, нейминг. SWOT- и PESTEL-анализ, анализ ёмкости и конъюнктуры рынка, а также исследование конкурентоспособности стран и регионов все чаще применяются в государственном маркетинге.

Маркетинг в государственном секторе должен быть основан на выявлении и исследовании интересов и потребностей как социальных групп населения, так и общества в целом. Государственные услуги могут иметь хороший потенциал в повышении уровня жизни граждан, что должно являться приоритетным направлением деятельности социального государства.

Таким образом, для повышения имиджа регионов и государства в целом, для повешения приверженности граждан к территориям, на которых они проживают, маркетинг в государственном секторе должен в первую очередь отвечать на вопрос: «Что получат граждане? Что им действительно нужно?». Никто не хочет получать услуги низкого качества и прилагать для этого много усилий. Любая услуга, пусть и государственная, должна быть комфортна, полезна, удобна и доступна для граждан всех социальных слоев. Иначе пропадает доверие к органам власти, человек не чувствует себя частью города и страны. Разрушить репутацию и получить негативные отклики от народа быстрее и проще, чем поддерживать имидж государства, заботящегося о своих гражданах.

Люди должны видеть, что для них что-то делается бескорыстно: облагораживание территорий, доступность медицинских, социальных и образовательных учреждений, соответствие цены и качества услуг и товаров, оперативная обработка

претензий. Государство должно быть неравнодушно к народу. Только в этом случае люди ответят благодарностью и маркетинговую деятельность в сфере государственного сектора можно считать эффективной.

Библиографический список

1. Голик В.И. Информационные технологии в государственном управлении // Экономическая политика. - 2018. - №1. - С. 1-5.

2. Искандерова Т.А. Трансформация маркетинга в условиях глобальных изменений: мо-нографция. - М.: Финансовый университет, 2015. - 216 с.

3. Степанова А.А. Информационное обеспечение управления маркетингом на предприятии // НИУ ИТМО. - 2015. - №3. - С. 25-38.

FEATURES OF MARKETING ACTIVITIES IN THE STATE SECTOR

R.A. Krikunov, Graduate Student M.S. Shevchenko, Graduate Student K.Y. Boeva, Senior Lecturer Southern Federal University (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. The article includes the characteristic of the subjects and objects of marketing activities in the state sector. The tools and methods used in state marketing are described. The disadvantages of marketing in relation to state services are analyzed.

Keywords: state sector; state marketing; goods and services; citizens' satisfaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.