УДК 3977
ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АО «МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ»
Попова Виктория Евгеньевна, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь E-mail: [email protected] Научный руководитель: доцент Глотова Ирина Ивановна, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь E-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность данной статьи выражена тем, что основная цель деятельности каждого предприятия - получение и увеличение прибыли. Одним из немаловажных решений для осуществления этой цели является маркетинговая деятельность. Основная проблема данной статьи выражена в изучении особенностей маркетинговой деятельности предприятия АО «Молочный комбинат «Ставропольский».
Abstract. The relevance of this article is expressed by the fact that the main goal of each enterprise's activity is to obtain and increase profits. One of the important decisions for this purpose is marketing. The main problem of this article is expressed in the study of the features of the marketing activity of the enterprise JSC "Dairy Plant "Stavropol".
Ключевые слова: маркетинговая деятельность, SWOT-анализ, проблемы маркетинга, маркетинговая цепочка.
Key words: marketing activity, SWOT-analysis, marketing problems, marketing
chain.
Осуществление маркетинговой деятельности в компании АО «Молочный комбинат «Ставропольский» происходит благодаря целеориентированной установки. Данная модель организации осуществляется за счет анализа степен удовлетворения потребностей, а также предпочтения каждого потенциального покупателя.
Особенностью маркетинговой деятельности в молочном комбинате является сезонная работа. В настоящий момент времени АО «Молочный комбинат «Ставропольский» осуществление маркетинга основывается на концепциях [3]:
- усовершенствования производственного процесса;
- усовершенствования выпускаемой продукции;
- реализации классического маркетинга.
Осуществление первых двух концепций основывается на традиционных
экономических условиях, которые являются распространенными в рыночной системе.
Реализация классического маркетинга происходит на основе изучения потребностей, предпочтений и желаний клиентов продукции АО «Молочный комбинат «Ставропольский». Реализацией данной концепции является, например, производство йогурта в разных упаковках, таких, как политероловые стаканчики или специализированные пакеты. Т.к. классический маркетинг основывается на потребительских нуждах [1], считаем необходимым исследовать особенности маркетинговой деятельности предприятия АО «Молочный комбинат «Ставропольский» именно с позиции классического подхода.
Реализация маркетинговой деятельности концентрируется на изучении рынка, формировании и изменении спроса, а также стимулировании сбыта выпущенной продукции. Для этого отдел маркетинга осуществляет ежедневное изучение сложившейся ситуации на рынке на основе таких источников, как интернет, реклама на каналах в телевизоре, на баннерах и в СМИ. Немаловажный вклад в сбор необходимой информации вносят фирменные магазины предприятия, благодаря которым покупатели со своими просьбами, пожеланиями и претензиями обращаются к директорам и продавцам магазинов, далее эта информация доставляется на комбинат.
Актуальной проблемой маркетинговой деятельности АО «Молочный комбинат «Ставропольский» является построение информационной цепочки маркетинга. Это сложный процесс, требующий доведения до каждого отдела на комбинате информации и документации, которая основывается на принципе «маркетингового круга»: информация — анализ — цели — предпосылки — стратегия — оптимальная стратегия — действия — контроль — информация [3]. Маркетинговый круг может также быть выражен в схеме процесса принятия маркетингового решения, которая представлена в рисунке 1
Рис. 1 Схема процесса принятия маркетингового решения
где:
I - ввод информации объекта маркетинга и внешней среды;
R - ввод информация о ресурсах;
К - набор критериев принятия решений;
t - определяет тип задачи принятия решений;
f - окончательная оценка состояния объекта иаркетинга;
Р - система предпочтений, отражающая стратегию выбора решений;
S - множество допустимых решений;
S опт - оптимальное решение с учетом ограничений R ^ - ресурсы);
и опт - физическая реализация оптимального решения Sопт
Авторами подготовлены предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности АО «Молочный комбинат «Ставропольский». В частности авторы считают, что руководителям необходимо провести консультативные мероприятия по вопросам обеспечения структурированности в деятельности работников отдела маркетинга. Данное мероприятие поможет максимально раскрыть потенциал этого отдела.
При выстраивании маркетинга взаимоотношений весьма важен учет характера связей с партнерами. Основные связи с внешней средой, в которых участвует Ставропольский молочный комбинат, отражены на рисунке 2.
Посредник оборудования ООО «РосМолСнаб»
Банки: Северо - Кавказский банк ОАО «Сбербанка России»
Поставщики сырья (молока): Колхозы и сельхозфирмы Пет-
Кочубеевского районов и Ставропольского края
Посредник организующие реализацию продукции ЗАО «Тандер» - «Магнит», ООО «Пятерочка», Гипермаркет «О'КЕЙ»
ровского, Грачевского, <
Магазины - продавцы продукции ОАО МКС собственная сеть фирменных маганинов мелкорозничные магазины
Посредник ингридиентов ООО «Атлант», ИП Гилева О.М., ЗАО «Желатиновый завод», ООО «Крахмалопаточный завод»
Рис. 2 Взаимосвязь рыночной структуры с АО МКС
Из данной схемы заметно, что связи предприятия достаточно многообразны, которые распространяются на поставщиков сырья, оборудования и материалов, а также следует учесть связи, которые появились за счет магазинов - продавцов продукции комбината.
Чтобы выявить слабые позиции компании на рынке, нужно учитывать основные проблемы компании. Это позволит сделать маркетинговый анализ комбината, который будет дополнен также SWOT-анализом [4].
Благодаря SWOT-анализу удалось выявить сильные стороны ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский»:
- позитивная, признанная репутация компании в регионе и за пределами
его;
- гибкая ценовая политика;
- использование новых безопасных технологий, в том числе безопасных и с экологической точки зрения;
- компания является финансово устойчивой;
- большой охват целевых сегментов рынка;
- высокая конкурентоспособность, в том числе в связи со слабостью конкурентов в регионе;
- значительный кадровый потенциал.
Несмотря на такой весомый список достоинств, как в любой крупной компании присутствуют и слабые стороны, которые включают в себя:
- несоответствия условий хранения скоропортящихся продуктов по сравнению с европейскими требованиями;
- слабо налаженная цепочка «поставщик - производитель - посредник -потребитель» требует корректировки;
- достаточно высокие затраты и невысокая прибыльность молочной продукции;
- сложная и трудоемкая организация маркетинговой деятельности;
- необходимость обеспечения максимально возможного разнообразия товаров и предоставления потребителю максимально широкого выбора.
- отсутствует система переобучения кадров, включая семинары.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать определенные выводы. Предприятие ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский» обладает большими возможностями, такими, как:
- охват новой целевой аудитории за пределами региона;
- разработка эффективного товарного комплекса;
- увеличение числа рабочих мест.
Однако существуют определенные риски как с внешней, так и с внутренней стороны:
- активизация конкурентов, количество которых увеличивается на региональном рынке;
- перепады в поставках сырья, связанные с сезонностью; дефицит на сырьевом рынке, например, на рынке молока;
- относительная большая текучесть кадров по рабочим профессиям
Все перечисленные выше возможности и угрозы со стороны внешней и внутренней среды необходимо учесть в маркетинговой деятельности организации. Авторы считают, что у предприятия есть все необходимые предпосылки для дальнейшего развития и улучшения деятельности предприятия.
Список использованных источников:
1. Брэддик У Менеджмент в организации. - М.: Инфра-М, 2013.
2. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. -М.: ЭКМОС, 2014.
3. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник. - М.: Дело,
2014.
4. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: учебное пособие. - М., 2015.