Научная статья на тему 'Особенности маркетингового подхода к задачам инжиниринга энерготехнологических объектов'

Особенности маркетингового подхода к задачам инжиниринга энерготехнологических объектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОИНЖИНИРИНГ / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиркин А.Г.

В статье предложен маркетинговый подход к решению задач инжиниринга энерготехнологических объектов, позволяющий всесторонне оценивать их эффективность на этапах создания, модернизации и реконструкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article suggests a marketing approach to solving problems of engineering objects power technology that allows a comprehensive assessment of their performance on the stages of creation, modernization and reconstruction.

Текст научной работы на тему «Особенности маркетингового подхода к задачам инжиниринга энерготехнологических объектов»

УДК 621.311(075)

Канд. техн. наук А.Г. ПИРКИН (СПбГАУ, pirkin.ag@mail.ru)

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА К ЗАДАЧАМ ИНЖИНИРИНГА ЭНЕРГОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Энергоинжиниринг, перспективный маркетинг, эксплуатационный маркетинг

Задачи инжиниринга сложных технических объектов, в том числе и энерготехнологических, включают в себя комплекс работ по созданию, модернизации и реконструкции этих объектов с целью повышения их мощности, улучшения производственно-экономических и экологических характеристик [1, 2, 3]. Инжиниринг в сфере энергетики в дальнейшем будем называть энергоинжинирингом.

Как показано в работе [1], энергоинжиниринг включает в себя следующие ключевые процессы:

- инвестирование;

- создание;

- эксплуатация;

- утилизация (реконструкция).

Ключевой процесс создания объекта предполагает выполнение следующих этапов: проектирование (разработку проектно-сметной документации), поставку комплектующего оборудования, монтаж и наладку.

Поскольку при осуществлении вышеперечисленных процессов и этапов возникает множество случайных факторов, эффективность процесса энергоинжиниринга в значительной степени зависит от качества постоянно проводимой маркетинговой деятельности. Маркетинговый подход в любой сфере деятельности, в частности при решении задач инжиниринга энерготехнологических объектов (ЭТО), включает в себя планирование объема и ассортимента выпускаемых товаров, рекламу, определение цен и управление продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю [4]. Исходя из выше перечисленного следует, что только маркетинговый подход при инвестировании, создании, реализации и эксплуатации ЭТО может обеспечить их конкурентоспособность.

Характерной особенностью маркетингового подхода в сфере энергоинжиниринга является разделение маркетинга как обеспечивающей функции на перспективный (стратегический) маркетинг и эксплуатационный (тактический) маркетинг.

Основными задачами перспективного маркетинга при обеспечении отдельных ключевых процессов и этапов инжиниринга ЭТО являются [ 1 ]:

- долгосрочный прогноз на энергопотребление;

- оценка перспективных возможностей энергоснабжающих организаций;

- оценка перспективных возможностей приобретения оборудования, необходимого для комплектации создаваемого или реконструируемого энерготехнологического объекта;

- создание благоприятного имиджа компаний, обеспечивающих реализацию отдельных этапов процесса энергоинжиниринга с целью привлечения инвестиций.

Эффективность обеспечивающей функции маркетинга в целом можно упрощенно представить следующим образом:

Эм(0 = Эсм х Этм(0, (1)

где Эсм, Этм(0 - эффективность стратегического и тактического маркетинга соответственно.

Из формулы (1) видно, что эффективность стратегического маркетинга Эсм в течение достаточного длительного времени является величиной постоянной, что нельзя сказать об

эффективности тактического маркетинга Этм(0- Тактический маркетинг представляет собой по сути дела совокупность разнообразных маркетинговых ходов, направленных на поддержание текущей конкурентоспособности товаров.

Поскольку маркетинговая деятельность включает в себя совокупность отдельных маркетинговых мероприятий, таких как изучение рынка, производство новой продукции, организация рекламной и сбытовой деятельности и т.д., ее эффективность можно представить в виде некоторой сложной функции времени /• :

Эм(0 = Р Эм1 £ , Эм2 £ > "чЭм £ , — ,Эмп £ > (2)

где п - количество маркетинговых мероприятий; / - номер маркетингового мероприятия;

Эмг - эффект, полученный от /-го маркетингового мероприятия.

Поскольку основным критерием экономической эффективности маркетинговой деятельности, связанной с инжинирингом ЭТО, является прирост прибыли от использования отдельных маркетинговых мероприятий ДПм(0> можно записать:

С течением времени эффективность тех или иных мероприятий меняется и задачей службы маркетинга предприятий, занимающихся созданием и эксплуатацией ЭТО, является выявление наиболее неэффективных мероприятий и их корректировка.

Завершающим этапом оценки экономической эффективности маркетинговой деятельности является определение суммарного (накопленного) прироста прибыли ЛДуу за определенный интервал времени реализации маркетинговых мероприятий

¿2

АПШ = {АЯм(0Л. (4)

ч

Графически величина интеграла в выражении (4) равна заштрихованной площади под

Рис.1. Определение суммарного (накопленного) прироста прибыли

Поскольку в подавляющем большинстве случаев функция ПмО) не может быть описана аналитически, для вычисления интеграла в формуле (4) целесообразно использовать методы численного интегрирования (методы прямоугольников, трапеций, Симпсона и др.).

Важнейшим критерием экономической эффективности маркетинговой деятельности как обеспечивающей функции энергоинжиниринга является ее рентабельность Ям'.

А/

где Зм ~ общие (суммарные) затраты на проведение маркетинговых мероприятий.

Поскольку затраты на маркетинговые мероприятия, особенно те, которые связаны с перспективным маркетингом, компенсируются в течение достаточно длительного промежутка времени, следует определять время окупаемости этих затрат. Проведенный расчет экономической эффективности позволяет выбрать правильную стратегию маркетинга, обеспечивающую весь процесс энергоинжиниринга.

Наглядно процесс управления маркетинговой деятельностью можно представить в виде обобщенного алгоритма формирования и реализации стратегии маркетинга (рис.2).

Рис.2. Алгоритм формирования и реализации маркетинговой стратегии обеспечения

процесса энергоинжиниринга

В блоке 2 представленного алгоритма под маркетинговой средой следует понимать совокупность внутренних сил предприятий, создающих или эксплуатирующих энерготехнологические объекты и активных субъектов за их пределами, оказывающих

влияние на принятие маркетинговых решений (поставщики, потребители, посредники, конкуренты и т.д.).

Анализ маркетинговой среды позволяет сформировать некоторое количество альтернативных стратегий (например, где покупать сырье, комплектующие и энергию, куда сбывать готовую продукцию и т.д.), из которых путем тщательного анализа выбирается оптимальная (наилучшая) стратегия (блоки 3 и 4).

Логический блок 5 производит дополнительную проверку маркетинговой стратегии на ее оптимальность. В результате этой проверки принимается одно из двух возможных решений [4]:

- приступить к реализации выбранной стратегии (блок 6);

- внести в стратегию определенные корректировки (блок 7) и заново повторить действия, предусмотренные блоками 2-5 представленного алгоритма.

Реализация выбранной маркетинговой стратегии включает в себя осуществление последовательности тех или иных маркетинговых ходов, иначе говоря, проведение тактических маркетинговых мероприятий.

Поскольку ЭТО по маркетинговой классификации относится к товарам длительного пользования, важнейшим тактическим маркетинговым мероприятием при их эксплуатации является сервисное обслуживание. Условием успешности проведения сервисного обслуживания является дополнительное повышение эффективности функционирования ЭТО:

Эсо t > Э(t), (6)

где Э(0, Эсо(0 - эффективность функционирования ЭТО до и после сервисного обслуживания соответственно.

Поскольку функционирование ЭТО осуществляется, как правило, в условиях воздействия случайных факторов, в качестве критериев эффективности должны использоваться такие вероятностные характеристики, как математическое ожидание времени успешного функционирования и вероятность выполнения поставленной перед энерготехнологическим оборудованием задачи.

Материал, изложенный в настоящей статье, позволяет грамотно подойти к оценке эффективности ЭТО при их создании, модернизации и реконструкции.

Литература

1. Беззубцева М.М., Гулин C.B., Пиркин А.Г. Менеджмент и маркетинг в задачах инжиниринга энерготехнологических объектов: Учеб. пособие / СПбГАУ. - СПб., 2016. - 164 с.

2. Гулин C.B., Пиркин А.Г. Оценка эффективности инжиниринга в энергетической сфере агропромышленного комплекса // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2015. - № 41. - С.266-270.

3. Гулин C.B., Пиркин А.Г. Комплексный подход при решении задач эксплуатации энерготехнологических систем на предприятиях АПК // Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования: Сб. науч. трудов / СПбГАУ. - СПб., 2015. С.552-556.

4. Афанасьев К.С., Пиркин А.Г., Цыплакова Е.Г. Основы маркетинга: Учебно-метод. Пособие. -СПб.: Политехника-принт, 2016. - 78с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.