Научная статья на тему 'Особенности маркетинга в сфере дополнительных образовательных услуг'

Особенности маркетинга в сфере дополнительных образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАРКЕТИНГ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / AND MARKETING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черданцева М. В.

Рассмотрены основные понятия маркетинга образовательных услуг. Дана характеристика рынка дополнительных образовательных услуг в Республике Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черданцева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MARKETING IN THE FIELD OF ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES

The article discusses the basic concepts of marketing of educational services. The characteristic of the market of additionsl educational services in the Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «Особенности маркетинга в сфере дополнительных образовательных услуг»

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

М. В. Черданцева Научный руководитель - Т. К. Хамаганова

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления Российская Федерация, 640013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в

Е-шаИ: шаг1уа.1994.шаг1@ша11.ги

Рассмотрены основные понятия маркетинга образовательных услуг. Дана характеристика рынка дополнительных образовательных услуг в Республике Бурятия.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, маркетинг.

ЕЕАТШЕ8 OF МАЯКЕТШС IN THE FIELD OF АББШО^Ь ЕБиСАТЮ^Ь SERVICES

M. V. СИеМапсеуа Scientific Supervisor - T. K. Khаmаgаnovа

Еа81;^Ьепап Stаte University of technologies ond mаnаgement 40v, K1yuchevskаyа, Ul^-Ude, Respublika Burjatija, 640013, Russiаn Federation E -тай: mаriyа.1994.mаri@mаi1.ru

The article discusses the basic concepts of marketing of educational services. The characteristic of the market of additionsl educational services in the Republic of Buryatia.

Keywords: continuing professional education, and marketing.

В современном мире структура образования претерпевает изменения, вызванные необходимостью повышения профессиональной мобильности специалистов, расширения и углубления тех или иных профессиональных компетенций в течение жизни, поэтому возрастает значимость дополнительного образования. Это стимулирует совершенствование различных организационных форм повышения квалификации.

Изменения государственной политики в области образования, усиление конкуренции между вузами в связи с ужесточением требований к качеству подготовки специалистов, новые тенденции на рынке труда выдвигают вопросы успешного развития дополнительного профессионального образования в вузах в число первенствующих стратегических задач. Особую значимость дополнительному профессиональному образованию придает его место в системе непрерывного образования.

В отличие от традиционного высшего образования оно в большей степени ориентировано на потребности рынка труда, внедрение инновационных методик обучения. В условиях стремительного обновления знаний и технологий дополнительное профессиональное образование позволяет работникам быстро приспособиться к новым видам профессиональной деятельности с учетом запросов работодателей.

Актуальность маркетинга в сфере образования связана с двумя факторами: основные положения маркетинга сохраняют свою силу и на рынке образовательных услуг, что упрощает их изучения; в условиях финансового дефицита и обострения конкурентной борьбы в этой сфере даже государственные образовательные учреждения осознали важность продвижения своих услуг.

С точки зрения маркетинга, рынок образовательных услуг представляет собой совокупность людей, которые имеют потребность в получении какого-либо образования с одной стороны, и лиц и организаций, которые могут им обеспечить должный уровень образования, с другой.

Главная цель образовательного учреждения состоит в положительном воздействии на поведение целевой аудитории и достижении лояльности к предложениям образовательного учреждения. Это

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

достигается изменением их взглядов и представлений посредством доведения до них соответствующей информации, использования комплекса маркетинговых коммуникаций. Образовательные услуги формируются и разрабатываются под запросы целевых потребителей.

Учреждения дополнительного профессионального образования Республики Бурятия реализуют дополнительные образовательные программы, к которым относятся: повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка, высшее профессиональное образование в сокращенные сроки. Являясь частью системы образования Республики Бурятия, дополнительное профессиональное образование имеет отличительные черты по контингенту своих слушателей, образовательным программам, методам и срокам, формам и режимам обучения.

Постоянная необходимость гибкого реагирования системы (ДНО) в совершающихся изменениях требует развития научного обеспечения в данной области. Исследование рынка дополнительных профессиональных образовательных услуг предполагает совершенствование соответствующего инструментария, налаживание каналов поступления информации, развитие методов и средств ее анализа. В Республике Бурятия профессиональное образование представлено 33 учреждениями начального и среднего профессионального образования, высшее профессиональное образование и наука 4 государственными учебными заведениями, 17 научными организациями. В образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования ДНО ежегодно обучаются около 5500 человек. Общие сведения об образовательных учреждениях ДНО приведены в табл. 1.

Таблица 1

Общие сведения об образовательных учреждениях ДПО [1]

Образовательные учреждения Среднее количество слушателей в год (чел.)

Бурятский республиканский институт образовательной политики (БРИОН) 1280

Бурятский институт переподготовки повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса 1070

Факультет повышения квалификации при Бурятской сельскохозяйственной академии 320

Республиканский учебно-методический центр по образованию при Министерстве культуры РБ 420

Бурятский филиал Государственного института для усовершенствования врачей (ГИДУВ) 470

Учебно-методический центр при Министерстве здравоохранения РБ 50

Межотраслевой региональный институт подготовки кадров (МРИПК) (на правах факультета) при Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления 150

Факультет повышения квалификации БГУ 95

Региональный хозрасчетный институт повышения квалификации при ВСГАКИ 50

Отделения повышения квалификации переподготовки специалистов ССУЗов Республики Бурятия 950

Как видно из табл. 1, наибольший объем предоставленных образовательных услуг приходится на учреждения среднего специального и профессионального образования.

Анализ табл. 2 позволяет говорить о росте потребностей в услугах дополнительного образования в Республике Бурятия, постепенно формируется понимание необходимости непрерывного образования для развития и эффективного использования человеческого потенциала. Представители работодателей осознают потребность в подготовке и переподготовке специалистов и учатся формулировать свои требования; задача государственных и муниципальных органов управления заключается в стимулировании постоянного профессионального совершенствования сотрудников.

Маркетинг в сфере образования ориентирован на укрепление отношений между потребителем и вузом.[2]

Таблица 2

Количественные показатели результативности реализации ДПО в Республике Бурятия

Наименование показателя Годы

2011 2012 2013 2014 2015

Доля обучающихся 10-11 (12) классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки, % 9 10 11 12 13

Доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы НПО/СПО, % 46 47 48 49 50

Доля взрослых, прошедших обучение по программам НПО/СПО/ дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, % 56 57 58 59 60

Доля зарегистрированных мигрантов, прошедших подготовку по программам НПО/СПО/дополнительного профессионального образования/ профессиональной подготовки, % 0,2 0,5 0,7 0,8 0,9

Доля обучающихся общеобразовательных учреждений, получивших профориентационные услуги в соответствии с профориентационными программами, принятыми в субъекте РФ, % 15 16 17 18 20

Доля выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО в субъекте РФ, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска, % 60 61 62 63 64

В заключение необходимо отметить, что для нормального развития и функционирования деятельности образовательных учреждений необходим анализ рынка дополнительных образовательных услуг, поиск новых специализаций, изучение запросов специалистов отрасли, поиск новых педагогических технологий, привлечение союзников, удержание и расширение своей ниши на рынке дополнительных образовательных услуг.

Библиографические ссылки

1. Бадараев Д. Д. Совершенствование государственной политики регулирования занятости в условиях социально-экономической нестабильности (на примере Республики Бурятия) // Журнал Вестник Бурятского гос. ун-та. 2011. № 5.

2. Баталова О. С. Специфика маркетинговых коммуникаций на рынке образовательных услуг // Экономическая наука и практика : материалы Междунар. науч. конф. (февраль 2012 г., Чита). Чита : Молодой ученый, 2012. С. 110-=114.

© Черданцева М. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.