Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В НЕКОММЕРЧЕСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В НЕКОММЕРЧЕСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг / управление / некоммерческий сектор экономики / некоммерческий маркетинг / marketing / management / non-profit sector of the economy / non-profit marketing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С-а Ш. Довтаев

Маркетинг выступает эффективным инструментом управления. В современных условиях, с активным расширением сектора коммерческих и некоммерческих организаций, серьезно повысилось и значение маркетинга, играющего большую роль в развитии компаний. Некоммерческий маркетинг преследует более сложные маркетинговые задачи, это обусловлено тем, что успешная реализация поставленных задач в некоммерческом маркетинге не может быть измерена в денежном эквиваленте. Существует прямая зависимость эффективности деятельности некоммерческих организаций от размеров их бюджетов, что не исключает того, что даже удачная маркетинговая кампания может приводить к денежным потерям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MARKETING IN THE NON-PROFIT SECTOR IN RUSSIA

Marketing is an effective management tool. In modern conditions, with the active expansion of the sector of commercial and non-profit organizations, the importance of marketing has significantly increased, which plays a large role in the development of companies. Non-commercial marketing pursues more complex marketing tasks, this is due to the fact that the successful implementation of the tasks in non-commercial marketing cannot be measured in monetary terms. There is a direct dependence of the effectiveness of the activities of non-profit organizations on the size of their budgets, which does not exclude the fact that even a successful marketing campaign can lead to monetary losses. The article presents the prerequisites for the emergence of non-commercial marketing, considers the peculiarity of the Russian non-commercial sector, identifies the problems that hinder the effective work of non-commercial organizations, notes that marketing activities in the non-commercial sector in our country are poorly used.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В НЕКОММЕРЧЕСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ»

Помимо структурных особенностей в имуществе и источниках его формирования в сегменте газоснабжения необходимо обратить внимание на финансовые результаты деятельности составляющих его организаций.

У большинства их них наблюдается нулевая или даже отрицательная доходность, проявляющаяся как в низких значениях чистой прибыли, так и чистого денежного потока. Исключение составляет крупнейший представитель сегмента - АО «Газпром газораспределение Краснодар». В 2019 г. его чистая прибыль составила 190 млн. руб., что почти в 4 раза больше, чем в АО «Газпром межрегионгаз Краснодар», хотя, следуя логике сегментарных особенностей деятельности, должно быть наоборот. Это объясняется значительной величиной резерва по сомнительным долгам (3 180 млн. руб.), созданном «торговой» организацией в 2019 г.

Вместе с тем АО «Газпром газораспределение Краснодар» имеет отрицательное, хотя и близкое к нулевому, значение чистого денежного потока, что свидетельствует об отсутствии реального приращения денежных средств.

Из прочих организаций незначительную прибыль получили лишь организации, обслуживающие крупные города: АО «Краснодаргоргаз» - 23 млн. руб., АО «Анапагоргаз» - 12 млн. руб., АО «Новороссийскгоргаз» -35 млн. руб., АО «Предприятие Усть-Лабинскрайгаз» - 16 млн. руб. и АО «Сочигоргаз» - 33 млн. руб.

Как уже объяснялось, такая низкая доходность связана как с государственным регулированием цен на природный газ, так и высокими затратами на обслуживание изношенного газового хозяйства. Помимо этого важную роль играет низкая эффективность учета и контроля расходования газа. У большинства потребителей отсутствуют приборы учета и расчет потребления осуществляется по установленным нормам, что далеко не всегда отражает реальное положение вещей.

Подводя итог, отметим, что Краснодарский край хотя и является одним из наиболее газифицированных регионов России, однако его газовая отрасль находится не в лучшем состоянии и имеет ряд проблем, требующих последовательного и планомерного решения.

Источники:

1. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие топливно-энергетического комплекса»: постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 № 961 // СПС «Консу-льтантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru.

2. Об утверждении региональной программы «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Краснодарского края на 2018-2022 годы»: постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.02.2018 № 37 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru.

3. Об утверждении региональной программы «Газификация жилищно-коммунального хозяйства промышленных организаций Краснодарского края на 2019-2023 годы»: постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2018 № 810 // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru.

References:

1. On approval of the state program of the Krasnodar Territory «Development of the fuel and energy complex»: resolution of the head of administration (governor) of the Krasnodar Territory of 12.10.2015 No. 961 // ConsultantPlus - URL: http://www.consultant.ru.

2. On approval of the regional program «Gasification of housing and communal services, industrial and other organizations of the Krasnodar Territory for 2018-2022»: resolution of the head of administration (governor) of the Krasnodar Territory of 06.02.2018 No. 37 // ConsultantPlus - URL: http://www.consultant.ru.

3. On approval of the regional program «Gasification of housing and communal services of industrial organizations of the Krasnodar Territory for 2019-2023»: resolution of the head of administration (governor) of the Krasnodar Territory of 10.12.2018 No. 810 // ConsultantPlus - URL: http://www.consultant.ru.

С-А.Ш. Довтаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

S-A.Sh. Dovtaev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University".

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В НЕКОММЕРЧЕСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ FEATURES OF MARKETING IN THE NON-PROFIT SECTOR IN RUSSIA

Аннотация. Маркетинг выступает эффективным инструментом управления. В современных условиях, с активным расширением сектора коммерческих и некоммерческих организаций, серьезно повысилось и значение маркетинга, играющего большую роль в развитии компаний. Некоммерческий маркетинг преследует более сложные маркетинговые задачи, это обусловлено тем, что успешная реализация поставленных задач в некоммерческом маркетинге не может быть измерена в денежном эквиваленте. Существует прямая зависимость эффективности деятельности некоммерческих организаций от размеров их бюджетов, что не исключает того, что даже удачная маркетинговая кампания может приводить к денежным потерям.

В статье приведены предпосылки возникновения некоммерческого маркетинга, рассмотрены особенность российского некоммерческого сектора, обозначены проблемы, тормозящие эффективную работу некоммерческих организаций, отмечено, что маркетинговые мероприятия в некоммерческом секторе в нашей стране используются слабо.

Abstract. Marketing is an effective management tool. In modern conditions, with the active expansion of the sector of commercial and non-profit organizations, the importance of marketing has significantly increased, which plays a large role in the development of companies. Non-commercial marketing pursues more complex marketing tasks, this is due to the fact that the successful implementation of the tasks in non-commercial marketing cannot be measured in monetary terms. There is a direct dependence of the effectiveness of the activities of non-profit organizations on the size of their budgets, which does not exclude the fact that even a successful marketing campaign can lead to monetary losses.

The article presents the prerequisites for the emergence of non-commercial marketing, considers the peculiarity of the Russian non-commercial sector, identifies the problems that hinder the effective work of non-commercial organizations, notes that marketing activities in the non-commercial sector in our country are poorly used.

Ключевые слова: маркетинг, управление, некоммерческий сектор экономики, некоммерческий маркетинг.

Keywords: marketing, management, non-profit sector of the economy, non-profit marketing.

Деятельность человека представлена множеством разнообразных форм. Одной из них является обмен. Характер обмена, в свою очередь, определяет вид деятельности, которая может быть коммерческой и некоммерческой. В первом варианте обмен произведенного товара на другой товар, услуги или деньги, а также деятельность продавца или производителя, осуществляются исключительно с целью получения прибыли. Во втором варианте материальные блага не создаются. Такой вид деятельности направлен на удовлетворение потребности в самореализации личности, обеспечение гражданских свобод и прав, в управлении государством, в безопасности, обороне, образовании, медицине, социальной защите и др. Кроме того, целью этого вида деятельности может являться повышение образовательного и культурного уровней клиентов. Субъекты, которые создают блага такого рода, называют некоммерческими.

Эффективным инструментом управления является маркетинг - продвижение продукта (бренда, товара, услуги), основанное на изучении рыночных потребностей. Широкому практическому применению маркетинга способствовали несомненные успехи в достижении экономических и социальных изменений. В современных условиях, с активным расширением сектора коммерческих и некоммерческих организаций, серьезно повысилось и значение маркетинга, играющего большую роль в развитии компаний.

Первые попытки использования маркетинга в некоммерческой сфере в России были предприняты в начале 90-хх годов прошлого столетия. Это было обусловлено кризисным состоянием многих организаций и сокращением финансирования из традиционных источников. На сегодняшний день в России официально зарегистрировано более полумиллиона некоммерческих организаций различного вида, что закономерно повлекло за собой развитие особого направления в маркетинге - некоммерческого маркетинга, который несомненно повысил эффективность решения проблем общества. Кроме этого, предпосылками возникновения некоммерческого маркетинга стали такие факторы:

- реальное существование сферы некоммерческой деятельности;

- наличие возможности свободного некоммерческого обмена результатами такой деятельности;

- наличие большой конкуренции в некоммерческом секторе.

Некоммерческий маркетинг преследует более сложные маркетинговые задачи. Это связано в первую очередь с тем, что успешная реализация поставленных задач в некоммерческом маркетинге не может быть измерена в денежном эквиваленте. Следует отметить, что некоммерческие организации так или иначе используют инструменты классического маркетинга, но с учетом собственной специфики для продвижения на рынке социально значимой продукции. Клиентами некоммерческого маркетинга являются потребители и спонсоры таких организаций. Участие вторых связано с тем, что некоммерческие организации вынуждены обеспечить себе внешнюю помощь. Оказать ее могут коммерческие организации по альтруистическим или корыстным соображениям. Однако, в большинстве своем финансируются некоммерческие объекты из федеральных и муниципальных бюджетов.

Особенность российского некоммерческого сектора заключается в том, что многие некоммерческие организации занимаются как основной, некоммерческой деятельностью, так и коммерческой. Естественно, цели этих видов деятельности различаются. В этом случае ожидается положительный и социальный, и экономический эффект одновременно. Однако, социальный эффект безусловно является главным результатом деятельности. Отчасти такому положению способствует Гражданский кодекс РФ, где указывается, что деятельность некоммерческих организаций призвана обеспечить ее коммерческая составляющая. Таким образом, можно сказать, что деньги в деятельности некоммерческих организаций обязательно присутствуют, но не в виде прибыли, а лишь как средство для выполнения поставленных задач и их жизнеобеспечения.

Как показывает практика, существует прямая зависимость эффективности деятельности некоммерческих организаций от размеров их бюджетов. Чем более значительными средствами располагает организация, тем эффективнее, профессиональнее и масштабнее ее деятельность. Однако, это не исключает того, что даже удачная

маркетинговая кампания может приводить к денежным потерям. Произойдет это в том случае, если услуги или товары предоставляются ниже себестоимости.

На сегодняшний день некоммерческий маркетинг все чаще не столько реагирует на формирующиеся потребности и спрос, сколько сам умело создает новые потребности и формирует на них спрос. Кроме того, от некоммерческих организаций могут ожидать или требовать обслуживания экономически невыгодных сегментов рынка.

Одной из проблем, тормозящих эффективную работу некоммерческих организаций, является технологическое несовершенство базы нормативной и правовой информации, которой некоммерческие организации обладают сегодня. Например, если некоммерческая организация осуществляет только свою уставную деятельность, то она не освобождается от уплаты налогов. Однако, стоит отметить, что все же некоторые налоговые льготы, в зависимости от характера её деятельности, предусмотрены.

В заключении нужно отметить, что несмотря на огромную проделанную работу по развитию сферы управления деятельностью организаций, в России маркетинговые мероприятия в некоммерческом секторе используются слабо, из-за чего некоммерческая сфера характеризуется слабой нацеленностью на конкретные потребности, предпочтения и спрос потребителей.

Источники:

1. Адаменко А.А. Формирование и анализ внутрихозяйственной отчетности для принятия управленческих решений: монография / Адаменко А.А., Хорольская Т.Е. - Краснодар : КубГАУ, 2018. - 183 с.

2. Богдашев И.В. Социально-этичный маркетинг и его влияние на близорукость покупателя / И.В. Богдашев, А.А. Адаменко, А.М. Романенко // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 7 (60). - С. 1058-1062.

3. Власова Н. С. Роль бухгалтера-менеджера в системе управления предприятием / Н. С. Власова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2006. - № 20. -С. 162-170.

4. Левченко Е. В. Управленческий анализ и его роль в принятии решений по управлению бизнесом // Е.В. Левченко, Н. С. Власова // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1 (90). - С. 966-969.

References:

1. Adamenko A.A. Formation and analysis of on-farm reporting for making management decisions: monograph / Adamenko A.A., Khorolskaya T.E. - Krasnodar: KubGAU, 2018 .-- 183 p.

2. Bogdashev I.V. Socio-ethical marketing and its influence on the buyer's myopia. Bogdashev, A.A. Adamenko, A.M. Roma-nenko // Economics and Entrepreneurship. - 2015. - No. 7 (60). - S. 1058-1062.

3. Vlasova NS The role of an accountant-manager in the enterprise management system / NS Vlasova // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2006. - No. 20. - S. 162-170.

4. Levchenko EV Management analysis and its role in decision-making on business management // EV Levchenko. Levchenko, NS Vlasova // Economy and Entrepreneurship. - 2018. - No. 1 (90). - S. 966-969.

С-А.Ш. Довтаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

S-A.Sh. Dovtaev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University".

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ECONOMIC SECURITY AS THE MAIN ELEMENT IN THE NATIONAL SECURITY SYSTEM OF RUSSIA

Аннотация. Экономическая безопасность призвана гарантировать обеспечение независимости государства, устанавливать возможности реализации независимой экономической политики и формировать способности с целью устойчивого социально-экономического развития страны в современных условиях глобализации всемирного хозяйства и геополитических рисков. Без должного обеспечения экономической безопасности достаточно затруднительно решать задачи, стоящие перед страной, как во внутригосударственном секторе, так и в международном плане. Объектами экономической безопасности являются личность, общество и общественные институты, государство, регионы, другие экономические системы, а субъектами - структуры национальной экономической системы, организующие защиту объектов экономической безопасности. Меры по обеспечению экономической безопасности представляют собой комплекс способов, осознанных действий, которые ориентированы на предотвращение внутренних и внешних угроз безопасности и являются результатом ежедневной деятельности государственных органов.

Abstract. Economic security is designed to guarantee the independence of the state, to establish the possibilities for the implementation of an independent economic policy and to form abilities for the purpose of sustainable socio-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.