Научная статья на тему 'Особенности локуса контроля студентов с различным порядком рождения в семье'

Особенности локуса контроля студентов с различным порядком рождения в семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
549
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ВОСПРИНИМАЕМЫЙ КОНТРОЛЬ / ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ / РОЛЕВАЯ ПОЗИЦИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ / LOCUS OF CONTROL / INTERNAL LOCUS OF CONTROL / EXTERNAL LOCUS OF CONTROL / PERCEIVED CONTROL / CHILDREN BIRTH ORDER IN THEIR FAMILY / ROLE POSITION OF CHILDREN IN THEIR FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симатова Оксана Борисовна

Актуальность изучения локуса контроля личности определяется социальным и научным запросом на анализ его влияния в отношении социально-психологической адаптации. Исследователи отмечают, что внутренние стратегии атрибуции оказывают существенное влияние на всю жизнедеятельность человека, детерминируя соответствующий уровень адаптивности. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования локуса контроля студентов вуза с различным порядком рождения в семье. Автором представляется обобщенный количественный и качественно-содержательный анализ результатов исследования. Полученные результаты позволяют предположить, что порядок рождения детей в семье выступает существенным фактором и одним из условий развития локуса контроля личности. Данные исследования также свидетельствуют о неоднозначности оценки интернальности локуса контроля в различных сферах жизнедеятельности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Locus of Control of Students with Different Birth Order in Family

The relevance of the research of personality's locus of control is determined by social and scientific request for analysis of its influence on social and psychological adaptation. Researchers note that internal strategies of attribution have a noticeable effect on human activity in general and determine a corresponding level of adaptability. The article discusses the results of the empirical study of locus of control of high school students with different birth order in their family. The author presents detailed quantitative and qualitative analysis of the results of the study. The obtained results allow to suggest that children birth order in their family becomes the important development factor and condition of personality's locus of control. The results also demonstrate the ambiguity of evaluation of locus of control's internality in different spheres of human activity.

Текст научной работы на тему «Особенности локуса контроля студентов с различным порядком рождения в семье»

20/ß//

ник Саратовского государственного технического университета. - 2011. - № 1 (52). -С. 270-275.

27. Верещагина А. В., Бандурин А. П., Са-мыгин С. И. Кризис института традиционной семьи в России и семейные траектории молодой семьи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. -№ 11. - С. 24-28.

28. Карташова Т. Е. Особенности брач-но-семейных установок современной молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2011. - № 129.

29. Мясникова И. С., Шатохина Е. Д. Современная семья - зеркало противоречий и проблем общества // Молодой ученый. - 2017. -№ 3. - С. 458-460.

30. Хачатрян Л. А. Современный брак результат эволюции семейно-брачных отношений // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2001. -№ 1. - С. 89-100.

31. Ляушева С. А. Влияние модернизации общества на институт семьи // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - № 2.

32. Олейников Ю. В. Судьба инфантильного социума // История и современность. -2012. - № 2. - С. 47-74.

33. Ростовская Т. К., Ростовская Н. А. Роль массовой коммуникации в социализации молодежи и молодых семей // Информационное общество. - 2014. - № 2. - С. 43-48.

34. Адилова Л. Ф. Мищенко В. А. Образ семьи и семейные ценности в российских СМИ // Вестник РГГУ. - 2014. - № 4 (126). -С. 108-116.

О. Б. Симатова

УДК 37.012:37.011.32-055.7

ОСОБЕННОСТИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПОРЯДКОМ РОЖДЕНИЯ В СЕМЬЕ

Проблема локуса контроля уже достаточно продолжительное время занимает одно из центральных мест в современной психологической науке. Актуальность и социальная значимость данной проблемы связаны с тем, что внутренние стратегии атрибуции и ответственность человека за собственную жизнь, нравственные принципы, профессиональный путь являются основой его жизненной позиции, оказывающей существенное влияние на всю жизнедеятельность.

В настоящей статье обсуждаются основные теоретико-методологические аспекты проблемы локуса контроля личности в контексте взаимосвязи его характера с определенными условиями развития личности в семье. В работе представлен подробный анализ результатов эмпирического исследования локуса контроля у студентов вуза с различным порядком рождения в семье.

Понятие локуса контроля (от лат. locus -место, местоположение и франц. controle - проверка) в современном понимании было введено Дж. Роттером, который определил его как склонность человека локализовать источник управления собственной жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе. При этом автор указывал на существование континуума, крайними точками которого являются индивиды с ярко выраженными внешними или внутренними стратегиями атрибуции. В данном контексте речь, как правило, идет о двух типах локуса контроля: интернальном и экстернальном. Об интернальном локусе контроля говорят тогда, когда человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на

себя, объясняя их собственными поведением, характером, способностями, а об экстерналь-ном - в случаях, когда человек приписывает ответственность за происходящее преимущественно внешним факторам (окружающим, судьбе, стечению обстоятельств, случайностям и т. д.) [5].

В многочисленных работах исследователи (К. Муздыбаев, А. А. Реан, L. Lipp, R. Kol-sol, W. James, H. Randal и др.) зачастую связывают локус контроля с такими характеристиками личности, как активность, независимость, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, настойчивость в достижении целей и т. д. При этом отмечается, что интерналы более уверены в себе, менее внушаемы, независимы, полагаются преимущественно на собственное мнение, чаще ориентированы на успех, более спокойны, доброжелательны, предпочитают большую осведомленность в проблемах и ситуациях, используя ее для контроля собственной среды. Экстер-налы же наоборот, характеризуются неуверенностью, значительной внушаемостью, зависимостью от чужого мнения и внешних обстоятельств, узко ситуационными и эмоционально ярко окрашенными объяснениями собственного поведения, доминантностью и нетерпеливостью, чаще идут на высокий риск, ждут помощи от других.

К. Муздыбаев указывает на положительную корреляцию между интернальностью и наличием смысла жизни: чем больше человек верит, что его жизнь зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере он находит в жизни смысл и соответствующие цели и, соответственно, наоборот [3]. Ряд исследователей (А. А. Реан, D. Lester, H. Kulas и др.) отмечает существование взаимосвязи характера локуса контроля с уровнями тревожности, агрессивности, конформности, депрессивности личности.

Наличие внутренних (личностных) и внешних (связанных с окружающим миром) возможностей личности Ф. Хайдер дополнил еще одним параметром атрибуции - стабильностью-вариативностью. В данной трактовке с точки зрения внутреннего (личностного) ас-

пекта стабильность связывается со способностями, а вариативность - с мотивацией. С точки зрения внешнего аспекта (окружающий мир) стабильность связывается с трудностью задания, а вариативность - со случаем, удачей, везением. Принимая это во внимание, можно говорить о неоднозначности предпочтительности интернальности локуса контроля рамках разных компонентов (стабильного или вариативного): например, интер-нальность в области неудач, связанная с вариативным компонентом, и интернальность в данной же области, связанная со стабильным компонентом, - это, очевидно, две разные вещи.

В настоящее время все более часто вместо термина «локус контроля» используется термин «воспринимаемый контроль», имеющий два компонента: согласованность поведения и его последствий и компетентность (способность осуществить соответствующие действия). Согласованность и компетентность являются важными условиями психологического благополучия и удовлетворенности жизнью [2].

Вслед за большинством исследователей мы полагаем, что гиперболизация взаимосвязи локуса контроля с определенным состоянием различных психологических характеристик не вполне адекватна: очевидно, что общие тенденции целесообразно рассматривать в качестве лишь первичных ориентиров, допуская наличие специфических вариантов этих тенденций в конкретных случаях. Мы считаем, что в данном контексте целесообразнее говорить о специфике проявления локуса контроля личности в разнообразных жизненных ситуациях и условиях.

Но, несмотря на значимость ситуативного момента и своеобразие жизненных условий, исследователи все же указывают на то, что локус контроля выступает важнейшей интегральной и достаточно стабильной общей характеристикой личности, формирующейся в процессе ее социализации. Исследователи подчеркивают, что локус контроля является своеобразным показателем взаимосвязи отношения человека к себе и к окружающему

20/у//

миру, активно влияющим на его социально-психологическую адаптацию. Учитывая это, можно предположить, что самым первым, важнейшим, а возможно, и определяющим детерминирующим фактором развития локуса контроля личности является семья. Специфика структуры, функций, системы взаимоотношений, уклада, родительских позиций, стиля семейного воспитания и т. д. в конкретной семье создает неповторимые условия развития и первичной социализации личности [4].

Учитывая вышесказанное, мы полагаем, что важнейшим семейным фактором, оказывающим существенное влияние на развитие локуса контроля, выступает порядок рождения ребенка в семье. Так, З. Фрейд утверждал, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет большое значение во всей его последующей жизни, а старшие и младшие дети в любой семье обладают рядом одинаковых черт характера. А. Адлер обозначил связь между порядком рождения ребенка и формированием его личности, выделив порядковые позиции ребенка в семье. У. Тоу-мен обнаружил, что люди, занимающие сходные позиции в семье по порядку рождения, имеют весьма близкие психологические характеристики. Л. Кевин утверждал, что порядок рождения ребенка в семье является достаточно влиятельным фактором для всей судьбы человека, включая его карьеру и социальные связи.

Очевидно, что черты, которые приобретает старший ребенок при появлении в семье второго малыша, и черты, которые при этом постепенно приобретает личность младшего ребенка, безусловно, взаимосвязаны. Оба попадают в свою особенную, неповторимую ситуацию, характеризующуюся совокупностью психологических, социальных, биологических и прочих факторов развития. Так, исследователи отмечают, что положение первенца можно считать психологически благоприятным, пока он является единственным ребенком в семье и окружен родительским вниманием и заботой. А. Адлер описывает положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона», и

отмечает травматичность такого опыта, проявляющуюся высокой тревожностью и эмоциональной неустойчивостью. Старший ребенок более консервативен, ориентирован на семейные установки и предъявляемые моральные стандарты, готов проявлять заботу о младшем. Младший ребенок, как правило, является полной противоположностью старшему: он независим, оптимистичен, склонен к манипуляциям, более ориентирован на себя, не стремится соответствовать ожиданиям окружающих, эмоционально стабилен. Положение последнего ребенка в семье уникально: он может быть окружен заботой вниманием родителей, а также старших братьев и сестер; зачастую ему приходится пользоваться вещами других членов семьи; он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости [1].

Исследователями описаны психологические черты, присущие людям с различным порядком рождения в семье. Несмотря на то, что в данных исследованиях прямые указания на взаимосвязь порядка рождения и характера локуса контроля отсутствуют, на наш взгляд, все же можно говорить об определенных корреляционных тенденциях в отношении особенностей локуса контроля и определенных характерологических черт.

Обобщая результаты исследований в данном направлении, можно отметить, что единственный ребенок в семье, как правило, несет своеобразный груз ответственности за социальную реализацию родителей, которые видят в нем свое продолжение и потенциальное воплощение собственных амбиций. Единственным ребенком в семье осознанно и целенаправленно занимаются. В семье специально организовываются его развитие и досуг (посещение кружков, секций, студий, музеев, кино, театров, организация поездок, путешествий, праздников и т. д.). Результатом, как правило, выступает достаточно высокое интеллектуальное развитие единственных детей. Родители разделяют успехи единственного ребенка, им гордятся, на него возлагают большие надежды. Семья активно участвует в решении проблемных ситуаций,

связанных с ребенком, оказывает всяческую помощь и поддержку. Положение в семье единственного ребенка, привыкшего к всеобщему вниманию и удовлетворению всех своих потребностей, зачастую способствует развитию у него неосознанного эгоизма на основе отсутствия знания другой модели отношений. В последствие единственные дети нередко испытывают трудности в общении со сверстниками, особенно в ситуациях, когда необходимо делиться, помогать, жертвовать собственными интересами. Единственным детям зачастую присущи перфекционизм, боязнь ситуаций риска и совершения ошибок.

Исследователи указывают на то, что большинство черт единственного ребенка отмечается и у первого ребенка в семье. Но при всем этом зачастую присутствуют неуверенность в себе и неустойчивая (чаще заниженная) самооценка, вызванная переключением внимания с него на появившегося в семье другого малыша. Большое значение в таких условиях развития имеет разница в возрасте первого и последующих детей. Так, при разнице в возрасте 1-1,5 года дети растут фактически как близнецы, в 3,5 года - это уже два разных человека, отношения между которыми могут складываться по-разному, в зависимости от целого ряда факторов и причин. Отмечается, что старшие дети нередко прибегают к такому механизму психологической защиты, как регрессия (возвращение на более ранний возрастной уровень развития) с целью привлечения внимания родителей и нежелания принимать на себя какую-либо ответственность за младших. Если разница между детьми составляет 7 лет, то старший, как правило, занимает опекающую позицию по отношению к младшему, а если 10 - у младшего появляется практически третий родитель. Первые по порядку рождения в семье дети в детстве ощущают свою уникальность, что в последующем может приводить к развитию у них высокой требовательности. При этом они интеллектуально развиты, склонны к саморазвитию и самосовершенствованию. Результаты некоторых исследований свидетельствуют об излишней привязанности первых детей к

родителям, что может приводить к зависимости и инфантилизму. Для первых детей характерны обостренное чувство справедливости и развитое чувство собственного достоинства. Наряду с этим отмечаются склонность к одинокому образу жизни, низкая потребность в аффилиации. Они отличаются склонностью к достижению успеха, но при возникновении трудностей и препятствий могут бросить начатое дело. Первые по порядку рождения в семье дети идут навстречу людям, как правило, для того, чтобы заслужить их одобрение. Старшие дети легко и охотно соблюдают правила, добросовестны, ответственны, совестливы, серьезны, упрямы, консервативны, нетерпимы, зависимы от чужого мнения.

Средний ребенок выступает в роли своеобразного буфера между старшим и младшим. При этом ему труднее всего привлечь к себе внимание родителей. Как правило, средние дети - это мастера коммуникации, а повзрослев, они зачастую становятся «душой компании». Понимая, что по успехам догнать старших будет трудно, они не претендуют на выдающиеся достижения и не отличаются амбициозностью, готовы делиться с окружающими как материально, так и эмоционально. Средние дети часто испытывают сложности в самоопределении и идентификации, т. к. они одновременно по отношению к одним - младшие, а по отношению к другим - старшие. Вероятно, поэтому им свойственны безынициативность и зависимость от мнения других. В случае, если средний ребенок является единственным своего пола, то, как правило, он и растет как единственный.

Младший в семье ребенок легко выигрывает конкуренцию за внимание родителей, а также окружен вниманием других членов семьи. Поэтому зачастую младшие дети отличаются высокой самооценкой, позволяющей не бояться ошибаться, рисковать, пробовать себя в чем-то новом. Как правило, младшие дети эгоистичны, но при этом оптимистичны, жизнерадостны, дружелюбны и общительны. Они отличаются независимым характером, беспечны и склонны избегать ответственности. Зачастую они выбирают иждивенческую

20/у//

жизненную позицию, рассчитывая на помощь других, склонны к манипуляциям, провокациям и конкуренции.

Принимая во внимание вышесказанное, можно констатировать, что черты, характерные для единственных и старших в семье детей, соотносимы с наличием интернального локуса контроля, а особенности характера младших - с экстернальностью. Трудности в самоопределении и идентификации у средних детей, возможно, свидетельствуют о неустойчивости и неопределенности характера локу-са контроля. Таким образом, результаты теоретического анализа научной литературы позволяют говорить об особенностях локуса контроля у людей с различным порядком рождения в семье.

Необходимо отметить, что подавляющее большинство исследований в рамках рассматриваемой проблемы касается детей различного возраста. Не вызывает сомнения, что это целесообразно с точки зрения необходимости опережающего характера психолого-педагогического воздействия, а также - учета особенностей зоны ближайшего развития и сен-зитивности возрастных этапов. Но существуют данные ряда исследований, свидетельствующие о наличии противоречий между описанными характерологическими чертами у старших и младших детей в детстве и чертами, присущими им в более позднем возрасте. Так, логично было бы предположить, что наличие интернального локуса контроля и ассоциированных с ним черт наиболее благоприятно для успешности человека в различных сферах жизни, а это значит, что старшие дети должны добиваться больших успехов, чем младшие. При этом результаты некоторых исследований указывают на то, что, несмотря на наличие таких черт у людей, являющихся старшими по порядку рождения в семье, во взрослой жизни зачастую реже, чем у младших, отмечаются какие-либо выдающиеся успехи. Таким образом, можно констатировать, что локус контроля - сложная интегра-тивная, относительно стабильная, но все же претерпевающая закономерные динамические изменения (в зависимости от возраста и осо-

бенностей конкретных жизненных ситуаций) характеристика личности.

С учетом вышеуказанного противоречия и того, что юношеский период развития характеризуется тем, что большинство психологических характеристик становится устойчивыми личностными образованиями, нами было организовано и проведено эмпирическое исследование особенностей локуса контроля студентов вуза, с различным порядком рождения в семье.

Исследование проводилось на базе Забайкальского государственного университета (ЗабГУ). Выборку составили 96 студентов первого курса различных факультетов университета, в возрасте от 16,6 до 17,3 лет (средний возраст составил 16,9 лет) которые до поступления преимущественно являлись жителями сельской местности различных районов и в меньшей степени - районных центров Забайкальского края. Включение в состав участников исследования студентов, проживающих преимущественно в сельской местности, было вызвано недостаточным количеством семей с тремя детьми с соответствующей разницей в возрасте среди студентов, проживающих в г. Чита. Все участники исследования не являлись единственными детьми в родительской семье. При этом разница в возрасте между детьми в одной семье составляла от 3,2 до 5,5 лет с целью сохранения позиционных сценариев по порядку рождения в семье. Все участники исследования не имели собственной семьи и не работали.

По порядку рождения в родительской семье было сформировано три группы (34, 30, 32 человека соответственно): первую группу составили студенты, являющиеся старшими детьми в семьях с двумя и тремя детьми, вторую - студенты, являющиеся средними детьми в семьях с тремя детьми, в третью группу вошли студенты, являющиеся младшими детьми в семьях с двумя и тремя детьми. Необходимо отметить, что студенты, занимающие различные позиции по порядку рождения в семье, происходили не из одной, а из разных семей в силу различного местонахождения их братьев и сестер. Кроме того, мы

исходили из необходимости учета определенной разницы в возрасте между детьми в семьях, из которых происходили участники исследования, с целью сохранения ими определенной ролевой позиции. Была обеспечена сопоставимость групп по возрасту, полу, социальным параметрам родительских семей.

В рамках эмпирического исследования использовалась методика УСК (уровень субъективного контроля) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голы-нкиной, А. М. Эткинда (1984). В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. При этом в отличие от Дж. Роттера, стоявшем на позиции универсальности локуса контроля по отношению к различным ситуациям, авторы исходили из того, что в различных ситуациях возможны разнонаправленные сочетания локуса контроля. При математико-статистической обработке результатов исследования использовался коэффициент достоверности различий Крускала-Уол-лиса. Был проведен количественный и качественно-содержательный анализ полученных результатов исследования, сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В процессе качественно-содержательного анализа результатов исследования выяснилось следующее. Самые высокие показатели по шкале общей интернальности продемонстрировали студенты, являющиеся старшими детьми в родительской семье (88,6 %). У студентов, являющихся средними детьми, преобладали средние относительно максимальных и минимальных значений показатели по данной шкале (80,7 %). Студенты, являющиеся младшими детьми, показали низкие значения показателей по шкале общей интерналь-ности (91,8 %). Полученные результаты свидетельствуют о том, что для старших в семье детей наиболее характерен высокий уровень субъективного контроля в большинстве значимых ситуаций. Такие люди, как правило, считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных усилий и способностей. Они полагают, что управляют своей жизнью и чувствуют ответственность за то, как в целом складывается их жизнь. В подавляющем большинстве

случаев студенты, являющиеся младшими в семье детьми, продемонстрировали низкий уровень субъективного контроля, что свидетельствует о том, что они не видят связи между собственными действиями и значимыми событиями их жизни. Вероятно, они полагают, что большинство событий их жизни является результатом действий окружающих, случайностей, стечения обстоятельств. Продемонстрированные студентами, являющимися средними детьми, средние значения показателей по данной шкале подтверждают результаты исследований других авторов, свидетельствующие о неопределенности их ло-куса контроля, возможно, связанной с трудностями самоопределения и идентификации.

Анализ интернальности по шкалам в области достижений, неудач, межличностных и семейных отношений обнаружил, как и по шкале общей интернальности, аналогичное положение дел. Самые высокие показатели по вышеуказанным шкалам продемонстрировали студенты, являющиеся старшими детьми в родительской семье. У студентов, являющихся средними детьми, преобладали средние относительно максимальных и минимальных значений показатели по соответствующим шкалам. Студенты, являющиеся младшими детьми, продемонстрировали низкие значения показателей по данным шкалам.

Такие результаты свидетельствуют о высоком уровне субъективного контроля у старших в семье детей над эмоционально положительными событиями и ситуациями, ассоциированными с успехами, победами, которые они связывают с собственными усилиями и способностями. При этом у старших детей присутствует и высокий контроль по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что может проявляться в тенденции к самообвинениям в случаях ситуаций поражений. Говоря о субъективном контроле старших детей в области межличностных отношений, можно предположить, что они считают себя способными контролировать и регулировать собственные неформальные отношения с окружающими, рассчитывают на принятие, симпатию и уважение. Высокие пока-

20/у//

затели субъективного контроля в области семейных отношений у старших детей свидетельствуют о том, что они считают себя ответственными за события, которые будут происходить в их собственной семейной жизни.

Студенты, являющиеся младшими детьми в семье, убедительно продемонстрировали практически противоположные, по сравнению со старшими, результаты. Преобладающие у них низкие показатели по шкале интернальности в области достижений позволяют предположить, что младшие дети в подавляющем большинстве случаев склонны приписывать свои успехи и достижения внешним обстоятельствам (помощи окружающих, везенью, удаче, счастливой судьбе). При этом низкие показатели в области неудач свидетельствуют о том, что младшие дети не берут на себя ответственности за собственные неудачи, а по большей мере перекладывают ее либо на окружающих, либо на неудачное стечение обстоятельств. Продемонстрированные младшими детьми низкие показатели субъективного контроля по шкалам межличностных и семейных отношений свидетельствуют о том, что они не считают себя способными самостоятельно и целенаправленно создавать собственный круг общения и регулировать значимые для себя в данных областях ситуации. Скорее всего, они считают свои межличностные и семейные отношения результатом действий своих партнеров.

Продемонстрированные студентами, являющимися средними детьми, промежуточные значения показателей по шкалам интер-нальности в областях достижений, неудач, межличностных и семейных отношений подтверждают результаты, полученные по шкале общей интернальности. Это может говорить о вероятной неопределенности их локуса контроля, возможно, связанной с трудностями самоопределения и идентификации.

В отношении результатов, полученных по шкале интернальности в области производственных отношений и шкале интерналь-ности в отношении здоровья и болезни выяснилось, что показатели студентов трех сравниваемых групп не показали существенной

разницы: в каждой группе присутствовали как высокие, так средние и низкие значения соответствующих показателей. Возможно, данный факт связан с тем, что участники исследования - неработающие студенты 1-го курса, для которых работа и отношения, связанные с ней, - дело отдаленного для них будущего, намерения, не являющиеся в настоящий момент приоритетными. В отношении субъективного контроля в области здоровья и болезни можно предположить, что в настоящее время в силу возрастных особенностей, субъективная значимость здоровья не входит в число приоритетных ценностей. При этом первоначально можно было бы предположить, что подобные результаты могли бы быть получены и по шкале интернальности в области семейных отношений (ведь студенты не имели собственной семьи). Очевидно, в этом случае сыграла свою роль сензитивность данного периода возрастного развития в отношении создания собственной семьи и связанные с этим планы и определенное состояние личностной готовности к браку у участников исследования.

В результате обработки результатов исследования с применением Н-критерия Крус-кала-Уоллиса были выявлены статистически значимые различия (р<0,01) в показателях субъективного контроля по шкалам в области достижений, неудач, межличностных и семейных отношений. При этом различия субъективного контроля по соответствующим шкалам состояли в преимущественно их высоких значениях у старших в семье детей, низких -у младших и промежуточных - у средних. По шкалам интернальности в области производственных отношений и в отношении здоровья и болезни статистически значимых различий в соответствующих показателях участников всех трех сравниваемых групп обнаружено не было.

Учитывая то, что нами были предприняты определенные усилия по обеспечению максимальной сопоставимости изучаемых групп, можно констатировать, что полученные результаты могут быть связаны с порядком рождения участников исследования в родительской

семье. Кроме того, необходимо обратить внимание на тот факт, что у старших в семье детей при высоких показателях интернальности в области достижений отмечаются и высокие показатели в области неудач, что может определенным образом объяснять рассматриваемое нами выше противоречие. Возможно, принимая на себя ответственность за все неудачи, старшие дети впоследствии на фоне чувства вины за неудачи начинают бояться рисковать, ограничивая себя в планах будущих целей успехов и достижений. Возможно, именно это и выступает определенным объяснением того, что зачастую старшие дети в реальной жизни, обладая, казалось бы, более богатым потенциалом для успехов и достижений, ограничиваются весьма скромным местом в социуме, по сравнению с младшими. Ведь младшие дети, хотя и не претендуют на высокие достижения и победы, благодаря экстер-нальному локусу контроля, оказываются не обремененными чувствами вины за неудачи и ответственности за достижение успехов, всегда рассчитывают на помощь окружающих, что, очевидно, позволяет им строить смелые планы и ставить цели, сопряженные с определенным риском.

Таким образом, результаты настоящего исследования позволяют сделать предположение о том, что порядок рождения детей в семье, безусловно, в совокупности с целым рядом других моментов (индивидуально-психологическими свойствами личности, возрастными особенностями, своеобразием семейных условий и т. д.), является одним из существенных факторов развития такой важнейшей психологической характеристики, как локус контроля. Кроме того, результаты настоящего исследования позволяют говорить о неоднозначности желательности наличия ин-тернального локуса контроля во всех без исключения областях жизнедеятельности. Мы полагаем, что присутствие адекватной экс-тернальности (например, в области причин неудач, объективно не зависящих от человека), позволяющей избежать неадекватного чувства вины и сохранить уверенность в себе и контроль за происходящими в жизни собы-

тиями, является наиболее оптимальным и желательным с психологической точки зрения. Необходимо отметить, что в современных психологических исследованиях имеются экспериментальные данные, опровергающие примитивную модель поведения и интерпретации событий в формате «интернал в области достижений - эктернал в области неудач». Результаты нашего исследования позволяют внести определенный вклад в такое опровержение и актуализируют вопрос о расширении спектра критериев индивидуального подхода в процессе создания условий для максимального развития личности.

АННОТАЦИЯ

Актуальность изучения локуса контроля личности определяется социальным и научным запросом на анализ его влияния в отношении социально-психологической адаптации. Исследователи отмечают, что внутренние стратегии атрибуции оказывают существенное влияние на всю жизнедеятельность человека, детерминируя соответствующий уровень адаптивности. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования ло-куса контроля студентов вуза с различным порядком рождения в семье. Автором представляется обобщенный количественный и качественно-содержательный анализ результатов исследования. Полученные результаты позволяют предположить, что порядок рождения детей в семье выступает существенным фактором и одним из условий развития ло-куса контроля личности. Данные исследования также свидетельствуют о неоднозначности оценки интернальности локуса контроля в различных сферах жизнедеятельности личности.

Ключевые слова: локус контроля, ин-тернальный локус контроля, экстернальный локус контроля, воспринимаемый контроль, порядок рождения детей в семье, ролевая позиция детей в семье.

SUMMARY

The relevance of the research of personality's locus of control is determined by social and scientific request for analysis of its influence on social and psychological adaptation. Researchers note that internal strategies of attribution have a

noticeable effect on human activity in general and determine a corresponding level of adaptability. The article discusses the results of the empirical study of locus of control of high school students with different birth order in their family. The author presents detailed quantitative and qualitative analysis of the results of the study. The obtained results allow to suggest that children birth order in their family becomes the important development factor and condition of personality's locus of control. The results also demonstrate the ambiguity of evaluation of locus of control's internality in different spheres of human activity.

Key words: locus of control, internal locus of control, external locus of control, perceived control, children birth order in their family, role position of children in their family.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - М.: Феникс, 2016. - 448 с.

2. Булюбаш И. Д., Морозов И. Н., Приходь-ко М. С. Психологическая реабилитация пациентов с последствиями спинальной травмы. Серия: Мастерская практического психолога. - Самара: Бахрах-М, 2011. - 272 с.

3. Муздыбаев К. Психология ответственности / под ред. Е. Семенова. - Л.: Наука, 1983. - 240 с.

4. Симатова О. Б. Превенция аддиктив-ного поведения подростков в образовательном пространстве школы: учебное пособие. - Чита: ЗабГУ, 2018. - 223 с.

5. Rotter J. B. Generalized Expectancies for Internal Versus External Control of Reinforcement. - Psychol. Monographs, 1966. -Vol. 80. - URL: https://pdfs.semanticscholar. org/161c/b7ac92d7571042bb11ebdaaa1175be80 79f8.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.